Вот полный текст 1479: "Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: не приемли имени Господа Бога твоего всуе [Исх. 20, 7; ср. Втор. 5, 11]. Или - защитит тя имя Бога Иаковля [Пс. 19, 2], или: изведи из темницы душу мою исповедаться имени Твоему [Пс. 141, 8]. Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли - весь всецело и в то же время везде - во всей твари. Потому призови только имя Господне: ты призовешь Господа - Спасителя верующих и спасешься". Какой же тут контекст, не согласующийся с первой фразой? Напротив, все здесь подтверждает ее смысл.
А в приведенном тобой 1088 словами "в этом имени ты имеешь все существо Господа" Кронштадтский прямо и дерзко отрицает святоотеческое учение. Даже нынешним имяверцам не хватило тщеславия, чтобы дойти до приравнивания к имени божественной сущности.
Вот интересно, что могло подвигнуть на такое странное умозаключение: Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли - весь всецело и в то же время везде - во всей твари. В огороде бузина, а в Киеве - дядька... В каждой твари - "весь всецело"? - Да ни в какой твари Он ни всецело ни по частям - Творец не принадлежит твари.
Но вот что (несколько про другое), кстати, читаем в Молитве преп. Iоанна Дамаскина ко св. причащению: <...> ова убо края ризы Твоея коснувшися, удобь исцеленiе прiят: ова же пречистеи Твои нозе удержавши, разрешенiе грехов понесе. Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая воспрiяти, да не опален буду... Это - неудачный перевод или что?
Я разумею, что "иже везде сый и вся исполняяй" не означает принадлежности Творца твари, а когда говорится, что Творец "в" каждой твари - неважно, целиком или по частям, то такая грамматическая конструкция подразумевает принадлежность, и даже заключение Творца "в" твари - то есть, реальный пантеизм. Ну, например, тварь принадлежит времени и пространству, а Творец времени и пространства - времени и пространству не принадлежит. Но это не значит, что Дух Святый не может проникать сквозь тварное время и тварное пространство, как Ему угодно, "иже везде сый и вся исполняяй".
2. Бог присутствует в святых божественными энергиями Своего Духа, и не может быть ни в ком всецело.
3. Томос Константинопольского Собора 1691 года о Таинстве Евхаристии учит нас, что "в каждой частице освященных хлеба и вина находится не [какая-либо] часть Тела и Крови Христовых, но весь целиком Владыка Христос по существу, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек". Но это не означает, что восприятие всего Тела Христова приводит к "поглощению" Христа. Иначе пришлось бы признать, что Святое Тело поступает в пищеварительный тракт и усваивается человеческим организмом наравне с пищей, что не только нелепо, но и богохульно. Достойно причащающиеся освящаются Духом Христовым в меру их готовности к святости, а прочие не получают ничего, приближающего их к Царству Небесному.
Вот, например, св. Григорий Палама пишет: "причащающиеся боготворящих благодатей Духа не причащаются сущности" (О божественных энергиях и их причастии, 34).
Дима, ты не обратил внимание на одну деталь - записки о.Иоанна сделаны им когда он находился в состоянии сердечной молитвы. И утверждение Имя Божие есть Бог о.Иоанн относит только к этому состоянию, а не тварному уму - "в суе" .
Саша, откуда тебе известно, в каком состоянии была сказана эта языческая чушь? Я вообще сомневаюсь, чтобы Кронштадтский (судя по его "творениям") находился в состоянии умносердечной молитвы когда-либо. Смысл второго предложения я не уловил. Поясни, пожалуйста.
"Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: не приемли имени Господа Бога твоего всуе [Исх. 20, 7; ср. Втор. 5, 11]. Или - защитит тя имя Бога Иаковля [Пс. 19, 2], или: изведи из темницы душу мою исповедаться имени Твоему [Пс. 141, 8]. Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли - весь всецело и в то же время везде - во всей твари. Потому призови только имя Господне: ты призовешь Господа - Спасителя верующих и спасешься".
Какой же тут контекст, не согласующийся с первой фразой? Напротив, все здесь подтверждает ее смысл.
А в приведенном тобой 1088 словами "в этом имени ты имеешь все существо Господа" Кронштадтский прямо и дерзко отрицает святоотеческое учение.
Даже нынешним имяверцам не хватило тщеславия, чтобы дойти до приравнивания к имени божественной сущности.
Reply
Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли - весь всецело и в то же время везде - во всей твари.
В огороде бузина, а в Киеве - дядька...
В каждой твари - "весь всецело"? - Да ни в какой твари Он ни всецело ни по частям - Творец не принадлежит твари.
Но вот что (несколько про другое), кстати, читаем в Молитве преп. Iоанна Дамаскина ко св. причащению:
<...> ова убо края ризы Твоея коснувшися, удобь исцеленiе прiят: ова же пречистеи Твои нозе удержавши, разрешенiе грехов понесе. Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая воспрiяти, да не опален буду...
Это - неудачный перевод или что?
Reply
Иже везде сый и вся исполняяй
Reply
И что из этого следует?
Не думаешь ли ты, что он всецело присутствует, например, в сатане?
Reply
Reply
2. Бог присутствует в святых божественными энергиями Своего Духа, и не может быть ни в ком всецело.
3. Томос Константинопольского Собора 1691 года о Таинстве Евхаристии учит нас, что "в каждой частице освященных хлеба и вина находится не [какая-либо] часть Тела и Крови Христовых, но весь целиком Владыка Христос по существу, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек".
Но это не означает, что восприятие всего Тела Христова приводит к "поглощению" Христа.
Иначе пришлось бы признать, что Святое Тело поступает в пищеварительный тракт и усваивается человеческим организмом наравне с пищей, что не только нелепо, но и богохульно.
Достойно причащающиеся освящаются Духом Христовым в меру их готовности к святости, а прочие не получают ничего, приближающего их к Царству Небесному.
Reply
Reply
когда он находился в состоянии сердечной молитвы. И утверждение Имя Божие есть Бог
о.Иоанн относит только к этому состоянию, а не тварному уму - "в суе" .
Reply
Reply
Reply
Да Все Его человеческое Воскресло ! тело , душа, материя, энергии (включая Имя)
Reply
Reply
Я вообще сомневаюсь, чтобы Кронштадтский (судя по его "творениям") находился в состоянии умносердечной молитвы когда-либо.
Смысл второго предложения я не уловил. Поясни, пожалуйста.
Reply
1088. Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие...
Святой праведный Иоанн Кронштадтский В мире молитвы. XVIII. О молитве Иисусовой.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment