Шереметевский дворец и его легенды ● Музей музыки

Oct 12, 2022 18:30




Один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге - "Фонтанный дом".
Название получил от реки Фонтанки, на набережной которой он стоит. В  главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.


   



   


До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых.




В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки.




Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.




Картуш с гербом Шереметевых.




Над входом лозунг-девиз: "Бог сохраняет все".







В конце 1730-х - начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец.





     


При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др.




Схема дворца и размещение коллекций.













При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки.




Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.




Древо Шереметевых.







После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошёл на национализацию дворца.




В доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII-XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года.







Ныне в стенах дворца создается Музей музыки, в основе которого лежит крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света.




Более 3 000 музыкальных инструментов, которыми располагает коллекция, позволяют отследить историю совершенствования и развития музыки.




Будет интересно и детям и взрослым.




Музей музыки является филиалом государственного Музея театрального и музыкального искусства. С 1989 года он размещается под крышей Шереметевского дворца и занимает площадь около 950 м². Выставки сформированы по трём секторам:

● История рода Шереметевых и быт дворянского сословия XVIII-XX веков;
● Коллекция музыкальных инструментов;
● Предметы, предоставленные частными коллекционерами.





    


Арфа всегда кстати даже на рыбалке...




Рог без вина - деньги на ветер... инструменты рогового оркестра. "Роговой оркестр" не имеет аналогов в мире. Он был собран в 1751 году и в нем каждый рог настроен только на один звук.




Коллекционные русские колокола, в музее соседствуют с копиями музыкальных инструментов античных времён, возле виолончели Николая II выставлена скрипка Михаила Глинки.




Парадная лестница с портретом фельдмаршала Шереметьева - первого фельдмаршала России!







У посетителей пользуется популярностью и коллекция флейт Александра I.




Один из самых знаменитых экспонатов музея - скрипка итальянского мастера Страдивари.  Страдивари крайняя слева в верхнем ряду, а скрипка Амати крайняя справа в середине.




На почётном месте находится подарок Николаю I от Александры Фёдоровны - коллекция олифантов (сигнальных рогов средневековых рыцарей). Знаменитое собрание органично вписалось в барочную архитектуру знаменитого дома на набережной Фонтанки.




Коллекция входит в пятёрку самых больших мировых собраний музыкальных инструментов и является самой лучшей в нашей стране. В ней выставлены изделия знаменитых мастеров России и Западной Европы, коллекция российской императорской семьи, личные инструменты российских композиторов. В собрании представлены уникальные экспонаты со всех континентов.



















Случайный снимок...










Богатая коллекция.




Есть у дворца и история золушки - Параши (Просковьи) Жемчуговой.  По иронии судьбы, она перешла в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской. В шестилетнем возрасте Прасковью забрали у отца кузеца в крепостной театр дворца в Кусково под Москвой за тоненький чистый голос. Там она расцвела, прекрасно пела и двигалась, сочиняла песни и обладала прекрасной внешностью. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну "первой русской поэтессой из крестьянства".




Жемчугова - это псевдоним. В театре были еще актрисы Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова и другие.

Само собой, когда граф получил новую должность и убыл в Петербург, весь каменный цветник забрал с собой и показал императрице.  Екатерина II была так восхищена игрой и исполнением примы, что сняла с руки и подарила Параше свой алмазный перстень.




Девушка была равнодушна к мехам, нарядам и драгоценностям. Неизвестно любила ли она графа, но попросила не меха и не золото, а  странноприимный дом, где бы оказывали помощь всем нуждающимся. Так в Москве появилась будущая больница имени Склифосовского. Первый параграф устава Странноприимного дома гласил: "Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени".



Боровиковский Владимир «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1819г.

Видимо после этого граф влюбился в девушку всерьез, дал ей вольную и даже обвенчался с ней. Вот так из Параши девушка стала Прасковьей и богатейшей графиней России.

Прасковье Жемчуговой приписывается авторство романса "Вечор поздно из лесочка", где рассказывается о венчании дворянина и его крепостной.

Однако Петербург не пошел девушке на пользу. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену.




А потом все разрушили недоброжелатели. В городе шептались... "Ангел онемел". Одна старуха которой дали милостуню, предсказала Просковье: «Сегодня ты получила две пьесы, в обеих играешь покойниц. А где две покойницы на сцене, быть третьей наяву».




Так и случилось. Родив сына Дмитрия, она прожила только 20 дней...




Совсем подробно эту историю читайте под сылкой  - "О любви графа к крепостной"




Специальный кабинет за потайной дверью где находится коллекция, подаренная швейцарским философом и ювелиром Вилли Инауеном.




Он создает свои произведения на основе природных камней и различных ювелирных украшений.




Увы, в этот дворец и музей туристы заходят редко. Время ограничегно и есть более важные дворцы, которые нужно посетить ))




Домовая церковь Св. Варвары.




Интерьер церкви и его содержание были утеряны и сейчас потихоньку восстанавливаются.




Для хранения икон выделены специальные помещения.




Самый знаменитый портрет А.С. Пушкина Орест Кипренский нарисовал во дворце на Фонтанке, в одном из залов, который ему выделил граф Дмитрий Шереметев. Но портрет сейчас в Третьяковке.




Кипренский хотел взять портрет поэта в заграничное турне, где мыслил достойно представить свои творения в европейских столицах. Поэтому Пушкин накинул на себя шотландский плед. Однако задуманная художником грандиозная передвижная выставка не состоялась. В  Великобритании считают, что Пушкин решил предстать на знаменитом портрете с накинутым на сюртук клетчатым пледом - в честь "шотландского барда" Вальтера Скотта, чтимого русским поэтом.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.
Увы, Пушкину так и не довелось воочию увидеть "скалы дикие Шотландии печальной"… ну а Кипренский прожил и проработаливо дворце почти 5 лет.







Прекрасный "Белый зал".







В этом зале живет привидение полуголого юноши. Екатерина II спрятала в доме смазливого потенциального фаворита Жихарева. Но действующий фаворит Зубов нанял душегубов и они устранили юношу в этом зале. С тех пор его неугомонная душа наслаждается музыкой вместе с другими посетителями.




Говорят что Ахматова видела призрак Прасковьи, о чем даже писала.

"Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша.
Молодая хозяйка дворца.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица..."







Режим работы музея:

Пн 11:00 - 19:00
Вт Закрыто
Ср 13:00 - 21:00
Чт 11:00 - 19:00
Пт 11:00 - 19:00
Сб 11:00 - 19:00
Вс 11:00 - 19:00





   


На этом все, берегите себя...




Некоторые фото и инфа (С) интернет. Основа: Википедия, https://kudago.com/  https://www.stoletie.ru/




МУЗЕИ  ПЕТЕРБУРГА

Эрмитаж. Коротко об истории музея и не только
Прогулка по пустому Эрмитажу
Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа

Михайловский замок. История строительства и трагическая судьба
Легенды и мистика Михайловского замка
Последний день императора Павла I и смерть русского Гамлета XIX века
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж

Русский музей. Часть 1
Русский музей. Часть 2

Кунсткамера. Первый музей в России...

О домике Петра - самом старом здании в С-Петербурге

"Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи"

"Большой тронный зал" Екатерининского дворца и нюансы его восстановления

Главный железнодорожный музей России

Строгановский дворец Петербурга
Магазин "Музей шоколада" у Строгановского дворца

Государственный музей политической истории России в доме Кшесинской

Артмуза - музей современного искусства

Музей петербургского метрополитена

10 малоизвестных оригинальных музеев Петербурга

Особняк А. Д. Шереметева на Шпалерной

Санкт-Петербург, музеи

Previous post Next post
Up