Один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге - "Фонтанный дом".
Название получил от
реки Фонтанки, на набережной которой он стоит. В главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых.
В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки.
Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован
Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.
Картуш с гербом Шереметевых.
Над входом лозунг-девиз: "Бог сохраняет все".
В конце 1730-х - начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец.
При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др.
Схема дворца и размещение коллекций.
При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки.
Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.
Древо Шереметевых.
После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошёл на национализацию дворца.
В доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII-XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года.
Ныне в стенах дворца создается Музей музыки, в основе которого лежит крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света.
Более 3 000 музыкальных инструментов, которыми располагает коллекция, позволяют отследить историю совершенствования и развития музыки.
Будет интересно и детям и взрослым.
Музей музыки является филиалом государственного Музея театрального и музыкального искусства. С 1989 года он размещается под крышей Шереметевского дворца и занимает площадь около 950 м². Выставки сформированы по трём секторам:
● История рода Шереметевых и быт дворянского сословия XVIII-XX веков;
● Коллекция музыкальных инструментов;
● Предметы, предоставленные частными коллекционерами.
Арфа всегда кстати даже на рыбалке...
Рог без вина - деньги на ветер... инструменты рогового оркестра. "Роговой оркестр" не имеет аналогов в мире. Он был собран в 1751 году и в нем каждый рог настроен только на один звук.
Коллекционные русские колокола, в музее соседствуют с копиями музыкальных инструментов античных времён, возле виолончели
Николая II выставлена скрипка Михаила Глинки.
Парадная лестница с портретом фельдмаршала Шереметьева - первого фельдмаршала России!
У посетителей пользуется популярностью и коллекция флейт
Александра I.
Один из самых знаменитых экспонатов музея - скрипка итальянского мастера Страдивари. Страдивари крайняя слева в верхнем ряду, а скрипка Амати крайняя справа в середине.
На почётном месте находится подарок
Николаю I от Александры Фёдоровны - коллекция олифантов (сигнальных рогов средневековых рыцарей). Знаменитое собрание органично вписалось в барочную архитектуру знаменитого дома на набережной Фонтанки.
Коллекция входит в пятёрку самых больших мировых собраний музыкальных инструментов и является самой лучшей в нашей стране. В ней выставлены изделия знаменитых мастеров России и Западной Европы, коллекция российской императорской семьи, личные инструменты российских композиторов. В собрании представлены уникальные экспонаты со всех континентов.
Случайный снимок...
Богатая коллекция.
Есть у дворца и история золушки - Параши (Просковьи) Жемчуговой. По иронии судьбы, она перешла в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской. В шестилетнем возрасте Прасковью забрали у отца кузеца в крепостной театр дворца в Кусково под Москвой за тоненький чистый голос. Там она расцвела, прекрасно пела и двигалась, сочиняла песни и обладала прекрасной внешностью. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну "первой русской поэтессой из крестьянства".
Жемчугова - это псевдоним. В театре были еще актрисы Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова и другие.
Само собой, когда граф получил новую должность и убыл в
Петербург, весь каменный цветник забрал с собой и показал императрице.
Екатерина II была так восхищена игрой и исполнением примы, что сняла с руки и подарила Параше свой алмазный перстень.
Девушка была равнодушна к мехам, нарядам и драгоценностям. Неизвестно любила ли она графа, но попросила не меха и не золото, а странноприимный дом, где бы оказывали помощь всем нуждающимся. Так в
Москве появилась будущая больница имени Склифосовского. Первый параграф устава Странноприимного дома гласил: "Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени".
Боровиковский Владимир «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1819г.
Видимо после этого граф влюбился в девушку всерьез, дал ей вольную и даже обвенчался с ней. Вот так из Параши девушка стала Прасковьей и богатейшей графиней России.
Прасковье Жемчуговой приписывается авторство
романса "Вечор поздно из лесочка", где рассказывается о венчании дворянина и его крепостной.
Однако Петербург не пошел девушке на пользу. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену.
А потом все разрушили недоброжелатели. В городе шептались... "Ангел онемел". Одна старуха которой дали милостуню, предсказала Просковье: «Сегодня ты получила две пьесы, в обеих играешь покойниц. А где две покойницы на сцене, быть третьей наяву».
Так и случилось. Родив сына Дмитрия, она прожила только 20 дней...
Совсем подробно эту историю читайте под сылкой - "О любви графа к крепостной"
Специальный кабинет за потайной дверью где находится коллекция, подаренная швейцарским философом и ювелиром Вилли Инауеном.
Он создает свои произведения на основе природных камней и различных ювелирных украшений.
Увы, в этот дворец и музей туристы заходят редко. Время ограничегно и есть более важные дворцы, которые нужно посетить ))
Домовая церковь Св. Варвары.
Интерьер церкви и его содержание были утеряны и сейчас потихоньку восстанавливаются.
Для хранения икон выделены специальные помещения.
Самый знаменитый портрет
А.С. Пушкина Орест Кипренский нарисовал во дворце на Фонтанке, в одном из залов, который ему выделил граф Дмитрий Шереметев. Но портрет сейчас в Третьяковке.
Кипренский хотел взять портрет поэта в заграничное турне, где мыслил достойно представить свои творения в европейских столицах. Поэтому Пушкин накинул на себя шотландский плед. Однако задуманная художником грандиозная передвижная выставка не состоялась. В
Великобритании считают, что Пушкин решил предстать на знаменитом портрете с накинутым на сюртук клетчатым пледом - в честь "шотландского барда" Вальтера Скотта, чтимого русским поэтом.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Увы, Пушкину так и не довелось воочию увидеть "скалы дикие Шотландии печальной"… ну а Кипренский прожил и проработаливо дворце почти 5 лет.
Прекрасный "Белый зал".
В этом зале живет привидение полуголого юноши.
Екатерина II спрятала в доме смазливого потенциального фаворита Жихарева. Но действующий фаворит Зубов нанял душегубов и они устранили юношу в этом зале. С тех пор его неугомонная душа наслаждается музыкой вместе с другими посетителями.
Говорят что Ахматова видела призрак Прасковьи, о чем даже писала.
"Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша.
Молодая хозяйка дворца.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица..."
Режим работы музея:
Пн 11:00 - 19:00
Вт Закрыто
Ср 13:00 - 21:00
Чт 11:00 - 19:00
Пт 11:00 - 19:00
Сб 11:00 - 19:00
Вс 11:00 - 19:00
На этом все, берегите себя...
Некоторые фото и инфа (С) интернет. Основа: Википедия,
https://kudago.com/ https://www.stoletie.ru/
МУЗЕИ ПЕТЕРБУРГА
Эрмитаж. Коротко об истории музея и не только Прогулка по пустому Эрмитажу Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа Михайловский замок. История строительства и трагическая судьба Легенды и мистика Михайловского замка Последний день императора Павла I и смерть русского Гамлета XIX века Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж Русский музей. Часть 1 Русский музей. Часть 2 Кунсткамера. Первый музей в России... О домике Петра - самом старом здании в С-Петербурге "Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи" "Большой тронный зал" Екатерининского дворца и нюансы его восстановления Главный железнодорожный музей России Строгановский дворец Петербурга Магазин "Музей шоколада" у Строгановского дворца Государственный музей политической истории России в доме Кшесинской Артмуза - музей современного искусства Музей петербургского метрополитена 10 малоизвестных оригинальных музеев Петербурга Особняк А. Д. Шереметева на Шпалерной