„Стройте мосты от человека к человеку. Разводные, разумеется.“
Станислав Ежи Лец
Мост Александра Невского - автодорожный железобетонный разводной мост через
реку Неву в
Санкт-Петербурге.
Это самый длинный разводной мост в мире. Он соединяет центральную часть города и правый берег Невы. Изначально мост назывался Старо-Невский. 15 мая 1965 года мост переименован и назван в честь новгородского
Великого князя Александра Невского, мощи которого находятся в Троицком соборе
Александро-Невской лавры.
Новый мост через
Неву был крайне необходим городу, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы власти
Ленинграда назвали "градостроительной задачей особой важности". Место для моста в конце
Невского проспекта было оставлено в генеральном плане города ещё в довоенный период. В противовес площади Александра Невского была оставлена площадь Челюскинцев на правом берегу
Невы.
Мост возведён в 1960-1965 годах, строительство моста осуществлял генеральный подрядчик МО-11 "Мостострой-6" под руководством главного инженера Ю.Р. Кожуховского и прорабов: Н.В. Кольцова, А.А. Нефедова, Ю.П. Липкина, В.Н. Фомина. В строительстве моста также принимал участие МП-801 Мостостроя-6. Архитектор: А.В. Жук.
Пролётные строения собирались на берегу и перевозились к месту монтажа с помощью плавучей системы, состоящей из плашкоутов, оборудованных системой балластировки, лебедками, якорями и другими обустройствами. При перевозке блоков пролётного строения массой до 4800 т. каждая плавучая опора состояла из 90 понтонов типа КС с надстройкой из железобетонных оболочек диаметром 60 см и наклонных стальных подкосов.
Оболочки и подкосы вверху были объединены железобетонной плитой, на которой располагались деревянные и металлические клетки. Понизу под дном плашкоутов были поставлены затяжки в виде пучков из проволок, что позволило создать необходимое предварительное обжатие нижней части плавучей опоры. Впервые в СССР нерабочее пространство внутри пандусов моста использовано для размещения парковки на 230 автомобилей. Все это было новое слово в мостостроении, многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие.
Зимой 1962-1963 годов из-за подвижки льда сорвало плавучую систему из 20 понтонов и кран. Вместе с людьми их понесло вниз по течению. Верхняя часть крана ударилась о Большеохтинский мост, проломив перила. Люди были спасены подоспевшей пожарной командой.
Испытание моста было проведено 1 ноября 1965 года - по мосту прошла колонна армейских танков. 5 ноября 1965 года мост сдан в постоянную эксплуатацию.
Мост семипролётный, центральный пролёт длиной 50 м - разводной. Пять пролётов расположены над зеркалом реки, а два крайних - над набережными. Центральный пролёт разводной двукрылый; выполнен из металла. 25-метровые крылья моста разводятся за две минуты, привод разводки - гидравлический.
Сравнение габаритов моста с соседними мостами на
реке Неве. Разводной пролет самый широкий (50 м) по сравнению с соседними мостами.
Впервые в СССР в конструкции моста использованы ванты - стальные тросы диаметром 70 мм, стягивающие отдельные части моста. На момент открытия это был не только самый крупный мост из предварительно напряженного железобетона в городе, но и один из крупнейших мостов такого типа в стране.
Длина моста без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами - 905,7 м, ширина - 35 м. Но теперь у России есть
Крымский мост, а в
Петербурге есть
Вантовый мост через Корабельный фарватер, а через
реку Неву самый протяженный мост -
"Большой Обуховский" вантовый мост. Но этот мост остался самым длинным разводным мостом в мире!
Стоит он на самой длинной в городе
Октябрьской набережной (ее длинна около 20 км) и она связывает Петербург с Ленинградской областью.
Рекорды Санкт-Петербурга или самое-самое в городе Мост соединяет площадь Александра Невского (окончание Невского проспекта) и Заневский проспект.
В ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Гидроизоляция со временем была изношена, стальные напрягаемые канаты активно корродировали. К 1967 году 56 тросов лопнуло, по мосту проходило только троллейбусное сообщение. Из-за бесхозяйственности советских властей мост продолжал разрушаться вплоть до 1982 года, когда в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла.
Один из механиков моста вспоминал:
"В 82-м году я был на смене, когда в воду обрушился противовес в несколько сотен тонн. После того как он упал, телефон отключился и вся связь пропала, потому что эта дура, падая, оборвала все коммуникации. Я спустился в машинное отделение, чтобы узнать, что произошло, и вижу: все магистрали вытянуты, как макароны, в сторону переходного мостика, и везде порет масло... Ни шума не было, ни взрыва. Чувствую, что нужно доложить о случившемся, а не могу: нет ни телефона, ничего. Нужно выйти на берег и звонить. Видимо, у меня было такое историческое лицо в тот момент, что таксист посадил меня и отвез до телефона, денег не взял и не спросил даже ничего. Народ узнал, что в Ленинграде упал противовес, утром, по "Голосу Америки", а местные жители узнали когда трамваи перестали ходить через мост…".
Набережная и здание-унитаз.
Проезжал по этому мосту несколько лет на службу и со службы в 2000-х, тогда еще на Жигулях 4 модели ))
Решетка моста проста, как берданка.
Мост был закрыт, налажено паромное сообщение. В дальнейшем движение по мосту было восстановлено, однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были.
Под брюхом моста Александра Невского.
Лишь в 2000-2002 годах произведена реконструкция моста генеральным проектировщиком - ЗАО "Институт "Стройпроект", генподрядчиком - ОАО "Мостострой №6".
Вид по ходу течения
Невы на
Финляндский разводной железнодорожный мост.
Рядом гостиница Москва, которую построили примерно в одно и тоже время что и мост.
Площадь Александра Невского в Санкт-Петербурге
В центре площади памятник
Великому князю Александру Невскому. В народе его называют "регулировщиком", за отставленную в сторону руку по ходу движения транспорта.
Напротив метро Александра Невского и гостиницы Москва находится
Александро-Невская лавра.
Окна гостиницы Москва переделали и они полностью поменяли архитектурный облик здания.
Въезд на мост со стороны
Александро-Невской лавры.
На Малоохтинском проспекте возле моста Александра Невского планируют построить автомобильный тоннель, чтобы движение было без светофоров.
В основном он будет открытый, а неширокие мосты над ним перебросят в двух местах - на обоих существующих съездах. Пробки там были и 30 лет назад, проблема давно назрела.<
В ходе ремонта заменены 12 километров вантов и вся гидроизоляция. Для движения мост был закрыт только на четыре месяца в период реконструкции разводного пролёта.
Пролеты моста мощные, широкие, но самый большой и тяжелый в мире пролет, все же у
Литейного моста. Как разводят "Литейный мост" Петербурга? Репортаж из "брюха моста"
В 2003 году к юбилею
Санкт-Петербурга была установлена система художественной подсветки моста. По периметру переправы установлено 760 светодиодных прожекторов, направленных на 110-метровые железобетонные пролетные строения.
Справа виднеется офисная стекляшка, прозванная в народе - "Унитаз". На следующем фото еще лучше видно ))
Выше по течению находится
Финляндский разводной железнодорожный мост, ниже -
мост Петра Великого (Большеохтинский).
Сразу за мостом начинается самый длинный в городе - "Обводный канал" Ужасы нашего городка или мистика Обводного канала
Панорама с моста Александра Невского You can watch this video on www.livejournal.com
Коллекция мостов Санкт- Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 2. Мосты окраин и парков Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт- Петербурга Инфа и частично фото (С) Википедия, Фонтанка,
https://mostotrest-spb.ru/bridges/aleksandra-nevskogo и др.