Что такое нейрогимнастика?

Mar 20, 2023 13:41





Нейрогимнастикой, или нейпсихологическими упражнениями в самом общем виде называют «гимнастику», т.е. тренировку для мозга, задействующую некоторые основные механизмы его работы.

Сутью этого направления является использование разных упражнений и их комплексов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга посредством выполнения в первую очередь физических (в том числе и в сложных комплексах с когнитивными) упражнений.



Сегодня это название очень активно используется как прикладное направление развивающей и коррекционной психологии, педагогики, а также реабилитационной и спортивной медицины.

Нейропсихологические упражнения основываются на известных в науке связях конкретных сенсомоторных действий с активностью разных участков мозга (желательно одновременной активностью разных участков), а также собственно межполушарным взаимодействием, которое необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Учитывая связь (даже не просто связь, ведь это гораздо более сложное явление) мозга со всей деятельностью человека, как физической, так и психической, можно вообще сказать, что все, что мы делаем, так или иначе связано с активизацией его работы. Этим, надо сказать, сегодня пользуются очень многие, добавляя приставку нейро- чуть ли не к любому виду занятий с детьми и взрослыми. Ну да ладно, что сделаешь - модно и востребовано.

Самое главное, как мне кажется, даже для родителя, желающего просто использовать дома в личных целях такую популярную нейрогимнастику со своими детьми, понимать основные принципы и механизмы, на которых она строится, и что вообще под этим подразумевается.

Во многом все, что встречается сейчас в открытых источниках и как-то связано с приставкой нейро- в психологической и педагогической работе, является как целенаправленным, так и стихийным (ввиду огромной скорости распространения информации с помощью интернета в наше время) применением основ нейропсихологии и нейрофизиологии на практике: в основном использованием элементов диагностического и реабилитационного разделов этих научных направлений в виде упражнений и разных вариаций игровых действий.

Нейрогимнастика, как направление практической психологии, очень перспективна и быстро развивающаяся, несмотря на то, что в практике используется гораздо активнее, чем успевают проводиться масштабные научные исследования такого использования.

Поэтому одной из основных задач публикации материалов на тему нейрогимнастики, за которую я взялась по запросу родителей, читающих мой телеграм-канал, является попытка систематизации такого большого количества рекомендаций и занятий с детьми от разного уровня специалистов в этой области в помощь родителям и всем, кто хочет познакомится и разобраться в этом популярном направлении работы с детьми.

Когда родители сталкиваются с информацией о разных направлениях нейроподхода в развивающей работе с детьми, то с удивлением могут заметить, что очень многое из предлагаемого уже давно существует и активно используется в самых разных детских играх и других привычных нам видах детской активности (спортивной, танцевальной, творческой, когнитивной)! Недаром некоторые исследователи называют нейрогимнастику современным видом знакомой физкультминутки, а любую детскую игру могут с легкостью разложить на отдельные так называемые нейроупражения.

Получается, что очень многое из того, что делают дети и взрослые практически каждый день, можно назвать, используя приставку нейро-.

Основное отличие сегодняшнего понимания целенаправленной нейрогимнастики, как отдельного направления, от привычных нам элементов спортивной, когнитивной и игровой деятельности заключается, наверное, в преобладающем количестве упражнений на задействование разнонаправленной работы двух рук и разных видов моторно-когнитивных действий с целью активизации межполушарного взаимодействия.

Еще одно очень важное отличие нейрогимнастики от привычной деятельности заключается в обозначении конкретных целей развития или коррекции и подтверждении наличия результата. В таком случае возникает необходимость в планировании того, что именно надо делать (какие упражнения), в каком количестве и с какой интенсивностью, чтоб получить необходимый результат. Этот вопрос требует уже дополнительных исследований и обязательного участия специалиста медицинского профиля.

Поэтому условимся, что нейрогимнастику, или нейропсихологические упражнения мы будем рассматривать с точки зрения полезной для общего развития активности, основанной на ряде известных доказательных положений в области нейропсихологии. Если будет требоваться, то я укажу особенности научного обоснования (или его отсутствия) того или иного подхода или упражнения.

Другими словами, мы рассмотрим нейрогимнастику на уровне безусловно полезной каждодневной зарядки, касающейся еще и нервной системы и когнитивных функций.

Я активно использую нейропсихологические упражнения в общеразвивающей (не коррекционной) и обучающей работе с детьми и своим опытом тоже обязательно буду делиться.

В ЖЖ этим публикациям будет посвящен целый раздел-челлендж #10полезныхпостов марафона #всемвесна.

Другие статьи

Нейрогимнастика

  1. Что такое нейрогимнастика?
  2. О "Гимнастике мозга" П. Деннисона
  3. Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии
  4. Виды и группы нейропсихологических упражнений
  5. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1
  6. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2
  7. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.
  8. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 4
  9. Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений
  10. Мой опыт использования нейрогимнастики в работе с детьми

Телеграм-канал👇


Psy_researcher✍️

📚 Полезная психология для развития детей и их родителей 👫 Материалы для занятий с детьми ✉️ Ответы на вопросы 🥰 Тёплая дружеская атмосфера Автор канала - Марина Александрова, психолог-исследователь, кандидат психологических наук, доцент

t.me

нейрогимнастика, психология, #всемвесна, дети, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up