От теории потихоньку переходим к практическим упражнениям и играм.
Кто не читал предыдущие 4 статьи из цикла #10полезныхпостов о нейрогимнастике, можете ознакомиться по ссылкам:
Что такое нейрогимнастика? О "Гимнастике мозга" П. Деннисона Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии Виды и группы нейропсихологических упражнений Сегодня же рассмотрим игры и упражнения, составляющие группу кинестетических (статических) и кинетических (динамических) праксических упражнений.
* праксис - способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.
Кинестетические упражнения
С кинестетическим праксисом связаны кинестетические ощущения, которые обеспечиваются теменными зонами коры больших полушарий головного мозга.
Кинестетические упражнения основываются на зрительном, слуховом или кинестетическом образце, который повторяет ребенок. Сюда относятся игры по типу «Делай, как я».
Начнем с элементов пальчиковой гимнастики.
1. Пальчиковая гимнастика, основанная на пальцевом праксисе поз по зрительному образцу.
Инструкция: «Делай, как я / Повторяй за мной».
Ребенку последовательно предлагается несколько поз пальцев, которые он должен воспроизвести. Можно поочередно для каждой руки, можно одновременно для двух рук одинаковые позы, можно разные позы (в этом случае упражнение становится реципрокным). Здесь можно применять самые разные элементы пальчиковой гимнастики.
Например.
Таких пальчиковых фигур и сопровождающих их стишков огромное множество.
Начинают с кинестетического разучивания пальцевых поз и потом переходят к кинетическому (динамическому) чередованию разных поз. Об этом будет ниже.
2. Пальцевый праксис поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как у тебя сложены пальцы?».
Взрослый складывает пальцы ребенка в определенную позу. Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную ранее позу.
3. Артикуляционный праксис.
Инструкция: «Делай, как я / Повторяй за мной».
Взрослый выполняет следующие действия: улыбается; вытягивает губы в трубочку; выдвигает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и др.
Каждое движение воспроизводится ребенком. Вариантом может быть выполнение этого теста по словесной инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа».
Еще вот такой вариант артикуляционных упражнений, используемый также в процессе изучения букв и звуков:
Инструкция: «Покажи беззвучно гласный звук А / О/ …»
4. Упражнения и игры, основанные на диагностической пробе Хеда.
Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».
Инструкция для самых маленьких: «Делай, как я / Повторяй за мной». Для самых маленьких, не различающих еще свободно право/лево, задача упрощается, разрешается повторять позы зеркально.
Предлагается выполнение одноручных, а затем двуручных поз.
Позы:
· правая рука вертикально вверх на уровне груди;
· левая рука горизонтально на уровне груди;
· правая рука горизонтально на уровне подбородка (затем носа);
· левая рука вертикально на уровне носа;
· левая рука держит правое плечо (затем правое ухо).
· левая рука вертикально на уровне груди - правая рука горизонтально ладонью прикасается к ладони левой;
· правая рука вертикально на уровне груди - левая рука прикасается кулаком к ладони правой.
Проба Хеда
5. К более сложному варианту игровых упражнений можно отнести т.н. «Запутывающие игры», когда зрительный и словесный образец не совпадает.
Это известные игры, когда ведущий просит повторить то, что он говорит (а не показывает).
Инструкция: «Делай, как я говорю».
Ведущий говорит: «Дотронься до плеча», а сам время от времени пытается запутать игрока и дотрагивается до другого места - головы/ноги/руки.
Еще один вариант этой игры «Мышка-слон-змея».
Мышка - приседаем и показываем, какая она маленькая (ручки вниз).
Слон - ручки в верх, показывая, какой большой.
Змея - ручки в стороны, показываем, какая длинная.
Более сложный вариант связан с пространственной ориентацией лево/право.
6. Артикуляционные кинестетические упражнения. Сюда относятся самые разные виды логопедической артикуляционной гимнастики.
Пример.
Кинетические (динамические) упражнения и игры.
При динамическом праксисе развивается способность выполнять последовательность движения и переключение с одного действия на другое, что обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария. В этом процессе активно участвует также мозолистое тело, координирующее совместную работу обоих полушарий.
1. Игры и упражнения, основанные на диагностической пробе «Кулак-ребро-ладонь».
Инструкция «Делай, как я».
Далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза вы выполняете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем - с зафиксированным языком (легко прикушенным) и с закрытыми глазами. Можно делать поочередно двумя руками.
Можно также предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро-ладонь-кулак».
Для игровой формы ребенку предлагаются такие речевки:
1) «Ручки вниз, ручки вверх, на бочек и в кулачек».
2) «Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)».
2. Реципрокные упражнения и игры, в основе которых лежит разнонаправленная координация рук.
Игра «Фонарики».
Инструкция: «Положи руки на стол (одна рука в кулак - фонарик не горит), другая в ладошку (фонарик горит). Делай, как я».
Несколько раз вы делаете вместе с ребенком реципрокные смены кулака и ладошки, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.
Вариаций реципрокных упражнений в сети огромное множество. Приведу для примера видео с несколькими описанными выше упражнениями.
You can watch this video on www.livejournal.com
3. Проба Хеда, выполненная в динамике, т.е. последовательно выполняя разные статические позы, тоже можно отнести к кинетическому праксису.
4. «Дорожки для ручек». Кинетические реципрокные упражнения.
Есть огромное количества вариаций этой игры. Все зависит от фантазии взрослого. Приведу несколько вариантов.
Вот еще «Банда умников» предлагает вот такие шаблоны для такой игры:
Шаблон 1 Шаблон 2 5. Пальчиковая гимнастика, основанная на пальцевом кинетическом реципрокном праксисе.
Эти упражнения подходят и для детей, и для взрослых.
Задача заключается в переменном выполнении каждой рукой разных пальцевых поз. Вариантов также бесконечное множество. Вот несколько известных.
«Лиса - зайчик».
Click to view
«Капитан - супер».
Click to view
«Пистолет - револьвер - рогатка».
Click to view
Еще несколько вариантов шаблонов для реципрокных пальчиковых упражнений.
6. Игровое упражнение «Сминаем лист бумаги».
Инструкция: «На счет три начинаем сминать бумагу двумя руками одновременно». Можно на скорость - кто быстрее.
Когда бумага полностью будет смята и окажется зажата в кулачке, начинаем на счет три ее разворачивать, используя только руку, которая держит лист.
Можно добавить реципрокный эффект, т.е. одной рукой сминать лист, а второй в это же время разворачивать. Потом руки поменять.
7. Отдельно приведу еще одно популярное нейропсихологическое кистевое упражнение «Кулак-ладонь».
Это упражнение известно еще под названием «Лезгинка».
Инструкция: «Сложи левую руку в кулак, большой палец отставь в сторону, кулак разверни пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснись к мизинцу левой. После этого одновременно поменяй положение правой и левой руки в течение 6-8 смен позиции».
8. Артикуляционно-глазодвигательные реципрокные упражнения.
Это кинетические реципрокные упражнения, задействующие разнонаправленные движения глаз и языка.
А вот усложненный вариант глазодвигательные+артикуляционные+пальцевые реципрокные движения
https://t.me/anna_defektolog1/1190 9. И напоследок приведу разные варианты реципрокных кистевых упражнений.
https://t.me/anna_defektolog1/1192 https://t.me/anna_defektolog1/1185 На этом сегодня все! В следующей статье рассмотрим графомоторные и гностичесие нейропсихологические упражнения.
Другие статьи из цикла «Нейрогимнастика»
- Что такое нейрогимнастика?
- О "Гимнастике мозга" П. Деннисона
- Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии
- Виды и группы нейропсихологических упражнений
- Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1
- Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2
- Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.
- Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 4
- Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений
- Мой опыт использования нейрогимнастики в работе с детьми
Телеграм-канал👇
Psy_researcher✍️
📚 Полезная психология для развития детей и их родителей 👫 Материалы для занятий с детьми ✉️ Ответы на вопросы 🥰 Тёплая дружеская атмосфера Автор канала - Марина Александрова, психолог-исследователь, кандидат психологических наук, доцент
t.me