О "Гимнастике мозга" П. Деннисона

Mar 27, 2023 16:29


В рамках #10полезныхпостов о нейрогимнастике предлагаю сегодня рассмотреть один из самых популярных и считающийся исторически чуть ли ни первым нейропсихологическим подходом в педагогической практике. Это «Гимнастика для мозга» Пола Деннисона, с которой часто связывают начало популяризации упражнений, воздействующих на когнитивные функции посредством физических упражнений именно в образовательной сфере.



Несмотря на то, что кроме подхода П. Деннисона были еще многие другие разработки в этом направлении, именно с этой гимнастикой связывают обращение особого внимания педагогов на важность определенной физической активности в ее взаимосвязи с межполушарным взаимодействием, активностью мозга и психических процессов.

В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали направление под названием образовательная кинезиология (Edu-K) - подразумевающее повышение качества обучение через движение.



Пол и Гейл Деннисоны

Деннисоны тогда жили к Калифорнии, и Пол работал в Центре группового обучения для неуспевающих, где в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Наблюдая за детьми, Пол пришел к выводу, что дети «учатся не только головой». Он разработал простые упражнения, которые обеспечивают синхронизацию двух полушарий, облегчают и ускоряют процесс обучения. Свои 26 упражнений Пол Деннисон назвал Brain Gym (Гимнастика Мозга). Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению».



В качестве экспериментального доказательства эффективности метода обычно приводят результаты небольшого эксперимента 1987 г., в котором принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год зафиксированы в их успеваемости в целом и способности концентрироваться на выполняемом задании, в частности.

В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и стала активно использоваться как в общих, так и специальных учебных заведений.

В России Гимнастика Мозга стала известна с 1988 г. Сейчас её также используют в своей работе в учреждениях психологической помощи и педагогике.

Главная идея, которую отстаивают кинезиологи заключается в следующем - развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические занятия подразумевают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Образовательную кинезиологию критикуют за отсутствие научного обоснования и обвиняют в псевдонаучности, как и прикладную кинезиологию в целом. Вместе с тем, надо сказать, что, родившись больше из практики, чем из теории, кинезиология (как и образовательная кинезиология) в практике продолжают использоваться очень активно. Также надо отметить, что это использование несмотря на обвинения все-таки сопровождается рядом исследований и научных экспериментов, обычно находящихся либо на грани традиционной и нетрадиционной медицины, либо как изучение вспомогательных методов классической медицины и педагогики.

Возвращаясь к «Гимнастике мозга» П. Деннисона. Комплекс упражнений условно разделен на 4 группы:

1.Упражнения, направленные на активизацию взаимодействия полушарий мозга. Упражнения, пересекающие срединную линию тела.

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, способствующие расслаблению.

3.Массаж биологически активных точек, повышающих общий тонус организма и отдельно коры головного мозга

4. Упражнения, «укрепляющие позитивное отношение», повышающее настроение.

Упражнения можно делать и на каждодневной основе, и циклами, и по самочувствию по мере необходимости.

Для примера и ознакомления приведу несколько самых популярных упражнений, которые предложены в «Гимнастике мозга» П. Деннинсона.

1. Упражнения, пересекающие срединную линию тела

Данные упражнения помогают использовать оба полушария более гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Считается, что они также улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

Упражнение «Перекрестные шаги»



Перекрестные шаги

Перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

Инструкция. Надо встать ровно, ноги на ширине плеч. Наклониться, направляя плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.

«Перекрестные шаги» можно выполнять очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Это упражнение можно также выполнять в самых разных вариациях (вперед, назад, в стороны - главное, перекрещивая направления рук и ног) под музыку в виде танца одновременно с движениями глаз во всех направлениях.

«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой информации.

Упражнение «Ленивые восьмерки».



Ленивые восьмерки

Инструкция. Ноги необходимо поставить на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты, тело расслаблено. Согнуть одну руку в локтевом суставе и выставить вперед. Большой палец смотрит наверх. Взгляд зафиксирован на пальце.
Большой палец руки на серединной линии тела, плавным движением руки описываем восьмерку не выпуская его из поля зрения. Восьмерки двумя руками отдельно, а потом вместе, сцепив кисти рук в замок, большие пальцы смотрят верх.

«Ленивые восьмерки» активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля (правое и левое), помогают в периоды творческого застоя.

Упражнение «Рисование двумя руками одновременно»



Рисование двумя руками

П. Деннинсон был одним из первых, кто предложил такое популярное сегодня занятие, как рисование двумя руками, в развивающих и коррекционных психолого-педагогических целях. Можно рисовать как в произвольной форме, так и прописывая двумя руками одновременно алфавит или симметричные рисунки.

Упражнение «Слон»



Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Авторы утверждают, что это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания. Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

2. Растягивающие упражнения

Эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.

Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, улучшение дыхания и состояния спокойствия, улучшение способности выражать идеи, а также увеличение энергии в руках и пальцах.

Упражнение «Сова»



Сова

Инструкция. Правую руку нужно положить на левое плечо посередине между шей и плечевым суставом, немного повернуть голову влево. Начинайте разминать надплечье: на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова. Голову слегка поворачиваете из стороны в сторону. Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение.

Упражнение расслабляет плечевой пояс. Упражнение помогает расслабить плечевой пояс, быстро снять стресс и восстановить дыхание, например, после того, как разволновались.

3. Упражнения, повышающие энергию

Эта группа упражнений повышает общие тонус энергосистем организма, обеспечивает необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Упражнение «Кнопки мозга»



Кнопки мозга

Инструкция. Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины с одной стороны большим, а с другой стороны - средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки.

«Кнопки Мозга» находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии. Упражнение обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга, укрепляет сосуды головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого чтения.

Упражнение «Колпак для думания»



Колпак для думания

Массаж ушных раковин - обязательный элемент всех видов восточной гимнастики, т.к. ушная раковина - это проекция тела и ухо называют его пультом управления.

Инструкция. Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха. Поверните голову влево до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела. Поверните голову вправо до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

Ушную раковину можно активно массировать в первые минуты пробуждения. Это простое упражнение избавляет от утренней скованности и сонливости, повышает.

Упражнение «Энергетическая зевота»



Зевота

Инструкция. Изображая зевание, необходимо плотно закрыть глаза и массировать зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания в течении 1 -2 минут.

4. Упражнения, повышающие позитивное отношение

Эта группа упражнений стабилизирует нервные процессы в организме и помогает снизить тревожность.

Упражнение «Крюки Деннисона»



Крюки Деннисона



Крюки Деннисона

Инструкция. Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, просто поставив одну ногу впереди другой, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой.

Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и «Перекрестные шаги», способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, ускоряет реакции.

Упражнение «Крюки» поможет избавиться от мышечных зажимов, способствует объединению эмоций с процессами мышления, ускоряет реакции, активизирует творческий потенциал.

Упражнение «Крюки Деннисона» стоит делать в состоянии возбуждения или подавленности, при необходимости успокоится для принятия решения.

Для более подробного знакомства с этим подходом можно обратиться к одноименной книге П. Деннисона, а также ко множеству обучающих видеоуроков, которые легко можно найти в сети Интернет.

Принято считать, что в результате систематического выполнения упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

Если общий потенциальный позитивный эффект упражнений не вызывает особых сомнений и возражений, как и подход к задействованию одновременной работы двух полушарий, который нашел огромный отклик в сегодняшней практике, то о связях конкретных упражнений с конкретными психическими процессами хотелось бы иметь больше научного обоснования в виде соответствующих исследований.

В заключение хочу привести еще два примера целостных концепций в нейропсихологическом направлении коррекции когнитивной сферы через физическую.

Воздействие на состояние когнитивных функций через моторику - идея, которую активно популяризировал и М. Фельденкрайз - инженер и основоположник метода Фельденкрайза - системы развития человеческого потенциала, основанной на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела.

Его девиз состоял в том, что необходимо вырабатывать не гибкость тела, а гибкость ума, а средствами этого должны быть движения. В рамках своего метода М. Фельденкрайз использовал синтез древних восточных техник и собственные их модификации.

Связь коррекции двигательной сферы с ее влиянием на мозг заложена также в известной программе А.Г. Смолянинова «Рука - мозг». В число тех, кому она предназначена, входят главным образом дети с ДЦП. Методика является высоко результативной и частично нейропсихологически ориентированной. Особенно ценна в этом отношении мысль А.Г. Смолянинова о преодолении гипоксии мозга путем придания телу формы трапеции.

Обе концепции имеют очень интересные наработки, хоть и не предназначались непосредственно для запроса педагогической практики. Первая теория М. Фельденкрайза имеет скорее общую психотерапевническую и развивающую направленность, а вторая - программа А. Г. Смолянинова - нацелена на коррекцию развития в связи с серьезными психофизиологическими нарушениями.

Но понимание и практические предложения этих подходов вполне могут быть учтены и использованы в психолого-педагогической развивающей и коррекционной деятельности.

В следующий раз в третьем из #10полезныхпостов начнем рассматривать группы самых популярных сегодня упражнений и заданий, заимствованных из современной нейропсихологии.

Информация отсюда, а также из «Основ нейропсихологии» Т. Г. Визель.

Другие статьи

Нейрогимнастика

  1. Что такое нейрогимнастика?
  2. О "Гимнастике мозга" П. Деннисона
  3. Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии
  4. Виды и группы нейропсихологических упражнений
  5. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1
  6. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2
  7. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.
  8. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 4
  9. Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений
  10. Мой опыт использования нейрогимнастики в работе с детьми

Телеграм-канал👇


Psy_researcher✍️

📚 Полезная психология для развития детей и их родителей 👫 Материалы для занятий с детьми ✉️ Ответы на вопросы 🥰 Тёплая дружеская атмосфера Автор канала - Марина Александрова, психолог-исследователь, кандидат психологических наук, доцент

t.me

нейрогимнастика, психология, #всемвесна, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up