Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. Страницы 236 - 244.

Dec 11, 2020 17:46

Опубликованные страницы: 1-15, 15-24, 25-34, 35-43, 44-52, 53-61, 62-70, 71-85, 86-94, 95-103, 104-11 2, 113-120, 121-129, 130-138, 139-147, 148-156, 157-165, 166-174, 175-183. 184-192, 193-201, 202-210, 211-219, 220-235.

Глава тридцать четвертая
                                                   НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
                                                   БУДУЩЕГО ПИСАТЕЛЯ
                                                   ИВАНА МАКАРОВА.
                                                   НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА:
                                                   САЛТЫКОВСКОЕ 1-е и САЛТЫКОВСКОЕ 2-е

Развитие  капитализма  и  первая  русская  революция  подтолкнули царское  правительство  к  проведению  срочных  реформ  в  народном образовании. Ещё в 1904 году по всей Российской империи в начальных школах - училищах вводятся «уроки для взрослых». Вводятся они и в Раненбургском городском училище. К 1911 году - времени
завершения будущим писателем Иваном Макаровым начального образования, в его родном уезде уже немало крестьян имеют среднее и даже высшее образование. И помещение Раненбургского народного училища - «новое, построенное в 1912 году, классы просторнее, высокие и светлые…». Но в нём, «в настоящее время нет учителя искусств (на 500 руб. трудно его подыскать), но с открытием второго комплекта классов плата повышается до 800 рублей».1
Видимо, с августа 1907-го, уже после смерти княгини Елизаветы Эсперовны  Трубецкой,  сын  салтыковского  крестьянина-«средняка» Иван Макаров начнёт учёбу в одном из двух начальных училищ села Салтыки  (Богородицкое).  Датой  же  основания  первого  училища  в селе Богородицкое (Салтыки) считается 1861-й год: её упоминает рязанский священник Иоанн Добролюбов в своих знаменитых книгах. Разумеется, оно было при местной церкви. В 1872 году в селе Богородицкое (Салтыки) появится или будет «преобразовано из церковноприходского», одноклассное земское училище с трёхгодичным курсом обучения. Оно было «смешанным»: в нём учились мальчики и девочки, а «полный курс учения продолжался 3 года».2 Вероятно, в данном училище получат начальное образование родители писателя: Иван Иванович Макаров и Мария Ивановна, в девичестве Конькова.
Но  в  документах  рязанского  ГубОНО  за  1918  год  датой  основания Салтыковского начального училища называют 1873-й.
К началу двадцатого века в Салтыках (Богородицком) имеются уже два отделения начального училища: 1-е Салтыковское и 2-е Салты-

236
ковское. Можно предположить, что 1-е Салтыковское» было с трёхгодичным курсом обучения, 2-е Салтыковское - с четырёхгодичным. Но в архивных документах 1913 - 1914 годов встретится и такое наименование: Салтыковское 2-е (1 и 2 отд.). Стоит добавить, что в тех же архивных документах, возможно, ошибочно, датой открытия 2-го Салтыковского отделения называется 1913 год.3
Концом мая 1911-го датируется «Свидетельство» будущего писателя Ивана Макарова, полученное им по окончании Салтыковского уездного начального училища. Оно подписано Раненбургским Уездным предводителем дворянства Александром Николаевичем Озноби-
шиным и членами Училищного Совета. Так в каком же из отделений салтыковского  начального  училища  учился  будущий  писатель?  Вопрос остаётся открытым: на сегодня не найдены архивные дела и 1-го Салтыковского, и 2-го Салтыковского училищ.
За три года до рождения будущего писателя, в 1897-м, в Раненбургском уезде Рязанской губернии значатся 49 начальных училищ. В них служат 50 «законоучителей», 48 учителей и 30 учительниц; но только 37 из них имеют «специальное», педагогическое образование.
В том же 1897 году в уезде - три вида начальных училищ: 1/ училища, состоящие в исключительном владении Дирекции народных училищ; 2/ училища, состоящие в совместном владении Училищных Советов и Дирекции; 3/ начальные - в сёлах, усадьбах и деревнях. В первую категорию входят двухклассные начальные училища: Истобенское и
Раненбургское;  во  вторую  -  приходские  училища  «в  городах  и  посадах»; к третьей - начальные училища для «обоего пола»: Журавинское, Лебяжинское, Ивановское, Троицкое, Митягинское, Салтыковское и другие. Всего их значилось в Раненбургском уезде 46.
Бюджет сельских начальных училищ в это время складывается из следующих  средств:  от  министерства  народного  просвещения,  от сельского общества плюс плата родителей за обучение. То есть обучение в обоих начальных салтыковских «отделениях» было платным, что также подтверждает средний достаток семей Макаровых и Коньковых. Самые лучшие бытовые условия для учеников и учителей предоставляли государственные - «министерские» начальные училища. В их казённых квартирах для «учащих» (учителей - авт.), предусматривались даже «необходимые хозяйственные принадлежности»: мебель, хозяйственная утварь, посуда. В годы учения «салтычка» Ивана Макарова в родных Салтыках, в начальных училищах не полагались
237

«попечитель» или «попечительница» (по Закону 1907 г.); они остаются только в приходских училищах Рязанской губернии. Но по свидетельству  «инспектора»  народных  училищ  Раненбургского  уезда Рязанской губернии И. Ф. Королёва, попечители и попечительницы
к этому времени уже не заботятся о «своих» школах. Даже общества крестьян перестали выбирать новых, взамен выбывших.4
Читатель знает, что 1897-й - это год очередного «недорода» в Рязанской губернии. В том «недородном» году в Салтыковском начальном училище  служат  трое  учителей:  законоучитель,  учитель  и  учительница. Законоучитель получает менее 50 рублей, учитель - от 200 до 300, учительница - от 150 до 200 рублей в год. В метрических записях церкви села Богородицкого (Салтыки) нашлись их имена: Феодор Феодоров, Екатерина Артемиевна Попова и Иван Гаврилович Аксёнов. Читатель знает, что последние, Екатерина Артемиевна Попова и Иван Гаврилович Аксёнов, в июне 1903 года сочетались первым законным браком в церкви Смоленской Пресвятой Богородицы.
Приостановимся на фамилии салтыковского учителя Феодора Феодоровича Феодорова... В архивных делах Ряжской мужской гимназии встречается Прошение ряжского мещанина Фёдора Фёдоровича Фёдорова, проживающего в августе 1915 года в селе Пехлец Ряжского
уезда Рязанской губернии. Фёдор Фёдорович просит перевести сына Якова, ученика Рязанской гимназии Н. Н. Зелятрова, в Ряжскую мужскую гимназию, в пятый класс. Причина? В Рязанской мужской гимназии сын остался на второй год: у него три «двойки»: по латинскому языку, географии и французскому. В Ряжске же, у ряжского мещанина Фёдора Фёдоровича Фёдорова учатся две дочери. Примечательно, что данное прошение о переводе гимназиста из г. Рязани в г. Ряжск, написала, «по личной просьбе Феодора Феодорова», одна из его дочерей - Ираида. Рязанского гимназиста Якова Фёдорова принимают в Ряжскую мужскую гимназию: его фамилия есть не только среди окончивших, но и получивших звание «учителя начальной школы».
Но в Ряжской мужской гимназии, двумя классами ниже будущего писателя учился ещё один Фёдоров - Николай.5 Не сын ли он ряжского мещанина?
В 1897 году в Раненбургском уезде Рязанской губернии, начальные училища имеются не только в Богородицком (Салтыках), но и в ближайших к нему селениях: в деревне Аннинской (Аннинское), в селе Ивановском (Ивановское), в селе Лебяжье (Лебяжинское), в селе Жу-
238

равинка - (Журавинское) училища. То есть в годы владения княгиней Елизаветой  Эсперовной  Трубецкой  имением  «при  с.  Богородицком Салтыки тож», в двух «селениях» при её рязанском имении, значатся начальные училища: в самом селе Богородицком (Салтыки) и в деревне Аннинской.
Есть начальные училища и практически во всех соседних к её имению  сёлах.  Так,  в  Журавинском  начальном  -  служат  три  учителя: законоучитель, учитель и учительница; причём, «кончивших курс в учительских  институтах  и  семинариях  и  получивших  специальную подготовку и образование - один чел.». Такая же ситуация и в Иванов-
ском училище. В Лебяжинском - служат учитель и «законоучитель». Архивные документы соседнего Ряжского уезда свидетельствуют, что во времена «около 1906 года» в сельских училищах Ряжского уезда преобладал трёхгодичный курс обучения, а к 1915 году, в большинстве  из  них  вводится  четырёхгодичный  курс.  Несомненно,  это  относится и к Раненбургскому уезду. То есть будущий писатель Иван Макаров,  вероятно,  в  числе  первых  учеников  начальных  училищ  с четырёхгодичным годичным курсом обучения.
Здание 1- го Салтыковского отделения не относилось к самым плохим в Раненбургском уезде. Но оно было деревянным, до сегодняшних дней не сохранилось. Сохранилось двухэтажное здание (2-й этаж достроен позднее - авт.) красного кирпича, близ церкви Смоленской Пресвятой Богородицы. Возможно, в её красно - кирпичных стенах «салтычок» Ваня Макаров получал начальное четырёхлетнее образование. Учительствовали ли в годы его обучения учителя - Екатерина Артемиевна Попова и её супруг Иван Гаврилович Аксёнов? Вероятно, да. Учитель Аксенов значится в Салтыковском начальном училище
и в 1913 году: двумя годами позднее окончания будущим писателем начального образования. Законоучителем же в двух его отделениях, даже позднее, служит всё тот же священник церкви Смоленской Пресвятой Богородицы Владимир Алексеевич Сергиевский.
Принято считать, что все известные люди в школах учатся хорошо. Об Иване Макарове ранее писали, что как лучший ученик Салтыковского начального училища, он был принят «на казённый кошт» в Ряжскую мужскую гимназию. Но это оказалось неточным. Судя по
отчётам  инспекторов  народного  образования  Раненбургского  уезда, Салтыковское начальное училище успехами детей, к сожалению, не блистало. Если по Закону Божию их оценки были ещё «более или ме-
239

нее удовлетворительны», то по остальным предметам - « с успехами
неудовлетворительными».6 Неуспехи детей инспекторы объясняли, в первую очередь, «сезонным» обучением учеников: осенью и зимой учебные  классы  переполнялись,  а  весною  -  пустели:  большинство учеников помогало родителям-крестьянам.
Ольга Овечкина - одноклассница Ивана Макарова по салтыковскому  «отделению»,  впоследствии  так  вспоминала  его:  шустрый,  подвижной, «башковитый»: чувствовалось, что «выйдет в люди» (данные Н.Н. Крыловой - авт.). По каким-то причинам, «башковитый» Иван Макаров только через год по окончании Салтыковского начального училища, сдаст вступительные экзамены в Ряжскую мужскую гимназию. Именно в архивных делах Ряжской мужской гимназии и обнаружится его «Свидетельство» за окончание Салтыковского начального уездного училища от 31 мая 1911 года.7
Инспектор народных училищ по Раненбургскому уезду Рязанской губернии («по 9-му участку» - авт.) - Коллежский советник Иван Фёдорович Королёв в 1913 году (И. Макаров учится в это время в 1-м классе Ряжской мужской гимназии - авт.), «посещал училища и
входил в общение с учащимися. В течение года я каждое училище посетил не менее одного раза, а некоторые - по два и по три, в зависимости от состояния училища». Иван Фёдорович Королёв педагогическое образование получил в Московском учительском инсти-
туте, «в службах» находился с 1877 года, а в должности инспектора Раненбургского уезда - с 1909-го; то есть в годы ученичества будущего писателя в родных Салтыках. Кроме данного инспектора, в течение 1913 года начальные училища Раненбургского уезда посещали в порядке экзаменов: «Уездный Наблюдатель церковно-приходских школ  священник  Каверин  (по  проверке  Закона  Божиего),  Помощник Предводителя Дворянства по наблюдению за сельскими школами Г. Соколов, Председатель Училищного Совета, Члены, Земские Начальники».8
В училищный Совет Раненбургского уезда, в том числе и в годы ученичества  «салтычка»  Ивана  Макарова  в  родном  селе,  входили люди, имеющие не только высокий социальный статус, но и хорошее образование. Среди учебных заведений, которые они окончили, есть
и  Императорский  Александровский  Лицей  (Александр  Николаевич Ознобишин), и Московский Учительский Институт (Иван Фёдорович Королёв), и Новгородская Духовная Семинария (Павел Николаевич
240

Малинин), и Спасское городское училище (Николай Глебович Иванов),  и  Московский  Императорский  Университет  (Николай  Владимирович  Ракитин  и  Николай  Аполлонович  Вечеславов).  Есть  даже Пажеский  корпус  -  его  окончил  дворянин,  корнет  запаса,  Алексей Михайлович Слепцов. Алексей Михайлович Слепцов входил в училищный Совет с 1907 года, видимо, с первого года обучения будущего писателя в Салтыковском начальном училище.Салтыковские начальные училища успехами учеников не блистали... Какие же блистали? Лучшими в Раненбургском уезде (в 1913 г. - авт.) считались: Мало - Снежетовское, Мелеховское, Топкинское. Но среди  поощрённых  за  добросовестный  учительский  труд,  есть  салтыковский учитель Аксенов! Помимо учителя Аксенова поощряются и другие учителя Раненбургского уезда: 1-го Дубовского училища - Ивлев, Ломовского - Молодых, Набережновского - Воронков, Зимаровского - Лесков, Верхне - Якимецкого - Поликашин; они получают «денежные награды». Такие «денежные награды», только «из сумм М. Н. Пр.», получит и учитель Журавинского училища - Огнев. Но  награды  были  не  только  денежные.  Так,  «за  усердное  исполнение  обязанностей  и  хорошие  успехи»  представлены  к  почётным наградам  священник  Покровов  (Мало  -  Снежетовское  училище)  и священник  Розанов  (Набережновское);  оба  священника  служили  в своих училищах «законоучителями». К золотым нагрудным медалям «на Аннинской ленте»  представлены: заведующий Зенкинским министерским училищем - учитель Кондратьев и учитель, также, министерского Истобенского начального училища - Дубинин. Серебряную нагрудную  медаль  «на  Александровской  ленте»  получили:  учитель 2-го Криво - Полянского училища Соловьев, и 1- го Криво - Полянского - Викулин; Пиковского - Скуратов.9
В  те  давние  времена  «штатным»  учителям  полагались  казённые квартиры.  Так,  в  одном  из  отчётов  по  губернскому  начальному  образованию  сказано,  что  в  начальных  сельских  училищах  «имеют квартиры  натурой  119  учащих»  -  учителей;  остальные  получают «квартирные»: по 40 рублей в год. Если учитель жил у себя дома или у родственников, он всё равно получал «квартирные», но по 20 рублей в год. Возможно, учительская чета Аксёнов - Попова имели при одном из салтыковских начальных «отделений» казённую квартиру. Приходские  же  начальные  училища,  как  правило,  их  не  имели;  но «учащим»  также,  выплачивали  «квартирные»  деньги:  «старшим»  -
241

по 120 рублей в год, остальным - по 60. Как и в современных школах, в 1912 году в Раненбургском уезде большая часть «учащих» - учительницы (64,5%). Треть из них окончили женские гимназии, чаще всего  Рязанскую  женскую;  преподаватели-мужчины  составляют  35,5%  от  общего  количества.  Но  в  1913  году  преподавателей-мужчин
становится несколько больше: (38 человек, 5%), а вот преподавательниц - поубавится до 61,5%. С введением же всеобщего бесплатного начального обучения в Рязанской губернии (с 1 января 1913 г. - авт.), резко увеличивается количество новых школ, и сразу же возникают «затруднения» с преподаванием Закона Божия: священники преподают сразу в нескольких учебных заведениях, что неблагоприятно отражалось на успехах учащихся.
Сколько же детей обучалось в «макаровские» времена в Рязанской губернии? На 1 января 1912-го, в год поступления будущего писателя в 1-й класс Ряжской мужской гимназии, в Рязанской губернии числят-ся 1.020 народных училищ с учительским составом в 2.816 человек (включая и законоучителей). В них обучается 92. 327 учащихся! 10  А в
Раненбургском уезде?
Найденные цифры впечатляют. В Раненбургском уезде Рязанской губернии на 1 января 1914 года учатся 5. 294 мальчика и 2.263 девочки,  всего 7.557  человек.  Причём, по сравнению с предыдущим годом, число учеников возросло на 760 человек (на 132 мальчика и на  228  девочек).  Особенно  значителен  (по  документам  -  авт.)  прирост числа девочек; теперь в среднем на каждую классную комнату в начальном училище приходится по 48 человек. То есть с введением бесплатного всеобщего образования в Рязанской губернии (с 1 января 1913 года - авт.), резко возрастает и количество начальных училищ,
и число учащихся.
Но как же помещалось такое количество учеников в классах? Разгадка проста: посещение училищ - «неисправное». «Массовая неаккуратность посещения бывает учеников старших отделений в начале учебного года и в конце, по случаю полевых работ и открывающихся
подённых заработков. Школы в это время почти делаются пустыми». Существенной причиной «неисправного» посещения занятий были и «… болезни, отсутствие обуви и одежды, домашние работы, а также, малое проявление об этом заботы со стороны родителей». Пустыми бывали классы и во время эпидемий, а они случались достаточно ча-
сто, так как «в этих училищах не бывает врачебно-санитарного осмо-
242

тра». Если среди учеников случались заболевания, учитель сообщал об этом сначала участковому врачу, который и должен был принять необходимые меры.
Эпидемии тех или иных болезней часто принимали угрожающие размеры. Учебные заведения в сёлах и деревнях закрывались на месяц, на два, на три… Так, в 1913 году «по случаю эпидемии тифа» были закрыты следующие училища Раненбургского уезда: Буховское - с 1 января 1913-го, до окончания учебного года; Чернышевское и Старо - Кленское - с апреля месяца до конца учебного года и т.д… И с началом нового учебного года (1913 - 1914 - авт.), эпидемия тифа в Раненбургскомуезде уезде продолжится: с конца сентября закрывается Солнцевское училище, с конца октября - 2-е Кривополянское, с
1 декабря - Зимаровское. В январе 1914-го - «все они не открыты по настоящее время». Салтыковское начальное: и 1-е, и 2-е отделения также, не работали «по случаю скарлатины, сыпного тифа и кори» с начала ноября до декабря 1913 года! 11  Будущий писатель Иван Макаров в это время учится уже в Ряжске; но в Салтыках у него оставались
младшие сёстры.
Из особо примечательного отчёта инспектора Раненбургского уезда Ивана Фёдоровича Королёва (таких полных и умных отчётов более не нашлось во всей Рязанской губернии - авт.), ясно, что большая часть начальных училищ Раненбургского уезда (на 1913г.) располагается в собственных зданиях - 110. В «наёмных» - только 29. Самые бедные
и мало приспособленные для учебных целей - церковно-приходские училища:  они  «тесны  и  темны»,  при  них  нет  квартир  для  учителя. Помещения  же  министерских  (государственных)  училищ  «вполне удовлетворительные», кроме Истобенского училища, здание которого существует около 40 лет. Из помещений начальных училищ «вполне удовлетворительных» 26 училищ с 49-ю классными комнатами; в «них классы высокие, светлые, тёплые; классная мебель правильная, имеется для детей отдельная раздевальня, сносные квартиры для учащих, с отдельной кухней на двоих, необходимыми хозяйственными постройками, а некоторые даже с отдельными комнатами для сторо-
жей».
Большинство же остальных, «выстроенных или приспособленных сельскими обществами, мало удовлетворяют своему назначению: тесны, с низкими потолками, недостаточным освещением, отсутствием раздевален, квартиры учащих - из одной небольшой комнаты, боль-
243

шинство без русской печи. С переходом этих школ в ведение земства, они приведены в порядок, «меньше холода, сырости, но в остальном осталось прежнее»; но вследствие их переполнения, «духота, пыль и другие недостатки делают занятия тяжёлыми и действующими вредно  на  здоровье  учащих  и  учащихся». 12   «Наёмные»  же  помещения начальных училищ - это, как правило, крестьянские избы с русской печью, маленькими окнами: «В них душно, темно, жарко; холодно во время перемен от непрерывного открывания двери». Учитель снимает квартиру в других избах.
Как же распределялись учебные пособия в начальных училищах Раненбургского уезда Рязанской губернии? Были ли у сельских учеников учебники? По словам того же инспектора И. Ф. Королёва, «начальные училища и Зенкинское Министерское наделяются земством, Министерские - дирекцией; ученики приходских училищ имеют всё свое, бедным приходят на помощь благотворительные общества». И далее: «Все книги и руководства из числа одобренных М. Н. Пр. (Министерство  народного  просвещения  -  авт.)  для  этого  рода  училищ; наиболее  распространенные  следующие:  по  Закону  Божию  -  учеб-
ники  Афинского,  Чельцова  и  Нахимова;  по  славянскому  чтению  - Евангелие; книги для классного чтения: Вахтеров - «Мир в рассказах для детей», Тихомиров - «Вешние воды»; для старшего класса одноклассных училищ - Миронов «Родник». По грамматике книги Пуцыковича,  Некрасова,  Гречушкина.  Задачники  Евтушевского,  Гольдеберга, Комарова, Арженникова. Руководствами ученики снабжены в достаточном количестве, кроме Истобенского, в котором их мало … Во  многие  сельские  училища  Земством  разосланы  географические карты России, полушарий и т.д.».
Ученических библиотек в Раненбургском уезде в том же 1913-м, мало. Они имеются только при некоторых училищах: министерских (всего 903 переплёта, то есть книг), приходских (307). Из сельских начальных училищ библиотеки имеют: Дубовское 1-е, Колыбельское и Топкинское; но у них всего 239 книг. Читатель не найдёт среди перечисленных Салтыковское училище, его два «отделения». По каким-то причинам, в разных отчётах по народному образованию всей Рязанской губернии очень редко встречается информация о нём. А ведь Салтыки  или  Большие  Салтыки  издавна  считались  самым  богатым селом  Раненбургского  уезда!  Возможно,  «салтыковцы»  не  считали учение важным для своих детей? А вот при Старо - Кленском ми-
244

нистерском начальном училище им. Полубояринова в 1911 году появляется «народная библиотека».
Продолжение следует - страницы 245-253.

1919, продразвёрстка, Салтыки, этнография, СССР, О.В.Сидорова (Ершова), Первая Мировая Война, Липецкая область, Дворянская усадьба, И.И.Макаров., Архивный материал, советский плакат, окаянные дни, крестьянские восстания, 1930-е, семейный архив, Город Чаплыгин., Презентация., 1920, имена, биография, 1918, Ряжск, советская литература, события, Ряжский уезд, семейная история, было-стало, политика, советская власть, пропаганда, Рязанская губерния, сталинизм, статистика, Раненбургский уезд, 1900-е, Чаплыгинский район, Левые эсеры, Раненбург, комсомол, Статистика, Подвиг, февральская революция, История, Российская империя, Россия, с. Салтыки, Дворяне, школьники, крестьяне, школа, Бесследно исчезнувшее, подвижничество, 1917, архивные документы, 1920-е, интеллигенция, 1910-е, палачи

Previous post Next post
Up