Поездка по Фергане к переселенцам (от Оша до Иркештама). 3/3

Mar 31, 2024 18:12

И. Левитов. [Дорожные заметки] // Сельский вестник. 1908, №№ 245, 253, 261, 273; 1909, №№ 11, 97, 135, 143, 154, 165, 169, 187.

Другие части: I-IV, V-IX


Общий вид укрепления Иркештама (С. М. Дудин, 1901)

X. Экономическое значение лугового хозяйства для Ферганы

Образование скотоводческо-земледельческих русских поселков в Ферганской обл. имеет громадное значение не потому, что скот там очень дорог, а потому, что киргизы не умеют сохранять впрок массу кормовых продуктов, зря погибающих в туркестанских степях, так как кочевники сенокошением не занимаются и не делают запасов на зиму, поэтому они и подвергают свои стада всем опасностям зимних голодовок.

Мы уже видели из прежних очерков, что русские крестьяне гораздо успешнее справляются с богарными, нежели с культурными землями под хлопок. Для русских крестьян Туркестана гораздо важнее взяться предварительно за организацию настоящего луговодства, нежели за обработку культурных земель. Хлопковые плантации не были никогда в руках русских людей, тогда как организация луговых покосов им знакома была еще на родине и давно практикуется ими.

Массы богарных земель, прилегающих непосредственно к Заалайскому хребту, близ гор Мустаг-Тау, не говоря уже о пастбищах в 300.000 десятин одной только Алайской долины, обеспечивают вполне безбедное существование русских переселенцев в крае.

Блестящая будущность Ферганы обращает на себя особенное внимание. Сельское хозяйство Ферганы могло б процветать с замечательным успехом, на удивление всей России. Особенные условия этой области, которые до сих пор не обратили еще на себя должного внимания, дают возможность развить в недалеком будущем в Фергане одно из интенсивнейших хозяйств России. Быстрота, с которой это может быть сделано, зависит от особенных торгово-промышленных связей Ферганы с Китайским Туркестаном.

Киргизы тебенюют со своим скотом и занимают громаднейшие степные площади. Количество же скота, доставляемого киргизами для Туркестанского края, так ничтожно, что при правильно введенном луговом хозяйстве киргизские степи могли б доставить в 20 раз больше скота для края. Рассмотрим сначала одну Фергану.

Сильный рост населения этой области вызывает и сильную потребность в развитии скотоводства в крае. Так как скотоводство Ферганы не удовлетворяет ежегодному спросу, то в Фергану стали пригонять 300.000 штук рогатого скота с двух сторон: со стороны Кульджи 10.000 лошадей, 7.000 крупного рогатого и 100.000 баранов, а остальную часть со стороны Каратегина. Скот этот пригоняется ежегодно в Ош не менее шестисот стад, по пятисот штук в каждом. Преобладающий род скота среди пригоняемых стад - бараны, которые пригоняются в ноябре и содержатся на подножном корму до весны, в степной полосе Кокандского и Маргеланского уезда, по левому берегу Сырдарьи. Так как киргизы не умеют запасать корм на зиму, поэтому пригоняемые стада проводят зиму в этом урочище на подножном корму и нередко околевают с голоду.

Наличность такого громадного количества пастбищ одной только Алайской долины даст возможность если не киргизам, то русским крестьянам развить громадное скотоводство, при одном только условии, если эти же русские люди обеспечат себе корм в Фергане на зимних два или три месяца. В этом отношении русские люди могли б действительно научить киргиз и воочию убедить их в превосходстве русского хозяйства над киргизским. Русские люди, воспользовавшись летними пастбищами киргиз одной только Алайской долины, где зря пропадает столько корму, могли бы широко развить скотоводство Ферганы, обеспечив только искусственным орошением полосу земли, где б могли продержать скот в зимние месяцы. Скотоводство могло б тогда служить на богарных землях Ошского уез. большим подспорьем для крестьянских хозяйств. Представим себе, что мы оснуем скотоводческо-земледельческие поселки и посмотрим, с какими трудностями пришлось бы бороться нашим переселенцам.

Вся трудность, как мы уже сказали, заключается в запасах корма на зиму. Гуртопромышленники решают этот вопрос в настоящее время таким образом: они арендуют у казны участок государственной земли в Кокандском и Маргеланском уез., покрытый мелким камышом, колючкой и т. д., и продерживают там скот до весны. В этой степной полосе встречаются местами и болота с крупным камышом, и рощицы довольно крупной лесной заросли. Скудность, однако, кормов на этих казенных пастбищах не обеспечивает корм на 300.000 голов, и приходится их потом подкармливать все лето в горах. Скот, продержанный на казенных оброчных статьях, сильно изнуряется. В холодную зиму 1907-8 гг., во время моего проезда через эту местность, скот погибал десятками тысяч от холода и бескормицы на этом арендованном скотопромышленниками оброчном участке. Весною 1908 г. скотопромышленники продавали баранов, которые им стоили около 5 руб., по 40 и по 50 коп. местному населению, так сильно они отощали.

Ужасающая бедность киргиз происходит не от недостатка кормов и стад рогатого скота, но от недостатка сухих кормов, необходимых им в зимних два или три месяца. Будь возможность запасти им сухой корм на это время, тогда можно бы смело увеличить если не в 20, то в 10 раз количество рогатого скота в степи. Культурная задача и должна заключаться в том, чтобы показать киргизам, что при данных условиях Туркестана русские крестьяне в состоянии внести свет и культуру в эту темную область скотоводческого хозяйства киргиз.

Русские люди обязаны показать своим луговодством, что они поднимут культурные требования инородцев. Не киргизы могут взяться за это дело, а непременно русские люди, у которых культура стоит гораздо выше.

Надо доказать, что Фергана может дать первый толчок к поднятию окраинного русского сельского хозяйства, и что там не трудно образовать для этого скотоводческо-земледельческие поселки в Ошском уезде. Необходимо только твердо помнить, что тогда скотоводческие поселки будут иметь твердый фундамент, когда одновременно с этим будут предприниматься оросительные и дренажные работы некоторых казенных оброчных земель.

На одном участке Кокан-Маргел. уез., при орошении, могут зимовать не только 300.000 голов пригоняемого скота, но и стада всего местного населения.

В настоящее же время мы замечаем в Фергане следующее явление. Много работ по орошению начато. Орошенные участки охотно предлагаются крестьянам для посева хлопка. Но кончается это начинание обыкновенно очень печально, так как крестьяне, не зная, как регулировать воду для таких высоких культур, как хлопководство, уничтожают культурные земли. При таком хозяйстве, через 50 л. не должно остаться в Туркестане ни одной десятины культурной земли. Все культурные земли зарастут камышом и превратятся в болото.

Главная ценность туркестанских земель зависит от присутствия в них лесса. Лесс - это особенный слой земли, который гораздо плодороднее наших черноземов, содержащих массу перегноя. В некоторых местах толщина лесса большая, в других она меньше. Во многих местах Семиреченской области, где русским крестьянам оказывают преимущество пред сартами в пользовании при орошении водой из арыков, крестьяне впускают на свои засеянные участки столько воды, что совершенно смыли весь лесс, так что земля совершенно перестала родить у них. Крестьяне рассчитывают, что чем больше они впустят воды, тем больше будет и урожай, не понимая, что этим они смывают весь лесс.

Лесс лежит там небольшим слоем на гравии, который уже не пропускает воду в дальнейшие подземные слои. Впущенная в излишнем количестве вода застаивается, образуя болота, смывает весь лесс, и поэтому у многих переселенцев образовались бесплодные участки.

Это доказывает только, как осторожно нам нужно поступать с орошением земель в Туркестане и передачей их в руки крестьян. Как для крестьян, так и для киргиз гораздо важнее и выгоднее подготовить предварительно орошенные участки для лугового хозяйства. Устройство такого образцового орошения имеет то преимущество, что оно скоро окупится, и для этого нетрудно найти охотника из частных лиц, которым выгодно было бы приступить к организации настоящих лугов, в которых Фергана так нуждается.

В настоящее же время отводят участки многим купцам под хлопок (как, например, г. Попову, возле Андижана) на льготных условиях, но в действительности настоящие хлопковые плантации они не разводят, а пользуются этими участками совершенно для других целей, а сами скупают хлопок как обыкновенные барышники. Наши купцы не дошли еще до понятия о государственной необходимости поднятия культурных земель для какой-то отдаленной цели, чтобы снабжать со временем весь московский район своим хлопкам. Русские купцы не станут этого делать до тех пор, пока они могут скупать хлопок у сартов гораздо дешевле, нежели добывать его.

<Глава XI в «Сельском вестнике» не публиковалась>

XII. Отличие русской общины от общин алайских и памирских киргиз

Выехав из Ак-Басагы и доехав до Сарыташа, мы стали приближаться к Алайской долине. Отличие памирских киргиз от алайских заключается к том, что зимовки у первых находятся на высоте 11-12 тысяч фут., тогда как летовки, или летние стойбища их, доходят до 15.000 ф. Другими словами, колебание высот зимних и летних кочевок у памирских киргиз невелико, от 2 до 4000 ф., тогда как алайские киргизы зимуют около Оша на высоте не более 3½ тысяч ф., а лето проводят на Алайской долине, на высоте почти 12.000 ф.

Жизнь памирских киргиз чрезвычайно допотопна и бедна. Живут они почти впроголодь, в плохих юртах. Питаются обыкновенно молоком.

Ми проехали Алайскую долину в двое суток. Какая чудная панорама этой непрерывной цепи вечных снеговых гор, окружающих эту долину! Так и кажется, что они очень близко, что до них рукой подать, а между тем расстояние к ним не меньше 15, а то даже 20 верст. Я старался только не слезать с лошади, так как ходить в шубе и валенках в таком разреженном воздухе чрезвычайно трудно.

Особенность поездки по Алаю заключается в громадной разнице температур на солнце и в тени. Если измерить температуру на Алае зимою, в тени, то она бывает часто -18, тогда как в то же время на солнце она бывает +8. Летом разница эта немного меньше, но все-таки велика, и вот почему путешественника, сидящего на лошади лицом, обращенным и солнцу, сильно печет и ему жарко, тогда как спина того же путешественника, находящаяся в тени, подвергается в то же время стуже. По всему пути по Алаю я то снимал шубу от жары палящих солнечных лучей, то вынужден был опять ее одевать, так как спина у меня вся замерзала.

Все население Памира составляет одну Памирскую волость, которая подчиняется начальнику Памирского отряда и состоит из 369 юрт, в коих числится 1896 душ, и киргизы сами ведают своими делами согласно своим обычаям. Киргизы, летующие на Памире - Аличуре, на зиму уходят в Вахан, где благодаря сильным ветрам бывает мало снегу. В Вахане, Шугнане и Рушане живут памирские киргизы - таджики, родом из Персии. Когда мы в 80-х годах прошлого столетия завоевали эти ханства у Афганистана, то передали их Бухаре, которая до сих пор владеет ими.

Замечательная особенность Памира, в противоположность Алаю, заключается в том, что разводить лошадей там невозможно. Жеребята на Памирах не выживают, и поэтому кобылицы там совсем не встречаются. Мне непонятно, почему жеребые кобылы не могут на такой высоте ужиться в разреженном воздухе, тогда как из домашних животных разводятся там особая порода быков - кутасы, или яки, курдючные бараны и козлы, лошади же содержатся в размерах настоятельной в них необходимости и приобретаются памирскими киргизами на Алае и частью через Шугнан из Бадахшана.

Крупное отличие я нахожу в значении общины для русского крестьянина и любого киргиза, не только алайского, но и всех киргизов туркестанских степей. Община алайских киргиз Андижанского уезда чрезвычайно характерна. В хозяйстве русских крестьян община является в настоящее время не только тормозом, но и тяжким бременем, от которого их нужно было давным-давно освободить.

Крестьянин у нас спутан общиной по рукам и ногам и не может свободно вздохнуть. Я помню, лет 10 тому назад мне пришлось, по дороге в Иркутск, узнать, что несколько станций перед Иркутском крестьяне-латыши устроились на отрубных участках. Я заехал к ним (в 7 верстах от железнодорожной станции), так как я никогда в Сибири не встречал еще такого хозяйства. В Сибири практикуется очень часто заимочное хозяйство, но не отрубное. Отлично помню счастливые и довольные лица этих крестьян, которые мне показали, как они устроились, и я описал это хозяйство и свои впечатления в форме фельетона, который князь Э. Э. Ухтомский напечатал в «Пет. вед.».

Трехпольное хозяйство русских крестьян намного опередило скотоводческо-земледельческое хозяйство у киргиз. У русских крестьян община является действительной помехой даже развитию такой несовершенной системы хозяйства, как трехпольная, тогда как при чрезвычайно первобытной системе киргизского хозяйства община является необходимостью, которую нельзя еще и шевельнуть. Условия киргизского хозяйства имеют стойкий общинный характер даже среди таких поземельных киргизских общин, где все остальное в самом пользовании землею и ее обработке носит печать установившегося прочно подворно-участкового владения. Бытовые обстоятельства подворных владельцев у оседлых киргиз ограничивают подворную собственность и распоряжение последнею, наприм. принадлежащее каждому поселянину право выгона и пастьбы скота на всех сжатых или незапаханных полях своих однообщественников, обязательный севооборот, устанавливаемый по обычаю киргиз всем обществом сообразно количеству воды, и т. д.

Путешествия дали мне возможность познакомиться с мировоззрением как русских крестьян, так и мусульман и убедиться в том, что святая обязанность наш государственных людей - это необходимость в уничтожении общины среди русских людей, за весьма немногими исключениями, где эти хозяйства переплетаются с мусульманскими, и сохранить эту общину во всей своей ветхозаветной строгости и чистоте у мусульман, так как изменение форм пользования землею у мусульман осталось бы чисто искусственным, неприложимым к туземному быту мусульман в Туркестане.

Дорожные заметки
XIII. Ореховые наплывы по дороге на Алай

До Иркештама осталась одна чрезвычайно неприятная ночевка в степи. Хотя нам обещано было еще в Гульче, что юрта в Алайской степи будет выставлена киргизами, но это не было исполнено, и как мы ни старались при переходе между Ак-Басагой и Иркештамом отыскать где-нибудь киргиз, мы нигде их найти не могли. Встретили по дороге несколько верблюжьих караванов как с Памирского поста, так равно и из Кашгара, но необходимой нам юрты для ночлега мы не нашли, несмотря на то, что выбились из сил, а лошади так утомились, что едва передвигали ноги.

Объясняется это тем, что алайские киргизы откочевали в конце августа на свои зимовки в Ош, и на Алайской долине мы почти никого из кочующих там в летнее время киргиз не встретили. Поэтому мы решили остановиться в пути и ночевать под открытым небом.

Чтобы выяснить неопытному человеку всю трудность ночевок на такой высоте, ему необходимо себе представить, что его пригласили подняться на воздушном шаре около 4-х верст в воздухе, где он обязан переночевать на такой высоте. В комнате или юрте, которую можно отапливать, это еще куда ни шло, но на открытом воздухе, где вблизи нет даже и хвороста (саксаул), - это чрезвычайно трудно. Мы были хорошо одеты, тогда как казаки и сопровождавшие наш караван сарты страдали от стужи сильно. Здесь я впервые понял значение киргизских юрт в степи. Неделю спустя после нашего приезда в Кашгар, мы встретили в городе хозяина верблюжьего каравана, который рассказал нам, как он чуть не погиб с караваном и людьми в этом же самом месте нашей ночевки, во время снежной мятели, несмотря на то, что у них в караване была юрта. Снежные мятели на Алае начинаются в конце августа, и киргизы вследствие этого откочевывают к этому времени. Мы, следовательно, очень счастливо отделались, хотя временами выпадал при нас и снег, и град, и иней, а редкие колебания температуры давали себя сильно чувствовать.

Так как дров на ночлег нам негде было достать, то мы насобирали верблюжьего и ослиного помета, чтобы развести огонь и вскипятить себе воду для чая. Вот тут-то и пригодилась нам та бутылка водки, которую мы захватили с собою в дорогу и берегли. С большим наслаждением выпили мы и все казаки по рюмке живительной влаги на этой высоте. Казаки не отказались бы, вероятно, выпить не только по чарке, но и по бутылке. Закусили из куржумов (переметные сумы) тем, что заготовлено было для нас в Оше караван-баши, и стали себе готовить постель в эту холодную ночь.

Чтобы согреть себя и чтобы теплее было спать, мы решили лечь все вместе, разостлав все кошмы, шубы, одеяла, и легли рядом друг возле друга, окружив весь этот бивуак всем нашим багажом, ящиками, досками, сундуками, чемоданами, а заряженные казацкие ружья были все сложены у изголовья. Сверху мы накрылись длинной киргизской кошмой и были защищены от холодной ночной стужи и ветра в этих снежных горах.

Мы знали, что из диких животных бродят здесь медведи, лисицы и волки, но тигры на этих высотах уже не попадаются. В Туркестане водятся тигры только в долинах, и во время нашего путешествия я прочел в газетах, полученных в Иркештаме, что переселенцы в одном поселке близ Амударьи уложили тигра. Охотятся там на тигров главным образом переселенцы из отставных солдат.

Отсутствие леса на Алайской долине ничуть не доказывает, что лесов здесь нет. Напротив, по всему пути в Иркештам и далее попадаются особого рода одиного торчащие деревья с удивительно фантастическими наростами или, вернее, наплывами. Последние являются здесь в виде желваков, которые представляют собою скопления ненормально развитых укороченных побегов и являются результатом специально туркестанского болезненного процесса. В Вятской губ. подобного рода наплывы сделались предметом кустарной промышленности для выделки папиросниц, тростей и т. д. Что наплывы эти имеют громадную ценность и могут сделаться в будущем для наших переселенцев большим подспорьем в хозяйстве, доказывает уже тот факт, что андижанское лесничество в 1904 г. продавало пуд этих наплывов по 35 руб. с., а в 1905 г. вышеупомянутое лесничество продало 50 штук наплывов общим весом в 1.560 пудов, которые были перепроданы марсельским купцам на торгах в Батуме за 50.895 рублей.

Дело в том, что в дикорастущих лесах Туркестана наплывы обыкновенно очень редко достигают 100- или 150-летнего возраста, тогда как среди возделываемых сартами полей и кышлаков одиноко стоящие деревья охраняются туземцами. У них очень часто наплывы встречаются в возрасте от 400 до 500-летнего возраста.




Стволовые ореховые наплывы - экспонаты сельскохозяйственной выставки 1913 года в г. Скобелеве. (humus)

Переселенцы должны понимать, что если они и не найдут в Туркестане дорогих ихнему сердцу лесов какой-нибудь Архангельской, Вятской губ. или сибирской тайги, но зато каждое, не только одиноко стоящее дерево, влачащее, с первого взгляда, жалкое существование, но наждый прутик этого дерева имеет высокую ценность на туркестанском рынке. Каждый прутик туркестанского дерева это настоящий капитал, который можно прямо опустить в карман. Чтобы выяснить, какие богатства таит в себе наш Туркестан, для этого я приведу очень характерный пример.

Мне пришлось гостить, на обратном пути из Кашгара, у ревизора тамож. окр. Туркест. края г. Феодорова, в пяти верстах от Коканда. Г. Феодоров большой любитель-садовод и приобрел себе участок земли (меньше десятины) за 2000 руб. Свободное от занятий время г. Феодоров тратит на свой сад. Я не говорю о тех чудных грушах (дюшес), которые он отправляет в Россию на продажу и о доходах с них, но я обращаю внимание читателей «Сельск. вест.» на доход одной изгороди такого участка. Г. Феодоров получает за прутики с листьями, которые вырастают на тутовых деревьях, которыми он засадил окружность своего участка в виде бордюра, по рублю в год. Каждое тутовое дерево дает ежегодно весною барыш хозяину рубль.

Я нахожу, что нигде в Европе нет таких благоприятных климатических условий для развития шелководства, как здесь в Фергане. Листьями тутовых деревьев местное население пользуется для корма шелковичных червей, и насколько этот промысел развит здесь - видно уже по тому, что всех домохозяев в Ферганск. обл. считается 253.650, а из них шелководством занимаются 91.627 домохозяев, т. е. 36,1%. Тутовые деревья, которые развел г. Феодоров, дают листья для корма шелковичных червей независимо от породы и формы. Легко себе представить, какой доход может дать такой орошенный участок, если за ним ухаживает заботливая рука внимательного хозяина, каким в данном случае является г. Феодоров, засадивший окружность своего участка только 70 тутовыми деревьями.

Какое благодатное солнце Туркестана, которое в несколько лет выгоняет из земли такие пышные и грандиозные деревья! Я не могу не обратить внимания на одно чрезвычайно курьезное явление, имевшее место со мною во все время пребывания моего в Ташкенте. Ночью я ни разу не мог к городе попасть к себе домой, в гостиницу, не заблудившись. Целый лес, выросший в городе, сравнительно в такое короткое время нашего обладания Ташкентом, не дает возможности узнать свою квартиру. Это никогда со мною не случалось - ни в Индокитае, ни в тропических странах, где леса также быстро растут.

Дорожные заметки
XIV

Переезд до последней станции на русской территории, до Иркештама, был самый тяжелый по всему пути в Кашгар. Несмотря на все неудобства ночлега на открытом воздухе Алайской долины, мы все-таки поднялись чрезвычайно рано. Казаки еще в сумерках развели огонь и согрели нам чай, сарты стали вьючить лошадей, и мы скоро двинулись в путь. Погода менялась с каждым часом. То выглянет солнце, то подымется пронизывающий ветер, то выпадет град, то опять тепло. Дорога ровная, гладкая, точно шоссированная. Все станки, за исключением этого последнего, мы обыкновенно делали в 12, самое большое в 14 часов, так что к 5 или 6 час. вечера мы уже достигали ночевки, и заготавливали себе ужин, но эту станцию мы проехали не менее 17 часов, так что приехали в Иркештам в 9 час. вечера.

Страху набрались мы довольно, часа за три до Иркештама, на одной тропе, проложенной по гранитной скале над страшной пропастью, и от песчаных гор недалеко от Иркештама, которые, подымаясь вертикально над головой проезжающего на несколько сот футов высоты, угрожают ежеминутно обвалиться и засыпать собою весь караван, пробирающийся длинной вереницей по суходолам речек, загроможденных валунами. Я не успел оглянуться, как караван наш очутился на узкой тропинке, выбитой в скале.

Сердце замирает у меня и теперь, когда я вспоминаю об этой тропинке. Я так свыкся с такими пропастями, что пришел к тому убеждению, что как только попадалась на пути пропасть, надо не смотреть вниз, а немедленно повернуть лицо свое к скале и бросить повод, то есть давать лошади полную свободу. Лошади здесь так привычны к этим пропастям, что она вас безопасно проведет. Какая-нибудь особенная случайность - в гололедицу, когда лошадь плохо подкована или если попадется встречный караван - может повести к несчастию, но раз вы только покойно сидите, то лошадь благодаря своему уму и зрению проведет вас совершенно безопасно.



Вьючная дорога под Иркештамом (С. М. Дудин, 1901)

Что же касается до этих страшных песчаных гор, которыми богата наша граница с Китаем близ Иркештама, то незадолго до нашего приезда одна такая гора сразу обрушилась и придавила пять русских казаков, которые там же и похоронены. Это не первый и не последний случай. Эти случайности возможны здесь в любое время.

Когда я проезжал мимо этих гор, то мне так живо представилось мое путешествие по Палестине, когда я выехал из Иерусалима на Иерихон и смотрел на те стены, которые сами рухнули при трубных звуках, когда Иисус Навин велел евреям трубить в виду стен Иерихона. Ничего нет удивительного, что такие страшные стены из песку и валунов, как близ Иркештама, от сильного трубного звука или другого какого-либо сотрясения воздуха могут сразу обвалиться. Но удивительно, что мои спутники не понимали даже опасности, которой мы подвергались близ этих гор.

После утомительного дневного перехода, мы наконец достигли русской крепости Иркештам, построенной иа границе в 1884 г., с гарнизоном в 25 казаков. Белые стены этой крепости издали уже видны и скорее похожи на какой-то средневековой рыцарский замок. Мы хотели уже остановиться в таможне, не доезжая крепости, как вышедший к нам навстречу чиновник посоветовал нам заехать лучше к начальнику крепости М. П. Шмотину, который принял нас с распростертыми объятьями.

Иркештам находится на такой высоте, где ничто не произрастает, кроме салату. Даже картофель приходится подвозить вьючным способом из Кашгара или Оша. Единственный продукт, находящийся в изобилии, - это мясо. При такой охоте, вы там найдете много сортов мяса - но больше ничего. Так как население пользуется привозным хлебом, а печи нехорошо устроены и дрова дороги, то понятно, что и хлеб не особенно удачен.

Кожа с лица и рук после поездки по Алаю вся сошла, и нас трудно было узнать, когда мы появились в приветливом доме коменданта крепости. Там уж приготовлена для этой цели особая мазь, которая предлагается всем путникам. Так как мы решили провести в Иркештаме две ночи и один день, то поэтому радушный хозяин велел истопить для нас баню, которая помещается ниже крепости, близ таможни. Истопить баню на такой высоте дорого стоит. Мне в первый раз пришлось выехать в баню верхом на казацкой лошади, так как подняться на гору обратно 300 шагов расстояния в этом разреженном воздухе, на высоте почти 9.000 фут., чрезвычайно трудно, тем более в шубе и пимах.




Внутренний вид укрепления Иркештам. (П. П. Родственный, 1899-1903)

Приезд путешественников в крепость доставляет всегда много хлопот хозяйке дома, которая мечется всю ночь, чтобы испечь и изжарить все лучшие кушанья Иркештама. Насколь рад путник от всех невзгод такого трудного пути укрыться наконец в теплом доме, но еще более рады хозяева увидеть русских людей на такой дикой окраине. Как трогательно видеть русских людей в такой глуши, оторванных от своих родных очагов, среда чуждого им мусульманского населения! Как дорого воспоминание о людях, которых видишь в первый раз и которые так радушно и приветливо тебя принимают. С какой непритворной радостью встречают там русские люди русского путника, чтобы узнать от него, что делается там, далеко-далеко, на Родине.

Сколько удовольствия доставил нам начальник местной почтово-телеграфной станции Л. Д. Рагозников, пригласивший всех на следующий день к себе на обед. Этот одинокий добрый русский человек находит свое единственное удовольствие в этой пустыне угощать приезжих.




Вид из укр. Иркештам на русский таможенный пост и каменный мост через р. Иркештамку. (П. П. Родственный, 1899-1903)

Иркештам имеет большой интерес для русских людей в изучении мусульманского мира всей Азии. Громадные караваны мусульманских паломников из Китая, Тибета и Сев. Индии двигаются через Иркештам в Русский Туркестан и Мекку. Здесь они всегда останавливаются, и вы легко можете изучить это движение. Я остановлюсь пока на одном важном недостатке в устройстве Иркештамского перевалочного пункта для мусульман как первой русской станции на русской территории.

Сноп клевера, стоящий в Оше не более 5 коп., стоит уже в Иркештаме 20 коп., то же самое и с овсом и другими продуктами. Ввиду каменистости почвы и отсутствия топлива и подножного корма для скота баснословно дорого все, до чего ни дотронешься. Лошади, добравшись до Иркештама, выбиваются обыкновенно из сил и массами погибают здесь от холода и голода. Сарты благодаря этой дороговизне недокармливают своих лошадей, ослов и верблюдов и впроголодь переезжают через Иркештам, где на китайской территории, начиная со второго станка, а в обратную сторону в Суфи-Кургане, начинают подкармливать лучше, так как корм там уже немного дешевле.

Насколько сильно страдают при этом не только интересы мусульман, но и наши кровные торговые интересы, можно судить потому, что в 1900 г. общий оборот нашей торговли с Кашгаром был 4.703.800 руб., а в 1907 г. он поднялся до 8.634.000 руб., из которых 75 проц. (6.397.000 р.) прошло через Иркештам, а остальное через Нарын. Отсюда понятно, почему нам необходимо обратить такое серьезное внимание на Иркештам.



Северный склон перевала Терек-Даван (С. М. Дудин, 1901)

Ведет в этой местности караванную торговлю и Англия, но наше преимущество заключается в том, что нашим караванам приходится проходить трудный путь от Суфи-Кургана через Терек-Даван в Иркештам и следующие станции по Китаю в Ешин и Улукчаш, где нетрудно как пасти скот, так равно добыть дрова, тогда как английским караванам приходиться проходить от Панамика до Сюгета 11 дней на высоте от 10 до 18.000 ф., где караваны не имеют ни корма, ни дров. Англия для этого устроила как в Панамике, так равно и Сюгете два хлебозапасных магазина. Весь Ладак производит хлеба в продолжение года только 6.000 пудов. Из этого количества 1⁄5, т. е. 1.200 пудов, правительство запасает для Панамика и Сюгета, откуда возчикам обязаны отпускать по 4 фунта на лошадь в день для 11-дневного перехода и один день для отдыха, т. е. на 12 дней. Остальные же 4⁄5 ладакского хлеба распределяются по остальным путям на Тибет, а остаток Англия запасает для английских чиновников. Будь у нас один хлебозапасный магазин в Иркештаме, откуда правительство отпускало бы возчикам по 5 или 6 фунт. овса на день на каждую лошадь по нормальной цене, для трудного трехдневного перехода, то этим мы могли б высоко поднять свой престиж среди мусульман, водящих караваны. Если б русское правительство уделило хоть часть того внимания, которое уделяет английское возчикам между Панамиком и Сюгетом, то, несомненно, все мусульманское население не только Русского Туркестана, но и Кашгара, Тибета и Передней Индии возносило б свои теплые молитвы к Небу за такое благодеяние.

Англия, являясь всюду в Азии нашим сильным и достойным торговым конкурентом, не может, однако, конкурировать с нами в Китайском Туркестане, и вот почему мы должны так бережно относиться к жизненным потребностям данной местности.

Материалы о населенных пунктах Ферганской области:
https://rus-turk.livejournal.com/593631.html

.Бухарские владения, история российской федерации, .Сырдарьинская область, .Семиреченская область, переселенцы/крестьяне, Ташкент, Иркештам/Эркеш-Там/Эркеч-Там, .Памир, народное хозяйство, .Ферганская область, описания населенных мест, история узбекистана, купцы/промышленники, 1901-1917, памирцы/бадахшанцы, .Британия, природа/флора и фауна/охота, .Афганистан, сарты, русские, казачество, история афганистана, киргизы, латыши, история кыргызстана (киргизии), история таджикистана, 1876-1900

Previous post Next post
Up