Р. М. Закржевский. Краткий очерк северного склона Джунгарского Алатау. 3/3

Apr 26, 2024 16:01

Р. Закржевский. Краткий очерк северного склона Джунгарского Алатау // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Книжка XV. Выпуск I. 1893.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.


Семиреченская область. Вид улицы станицы Лепсинской. 1885

Несмотря на щедрые дары и благоприятные условия для процветания сельского хозяйства, благосостояние казаков, в общем, плохо процветает. За исключением немногих счастливых семей, большинство живут бедно. Причин к этому много, но главная - непривычка казака к труду. Условия прежних порядков в степи выработали в казаках склонность к легкой жизни, при помощи эксплуатации кочевого населения, но прежние порядки изменились, а казаки еще не пришли к убеждению, что единственным источником благосостояния для них в настоящее время может быть только их собственный труд. Казалось бы, как не работать при таких благоприятных условиях, когда ничтожная затрата труда так щедро оплачивается природой, но казаки смотрят на дело не так: большинство работают, насколько это необходимо, т. е. столько, чтобы как-нибудь пробиться. Казак, как бы ни было ничтожно его хозяйство, считает нужным держать работника. Конечно, есть семьи, где без работника обойтись хозяину трудно, но многие на работников возлагают все обязанности по хозяйству, а сами, нарядившись в форменную блузу, с утра до вечера галдят у станичного управления или кабака. В урожайные годы хлеб сбывают по баснословно низким ценам, хотя в том иногда и нет действительной нужды. Если к случаю не подвернутся скупщики хлеба, то его по обыкновению тащат в кабак или везут на Лепсинский винокуренный завод Иванова [Администрация этого завода обделывает свои делишки недурно: пользуясь безвыходным положением населения, на заводе цены на хлеб понижают до невозможности (17 коп., а иногда 15 к. пуд). Но этим еще не довольствуются, а при приеме хлеба употребляют всевозможные подвохи, чтобы еще более уменьшить его ценность. Передают, что в настоящее время употребляют следующий прием: в каждом пуде зерна считают 5 фунт. сору, т. е. пуд принимают за 35 фун., и при расчете половина уплачивается деньгами, а половина товаром. Между тем тот же завод отпускает вино плохой очистки по 10 руб. ведро.].

Приходит время посева, а семян нет. Тогда казак обращается к татарину, еврею или к своему же брату кулаку за семенами, чтобы засеять пашню, как здесь говорят, «испола», заимодавец дает семян, положим, на две десятины, а берущий обязан обработать собственное поле, поливать, убрать, обмолотить и отдать половину всего урожая с двух десятин…

Крестьянское население по своей зажиточности, в общем, далеко превосходит казачье. Крестьяне живут богаче казаков, хотя это при поверхностном наблюдении не сразу бросается в глаза; а вследствие врожденной нечистоплотности крестьян и низшей их культуры, они меньше обращают внимание на удобства жизни; внутренний вид их жилищ производит неблагоприятное впечатление грубостью обстановки и отсутствием заботы о комфорте. Нельзя сказать того, что домашний быт казаков не оказывает влияния на крестьян, многие, из более зажиточных крестьян, в домашней обстановке подражают казакам, а эти последние перенимают кое-что от своих соседей, более опытных в деле сельского хозяйства; вероятно, недалеко то время, когда резкие отличия в быте тех и других совершенно изгладятся.




Селение Степановское (Уч-Арал). А. А. Моняков, 1915

Лучшим материальным положением здешние крестьяне обязаны, с одной стороны, упорному труду, привычку к которому они вывезли из России, а с другой - меньшей, сравнительно с казаками, требовательности в домашнем обиходе: тогда как одежда казака почти целиком состоит из изделий московских фабрик, за которыми он должен обращаться в лавочку, крестьянин довольствуется продуктами нехитрого домашнего производства, а деньгу приберегает.




Селение Степановское (Уч-Арал). А. А. Моняков, 1915

Следует возвратиться к ст. Сарканской, чтобы сказать кое-что о здешней торговле.

Мелочная торговля в Саркане, как и во всех степных населенных пунктах, сосредоточена исключительно в руках инородцев: татар, сартов и отчасти евреев. В Сарканской станице ярмарки не бывает, но здесь более 20 лавочек, торгующих всяким товаром, нужным в казачьем и киргизском обиходе. Торговля идет довольно бойко: каждый день открыты почти все лавки и между продавцами не заметно той апатии, которая бросается в глаза, напр., в г. Капале.




Автопортрет К. Н. де Лазари, лепсинского уездного начальника, - предположительно, с местным чиновником, его женами и детьми. 1890-е гг.

Главные покупатели - киргизы окрестных аулов, а потому самое оживленное время торговли с кочевниками есть июнь, когда киргизы двигаются большими массами в горы на летние кочевья, и конец августа - время обратного движения на долину к зимовкам. Торг ведется по большей части при помощи обмена товара на сырье, добытое от скотоводства и отчасти приобретенное путем охоты. Киргизы привозят: верблюжью и баранью шерсть, войлока, кожи, овчины, пушной товар и армячину. Все это обменивается на нужный товар довольно плохого качества и по ценам очень высоким в сравнении с г. Семипалатинском. Здесь продают:

Кирпич чаю1 р. 30 к.
1 фунт сахару     30 к.
1 фунт серого мыла     15 к.
1 фунт сальных свечей     15 к.
1 фунт керосина     15 к.
1 арш. плохого ситцу 18--25 к.

При чем торговцы, видя безвыходное положение кочевника, оценивают привозимое им сырье для себя очень выгодно:

1 пуд верблюжьей шерсти хорошей      5 р.
  --      --      --    хуже      3 р. 50 к.
1 пуд бараньей шерсти хорошей      1 р. 45 к.
  --      --      --  хуже       --  80 к.
1 овчина       --  25 к.
1 арш. серого войлокаоколо  --  30 к.
Баран двухлетний      2 р. 50 к.
  --  второгоднийот 1 р. -- 80 к.

Если принять во внимание средние цены в г. Семипалатинске:

Пуд верблюжьей шерсти6 р. 60 к.?
 -- бараньей    --2 р. 60 к.
Овчина --  35 к.
1 аршин войлока --  50 к.

а провоз сырые от Ала-тау до г. Семипалатинска не дороже 45 к. с пуда, то будет понятно, что мелкие торговцы ведут дела свои очень недурно и почти ничем не рискуя. Что и можно заметить на торгующих здесь евреях: поселившиеся здесь евреи прибыли с ничтожным деревянным товаром, а теперь живут зажиточно, имеют свои хорошие дома и ведут значительную торговлю шерстью и хлебом.

Кроме мелочных лавок, в Саркане имеется 12 мясных лавок. Торговля мясом сосредоточена в руках киргиз. Цены на жизненные припасы в июле месяце были следующие.

Пуд пшеничной муки     35 к.
 -- ржаной    --     20 к.
 -- овса     15 к.
 -- проса     20 к.
Четверть картофеля     20 к.
Пуд мяса бычачьего1 р. 20 к.
 --  --  бараньего1 р. 40 к.
Курица --  15 к.
Пара цыплят --  15 к.
100 яиц --  40 к.

В заключение приходится сказать кое-что о городе Лепсинске, этом центральном пункте в Ала-тау.

Географическое положение Лепсинска 45° 32′ с. ш. и 50° 17′ в. долготы. Абсолютная высота над уровнем моря 2924 ф. По официальным сведениям, в нем числится 300 домов и 3135 жит. обоего пола.



Город Лепсинск. Начало XX в.

Представление, сложившееся у всякого с понятием о городе вообще, совершенно неприменимо к Лепсинску. На человека, посещающего его в первый раз, он производит впечатление чего-то еще только начатого, но уже брошенного по непригодности. То здесь, то там виднеются жидко застроенные кварталы, одиноко стоящие дома и небольшие группы построек деревенского типа: все это так разбросано, что, за отсутствием церкви, нет возможности сразу уяснить себе, где собственно Лепсинск. Только высокий минарет татарской мечети и торговая площадь, застроенная с трех сторон убогими лавчонками, напоминают, что уже находишься в черте города. Заросшие травой улицы с пасущимися телятами и отсутствие движения, присущего всякому населенному пункту, в общем производят впечатление ужасного захолустья, а надвинувшиеся со всех сторон высокие отроги гор своим величием подавляют Лепсинск и придают ему еще более жалкий вид. Такова в общем его наружность. Каменных зданий в городе нет, если не считать казначейства и городского училища, но это последнее забраковано по ненадежности постройки и уже начинает разрушаться; большинство лучших деревянных домов принадлежит татарам. Все правительственные учреждения и даже острог помещаются в частных домах.



Станица Лепсинская. Дом уездного начальника и казначейство. 1883

Население окрестных деревень и кочевники в делах торговли по необходимости тяготеют к Лепсинску, но торговля здесь, в общем, мало чем отличается от высказанного на предыдущих строках. Впрочем, кроме татарских и сартовских лавчонок с разным хламом, здесь есть более значительные лавки русских купцов. В последних продается все вместе: красный товар, кожи, чай, железо и бакалея. Нечего и говорить, что большинство этих товаров плохого качества. Все, что не находит сбыта в Омске и Семипалатинске, отправляют в Лепсинск и продают по дорогой цене. Для сельского населения Лепсинск как место сбыта продуктов не имеет большого значения: здесь почти каждый житель имеет свой хлеб, свои овощи и - молочные продукты. Только арбузы, дыни отчасти огурцы привозят сюда из Осиновки и Саркана.

Следует отметить одно характерное явление: отсутствие промышленных интересов и недостаток заработков в самом городе волей-неволей принуждает живущих в Лепсинске крестьян и мещан обратиться к единственному источнику существования - хлебопашеству.

Чтобы быть ближе к делу, т. е. к пашне, многие из города и станицы переезжали летом на свои участки для уборки сена, надзора за пашнями, а главное - для охраны скота [Баранта и конокрадство утихли здесь лишь в последнее время. Недавно, киргизы угоняли скот не только с выгонов, но и уводили лошадей со двора. Есть хозяева, которые, по здешнему выражению, «всю жизнь работает на скот», а все же скота не имеет.]. Но в настоящее время эти перекочевки получили иной характер: около 150 семей из города и станицы выселились в окрестности Лепсинска на постоянное жительство в хутора (заимки). Большинство хуторов составляют одиночные семьи, некоторые группируются из двух-трех семей или даже образовали целые выселки, напр.: Карбышевка, Каргалы и проч.

Таким образом, получается результат совершенно обратный желаемому: вместо заселения города из него выселяются. Словом, Лепсинск - ни город ни деревня, - административный центр Сергиопольского уезда и - более ничего.

В полуверсте от базара, к востоку, вдоль правого берега горной речки Булень, правильным планом расположена казачья станица в 660 дворов [Она основана в 1855 году.].

В станице есть много хороших домов, но большинство - построены по общему плану. Все постройки деревянные, не исключая и церкви, находящейся в средине станицы. Около церкви хороший сад, а по улицам, возле домов, рассажены деревья. В общем, станица Лепсинская на свежего человека производит благоприятное впечатление.

Г. Лепсинск, как центральный пункт, служит средоточием путей, проложенных по северному склону хребта. К нему ведет почтовая дорога от пос. Абакумовского, лежащего на Верненском тракте. Почтовая дорога сначала идет у подножия гор до станицы Сарканской, а затем предгорьями чрез пос. Тополевский. Она везде хорошо разработана, и только между пос. Тополевским и г. Лепсинском есть крутые подъемы и спуски, требующие тормаза.



Вид станицы Лепсинской при лунном освещении. 1885

Все окрестные селения соединены с городом колесными путями, хорошо разработанными. Дороги эти проложены по плоскогорьям, между пашень и травянистых отрогов, испещренных разнообразными цветами, между которыми пышные кусты мальв с белыми и розовыми букетами придают травянистым местам вид больших цветников.

Окрестные горы покрыты целой сетью верховых тропинок, более или менее удобных. Эти тропинки на десятки верст вьются по каменистым гребням отрогов, или, пересекая их, спускаются косогорами в глубокие лощины, пересекают горные речки, взбираются на вершины и снова лепятся по обрывам, или опасными карнизами следуют вдоль ущелий. Тропинки эти ведут к хуторам, пасекам, на пашни и покосы. Высокие области гор изрезаны ими в разных направлениях; здесь они служат главными путями при перекочевках киргиз на излюбленные места летних стойбищ (джейляу) и вместе с тем ведут к перевалам чрез самый хребет. Главной целью всех вьючных путей чрез хребет Ала-тау есть долина р. Бороталы, а из этой последней кратчайший путь в г. Кульджу.

Долина р. Бороталы, несмотря на значительную высоту положения, отличается теплым климатом и малоснежной зимой; она изобилует подножным кормом, местами, удобными для хлебопашества, и отчасти покрыта дровяным лесом. До передачи г. Кульджи китайцам, на ней и по окрестным горам кочевали, лето и зиму, многочисленные аулы киргиз - китайских подданных, из рода кызаев. Наши купцы, татары из Лепсинска и Саркана, вели с ними оживленную торговлю. Товары возили вьючным способом, главным образом Басканским путем и перевалом как более удобным, а к нам перегоняли скот. Но после 1881 г. кызаям для кочевок отведены были места южнее Кульджи, и долина р. Бороталы обратилась ныне в пустыню.

В долину р. Бороталы через хребет ведут три вьючных пути:

1) Путь Лепсинский. От г. Лепсинска до 15-й версты дорога колесная по гребню Джюнджурюк, а затем вьючный путь поворачивает прямо на юг чрез соп. Кок-тюбе, водоразделом рр. Тентека и Лепсы. Водораздел называется Джаман-тау, он каменист и труден для переходов. От уроч. Джаман-тау тропинка пробирается по урочищу Кайракты (здесь добывают жерновой и точильный камень), между пологими холмами, до небольшой р. Кайракты, переправа чрез которую незатруднительна. От брода тропа, круто поворотив на восток, извилисто пересекает два больших каменистых отрога и две горные речки, где снова сворачивает к югу, направляясь к второстепенному перевалу Кайракты. Подъем на перевал крут, каменист и болотист, спуск с него также неудобен; далее - до главного перевала Куга-тау, или Коко-тау, - тропинка пробирается по лощинам небольших речек, в области вечных снегов; здесь часто попадаются каменистые осыпи, движение по которым очень затруднительно. От Лепсы до Коко-тау 80 вер. От перевала Коко-тау спуск в долину идет по ущелью р. Коко-тал до р. Бороталы, а затем по этой последней до брода чрез нее у холма Богдо; далее чрез перевалы: Торскоур, Чебаты, мимо озера Сайрам-нора выходит на императорскую дорогу.

Движение караванов по этому пути затруднительно и возможно только в конце июля и начале августа, т. е. тогда, когда небольшой перевал Ащи-кезень, а одновременно и главный Коко-тау свободны от снега.

2) - Басканский. От ст. Сарканской по почтовому тракту до ручья Джильды-сай, по хорошо укатанной тележной дороге, следуют по пологим глинистыми отрогам до брода чрез р. Кши-теректы и кл. Ак-булак. От брода дорога постепенными подъемами приводит к могиле Кызай, от которой начинается спуск к р. Улькун-теректы (Баскан), через реку перекинут прочный мост, за которым далее идет уже вьючный путь. Вьючный путь проложен по каменистым отрогам гор, между верховьями р. Баскана на урочище Талки и логом Джаман-сай, и ведет к главному перевалу Кара-унгур. От ст. Сарканской до перевала 55 верст. Спуск с перевала на р. Бороталу приводит к тому месту, где она расчленяется на рукава и образует болотистую, поросшую камышом и тальником низину, известную под названием Коп (Камысты). Уроч. Коп при ширине в одну версту имеет длины около 3-х верст и сплошь покрыто тополем, осиной и тальником. К этому же пути ведут верховые тропы от г. Лепсинска и из поселка Тополевского. Басканский путь считается самым удобным.

3) - Сарканский. От станицы вьючная тропа по ручью Джангыз-агач поднимается на крутые высоты Суок-тау, гребнем которых приводит к мог. Мантыбет. Отсюда путь поворачивает к юго-западу и пологими увалами, у подножия высот Аман-тюкчи, приводить к р. Саркан. Здесь с ним соединяются несколько кочевых дорог, проложенных по высокому плоскогорью между кряжем Джильды-карагай и высотами Суок-тау. Далее путь лежит правым каменистым берегом р. Саркана до впадения в нее притока Карасырык, а затем этим последним доводит до перевала Кара-унгур, лежащего близь снежной горы Айгора. Длина всего пути от ст. Сарканской до перевала 57 верст.

Есть еще один верховый путь для прохода чрез хребет, но он посещается только охотниками. Путь этот лежит западнее от г. Лепсинска и начинается от почтовой дороги в том месте, где р. Джаланаш соединяется с р. Лепсой. Отсюда он следует каменистым гребнем крутого отрога, составляющего левый склон долине р. Агыны-катты (Лепсы) на уроч. Джаман-котур-тас и далее к урочищу Кора, где он соединяется с тропой, проложенной от поселка Тополевского к тому же урочищу. Далее тропа идет логом р. Эке-ащи к снежным вершинам хребта.

Главное неудобство описанных вьючных путей, кроме затруднительности движения, заключается в том, что они открыты для сообщения только в короткий период времени, а именно от конца июня до последних чисел августа; во все же остальное время года передвижение по ним прекращается.

В заключение следует упомянуть о перевале Гасфордском [Это название он носит в честь имени бывшего генерал-губернатора Западной Сибири, генерала от инфантерии Г. Х. Гасфорда, при котором он разработан.], лежащем на Верненском почтовом тракте между станциями Абакумовской и Арасанской.




Станция Абакумовская, почтовый тракт Семипалатинск - Верный. А. А. Моняков, 1915

Положение долины Джюнке с г. Капалом при проведении Верненского почтового тракта вызвало необходимость провести последний чрез высокий сланцевый кряж, отделившийся от главного хребта и окаймляющий с севера упомянутую долину.

От поселка Абакумовского начинается легкий подъем и дорога вступает в извилистое ущелье. До 5-й версты путь пролегает по галечному дну ущелья, и хотя крутизна подъема постепенно увеличивается, но участок этот не представляет трудностей для движения. На 5-й версте в расстоянии 200 сажен один от другого находятся два очень крутых подъема, требующие крайнего напряжения животных, а при спуске - надежного тормаза для экипажей. Далее с плоской седловины дорога идет легким спуском по дну второстепенной извилистой лощине до 11-й версты. Отсюда значительным подъемом дорога взбирается на высшую (3647 ф.) точку перевала, относительная высота которого над поселком Абакумовским равна 1715 ф. С перевала дорога следует пологим наклоном широкого плато, спускающегося двумя террасами в долину р. Биена.




Арасанский перевал, почтовый тракт Семипалатинск - Верный. А. А. Моняков, 1915

В общем, хорошо разработанная дорога, при постоянной поддержке ее в исправности, не представляет больших неудобств для проезда в легких почтовых экипажах, но для провоза тяжестей и вообще для обозов этот путь представляет большие затруднения. А потому все транспорты, не имеющие надобности быть в г. Капале, следуют объездным путем, оставляя горы к востоку. Лучшей объездной дорогой считается та, которая сворачивает с почтового тракта не доезжая 7 верст до поселка Абакумовского и приводит к пикету Сары-Булакскому.

Таким образом, г. Капал, находясь на тракте между Семипалатинском и Верным, в то же время - вне транспортного пути между этими городами. Если принять во внимание маловодие р. Капалки, недостаточной для орошения полей, и упомянутое положение его относительно торгового пути, то Капалу, в настоящее время ничтожному городку, едва ли суждено когда-либо иметь большое значение.



Город Копал (Капал). Конец XIX в.

Материалы о населенных пунктах Семиреченской области:
https://rus-turk.livejournal.com/555456.html

Копал/Капал, Сарканская/Саркан/Сарканд, заводы/фабрики/рудники/прииски/промыслы, .Китайская Джунгария/Китайский Алтай, .Семиреченская область, переселенцы/крестьяне, история казахстана, татары, история китая, описания населенных мест, Тополёвская/Теректы/Тополёвка, .Кульджинский район 1871-1882, казахи, сарты, русские, жилище, казачество, Лепсинск/Верх-Лепсинская/Лепси, базар/ярмарка/меновой двор, баранта/аламан/разбой, евреи, 1876-1900

Previous post Next post
Up