КИРГИЗИЯ. На полях и мимоходом

Apr 18, 2014 21:48





Не ошибиться рейсом
"Домодедово", в ожидании рейса на Ош. Мои соседи в зале вылета - девушки в хиджабах, с подведёнными сурьмой глазами-щёлочками; парни в кожаных куртках и спортивных штанах; молодые женщины с круглолицыми бутузами на руках и дедушки-"акыны" с бородками азиатских кочевников. Это для них объявляют посадку на киргизском; это они, столпившись в бестолковую очередь, больше напоминающую стадо, моментально и организованно расступаются, чтобы пропустить женщин с детьми и старых бабушек. Хардкорная Азия начинается в суперцивильном московском аэропорту. Чтобы прочувствовать эту атмосферу сполна, нужно всего лишь не ошибиться рейсом. ))



Козлодрание багажа
С разницей в десять дней видел, как разгружают багаж в Ошском аэропорту и как играют тушей козла в конное регби. Анализируя "почерк" грузчиков и всадников, пришёл к выводу, что сборная города по кок-бору тренируется на разгрузке прибывающих рейсов. )))

1.


Соревнования по кок-бору на Ошском ипподроме.

Тюркское vs арабское

Три ошских хлопца подошли знакомиться:

- Семетей. Так звали сына Манаса.
- Алтын, то есть золото.
- Майрамбек. Это значит праздник.

Ну и что, скажете: привычное дело, мы в Средней Азии или где? Но вот что поразило: сильно исламизированная Ферганская долина - и ни одного арабского имени, все как на подбор тюркские! Наверно, такое здесь встречается только у киргизов.

2.


Памятник Манасу на развилке Ош - аэропорт и Ош - граница с Узбекистаном.

Пакистаноэфиопия
Люди в Киргизии - большие дети. Простые, деревенские, неприхотливые в быту и непосредственные в общении. Семижильные потомки кочевников и нередко сами кочевники. У них не принято держать дистанцию с собеседником и нет сложной системы этикета наподобие кавказской. В целом с ними легко и душевно. К тому же они совершенно не страдают фотопаранойей и вдохновенно позируют перед камерой, считая съёмку знаком внимания и уважения.

С другой стороны, большой город их портит. (Хотя, может, я не прав и мне это только кажется?) Конечно, не всех, но многих. Хрестоматийный пример - люди-"валенки" на оживлённых улицах Оша. Ты фотографируешь, говоришь по мобильному с родными или пишешь в блокноте, а к тебе с широкой улыбкой подруливает товарищ подшофе и начинает брататься. Он принял тебя за "англичана", и ему захотелось познакомиться прямо сейчас! Это, конечно, не Эфиопия, но близко к Пакистану в его худших проявлениях - никакого личного пространства.

Ошский "суржик"
- Рахмат!* Счастливого пути! - говорю водителю маршрутки.
- Бир кусковой!** - прошу у официантки в уйгурской столовой.
- Узбекский бар?*** - интересуюсь у менял на базаре.

3.


Ош. Кафе на улице Курманжан Датки.

Быстро и охотно перехожу на русско-киргизское двуязычие, точнее на местный вариант суржика. Длинную и грамматически правильную фразу на киргизском я, конечно, не заверну, но на смеси с русским объяснюсь запросто. И ведь что интересно: знание ошского суржика - не блажь, а насущная потребность. Народ моложе 25-ти говорит на русском весьма слабо, а мой киргизский застрял на ясельном уровне развития: кроме "Чон рахмат"**** и "Иссык салам"***** знаю только числительные. ))

По чеченской моде

Мечеть "Аль-Бухари" в центре Оша. В лавке с религиозной атрибутикой золотозубая апа продаёт тюбетейки. Вязанные крючком в арабском стиле, с помпоном - турецкие, войлочные киргизские и ещё велюровые, с зубцами по краю и бисерным хвостиком на макушке. Последние я не спутаю ни с какими другими: восемь лет назад во время первого путешествия в Чечню, я купил такую на базаре в полуразрушенном Грозном... Заметив моё удивление (откуда они здесь?), тётечка похвасталась: да, чеченские! Из Бишкека привозят, там же и шьют.

4.


...Заметно много вайнахов появилось в Киргизии в годы первой чеченской войны. Сплочённые, предприимчивые, дерзкие и лёгкие на подъём, чеченцы не могли не выделяться среди окружающих народов. К концу 2000-х, когда война в Чечне превратилась в охоту на немногочисленных "лесных братьев", вайнахи стали возвращаться на родину. Но были и те, кто оставался и дольше. Рассказывают, был среди них криминальный авторитет, поставленный "смотрящим" над всей Киргизией. Но ничто не вечно в этом мире: как только в стране начали зачищать крупный криминал, товарищ быстро уехал на историческую родину. По слухам, в Чечню его "отозвал" чуть ли не Рамзан Кадыров.

5.


Чеченская тюбетейка в таджикской "редакции". Канибадам.

Легенда это или быль, я не знаю. Для нашей темы важно другое - чеченские тюбетейки стали модным аксессуаром не только среди своих. В Оше, Узгене и Араване, Риштане и Исфаре их охотно приобретают молодые киргизы, узбеки и таджики. Эта мода держится уже три-четыре года. Правда, носят уже по-своему - на затылке, а не на бровях и ушах, как чеченцы.

6.


Кузнец-узбек на Ошском базаре. Единственный замеченный мной в Ферганской долине представитель старшего поколения в чеченской тюбетейке.

==================
* Спасибо! (кирг., узб.)
** Один шашлык (не кебаб). - С.Н.
*** Есть ли узбекские сумы? - С.Н.
**** Большое спасибо! (кирг.)
***** Горячий привет! (кирг.)

Другие записи из этой поездки:
Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная).
Ош. Три лика Новруза (часть вторая).
Ош. Три лика Новруза (часть первая).
Узбекистан. Волшебная глина Риштана.
Ош. Ножи усто Бахрама.
Средняя Азия.  Разговоры.
Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей.
Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие.
Ош. Локальная топонимика от А до Х.
Ош. Дворы моего детства.
Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце.
"Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги.
Alea jacta est: Москва - Ош.

Ещё по региону:
На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги.
Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)

Ош, Чечня, Средняя Азия, Киргизия, Ферганская долина

Previous post Next post
Up