Бахрам Ашуров - единственный оставшийся в Оше ножевых дел мастер. Ему 36 лет. Остальные, кто старше, уехали после резни 2010 года, когда в Оше сильно пострадала узбекская община.
Ножи, подковы и кетмени усто Бахрама продаёт на Ошском базаре дядя Авазбек, человек толковый, общительный и красноречивый. Сидит он рядом с Карван-сараем, где одна из базарных улиц поворачивает влево и утягивает вверх к мечети Шай-Тепе (она же Шахид-Тепа).
- Хочешь посмотреть, как работает мастер? Приходи с утра в кузницу! Часов в девять нормально будет. Бахрама спросишь, любой покажет, - пригласил Аваз.
1.
Кузнечный ряд, где трудится Бахрам, находится в северном конце базара, на левом берегу главной ошской речки Ак-Буура. Отыскать это место, подобных которому, как говорят здешние кузнецы, нет во всей Южной Киргизии, проще простого. Нигде больше на базаре вы не услышите стука молотов по наковальням и «морзянки», которую день-деньской выбивают соседи кузнецов - жестянщики. Здесь, в мастерских, делают всё что нужно, здесь же и продают, завлекая покупателей своей немудрёной «аудиорекламой».
2.
3.
4.
5.
6.
Бахрамова работа - чистые
пчаки. Так называют узбекские и уйгурские традиционные ножи с односторонней заточкой и чуть вздёрнутым «носом». Прямые и довольно длинные (сантиметров пятнадцать) клинки он делает из рессорной стали, часто с узким жёлобом вдоль обуха. От основания к острию это лезвие с клиновидным сечением немного сужается - от трёх примерно до двух с половиной сантиметров.
7.
8.
От более известных пчаков, чустовских и шахриханских, которые делают в узбекской части Ферганской долины, ножи Ашурова отличаются большей простотой и фамильным знаком. У Бахрама это клеймо с надписью «Ош», стилизованной под арабскую каллиграфию (точь-в-точь как на билете в музей на Сулейман-горе), и окружающие её семь звёзд.
9.
Этой печаткой он бьёт по раскалённой докрасна заготовке, затем выстукивает на ней звёздочки. Когда оттиск немного остынет, усто заливает образовавшиеся углубления латунью - для золотистого блеска.
- Без клейма что за вещь? Ничейная! Каждый мастер клеймо должен иметь. Тогда я за свой нож отвечаю, - говорит Бахрам.
Иногда вместо «Оша» он выбивает полумесяц рогами кверху и те же семь звёзд. «Это ещё отцовская тамга, а я продолжаю его дело. Нас пять братьев, а ножи среди них делаю только я. Сам так захотел, отец не принуждал», - говорит Бахрам.
10.
11.
Рукояти он делает разные. Есть попроще - оргстекло и цветная пластмасса, которые мастер приклёпывает к металлической основе, продолжающей линию обуха. В этом случае и гарда будет попроще - свинцовая.
12.
Есть вариант подороже, с накладками из рога дикого архара и яка - лохматого хрюкающего быка, которого разводят в горах Алайского района. Гарда здесь - уже латунная.
13.
А есть и совсем эксклюзив - рукояти в виде морды морды льва с ощеренной пастью. Такие «скульптурные портреты» из кости и рога усто делает нечасто, только под заказ, в том числе из России.
14.
15.
Чтобы нож не ржавел, его нужно каждый раз протирать насухо и хранить в ножнах - прослужит вечно. (Самые простые ножны из клеёнки вам выдадут вместе с пчаком.) И не стоит забывать, что пчак - это рабочий инструмент, а не сувенир. «Если часто будет в работе, то и ржаветь перестанет - отвыкнет. Совсем как человек», - улыбается мастер.
* В переводе с персидского, откуда это слово пришло в Среднюю Азию, оно означает «мастер», «учитель».
Другие записи из этой поездки:
Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная). Ош. Три лика Новруза (часть вторая). Ош. Три лика Новруза (часть первая). Узбекистан. Волшебная глина Риштана. Средняя Азия. Разговоры. Киргизия. На полях и мимоходом. Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей. Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие. Ош. Локальная топонимика от А до Х.
Ош. Дворы моего детства. Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце. "Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги. Alea jacta est: Москва - Ош. Ещё по региону:
На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги. Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)