Как рождаются «карабахские мачете»

Jul 17, 2014 22:21



- Карабах - это не только вкусно, но и полезно рукодельно, - наставлял меня Дима Егоров, лучший в Москве гид по непризнанной республике. - Поезжай на юг, в Гадрутский район, там во многих сёлах есть кузнецы. Они делают цакаты, такие полусерпы-полутопорики. В хозяйстве вещь незаменимая - и деревце срубить, и сквозь заросли ежевики продраться, и щепок для печки наколоть.

- А ножи они делают? - на всякий случай спросил я, вспомнив о недавнем общении с мастером-ножевиком в Ферганской долине.

- Нет, только цакаты. Но тебя это карабахское изобретение точно впечатлит!



Дима ещё не закончил писать, а я уже мучил поисковики, пытаясь понять, как это выглядит. Нашлось не много, но достаточно для первого впечатления. Оно действительно было похоже на серп с длинной ручкой и одновременно - на абордажный крюк или оружие восставшего крестьянства. Первобытная простота и грубое изящество. Точно так же, как и двадцать, и двести лет назад.

1.


Так в дорожном блокноте появилось ещё одно напоминание: «Посмотреть на работу карабахского кузнеца». И что вы думаете? Прогуливаясь с утра по степанакертскому базару, чтобы попробовать всё съедобное и таким образом позавтракать я увидел это в скобяных рядах слева от главного входа. Всё-таки не зря говорят: «Будьте осторожны со своими желаниями - они имеют свойство сбываться».

- Это наш карабахский мачете, - улыбаясь, сказал хозяин небольшой лавки, где кроме цакатов было почти всё, от гвоздя до бензопилы. Мы познакомились. Его звали Эрик, жил он в Степанакерте, а «мачете» привозил из деревни от троюродного брата. Тот, собственно, и был кузнецом.

- Запиши: село Азох, Стёпа Айрапетян. Там спросишь - любой подскажет, где его дом, - сказал Эрик на прощание. С того дня я решил непременно увидеть, как появляются на свет цакаты.

2.


Окрестности села Азох.

***

Азох находится как раз в Гадрутском районе, который Дима отрекомендовал как всекарабахский заповедник кузнечного ремесла. Неподалёку от села расположена знаменитая пещера со следами поселения древнего человека. Но что такое незапамятная древность по сравнению с живой историей? Проигнорировав стоянку каменного века, мы вместе с попутчиком, фермером из соседнего села Тох, поехали знакомиться со Степаном.

- Барэв дзэс!* А где дом такого-то? - И первый же прохожий указал, что мы почти приехали.

3.


4.


В Азохе.

Стучимся в ворота, открывает пожилая женщина - оказалось, мама Степана. Появляется и сам кузнец, улыбается неожиданным гостям, от души зовёт зайти: будут гости - Бог не обделит дом заботой.

***

Родился и вырос Стёпа не здесь - в Азербайджане, как и множество армян, живущих в постсоветском Карабахе. «Баку, район Завокзальный!» - повторяет он с нескрываемой гордостью. В Завокзальном, как и в другом бакинском районе, Арменаване, до конца 80-х армяне составляли большинство. Но общались, как и все в городе, преимущественно на русском.

«На нём мы говорили друг с другом, а в семьях - тоже по-русски. Или на армянском, азербайджанском, на идиш... У кого как было заведено.

На Завокзальной царила дружелюбная атмосфера и слегка приблатнённые нравы. Ценился юмор, свой, армяно-бакинский. Вся жизнь мальчишек - от ранней весны до поздней осени - проходила во дворе. Даже кинофильмы летними вечерами смотрели всем двором: экраном служила белая простыня, прикреплённая к стене, а зрители занимали места, выходя со своими стульями, раскладушками и табуретками.

Во дворах гоняли мяч, играли в нарды и шахматы, травили байки и анекдоты... Драки случались крайне редко, а чрезмерно импульсивных мальчишек парни постарше быстро ставили на место: остынь, братан, ты не прав... Зачем распускать кулаки, когда можно жить, кайфуя друг от друга?» - пишет о тех временах бывший бакинец Александр Геронян.

Когда в Баку начались армянские погромы, Стёпина семья бежала в Карабах. Там уже тогда было неспокойно, а с распадом Союза началась война - самая настоящая, беспощадная. Тогда Стёпа лишился глаза, правой кисти и половины запястья и с тех пор здоровается левой рукой. Но молотом всё равно работает справа, надевая на культю специальное приспособление наподобие перчатки.

Простой человек со сложной судьбой. Парень из большого пёстрого города, переселившийся в деревню не по своей воле, но пустивший здесь крепкие корни. Освоивший ремесло, о котором не имел бы никакого представления, сложись всё иначе. Хлебосол, весельчак и пьяница, Гефест и Бахус в одном лице - это всё о Степане. )

5.


Степан Айрапетян у своей кузницы.

На каждую эмоцию у Стёпы один ответ. «Всё-будет-хорошо! Не думай, Вася!» - произносит он тоном Рамзана Кадырова. «Я правду говорю, Вася: всё-будет-хорошо! Разве нет?» - повторяет он, разливая по рюмкам водку, и после трёх или четырёх тостов отправляется в кузницу. Повтора с пятого понимаешь, что этот фирменный «Вася» - не более чем фонетический восклицательный знак. ))

***

На двери в кузнице прибита старая подкова, на стене - блестящий крест из жести. Обереги? Угадав мой невысказанный вопрос, Стёпа кивает: «Он меня охраняет. Подкова? Почему нет, Вася? И она тоже, ведь это я её делал!»

6.


Две главные вещи в кузнечной работе - металл и огонь. Первое - рессорная сталь от «Москвича» и «УАЗа» - грудой свалено у входа. Второе ещё нужно добыть, наколов щепы из тонкого сухого полена. От воздуха, раздуваемого мехом с электроприводом, щепа разгорается быстрее, от неё разогреваются угли, которые заготовлены заранее. Чтобы ржавая железяка начала превращаться в подкову или цакат, она должна как следует раскалиться.

7.


8.


9.


Справа - кузнечный мех, раздувающий угли.

Под ударами молота сталь превращается в прообраз цаката.

10.


Так выглядит будущий клинок. Часа через полтора он будет закреплён на длинной, как у топора, рукояти из лещины.

11.


Постучали ещё, дали остыть, снова раскалили, придали форму...

12.


13.


Теперь - перерыв. Для Стёпы это значит, что пора покурить и накатить по маленькой.

14.


«И как я пью, тоже фотографируешь? Ну давай-давай», - карабахский Гефест-Бахус подмигивает и тренированным движением опрокидывает в себя стопку. Через миг в тяжёлой руке хозяина она хлопается на топчан рядом с початой бутылкой. Рядом, едва пригубленное, стоит и моё «угощение». Я внутренне улыбаюсь: знаем, плавали. Когда фотографируешь ты, а не тебя, всегда получается сохранить трезвую голову. Причём независимо от того, как сильно тебя хотят наугощать. ))

Минуту за минутой железка превращается в клинок довольно грозного вида.

15.


Вот он уже почти готов, нужно только посильнее загнуть нос и отсечь самый кончик.

16.


17.


18.


Клинок готов. Перед тем как остудить его в воде, нужно поставить клеймо.

19.


20.


Похоже, это находка одного Айрапетяна: сколько цакатов я видел за следующие несколько дней - ни на одном не было метки мастера. Цакат из Азоха можно отличить по фирменному знаку - разомкнутому кольцу, что оттиснуто между рубящей частью и обухом. Проще говоря, это русская буква «С», первая в имени кузнеца. Не армянская (там выемка в кольце была бы сверху), а именно русская. Ведь Стёпа - это «Баку, район Завокзальный»!

21.


Таким я его и запомнил. Апрэс**, Степан-джан!

22.


(Через два с половиной года история получила развитие.)

* По-армянски «Добрый день!», «Здравствуйте!».
** Карабахское диалектное: «Спасибо!». В буквальном переводе означает «Будь жив!».

Другие записи из этой поездки:
Карабах. Road still goes on .
Карабах. Белый камень, резной крест.
Размышления о мире, медитация в горах и беседы за кофе: 12 вещей, которые нужно сделать в Карабахе.
Карабах. Разговоры.
Армения и Карабах на полях блокнота.
Карабах. Агдам, город-скелет.
Чудо на Араксе: как сбываются мосты.

Кавказ и Закавказье, Нагорный Карабах, Рукоделия народов мира, Непризнанные государства, Фоторассказы

Previous post Next post
Up