Нанга-Нанга-парбат, фильм и реальная жизнь. (1)

Apr 19, 2013 22:30

Назад: читать историю первого восхождения на Нанга-Парбат и биографию Германа Буля.

Этот фильм был снят в 2010 г. Российского проката не было, официального перевода тоже. Но, благодаря энтузиастам, я смог его посмотреть. После просмотра мне, разумеется, почти сразу же захотелось изложить свои впечатления в ЖЖ, но... История неизбежно потянула за собой историю восхождений на Нанга вообще. И если довоенная история Горы описана достаточно подробно, то истории первого восхождения, равно как и биографии Германа Буля не было вообще. Перевод отрывка из автобиографии Буля по каким-то причинам прошёл мимо меня. Может, оно и к лучшему, поскольку то, что в итоге было сделано мной, данный перевод, скорее, дополняет, нежели заменяет.

Это больше не альпинистская история. Это триллер.
Р.Месснер в интервью National Geographic, после выхода книги Naked Mountain



Нанга-Парбат - девятая по высоте гора (8125 м), имеющая крайне мрачную славу. Конечно, с приходом эры коммерческих восхождений, фокус внимания СМИ переместился на Эверест, именно там происходит большинство трагедий высотного альпинизма последних двух десятилетий. Но так или иначе, Нанга-Парбат остаётся мрачной легендой мирового альпинизма, особенно европейского и особенно немецко-австрийского.

Мрачную славу Гора начала создавать себе ещё в 19-м веке, став одновременно первым восьмитысячником, на который попытались совершить восхождение альпинисты, и первым восьмитысячником, на котором альпинисты погибли. Потом последовали катастрофы 1934 г. и 1937 г., отчаянное победное соло Герамана Буля в 1953-м.. Зимняя попытка англичан в 1950 г., закончившаяся смертью двух альпинистов, стала дополнительным штрихом в мрачной картине под названием "Восхождения на Нанга-Парбат". Вся более чем полувековая история Горы с первой попытки выйти на её склоны до победного восхождения - непрекращающаяся драма, сплошной вызов мирозданию и самому себе, борьба за выживание, игра на вылет. И Главную роль в этой драме играли немцы и австрицы. Они же в 1953 году поставили победную точку в первом акте драмы.



В пятидесятые годы некоторые шерпы начали серьёзно беспокоиться: очень скоро все высокие горы будут покорены, не останутся ли высотные носильщики без работы? Опасения их были напрасны, альпийская история столетней давности повторилась - взойдя на восьмитысячники по простейшим маршрутам, альпинисты начали искать другие пути к вершинам. Нанга-Парбат не стал исключением. В 1962 году экспедиция под руководством неутомимого Карла Херрлигкоффера (руководителя экспедиции 1953 г.) со второй попытки (первая - в 1961 г. - закончилась неудачей) проходит Ребро Кинсхоффера - прямой путь из долины Диамира . Восхождение стоило жизни Зиги Лоеву.



Рупальская стена, сфотографированная во время экспедиции 1934 года. Мимо южных склонов Нанга-Парбат довоенные экспедиции проходили во время перехода в свой базовый лагерь к долине Ракиот на северо-восточных склонах Горы. Очевидно, что, увидев стену, они даже не помышляли о восхождении с южной стороны.

Условно историю гималайских восхождений можно разделить на пять этапов: исследования районов и попытки восхождений (Маммери на Нанга-Парбат в 1895, Эккенштейн в 1902 г. и Абруцци в 1909 г. на К2, англичане на Эвересте в 1921 - 1924 г.г.), первые планомерные попытки восхождений (довоенные экспедиции на восьмитысячники со второй половины 20-х до начала Второй Мировой Войны), восхождения на восьмитысячники по простейшим путям (1950-1960 г.г.), поиск и восхождения по другим маршрутам (начался в 1960-м), восхождения на восьмитысячники по технически сложным маршрутам (начался в 1969 г.). Разумеется, эти этапы разделены условно, поскольку второй и третий начались практически одновременно. В 1962-м году экспедиция Херлигкоффера проходит ребро Кинсхоффера (сейчас - стандартный маршрут восхождения на Нанга-Парбат), а на следующий год уже делает попытку прохождения Рупальской стены - и по нынешним временам восхождение экстра-класса. Но условно эпоха стенных восхождений на восьмитысячники ведёт начало с 1970 г.
В 1963-м году немецкая экспедиция проводит разведку Рупальской стены, обнаруживает на ней три контрфорса, подходящих для восхождения: условно говоря левый (юго-западный), центральный (юго-юго-восточный) и правый (юго-восточный). Для восхождения выбран центральный.



Маршруты южных склонов Нанга-Парбат. Источник - здесь. 1 - красная линия - центральный (юго-юго-восточный) контрфорс, цель экспедиций Херлигкоффера 1964-1970 г.г. 2 - жёлтая линия - левый (юго-западный) контрфорс, пройден Гансом Шеллом в 1976 г. 3 - голубая линия - правый (юго-восточный) контрфорс, пройден в 1985 г. польско-мексиканской экспедицией.

В 1964 г. немцы приезжают на Гору в январе. Причина проста - летом Херрлигкоффер собирается в Гренландию, и не может руководить восхождением. Восьмитысячник по проблемной стене, да ещё в зимний сезон - это весьма и весьма амбициозная цель, но в тот раз альпинистов постигла неудача. Может альпинистам в тот раз и удалось достичь более серьёзного успеха, но офицер связи, относившийся к экспедиции крайне негативно, добился у Министерства туризма Пакистана запрещения восхождения в самый его разгар.

В 1968 году Херрлигкоффер делает ещё одну попытку. Ему удаётся набрать сильную команду. Правда в этот раз с ним нет верного соратника, энтузиаста Рупальской стены и восходителя на вершину Нанга-Парбат - в 1964 г. Тони Кинсхоффер разбился в Шварцвальде. Зато в составе экспедиции трое из немецкой четвёрки, прошедшей в 1966 г. директиссиму Харлина по Северной стене Эйгера. Директиссима - это маршрут по линии падения воды от подножия до вершины. Чтобы уменьшить риск травмирования падающими камнями, восхождение проходило зимой. Очевидно, что зимнее восхождение по одной из самых сложных альпийских стен, длившееся несколько недель, неплохая заявка на рекордную стену в высоких горах.


Карл Мария Херрлигкоффер в реальной жизни

Экспедиция устанавливает Лагерь 4 на высоте 6600, откуда выходит связка Вильгельм Шлоц - Петер Шольц. На высоте 7100 метров альпинисты переживают очень тяжёлую ночёвку, после которой, сильно ослабленные, возвращаются в Лагерь 4. Чуть позже Гюнтер Штробель, поднимаясь из Второго Лагеря В Третий, при прыжке через трещину ломает ногу. После сложных спасательных работ пострадавшего успешно спустили вниз, но восхождение пришлось прекратить. Хорошим результатом можно считать тот факт, что маршрут по центральному контрфорсу Рупальской стены известен до семи тысяч.
Никто не намерен отказываться от ещё одной попытки - Рупальская стена должна быть пройдена. Почему? Именно потому, что «она существует» - так ответил Мэллори на вопрос о смысле восхождения на Эверест. Точно так же думали и Херлигкоффер, и лидеры немецкого альпинизма, и даже тот альпинист, который ещё не знал, что его скоро позовут в экспедицию, которая коренным образом изменит его жизнь и восходительскую карьеру.



Кинообраз.

Нага-Парбат - это не просто высокая гора, это даже не просто высокая гора, крепко связанная с немецкой и австрийской историей альпинизма, это гора, которая во многом и определила немецкий альпинизм второй половины двадцатого века (а, поверьте, там, кроме этого хватало событий). Книги о восхождении на Гору - Deutsche am Nanga Parbat (трагедия 1934 года в описании Фритца Бетхолда), Nanga Parbat, 1953 (Официальное описание первого восхождения, написанное Херрлигкоффером), Achttausend - drüber und drunter (автобиография первого восходителя на Нанга Парбат Германа Буля, английский перевод - Nanga Parbat piligrimage) - становились национальными бестселлерами. Конфликт между Булем и Херлигкоффером обсуждался не только альпинистами - история широко муссировалась на страницах печати. И после того, как в 1957 году первый восходитель на Нанга-Парбат совершил ещё одно первовосхождение на восьмитысячник, а потом погиб, пытаясь взойти на семитысячную гору, интерес к истории только возрос. Утверждать наверняка невозможно, но с большой вероятностью каждый альпинист послевоенного поколения, говорящий на немецком языке, так или иначе примерял на себя Нанга Парбат точно так же, как и примерял на себя Эйгер. Пожалуй, что начиная с пятидесятых это были два абсолютных мерила немецкого альпинизма: Эйгернордванд технического, Нанга-Парбат - высотного.
События 1970 года, вывели историю восхождений немцев (и австрийцев, разумеется) на Нага-Парбат на новый уровень. Когда один из участников истории стал тем, кем он стал, стало понятно, что тем «Немцы на Нанга-Парбат» - вечная классика, её уже никакими силами не отделить от истории мирового альпинизма, да и от истории вообще. Поэтому вполне закономерно, что после Северной стены следующим европейским фильмом на альпинистскую тему стал Нанга-Парбат.



Маршрут по Рупальской стене и расположение лагерей.

Фильм достаточно точно следует истории (вот здесь выложен мой перевод Главы «Одиссея на Нанга-Парбат» из автобиографической книги Райнхольда Месснера «Вольный дух». Это мой самый первый перевод, он весьма так себе, плюс «Вольный дух» написан непосредственно Месснером сразу на английском, и язык тоже не очень.) : 26-летнего тирольского альпиниста Райнхольда Месснера, известного несколькими рекордными (в том числе и сольными) первопрохождениями в Тироле и Доломитах, приглашают в экспедицию на Рупальскую стену. Райнхольда не очень привлекают Гималаи, поскольку там, как он считает, придётся месить снег - а это не то, чего он хочет от альпинизма. К тому же, он насторожённо относится к Херрлигкофферу - он много читал и слышал о его стиле руководства и о его конфликте с Германом Булем после восхождения 1953 г. Но всё перевешивает цель - о Рупальской стене Райнхольд мечтал чуть ли не с детства, когда в книге Буля, заглянувшего на южные склоны сверху во время своего восхождения, прочитал про её неприступность. Ради Рупальской стены Райнхольд готов на всё. Но как же младший брат? Как же Гюнтер, в связке с которым пройдено немало рекордных стен, который всю жизнь тянулся за старшим братом, хотел быть похожим на него, старался догнать его в альпинизме? Неужели он не получит своего шанса? Но в канун Рождества младший Месснер получает дорогой подарок - телеграмму от Карла Херрлигкоффера с приглашением присоединиться к экспедиции.
В середине мая караван добрался до Базового Лагеря, и буквально через несколько дней были установлены Лагерь 1 (4700) и Лагерь 2 (5500). Лебёдка (экспедиция использовала её для подъёма грузов по снежному склону), Лагерь у лебёдки (5800) и Лагерь 3 (5900) тоже установлены практически без задержек. Но затем погода, прежде баловавшая восходителей, испортилась, и на установку Четвёртого Лагеря (6700) понадобилось три недели.
К середине июня ситуация следующая: установлен Лагерь 5 (7350) у подножия кулуара Меркля, погода неустойчивая, прогноз непонятен, но альпинисты выходят наверх.
26 июня из Лагеря 4 на дневной связи Райнхольд договаривается с Херлигкоффером, что прогноз, принятый по радио в Базовом Лагере будет передан наверх при помощи ракет (достаточно тяжёлые рации наверх не брали): красная - прогноз плохой, синяя - прогноз хороший. В первом случае Райнхольд выходит на одиночное восхождение, во втором - альпинисты провешивают перила в кулуаре Меркля (самая крутая часть между Лагерем 5 и вершиной), после чего идут на штурм всей командой. В восемь вечера братья Месснеры и Герхард Баур, поднимающиеся к Пятому Лагерю, видят красную ракету. Эта ракета (как выяснилось позднее, пущенная ошибочно - прогноз был хороший) стала ключевым фактором в последующих событиях.



Схема событий под вершиной Нанга-Парбат утром 28 июня
Треугольник - место холодной ночёвки братьев. RM - РАйнхольд Месснер. FK - Феликс Куен.

В 2 часа утра 27 июня Райнхольд выходит на штурм (собирался в полночь, но проспал), сначала он поднимается по кулуару Меркля, но в конце кулуара (самой его крутой, почти вертикальной части) по наклонной полке уходит направо. Гюнтер Месснер просыпается парой часов позже Райнхольда, видит отличную погоду и спонтанно принимает решение рвануть к вершине. Брата он догоняет около 5 утра, как раз в тот момент, когда Райнхольд (не с первой попытки) находит достаточно простой путь в обход крутой части кулуара. Братья траверсируют крутой ледовый склон под Южной вершиной (8042 м) и выходят на вершинный гребень между Южной и Главной вершинами. Затем крутой снежный гребень, и к 5 часам вечера Гюнтер и Райнхольд выходят на Главную вершину Нанга-Парбат, поднявшись по Рупальской стене.



Ещё одна схема (слева. Маршрут спуска братьев на Диамирскую сторону (справа).

Спускаются медленно - Гюнтер сильно устал. На Южной Вершине (8042) они обсуждают ситуацию: очевидно, что спуск по крутому и сложному кулуару Меркля Гюнтеру не под силу. От Южной Вершины Райнхольд ведёт брата по снежной полке в сторону перемычки, где кулуар Меркля выходит на гребень. С этой седловины он надеется либо позвать помощь из Пятого Лагеря, либо пройти на западную сторону кулуара, где, судя по изученным фотографиям, должен отыскаться путь спуска, обходящий самую крутую часть кулуара. Время позднее, надо как-то устраиваться на ночлег, Райнхольд находит нишу, в которой братья пережидают мучительно холодную ночь. За 17 лет до них точно так же под вершиной пережидал темноту Герман Буль - их герой и кумир. Первый альпинист, вышедший на верши ну Нанга-Парбат, не сумел спуститься не только к палатке, но даже к оставленному рюкзаку, где был тёплый свитер и немного продуктов. Правда, та ночь, которую первый восходитель пережидал на восьми тысячах, стоя на качающейся каменной плите, была немного теплее той, что пережидали Райнхольд и Гюнтер в снежной яме.



Основные действующие лица: Карл Мария Херрлигкоффер, Райнхольд Месснер, Гюнтер Месснер, Феликс Куен, Петер Шольц

На следующий день (Райнхольд пишет, что в шесть утра) старший брат полез на седловину кулуара Меркля, чтобы позвать на помощь. И в 10 утра он увидел Феликса Куена и Петера Шольца, поднимавшихся по кулуару. Между ними было около ста метров крутой стенки. О том, кто что кому сказал и кто и как это воспринял, существуют различные версии.

Феликс Куен утверждал, что от Райнхольда он не услышал ни слова о том, что им нужна какая-либо помощь, ни слова о том, что им нужна верёвка, ни слова о том, что Гюнтер болен и не в силах спуститься по кулуару Меркля. Феликс спросил, были ли они на вершине и получил утвердительный ответ. На второй вопрос - всё ли у них в порядке - также последовало достаточно твёрдое «Да». Если бы первой связке требовалась помощь, утверждал Феликс, они, несомненно, оказали бы её.

Если суммировать версии из различных книг Райнхольда Месснера (Naked Mountain, Free Spirit, Red Rocket и Die weisse Einsamkeit), то получается примерно следующее. Райнхольд действительно ответил Феликсу, что у них всё в порядке. Но причины, по которым он это сделал различны. Например, в автобиографии Free Spirit он говорит, что имел в виду то, что Гюнтер не получил травму. В Naked Mountain он утверждает, что ответил утвердительно, поскольку само по себе понятие хорошего самочувствия в зоне смерти - понятие очень условное. По версии, изложенной в Die weisse Einsamkeit, Райнхольд не хотел, чтобы Куен и Шольц рисковали, выйдя к ним на помощь, поскольку между ними была крутая и опасная стенка.


Куен и Шольц пошли к вершине, а Райнхольду нужно было решать, что же делать дальше? Гюнтер не может спуститься по крутому кулуару Меркля, без верёвки брат не может ему помочь. Выход, считает Райнхольд, один - спускаться на запад, в долину Диамира. Именно на диамирском склоне попытался взойти на Нанга-Парбат и на шёл там свою могилу Маммери - первый альпинист, попробовавший свои силы на восьмитысячнике. Райнхольд не раз рассматрвиал фотографии Нанга-Парбата и он знает, что диамирский склон гораздо проще рупальского, наверняка ослабевший Гюнтер сможет спуститься по нему.
В 11 часов 28 июня братья начинают спуск на запад, в Диамир. Несмотря на туман, Райнхольд находит скальное ребро и начинает спуск. Усталость, обезвоживание (на высоте организм теряет воду стремительно, а братья не пили уже второй день) сыграли свою роль: Гюнтер еле идёт, Месснер галлюцинирует. В полночь они встали на бивак - вторая холодная ночёвка на высоте. Остановка была недолгой: довольно скоро вышла Луна, и дала возможность возобновить спуск. Ночевали братья примерно на высоте 6200-6300 (ниже высшей точки, достигнутой Маммери - 6500 м., но выше высшей точки, достигнутой в 1939 г. - 6100 м.), и уже довольно рано вышли в нижнюю часть Диамирской стены. Скальное ребро перешло в простой снежный склон, и братья разделились, договорившись встретиться внизу у первого ручья. Райнхольд быстро сбежал вниз и упал на первый же ручей. Когда он смог заставить себя оторваться от воды, он понял, что брата до сих пор нет. Сначала Райнхольд не волновался - Гюнтер мог обойти скальный выступ с другой стороны и быть уже на траве. Райнхольд пил и осматривался, брата не было. В какой-то момент Райнхольд увидел людей, которые шли к нему по краю ледника. Он начал орать и махать руками, но и люди и показавшиеся рядом с ними всадники - это были всего лишь галлюцинации, вызванные усталостью и гипоксией.
Периодически рядом появлялся Гюнтер, но когда старший брат поворачивался к младшему, тот исчезал. Райнхольд искал брата весь день - он спустился на морену, потом поднялся к тому месту, где они расстались и не нашёл следов - они исчезли под лавиной. Настала ночь, но Райнхольд продолжал поиски, он то забывался, то опять ползал по лавинному выносу и звал брата. И на следующий день он не смог заставить себя уйти от ледника, он опять бродил по следам обвала, хотя понимал, что любая из лавин, в большом количестве сходящих с Диамирского склона, может похоронить и его. Потеряв последние силы, Райнхольд просто сидел у ручья и звал брата.
Наконец на следующее утро - 31 июня - он ушёл, а точнее - уполз вниз. Вечером в долине он встретил людей, которые не были плодом измученного кислородным голоданием мозга, они были настоящими. Здесь Райнхольд получил первую за пять дней еду - кусок лепёшки и чашку молока. На следующий день в деревне альпинист обменял штаны на пять яиц и пытался нанять носильщиков в обмен на оставшуюся одежду. Но жителям деревни Диамираи не нужна была его последняя рубашка, и вниз Месснер поковылял самостоятельно. В пути ему повезло - всё-таки нашлись люди, согласные нести измченного и помороженного альпиниста, но на крутых участках приходилось ползти самостоятельно. Второго июля носилки с Райнхольдом вынесли к мосту через Инд - это уже была цивилизация, вдоль реки шла дорога, по местным меркам очень хорошая и оживлённая. Два офицера пакистанской армии на джипе отвезли альпиниста в казарму, где он смог поесть и вымыться. Тем же вечером на попутной машине Месснер поехал в Гилгит. В тридцати километрах от города оползень разрушил дорогу. Время было позднее, и офицеры поехали в ближайшую гостиницу, куда в тот же самый вечер тоже совершенно случайно прибыла экспедиция с Херлигкоффером во главе. С момента последнего общения Месснера с руководителем (если таковым считать радиосвязь 26-го июня) прошло восемь дней.


Конфликт между альпинистом и руководителем вспыхнул с нездешней силой, стоило Месснеру выписаться из госпиталя в Инсбруке, где ему изрядно проредили пальцы на ногах. Райнхольд обвинял Херрлигкоффера в том, что тот ошибочно дал красную ракету при хорошем прогнозе. Месснер даже книгу так и назвал: Die rote Rakete am Nanga Parbat («Красная ракета на Нанга-Парбат»). Херрлигкоффер в свою очередь обвинял Месснера в индивидуализме, нежелании подчиняться экспедиционному плану и наплевательскому отношению к другим участникам. Разумеется, оба обвиняли друг друга в гибели Гюнтера, доведя свою свару до суда, который Месснер проиграл.

Вот и вся фабула, на которой основан фильм, но сама история намного шире, она, то затухая, то разгораясь, прошла из семидесятых в двухтысячные. Фильм органически и неразрывно связан со всеми теми событиями, слухами, версиями и скандалами, которыми, как снежный ком, катящийся с горы, обросло то, что условно можно называть «Нанга-Парбат 1970».

Читать дальше.

Оглавление

горы, Нанга-Парбат

Previous post Next post
Up