«Антония» (
«Antonia's Line»).Фильм оригинальный, ни на что не похожий, объективно хороший, но совершенно не мой. Поэтому просто сошлюсь на
рецензию Сергея Кудрявцева. «Экзистенциальная трагикомедия», «феминистская сказка» - да, вот это все. Я феминистское не люблю: ни сказки, ни были. Лучше расскажу, откуда эта Антония взялась в моих списках. У Аввы давным-давно был такой замечательный
пост: Пожалуйста, напишите в комментариях об одном (1) фильме, таком, что вам жалко, что не все его видели. И я до сих пор оттуда что-нибудь да вылавливаю.
«Вторая жизнь Уве» («
En man som heter Ove»). Фильм дружно хвалили многие мои френды - да что там многие: почти все, кто смотрел. Ну а мне совсем никак. О главной причине я уже писала в обсуждении (как ни странно) «Маленькой жизни». Если коротко - заела поликорректность. Если подробнее - выношу
байку из коммента. Сидим, смотрим кино: «Вторая жизнь Уве». Одна из главных идей: хорошие беженцы вносят теплую живую кровь в холодное, закосневшее и загнивающее на корню шведское общество. Подруга Алиска сидит рядом на диване и время от время подает голос: «а почему нет геев? Должны быть геи!» Напрасно мы на нее шикаем. Хоть и через час, хоть и ненадолго - но гей таки возникает, и душевно оттаявшему (с помощью беженцев) шведу даже приходится приютить его на пару дней у себя дома. Эта вот политкорректность в зубах навязла, куда мне еще? Хеник говорит (там же): А все эти заказные персонажи для политкорректности - дань времени и конъюнктура. Должны быть беженцы с гомосексуалистами, если хочешь продать книгу. Ничего себе оправдание? Нафиг, нафиг. Да и помимо политкорректной фигни: конец наверное предполагался горько-сладким, а получился сладким до приторности. Про книгу тоже видела разные мнения: одни говорят, что она в сто раз лучше и глубже (то есть обычное соотношение между книгой и экранизацией), другое - что еще слаще. Ну а мне уж и не хочется ту книгу...
«К чему-то прекрасному» («
Pure»). А вот это совсем другая Швеция! Совершенно оригинальное и небанальное кино. Сначала история кажется довольно обычной - но потом оно раскрутится не в ту сторону, а финал вообще будет прекрасен. И захочется уже морали - а фиг вам, просто рот раскрыл и не знаешь, что думать. У фильма есть второй вариант названия - «Чистота» (так перевели его на английский). Но насколько же чудесен и остроумен первый, отражающий всю суть этой картины.
«Франц» («
Franz»). Оказывается, это римейк антивоенной мелодрамы «Недопетая колыбельная» Эрнста Любича (когда-то смотрели его «Ниночку», в списки не попала). Но римейк, судя по всему, еще тот. Поскольку сама фильма Любича не видела -
цитирую: Озон переместил точку входа в середину фильма, поменял центрального персонажа, тем самым вывернув сюжет чуть не наизнанку и на какое-то время превратив всю историю в мелодраму. На какое-то время, да. Точно не на все. Оригинальный фильм был высказыванием про искупление, ложь во благо и принятие врага. Озон все это тоже имеет в виду, но этим не ограничивается. Я бы даже уточнила, что именно «благую ложь» Озон и ставит во главу угла. Обманывают все, и все во благо. А более всего - режиссер, виртуозно водящий за нос своего зрителя, подсказывая ему ложные разгадки на каждом повороте сюжета. Высший класс. Уже по окончании фильма вспоминаются всякие мелкие детали: например, риторическая фраза доктора «Это ты убил моего сына». А еще вычитала, что картина Мане «Самоубийца» в 1919 году вовсе даже не висела в Лувре - но все же врут, вот и здесь. Еще забавное
вычитала: При этом Озон, если отбросить его проходные ленты и прочертить принципиальную линию ("Крысятник" - "8 женщин" - "Ангел" - "В доме" - "Франц"), все больше утверждает себя единственным во французском кино мастером большого стиля, служащего более серьезным задачам и не убитого ни академизмом, ни архаикой. Вот интересно: я смотрела: "
Бассейн", "
5х2", "
Под песком" - и именно благодаря им посчитала Озона мастером большого стиля. А оказывается, все они "проходные ленты". Вот уж, на вкус и цвет. И да, раз уже вспомнился мой любимый «Жюль и Джим», который практически на ту же тему - надо бы пересмотреть.
Возвращаясь к прошлому посту. Мне почему не понравились «Идеальные незнакомцы»? Я считала: вот они пришли и как полные идиоты приняли идиотское предложение поиграть в идиотскую игру. В этом случае мораль банальна: не открывайте шкафов, чтоб из них не посыпались скелеты. Но за что я люблю ЖЖшное общение: после обсужения вдруг поняла, что фильм допускает взгляд совсем с другой стороны: люди не идиоты, никто ни во что не играл, а главный герой вдруг на секунду представил: а что будет, если… и вот ведь, совсем другой коленкор: не рассказ о событиях, а притча. В неправдоподобии не упрекнуть, а даже напротив.