Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 15.
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4А.
Часть 4Б.
Часть 5. Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Нечетная сторона.
Современный отрезок Ленинградского проспекта между Чапаевским пер. и Новопесчанной ул. сейчас выглядит так,
а вот это же место почти 90 лет назад. Фотография эта была опубликована в журнале "Город и деревня" за 1926 г., там же имеется статья, посвященная селу Всехсвятскому.
Автор статьи Евг. Иванов пишет: "Всехсвятское, всего три года назад соединенное трамваем с Москвой, населено совслужащими, железнодорожниками, рабочими, кустарями, ремесленниками. По соседству - совсем новенький, но объемистый поселок "Сокол"...". Полностью статью можно прочитать
здесь у уважаемого
lobgott.
Впервые село Всехсвятское упоминается лишь в самом конце XV в., хотя в литературе можно встретить и более раннюю дату - 1398 г., но документов, подтверждающих последнюю дату, нет.
Первоначально это село называлось Святые Отцы, по находившемуся здесь монастырю с одноименным храмом.
История села неоднократно описана в литературе и в интернете, поэтому в этом посте я не буду на ней подробно останавливаться, а буду писать только о той части села, которая проходила вдоль современного Ленинградского проспекта, хотя в будущем не исключаю для себя написать пост про село Всехсвятское и поселок Сокол, ведь, это моя малая Родина, здесь я родилась.
Село, стоявшее на большой дороге сначала из Москвы в Тверь, а позднее в Санкт-Петербург, издавна было пристанещем для проезжающих - от царей и князей до простых крестьян, где они могли остановиться, отдохнуть и перекусить перед въездом в Москву.
В 1834 г. завершилось строительство Санкт-Петербургского шоссе. С этого времени Всехсвятское и его окрестности становятся излюбленным дачным местом для состоятельных москвичей. Близость летнего войскового лагеря на Ходынке также содействовала превращению Всехсвятского в дачное место для семей офицеров. Дачный бум подвиг окрестных крестьян бросили занятие сельским хозяйством, они стали строить на своих наделах дачи и занялись торговлей, в основном - перепродажей. Постепенно многочисленные дачи оттеснили от шоссе, а все свободные постройки по обе его стороны заняли кустари, ремесленники и торговцы, в основном евреи, которым было запрещено селиться в столице.Таким образом, из пригородного дачного рая Всехсвятское всё более превращалось в шумный московский пригород.
В начале XX в. Всехсвятское - большое село со множеством дач, пятью трактирами, пятью винными лавками и рестораном.
В 1917 году село Всехсвятское вошло в состав Москвы. В 1928 году Всехсвятское переименовывают в посёлок Усиевича, в честь революционера
Г. А. Усиевича. Однако, новое название села не прижилось, и вся эта местность с 1933 г. стала называться - поселок Сокол, по расположенному неподалеку одноименному кооперативному посёлку.
В начале 20-х годов во Всехсвятское проложили трамвайные пути, а на главной площади села, она называлась до 1922 г. - Всехсвятская (Сенная), позднее - Отцовская (сейчас Расковой) устроили трамвайный круг.
Еще до войны площадь начала застраиваться многоэтажными домами, а после войны в районе разворачивается активное жилищное строительство вдоль Ленинградского шоссе и Песчаных улиц, уничтожившее почти всю старинную застройку бывшего села, но обо всем по порядку.
Жилой дом №63 был построен после войны в 1954 г.
В этом доме долгие годы был очень хороший хозяйственный магазин, я его помню с самого раннего детства, но 90-е годы он не пережил и закрылся. Сохранился вход в этот магазин. Сейчас в нем какая-то контора, идет покраска витрин, возможно, опять какой-нибудь магазин откроют.
Дом этот пристроен к другой более, ранней постройке, дому №65. С этим домом много загадок.
Дом №65 - сведения о постройке этого жилого дома расходятся. По одним данным, он построен в 1935 году, действительно, на аэрофотосъемке 1942 г. и на плане 1952 г. дом уже стоит (
см. здесь).
С другой стороны известный москвовед Рогачев А.В. в одной из статей книги "Северный округ Москвы" пишет, что это дом 1956 г. постройки (архитектор Н.Рогальский). Можно предположить, что первоначально дом был 5-ти этажным, а позднее был надстроен еще двумя этажами. Это видно по различному расположению окон и украшению фасада.
На фото он слева, там, где вывеска "нотариус", это уже другой дом №67\1.
Если посмотреть со стороны двора, тоже видно, что дом надстроен, т.к. балконы есть только на двух последних этажах.
Тогда же, видимо, была пристроена и шахта для лифта.
Но тогда получается не понятно, почему на одной (предположительно) шахте для лифта нет балконов, а на другой есть. Хотя, возможно, балконы эти самоделки, но вряд ли кто-то стал бы приделывать балконы к шахте лифта.
Общий вид со двора на дом.
Еще интересно, что достройка дома происходила после знаменитого указа 1955 г. о борьбе с излишествами, однако некоторые элементы декора архитектору все же удалось сохранить. Просьба написать, кто знает, когда же все-таки был построен дом и для кого.
В доме №65 всегда находились всевозможные кафе и рестораны, поочередно сменяющие друг друга в т.ч. какое-то время был ресторан "Сокол" (не путать с кафе н ауглу Чапаевсеого пер. с одноименным названием), а рядом с рестораном находилась рюмочная, открытая, кажется, в первые годы перестройки, именуемая в народе "Огурцом", родственником "Помидора". Там и сейчас какой-то ресторан, его видно на шестом фото.
Дом №67с1. В этом же дворе сохранился еще один трехэтажный домик, он появился между 1942 и 1952 г. (
см.здесь).
Был ли первоначально дом жилым или имел другое предназначение? Были изначально застеклены лоджии или нет? Почему в нем так много подвалов и зачем?
Был ли он первоначально разноуровневый или третий этаж достроили потом? Буду рада получить ответы на свои вопросы от краеведов и жителей соседних домов.
Вид дома с противоположной стороны.
На заднем плане дом №65, обратите внимание, в этом подъезде в (предполагаемой) шахте для лифта нет окон, а в другом подъезде есть.
Дом №67. Последний жилой дом на отрезке между Чапаевским пер. и Новопесчанной улицей Он стоит торцом к Ленинградскому проспекту. Построили здание перед войной в 1939 году.
Еще один интересный рассказ про этот отрезок Ленинградки я нашла в передаче радиостанции "Эхо Москвы". В гостях - был Лев Шугуров - историк автомобилизма (к сожалению, ныне уже покойный). Вот, что он рассказал: "... я детство, юность, школьные годы и институтские провел у м. Аэропорт... И для меня именно это шоссе, дорога, магистраль, проспект стержневая в жизни. И поэтому я интересовался и ее историей, и какая там транспортная жизнь была, есть и какой, может быть, не было...".
На Ленинградском шоссе в начале XX века от Тверской заставы до села Всехсвятского со стороны Петровского дворца была устроена специальная дорожка для велосипедистов. Далее он рассказывает об этой велосипедной дорожке - "Москвичи садились на велосипед и ехали по аллейке, которая шла вдоль Санкт-Петербургского шоссе. Эта аллейка была специально сделана, потому что шоссе было обсажено деревьями, и оно было сделано на такой насыпи... велосипедисты кружили до села Всесвятского, там была кондитерская. Владелец ее был Анахов, ее называли "Анаховка". В "Анаховке" они считали своим долгом, это был ритуал у велосипедиста, придти, выпить чашечку кофе и съесть пирожное. И потом кружили обратно... Находилась, примерно на том месте, где сейчас начинается Песчаная улица, там стоит в начале серый дом. Слева в этом доме был книжный магазин, потом какая-то забегаловка, пельменная, еще что-то. То есть, дом между Песчаной и Чапаевским переулком".
В какие годы существовала эта кондитерская Анахова во Всехсвятском, Лев Шугуров не уточняет, возможно, она находилась в одном из домиков, которые видны на втором фото.
Книжный магазин, о котором вспоминает Шугуров, находился в доме №67\1 на углу Ленинградки и Новопесчанной, но я его не помню, а вот пельменная была на месте магазина "Ткани".
Продолжение.
Часть 16. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://mosopen.ru/region/sokol/history ;
http://www.echo.msk.ru/programs/parking/32316/ ;