Добрый день,
в этом посте мы рассмотрим иллюзии, где их значение связано с нашим прошлым опытом и с перспективой.
Влияние прошлого опыта
Есть ряд иллюзий, где действует либо значение самого рисунка, либо наше знание, как он должен выглядеть в действительности.
На рисунке круг, окруженный направленными кнаружи стрелками, кажется больше круга, в котором стрелки указывают на его центр (здесь действует придаваемое стрелке значение):
На следующем рисунке представлен пример действия смысла. Слева дана
иллюзия Поггендорфа. Справа изображена та же иллюзия, но к концам линии приставлены существа, внушающие о силе натяжения (они с силой тянут в разные стороны концы одного каната). Из опыта мы знаем, что если подобным образом натянуть канат, то он образует прямую линию. Поэтому мы видим, что иллюзия исчезает:
Перспективное значение фигуры
Одним из смыслов фигуры может быть ее перспективное значение. По законам перспективы предметы, находящиеся вдали, нам кажутся маленькими, а рельсы железной дороги пересекаются, однако обычно это не ведет к ошибочному представлению или отсутствию понимания. Опыт научил нас, как истолковывать подобные впечатления, и мы, хотя неверно видим их, но верно понимаем.
Перспективное изображение - это изображение, где передана видимость предметов с теми изменениями, которые в нее вносят удаление и положение по отношению к нашему глазу. Например, квадрат может иметь вид ромба или трапеции, параллельные линии будут сходиться.
Мы знаем, что видимая вдали маленькая фигура кажется такой маленькой из-за удаления, вблизи она нормального размера, и мы видим ее большей, нежели она является в реальности для глаза. На рисунке более удаленные столбы кажутся больших размеров. Разница между двумя крайними столбами наиболее заметна, но если их померить, то они равны:
Перспективное значение изменяет восприятие реального соотношения линий. На рисунке , какие углы прямые, а какие косые, зависит от того, будем ли мы их воспринимать в перспективе или нет:
Скрытое действие перспективных оценок можно видеть и в ряде фигур, не имеющих изобразительного смысла (особенно где встречается переоценка острого угла).
На рисунке диагональ XA имеет вид гораздо более длинной, чем диагональ AY (кажется, что она уходит куда-то вдаль), между тем линии XA и AY равны:
Особым видом перспективных иллюзий являются обратимые иллюзии (суть их в том, что им попеременно можно давать то одно, то другое толкование). Так, на рисунке можно видеть либо белый узор на черном фоне, либо черный на белом:
Этот рисунок может интерпретироваться как полуоткрытая книга, обращенная корешком то к нам, то от нас:
Смена одного и другого понимания может наступить самопроизвольно, но есть наблюдение, что та часть фигуры, которую мы фиксируем, кажется нам ближе.
Перспективные изображения на одежде (например, нарисованный рельеф)целесообразно могут применяться в театре и кино. Перспективные соотношения при размещении рисунка тканей создают кажущийся рельеф, выпуклость при прямом покрое:
Действие вышеприведенной скрытой иллюзии можно использовать для оптического уменьшения талии (но это не для вертикального положения, это более годится для фотосессии :)):
Для прямостоящей фигуры эта иллюзия заметно ослабевает (хотя в определенной мере присутствует, здесь дополнительно играет роль переоценка расстояний в верхней части зрительного поля):
Если повернуть рисунок иллюзии вверх ногами, то она опять усилится (хотя с точки зрения шитья менее пригодна к использованию):
При изменении величины углов и подчеркивании определенных линий можно найти наибольший эффект иллюзии:
Всегда следует считаться с перспективным толкованием рисунка ткани. Так, достаточно крупные круги (особенно концентрические) могут дать впечатление выпуклости и большого рельефа:
Поэтому при нежелании привлекать внимание к объему (неважно какому именно бедер ли, груди ли и т.п.), не следует применять очертаний, которые перспективно вызывают представление шара (это одна из причин, по которой такие ткани противопоказаны при полной фигуре).
Обратимые иллюзии и иллюзии, благоприятствующие восприятию иллюзорного движения, имеют в себе нечто беспокойное. В обычной одежде такие рисунки должны использоваться с большой осторожностью.
Теперь, что касается примеров из жизни, их можно разбить на группы:
1. рисунок ткани (особенно это может быть опасно для вида сзади при движении)
2. элементы кроя и декора
3. первое и второе вместе
4. чулочно-носочные изделия
Вот несколько примеров "опасного" принта ткани (обычно модели из таких тканей простые):
Примеры с элементами кроя или декора. Это могут быть отделки в виде драпировок, контрастные отделки швов, любой фантазийный декор, многослойность в одежде:
Элементы кроя в сочетании с "опасным" принтом особенно часто можно встретить в модных прошлом году и в этом летних сарафанах из больших шелковых платков, вот еще несколько примеров этого сочетания:
Чулочно-носочные изделия следует выделить особо, т.к. это наиболее часто встречающаяся ошибка. Подобные колготы иногда могут помочь, но чаще могут очень навредить ногам. Вот несколько примеров опасных узоров (на самом деле их гораздо больше):
Предыдущий материал:
часть1 часть2 часть3 часть4 часть5 часть6 часть7 часть8 часть9