Черновцы. Часть 4: Гореча

Nov 17, 2010 03:51



Черновцы, расположенные посреди густонаселенной Буковины - фактически, агломерация с многочисленными районами-спутниками и бывшими селами, вошедшими в городскую черту. В большинстве из них тоже сохранилось что-то интересное - церкви-хаты, румынские и австрийские дома, вокзалы. Во многих - грандиозные торговые центры, не потерявшиеся бы и в ближнем Подмосковье.

Отдельной поездки заслуживает в первую очередь район Гореча на восточной окраине города. Здесь, близ пригородной автостанции, расположен небольшой скансен и Вознесенская церковь - старейшее каменное здание города.

Улица, на которой расположены автостанция и скансен, носит весьма любопытное название - Московской Олимпиады. Название редкое и в России, а уж в Галиции такое бы вычистили мгновенно. Вообще, Буковина избавилась от большинства советских топонимов (типа улиц Ленина или Кирова), но сохранила большинство неидеологических российских, будь то улицы Пушкина, Чкалова или Московской Олимпиады. Да и чувствуется, что к России в Буковине относятся скорее хорошо, чем нет.

Доехать к скансену можно на троллейбусе №4 - через весь центр, мимо огромного кладбища с часовнями и склепами. На предпоследней остановке - автостанция, на последней - скансен. Конечная остановка деревянная (хотя и покрашенная), а в кадр попал троллейбус "Шкода-9тр", выпускавшийся в 1960-70-е годы. Одно время это был самый популярный троллейбус СССР, а ныне весьма распространен на Украине (особенно в Крыму).



За троллейбусами - парк со странным названием Горячий Урбан (!), которое является не более чем транскрипцией румынского Horecea Urban ("Гореча городская"). А по другую сторону дороги - ворота скансена:



Скансен в Черновцах впервые основал в 1933 году известный ученый и политик Владимир Залозецкий (не путать с писателем Василием Залозецким), и набор построек мало отличался от нынешнего. Однако дальше случилась война, и все, кроме одной, постройки старого скансена сгорели. Повторно скансен был создан в 1977-86 годах, и по украинским меркам размеры его более чем скромные (против 300 построек киевского Пирогово и 120 львовского Шевченковского Гая).
Но первая достопримечательность скансена - не экспонаты, а ворота:



Ничего подобного я еще не видел! Мало того, что облик этих ворот просто донельзя буковинский (поровну Карпат и Молдавии), у них и детали сделаны просто потрясающе:









Когда и кем было создано это чудо - я не знаю. Из того, что упоминаний о нём в интернете почти нет, можно предположить, что это постройка советская (времен создания музея) или современная. Но честно говоря, настолько со вкусом сделанной деревянной постройки моложе полувека мне видеть еще не доводилось!



План музея:



Панорама скансена от ворот - он расположен в котловине, на двух "террасах". На верхней - ветряные мельницы, реконструкция землянки, "брама Залозецкого" и не попавшие в кадр Никольская церковь и румынская примэрия (управа). На нижней террасе - два сектора, разделенных рощей. Слева - Приднестровье (то есть Бессарабия), справа - собственно Буковина.



Буковинские ветряки - их облик очень характерен. Почти такие же стоят и в живых деревнях - только на трассе Черновцы-Хотин я видел их три штуки. Действуют они или просто украшают пейзаж - я опять же не знаю: вроде и действуют, а вроде и не верится. Еще одна мельница стоит в роще слева, выходя крыльями на шоссе.



Полуземлянка 8 века - разумеется, реконструкция. В таких домах жили славяне Руси Изначальной, еще до Призвания варягов. Потом на смену полуземлянкам пришли курные избы, потом обычные избы и хаты, а там уже и до ХХ века недалеко.



И наконец брама Залозецкого (она же на вводном кадре) - чудом уцелевшие ворота сгоревшего старого скансена, украшенные изящной резьбой.



Вид на Днестровский сектор:



Под соломенной крышей - хата (1891), единственная в этом секторе не бессарабская постройка, вывезенная с севера области. Она тяготеет скорее к Подолии или Галиции.



Под гонтовыми крышами - корчма и кузница с востока области. Именно кровля отличает эти постройки от украинских хат - тут потрудились молдаване.



Хозпостройки - тоже из "бессарабской" части области:



Все эти объекты интересны и внутри (особенно корчма - от современных отличается мало), но внутри зданий почему-то запрещено снимать, даже за плату. В этой части музея за мной постоянно присматривали (так как я был единственный посетитель), а вот дальше кое-что заснять получилось.
От Приднестровского сектора хорошо виден Прутский за огородами:



Здесь стоят в ряд три усадьбы - бедняка, середняка и богатого крестьянина. Хата бедняка выглядит так:





Впрочем, в сравнении с крестьянскими избами в скансенах России - какой же это бедняк? Даже кровать полноценная есть, а не лавки:



Соломенная крыша очень красива изнутри:



Вообще, здесь не хаты, а именно усадьбы с полным комплексом построек:



Возраст домиков по сравнению с русскими избами солидный - этот вот ("середняк") 1860 года:



А богатый и вовсе 1835. Впрочем, они и не деревянные, а стало быть даже в случае пожара стены останутся.



А интерьеры напоминают если не городскую квартиру, то дачу:



И только давайте не будем выводов делать о "тысячелетнем рабстве" русских и просвященном европействе, ок? Например, японцы в те времена жили еще хреновее русских, а корейцы еще хреновее японцев. И что?



За хатам - весьма необычный экспонат: румынская примэрия, то есть сельская управа (1930):



Снаружи постройка очень невзрачная, но главное - внутри. Коридор ведет в четыре комнаты. Первая справа - собственно примэрия с румынским флагом и портретом короля:



Напротив - жандармерия с картой Романии-Маре, то есть Великой Румынии, включающей Буковину и нынешнюю Молдову. И что-то мне подсказывает, что лучше было сюда не попадать:



Дальше, рядом с примэрией - комната депутатов. На стене - карта жудеца (уезда):



А напротив комнаты депутатов - комната жандарма, который здесь же и обитал. То есть, судя по всему жандармы присылались из более лояльных регионов:



Вообще, люблю нестандартные экспонаты в скансенах. Я видел в таком качестве сельскую школу, пожарное депо, всякую экзотику типа солеваренных цехов или языческих молелен, но кажется административных зданий еще не видел.

Чуть дальше, в рощице, совсем рядом с брамой Залозецкого - Никольская церковь (1810). Хотя и построена, когда турками здесь уже и не пахло - всё равно типичная церковь-хата:



Рядом - более старая колоколенка из села Берегомет (1796). Обе постройки из Кицманского района, прилегающего к Черновцам с севера.



А вот как церковь-хата выглядит внутри. Просто и укромно. На самом деле здесь еще и очень темно, снимал со вспышкой.



В притворе - стенд с фотографиями важнейших храмов Буковины (кадр не получился) и коллекция икон, стиль которых иногда называют "буковинский примитив". И подозреваю, происхождение этого "примитивизма" такое же, как хатных церквей: в условиях турецкого господства главными достоинствами храма были незаметность и восстановимость.



Обойдя по музею круг, я снова вышел за территорию. Дождь усиливался, становясь просто невыносимым. Перейдя через дорогу, я углубился в Горячий Урбан (см. в начале поста) - дорожка вела к Вознесенской церкви (точнее, монастырю):



Мимо кладбища, по-западенски капитального:



Вознесенская церковь на Горече построена в 1765-67 годах, и эта одна из немногих в Буковине доавстрийских построек. Это характерная архитектура Молдавии, но с явным украинским влиянием. В общем, самая что ни на есть Буковина.



Подобных церквей разного облика по всей Буковине немало, особенно в районе Герцы (который принадлежит то ли к Северной Буковине, то ли к Южной, то ли к "основной" Молдавии, то ли вообще ни к чему). О них можно почитать на "Замка и храмах Украины" (только на украинском). Каждая интересна по-своему, но ни к одной из них я бы не поехал специально.



В окрестностях Черновцов есть два особенно интересных села: Лужаны и Топоровцы. В первом - Вознесенская церковь, по самым скромным оценкам 15 века, а то и 13-го, с прекрасно сохранившимися фресками. Но скорее всего, как и большинство сельских церквей, открыта она только в службу, и я решил не рисковать оказаться у запертых ворот. Тем более что в Топоровцы автобусы ходили от той же автостанции на улице Московской Олимпиады.

О Топоровцах, типично буковинском селе с двумя уникальными церквями - в следующей части.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. Главная улица и городская среда.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.

скансен, дорожное, Черновицкая область (Буковина), Черновцы, "Другая сторона", румыны, Западная Украина, украинцы, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up