О том, что на реке Ухта (она же Уква) есть нефть, люди знали как минимум с 15 века, но тогда мало кто знал, что делать с этой дрянью. Первый нефтепромысел в России здесь устроил еще в 1745-67 годах рудознатец Фёдор Прядунов, добывавший нефть из родников и колодцев и отправлявший на перегонку в Москву - добыто было ни много ни мало 3,5 тонны. Вновь об ухтинской нефти вспомнили в 1868 году, когда уже работали скважины Баку и Галиции. Но Ухта была слишком далеко, и нефть использовалась разве что для дозаправки судов на Баренцевом море.
Всё это время на Ухте не было ничего, даже отдалённого похожего на город. В 1929 году возник посёлок Чибью - с 1933 центр Ухтпечлага, из которого в 1938 году выделились Инталаг и Воркуталаг. То есть - тюремная столица всей Коми. Однако расположение Чибью в центре республики было очень удачным, он быстро рос, и в 1938 году получил статус ПГТ и название Ухта. Предполагалось перенести сюда из Сыктывкара столицу Коми АССР, но эти планы спутала война. Однако в 1943 году Ухта стала городом, а ныне она вторая по величине (117 тыс. жителей) в республике, существенно опередив Воркуту.
Вот такая вот история - простая, но очень своеобразная. Таким же мне показался и сам город: простым, но колоритным. Здесь необычный рельеф, интересная сталинская архитектура и отчётливый нефтяной колорит.
О весьма живописной станции Ухта я подробно рассказывал в прошлой части о
Печорской железной дороге в Средней Коми. Вся она находится на узкой полосе между рекой Ухта в глубокой долине и не очень высокими, но очень крутыми холмами древнего Тиманского кряжа:
На вершине горы Ветласян отчетливо видна странная сетчатая конструкция. Это не радар и не военный объект, а едва ли не самый странный в России памятник Ленину:
В прошлом он еще и светился в темноте, но сейчас светодиоды и провода демонтированы. Очень красивая идея, вполне отражающая романтизм ударных таёжных строек. А Ухта, выросшая из лагерей, создавалась в нынешнем виде уже теми, кто ехал сюда добровольно - "за туманом и за запахом тайги" или просто за длинным рублём.
К голове Ленина я сначала искал короткий проход прямо от станции, но лишь увяз в снегу. чудом не навлёк на себя подозрения в чём-нибудь нехорошем и потерял без малого 40 минут. Времени в Ухте у меня было немного, и поэтому подойти к ЭлекроЛенину сверху я в итоге не успел - хотя там почти официальная смотровая площадка с лучшими видами на город. Я заснял виды с немного другой точки - ракурс не столь эффектен, но город всё равно ка на ладони.
В правой части обзора - гигантская промзона, отделенная рекой от железной дороги. На переднем плане - вокзал, типового проекта для крупных станций Печорской магистрали (Инта, Воркута, не состоявшийся Салехард). На заднем плане слева ТЭЦ, а справа Ухтинский нефтезавод. Небольшой, но единственный в нефтедобывающей Республике:
Первый нефтезавод здесь действовал аж в 1914-24 годах - конечно, далеко не первый в России, но для глухого таёжного края, где и городов-то не было, это был настоящий феномен. Нынешний нефтезавод был пущен еще в ГУЛаговский период - в 1934 году.
А левее - сам город на склонах холма. Большая его часть, как видите, застроена обычными многоэтажками 1960-80-х годов:
Особенно выделяется огромное здание местного НИИ нефти и газа, значение которого видно невооруженным глазом:
Ещё чуть левее, у моста через Ухту, смутно просматривается Старый город, построенный в 1952-58 годах по проекту Павла Мурзина и Николая Жижимонтова. Ему будет посвящена основная часть поста. Это место интереснее, чем кажется - например, в левой части кадра находится огромный Кафедральный собор. Не видите? Тогда расскажу о нём чуть позже.
Набережная Ухты и мост над железной дорогой. Хорошо виден мемориал Победы на переднем плане и две серые "коробки" на главной площади - администрация города подальше и офис "ЛУКОЙЛ-Коми" поближе. Уже упомянутый собор стоит как раз рядом с ними.
В целом же путь и от вокзала, и с Тимана до центра не близкий - нужно пересечь целых три моста (один над рекой и два над железной дорогой), причём последний еще и без тротуаров. Лучше ехать на автобусе, которых тут курсирует очень немало... но в подавляющем большинстве они служебные и возят на работу сотрудников нефтегаза.
Типичная застройка Тимана (не путать с Тиманом в Воркуте):
Старый город 1950-х годов - то, что отличает Ухту от всех остальных северных нефтеградов. Теоретически, у неё много общего с
Сургутом,
Нефтеюганском (где я был), Нижневартовском (где я не был, но уверен, что сходство еще большее), но те города начали строиться несколько позже. Архитектура Старого города в Ухте довольно простая, но стиль очень узнаваем и колоритен:
Особенно хороша улица Мира, начинающаяся у въезда на левый берег и идущая перпендикулярно мостам:
Детали крупные:
И малые:
В конце короткой улицы - краеведческий музей в настолько невзрачном доме, что я даже не удосужился его сфотографировать (виден на фотографии набережной с холма). Между тем, это старейший сохранившийся дом города, где в 1930-40-е годы жил Иван Косолапкин - буровой инженер, основоположник советский нефтяной промышленности в Ухте, то есть в каком-то смысле "отец" современного города. Символично, что именно перед его домом лежит и вот этот камень - Иван Косолапкин помог Ухте сойти с этого страшного пути:
Ухтинско-Печорский лагерь (Ухтпечлаг) был одним из самых мрачных в ГУЛаге. Во-первых, достаточно сказать, что легендарный Воркуталаг изначально был лишь его частью. Но в первую очередь в историю Ухтпечлага вошли "Кашкетинские расстрелы" 1937-38 годов. Тогда здесь начались волнения среди заключенных, и начальник лагерей Ефим Кашкетин разделался со смутьянами просто и безжалостно: людей якобы переводили в другой лагерь, колонной вели через тайгу, где в определенном месте их ждал пулемёт и заготовленная могила. В несколько этапов так было расстреляно около 2600 человек.
...Но всё-таки прошу не забывать, что далеко не все жертвы ГУЛага были безвинными - ведь тюрьмы были для всех, и большую часть их обитателей даже в те годы составляли уголовники. Мне кажется, смешивать их с "узниками совести" под одной цифрой - цинично по отношению к последним, ибо уголовники были едва ли не главным инструментом их подавления.
От музея и камня тянется небольшая набережная. Что за сооружение с красной башней на заднем плане - не знаю: может быть, хлебзавод? А вот на переднем плане мемориала Победы - хотя Ухта лишь в 1938 году стала ПГТ, и лишь в 1943 - городом, на войне погибло несколько тысяч ухтинцев.
Параллельно реке и перпендикулярно улице мира идет улица Октябрьская - одна из главных в Старом городе. На площади за мемориалом - старейшие каменные здания Ухты (1946), стоящие друг напротив друга. Справа - бывший Горный техникум (ныне Дом Связи):
Слева - железнодорожный техникум:
А в треугольном квартале между улицами Губкина и Пушкина - тихий уголок деревянной Ухты. Наверное, так выглядел и посёлок Чибью. Но так как сам город богат и благоустроен, в этом барачном квартале очень уютно.
Понравился дом с оригинальной обшивкой, ныне занятый какой-то конторой:
И чрезвычайно оригинальные, с явным отголоском модерна, деревянные дома. Как уже говорилось несколько раз, ни в одном регионе России я не видел настолько оригинального советского деревянного зодчества, это явно одна из "визитных карточек" Коми.
Вернемся на Октябрьскую. Чуть дальше - часовенка и мемориал погибшим в стоявшем на этом месте ТЦ "Пассаж". 11 июля 2005 года здесь сгорел торговый комплекс, занимавший обложенный кирпичом деревянный барак - погибло 25 человек, в основном сотрудников комплекса. Для Коми эта катастрофа была таким же ударом, как для всей России - "Норд-Ост" или Беслан. Вскоре было установлено, что "Пассаж" подожгли, а дальше история очень мутная... Двоих подростков, мелких воришек, осудили на пожизненное, попытавшегося вступиться за них прокурора Григория Чекалина также отправили на зону... Я не знаю подробностей этой истории, поэтому не готов утверждать, что осудили невиновных... но дело тёмное, и как-то слишком много жертв правосудия.
Часовенка стоит фактически на задворках "ЛУКОЙЛ-Коми", который мы уже видели с горы. Между последним и администрацией - площадь с очень милым фонтаном с тюленями, за которой ворота Детского парка в чистейшем сосновом бору - один из самых красивых и уютных городских парков, что я только видел.
Кадр снят с крыльца собора Стефана Пермского:
Скажете - какой же это собор? Это Дом Культуры! Так и было: монументальный сталинский ДК Нефтяников в самом центре города соорудили в 1951 году. В церковь он был переделан в 1994, причём что особенно отрадно - без искажения внешнего вида. Только поставили звонницу под колоннадой, украшенной национальным узором:
Говорят, архитектор Николай Жижимонтов был верующим человеком, и всю жизнь мечтал когда-нибудь построить храм. Поэтому и в Домах Культурых закладывал определенные церковные элементы. Внутри я их, честно говоря, не заметил. Собственно храм занимает не более половины ДК, причём расположен перпендикулярно его основной оси. Но сама идея всё равно очень красива... жаль, если когда-нибудь над этим зданием возведут купол.
За ДК - местная пожарная команда:
И огромный Ухтинских технический институт имени Губкина, занимающий целый треугольный квартал:
Напротив второго фасада - еще один парк, уже не "детский", и в отличие от последнего - берёзовый.
Всё это Первомайская улица - третья главная в центре. По ней и пойдём дальше. Вообще, Ухта - настоящий Город Треугольников. Старый город между улицами Мира, Октябрьской и Первомайской имеет форму прямоугольного треугольника, треугольником является и уже показанный выше деревянный район, а в каменном центре несколько треугольных кварталов.
Подворотни в них выглядят колоритно. Жаль, не догадался зайти - наверное, треугольный двор-"колодец" еще колоритнее:
Еще немного деревянной Ухты... точнее, это каркасно-засыпные дома, где стены состоят из двух листов фанеры, между которыми засыпан какой-нибудь утеплитель (хотя бы простые опилки):
На углу Октябрьской и Первомайской - одно из красивейших зданий города, "Ухтабанк" с круглой ротондой на фасаде.
Здесь уже начинается Новый город. Чуть дальше - автовокзал. Как можно убедиться по этим кадрам, даже несмотря на внезапную весну с её слякотью и грязищей, Ухта - город очень благоустроенный и просто богатый. Чистые, хорошо освещенные улицы; мощнейший трафик, автопарк близок к московскому. Да и пейзажи Нового города местами очень напоминают столичные окраины:
Крайняя точка, до которой я дошёл - начало местного проспекта Ленина:
Широченная улица прошивает Новый город насквозь и уходит прямиком в тайгу:
На ней тоже есть интересные для ценителей позднесоветской архитектуры здания вроде местного Дома Культуры. Да и сам Новый город - хороший образец позднесоветского градостроительства с широкими улицами и молодыми красивыми энтузиастами, уверенными в завтрашнем дне.
В следующей части отправимся в глубинку Средней Коми - глухой посёлок Троицко-Печорск в предгорьях Северного Урала.
КОМИ-2011
"
Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма и ее обитатели.
Ижемские сёла.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.