Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.

Apr 09, 2011 19:38



По правде сказать, сам не знаю, что я искал в этом богом забытом посёлке (6,5 тыс. жителей) в 200км от Ухты. То ли мне понравилось название, то ли показалось, что я здесь найду что-то особое, то ли просто захотелось посмотреть, как выглядит Республики Коми в стороне от Печорской магистрали.
Под катом - рассказ о малодеятельной железной дороге и глухом посёлке в её конце. Истории и вообще конкретики тут будет немного - скорее просто зарисовки и впечатления. Потому что, как я уже давно заметил, в отсутствии достопримечательностей лучше видна повседневная жизнь.

Как уже говорилось, Печорская магистраль, этот становой хребет Республики Коми, имеет несколько боковых "усов". Еще в 1948 году появилась линия Чум-Лабытнанги - часть несостоявшейся Трансполярной магистрали. В 1958-61 годах приросла двумя "усами" станция Микунь - один ушёл в Сыктывкар, другой - к станции Кослан в поселке Усогорск: лесорубы из братской Болгарии осваивали Удорский край в верховьях Мезени. Последние два "уса" появились в 1978-79 годах: Сыня-Усинск в Северной Коми и Ухта-Троицко-Печорск. Последний - наверное, самый глухой в Республике: за 5 часов пути поезд проходит всего 3 станции.
Верхнеижемская:



Нибель:



И Омра:



Да и поезд - огрызок из двух вагонов, общего и плацкартного, который ползёт по однопутке со скоростью от силы 40 километров в час. Вагон, в котором я ехал от уже упомянутой станции Микунь - один из самых худших, где мне случалось бывать: грязные окна и невыносимая пыльная духота, от которой у меня еще не доезжая Ухты случился приступ астмы. Пытаться показать этот путь через фотографии - в общем-то бесполезно. Ну сфотографирую я тайгу за окном - и что? Совсем иное дело, когда созерцаешь её пять часов кряду. Иногда вдоль дороги попадаются охотничьи сторожки:



А еще за все эти 5 часов пути не встретился ни один поезд - ни на станциях, ни на разъездах. Даже странно, что в Троицко-Печорск ведёт государственная дорога широкой колеи, а не лесовозная узкоколейка. Уже не первое десятилетие поднимались планы строительства в Троицко-Печорске целлюлозно-бумажного комбината, последний раз - накануне кризиса. В итоге дорога есть, но ни к чему по сути не ведёт.



В самом Троицко-Печорске вокзал находится где-то в 10 километрах от города. Осмотреть станцию сложно - ведь автобус уйдёт через 10 минут, частников не останется через 15, а следующего ждать 2-3 часа. Поезд сюда прибывает через день, стоит 40 минут, и на место одних пассажиров сразу бегут другие.





Привокзальная слободка:



До посёлка ехать около получаса мимо нескольких живых и мёртвых лесопилок. Есть и автодорога, по которой я возвращался, и она гораздо удобнее. Загвоздка только одна: из-за конфликта собственников ухтинские автобусы не пускают на местную автостанцию - поэтому отправляются они вот этого бара через дорогу от последней:



Точнее, около бара садятся те, кто не прочь ехать стоя. Удобнее садиться "на Южном" - так называется вот этот единственный в Троицко-Печорске квартал пятиэтажек. Автобусы отсюда выходят на полчаса раньше, но зато место найдётся почти гарантировано.



Автостанция, как в шпионских фильмах, маскируется под кафе "Закусочная на Южном" - при этом его полки почти пустые, а за стойкой оба раза я никого не увидел. В соседней комнате - небольшой офис, но билет мне выписать там не смогли: закончились бланки.
У остановки на Южном, где садятся и в городские маршрутки (кстати, с кондуктором), и в ухтинский автобус - вот такой плакат. Троицко-Печорск, который должен бы быть.



Помимо маршруток, полноценным транспортом здесь являются и такси, которых по посёлку курсирует очень много. Фишка в том, что это фактически те же маршрутки: проезд по поселку стоит 20 рублей (это не опечатка), но едет машина не по кратчайшей траектории, а определенным маршрутом через популярные места, собирая всех желающих. Очень интересная схема.

Главная Советская улица - прямое продолжение дороги на Ухту. Здесь есть несколько важных зданий - например, гостиница "Печора", гордость посёлка, построенная в середине 1990-х. Не то чтобы она была какая-то замечательная - она тут просто есть, и это уже немало.



Почти напротив - баня, едва ли не лучшее в городе каменное здание.



Понравилось граффити. По-моему, это испорченный глобализацией инопланетянин из "Аватара".



Параллельная улица ведёт в Южный, и на ней запомнилась школа, а точнее скульптура у её крыльца:



Прямо на заднем дворе - котельная, которую видимо топят воркутинским углём без всякой очистки. Прокопчённая труба с дымным шлейфом - главная доминанта посёлка... но при этом заметьте, какой на всех кадрах ослепительно-белый снег.



В основном Троицко-Печорск вот такой - бараки, дрова, сугробы:



Многие бараки при этом украшены узорами из досок:





А почти вся виденная мной заброшенность концентрируется на Советской улице:



Которая, если по ней долго идти, приводит прямиком на Печору. Эта крупнейшая река Русского Севера, по расходу воды всего вдвое уступающая Волге, течёт через всю Республику Коми, а в её дельте стоит Нарьян-Мар, а ранее стоял Пустозерск, где сожгли протопопа Аввакума. Троицко-Печорск стоит в самых верховьях этой реки - но она тут уже огромна:



На приречном холме - довольно оригинальный, почти модерновый Дом Культуры. Республика Коми на такие вещи очень богата:



Некогда на его месте стояла Троицкая церковь, построенная в камне в 1868 году.



Троицкий Погост на Печоре известен с 1674 года. До 17 века это были угодья манси, или вогулов - в те времена это был очень воинственный народ, настоящие горцы, которых боялись живущие на равнине коми. Перед русским же все оказались равны, а границы сместились на север и восток. Коми ушли из низовий Вычегды, но обосновались в верховья Печоры. Троицкий Погост стоял на речном пути в Пермь Великую, и в целом был в орбите влияния Чердыни. В 19 веке, когда Чердынь зачахла - стал центром лесозаготовок и производства точильного камня. За Урал в 1884 году пробили Сибиряковский тракт в "столицу" манси село Саранпауль. Название - от Александра Сибирякова, иркутского золотопромышленника из старого сибирского рода, много сделавший для изучения Сибири, в первую очередь известного как "человек и пароход" - ледокол его имени в 1932 году первый прошел СевМорПуть за одну навигацию, а в 1942 году был потоплен в неравном бою с немецким крейсером у Таймыра, успев оповестить об опасности Диксон.
В общем, к чему я опять увлёкся исторической справкой? К тому, что по соседству с Домом Культуры находится еще и музей:



У музея - камень в память жертв ГУЛага: в Коми они повсюду. Сам музей - 5 залов и две сотрудницы, которые, естественно, были мне очень рады - думаю, тут и местные-то бывают не каждый день, что уж говорить про чужаков...



Я люблю такие музеи, где самое яркое впечатление - не экспонаты, а разговор с сотрудниками. Впрочем, здесь я узнал немало - например, о том, что в окрестностях Троицко-Печорска в 18 веке был целый горнозаводской округ, работало 6 металлургических заводов, обломки некоторых из них всё еще валяются в тайге - приводные колёса, наковальни, железные болванки...



Помимо двух сотрудниц, в музее обитают еще и два мансийских идола, которых принесли с гор в 1970-е годы какие-то туристы. Научный атеизм и всё такое, однако ребята просто так, интересу ради, раскурочили святилище. У этих двух идолов наверняка были свои имена, и для манси они были незаменимы.



Мне даже позволили переснять и выложить фотографию из архива - вот так это святилище выглядело "при жизни". Обратите внимание на столб света - старая плёнка очень чувствительна ко всякой мистике:



Ниже по склону - Старый город, а точнее село. Ведь статус ПГТ Троицк получил лишь в 1974 году, перед постройкой железной дороги. А тут - старое русско-зырянское село:



Люблю такие кадры. Да, власть ворует, Москва забирает, ЦБК не строится, рыба уходит, дороги ветшают, коммунальные платежи растут... но правда, почему это всё должно мешать, например, слепить снежную бабу или сделать еще что-нибудь приятное и полезное?



Вдалеке, на холме - еще одна, новая и деревянная Троицкая церковь. Я к ней уже не дошёл.



На склоне - удивительно кривые ёлки. Мне сразу вспомнились вожапу - священные деревья, которые коми в старину сажали на могилах умерших, чтобы в них поселялась душа. Или легенды о дереве-двойнике, что есть где-то в лесах у каждого человека.



Север. Просто Север.





Вдалеке увидел избы и сфотографировал их 20-кратным зумом. Оказалось - не зря: совершенно аутентичная керка. Как уже говорилось в посте про Ыб, от русских изб зырянские керки отличались тем, что у них жилой и хозяйственной были не передняя и задняя, а левая и правая половины. Здесь это прекрасно видно:



Спустился на лёд Печоры, посмотрел вниз по течению.Там - Усть-Цильма и Нарьян-Мар, но до них больше тысячи километров.



А за Печорой - девственная тайга. Туристы в Троицко-Печорске - в общем-то не редкость, так как через этот посёлок лежит кратчайший путь в Печоро-Илычский заповедник, входящий даже в Фонд ЮНЕСКО. Его "столица" - село Якша всего-то в 120км от Печоры, где находится среди прочего первая в мире лосеферма (1946).
Тайга манит к себе... Но я знаю, что мне туда нельзя.



За тайгой, в холодных горах, находится плато Маньпупунёр, где стоят Каменные болваны. Или, по-научному - Столбы Выветривания. Одно из самых фантастических и красивых мест на всей Земле. Увы, мне там побывать не судьба - от ближайшего кордона идти 40 километров через тайгу, причём только в сопровождении людей из заповедника.



С сайта города Лесной.

Но как-то так получилось, что из тех тысяч тургрупп, что проходили через Троицк по дороге "на болваны", никто не удосужился хоть сколько-нибудь подробно осмотреть, отснять и выложить сам посёлок...

Автобус из/до Ухты идёт чуть-чуть меньше, чем поезд от/до Сосногорска - всего 4 часа. Билет - 370 рублей. О трассе Ухта - Троицк, а точнее о её качестве здесь слагают легенды. Нет-нет, большая её часть действительно если не хорошая, то приемлемая. Но последние 40 километров перех Ухтой обычно представляют собой ухабистую размокшую грунтовку. Говорят, из 4 часов пути (180км), в среднем половину автобус тратит на прохождение этого участка.
Но это летом. Зимой он тоже под снегом, поэтому разве что немного сильнее трясёт. Местность вдоль трассы гораздо более оживлённая, чем вдоль железки - селений по дороге минимум два десятка. Несколько раз автобус пересекает реку Ижму, с каждый разом она увеличивается в геометрической прогрессии. В деревнях много забавного - например, фонарный столб с выключателем, или веранда избы с надписью "У Вована". Всё это просто не отснять.
Станция Верхнеижемская из начала поста примерно соответствует посёлку Войвож на полпути до Ухты, известному своим нефтяным месторождением.







Далее - рассказ об Ижме и её обитателях.

КОМИ-2011
" Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма и ее обитатели.
Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.

невольничье, Русский Север, железнодорожное, дорожное, "К студёным морям", транспорт, Урал, Югория, Республика Коми, этнография, коми

Previous post Next post
Up