...В
прошлой части, посвящённой Старому городу, мы дошли вон до того жёлтого здания - бывшей греко-католической семинарии. С обратной стороны хорошо видно, что фасадом она глядит прямо на Ужгородский замок - прямо скажем, не слишком зрелищный, но всё-таки главный элемент Старого города. Более того, к замку здесь примыкает ещё и небольшой скансен, посвящённый народному быту Закарпатья.
Замок в Ужгороде просто на удивлением невзрачен - при том, что вообще-то он по меркам Украины огромный (более 600 метров по периметру) и очень мощный - я не припомню, где ещё я видел такие неприступные бастионы. Хотя, пожалуй, этим он и хорош - ведь крепости строились не для красоты, а для обороны. Ныне замок занимает краеведческий музей, и вход на его территорию платный:
2.
История Ужгородского замка в общем-то рассказана в прошлых частях -
здесь её древняя часть, о легендарном князе Лаборце, основавшем в 872 году крепость на руинах Аварского каганата, и её падении, которое открыло мадьярам путь с гор на Дунай, и якобы даже само слово "венгры" ("угры") - от венгерской транскрипции "Унгвар"; а
здесь - о войне за престол на рубеже 13-14 веков, когда власть в Венгрии перешла к Карлу-Роберту Анжуйскому, а комитат Унг был гнездом его врагов - Амодеев и Петруни. В войне с ними отличился француз Филипп Другет, ему в 1318 году новый король и передал Унг, которым Другеты владели вплоть до 1682 года, пока в очередной австро-венгерской войне последний из рода Жигимонд II не был казнён венгерским полководцем (воевавшим на стороне турок) Имре Тёкёли за то, что пообещав мадьярам помощь, вновь перешёл на сторону Габсбургов, после чего Унг перешёл в собственность рода Берчени. Впрочем, Ужгородский замок до сих пор иногда называют "замком Другетов", потому что 350 лет валдения не прошли даром, и нынешний облик замок принял именно при Другетах, на рубеже 16-17 веков. Классический "палаццо-ин-фортецца", только церковь Святого Юра до наших дней не сохранилась:
3.
В замке ныне парк, несколько скульптур 19 века...
4.
В том числе турул, древний мадьярский тотем, который венгры массово ставили в 1896 году, к 1000-летию перехода через Карпаты:
5.
Фундамент церкви Святого Юра. Так и не смог разобраться, когда она была разрушена - но явно очень давно. А барочная главка, выглядывающая из-за стены, принадлежит Михайловской церкви (1777), одному из трёх на Украине памятников лемковского зодчества - это главный экспонат того самого скансена:
6.
Скансен примыкает к замку с востока, и на северо-восточный бастион даже можно подняться - это самая популярная в Ужгороде смотровая площадка:
7.
Лучшие виды с бастионов открываются, конечно, на север, где замковый холм резко обрывается - ведь на севере Соляной шлях, Галиция и Польша... Но из окон дворца аналогичные виды ещё лучше, поэтому с бастионов посмотрим только в противоположну сторону. Замковый ров, увитые плющом стены, юго-восточный бастион и вдалеке гостиница "Закарпатье" на полпути от центра к вокзалу. За рвом и деревьями - скансен:
8.
Изнутри же стены выглядят так:
9.
Внутри замка - дворец, примерно повторяющий его очертания, обнесённый собственным рвом и явно так же расчианный на оборону:
10.
Вход:
11.
И ассиметричный внутренний двор:
12.
Вид в обратную сторону - туристы облепили осадный колодец. Я выходил сюда трижды, и все три раза наблюдал такую сцену... при том, что туристов в Ужгородском замке на пол-порядка меньше, чем в Мукачевском:
13.
Во дворце ныне экспозиция музея, причём на её посещение билет тот же, что и на весь остальной замок. Музей - вполне обычный краеведческий... вот только в таком необычном краю "обычный" краеведческий музей тоже очень интересен. Не буду перегружать пост фотографиями его экспонатов, но наверняка ещё не раз буду к ним возвращаться - экспозиция очень обширная, от гуцульских трембит до кабинета Августина Волошина. А кроме того, здесь неплохо сохранились интерьеры:
14.
Вот это, вероятно, была домовая церковь:
15.
Понравились и макеты закарпатских церквей - один 1960-х годов, другой и вовсе чехословацкий:
16.
Униформа чехословацкого жандарма. Золотой век золотым веком, но тут экспозиция оставляет впечатление, что русины только о независимости в те времена и мечтали.
17.
Ну а вот и виды из окон - сначала посмотрим на запад, на Старый город, который исходили вдоль и поперёк в прошлой части. Видны башни Воздвиженского собора (1762-66), главного храма Русинской греко-католической церкви и доминанты Старого Ужгорода:
18.
А здесь хорошо видна Подградская улица, на которой находится автостанция №2 - в прошлой части мы любовались замком оттуда:
19.
Сам замок с этой стороны облезлый и мрачный - туристы его отсюда видят редко, и даже я лишь дома понял, что можно было полюбоваться замком с северной стороны:
20.
А вот какой из этих окон вид - впереди советские кварталы, а вдалеке уходит узким коридором Ужанская долина. Две горы образуют ворота - на левой андезитовый карьер, а на правой теоретически можно разглядеть Невицкий замок, само собой не на этой фотографии. Из Невиц же теоретически могло быть видно это место - но тут помешала дымка, а там - контровый свет. А гряда холмов по левой стороне служит границей, и вон те синие горы уже в Словакии:
21.
А тут и вовсе можно подумать, что из замка виден Евросоюз. На самом деле на Закарпатье просто не было своего домостроительного комбината, и поэтому многие дома сюда завозились в разобранном виде из Словакии:
22.
Кроме того, во дворе есть ещё и спуск в подземелье с отдельной платой за вход. Я наконец увидел столь модную экспозицию "пыточная камера", которой в последнее время стремится обзавестись каждая туристическая крепость. На самом деле попса попсой, достаточно сказать, что вон той решёткой она сообщается с кафе:
23.
Даже картинки на стенах - явно по заветам дедушки Фрейда... точнее, как мне подсказали в комментах, это
работы Николая Бессонова, украшающие многие "камеры пыток":
24.
Далее мне надо было задать кое-какие вопросы по истории Закарпатья, ответы на которые я до поездки найти не смог. Меня послали в исторический отдел у ворот, там очень недружелюбный седой моложавый историк всё-таки уделил мне пять минут, после чего я отправился в скансен, вход и касса которого находятся в десяти метрах от входа в замок. Вот так с территории скансен выглядит замковый ров:
25.
Из пяти исторических областей Западной Украины своим скансеном пока не обзавелась только Подолия - во Львове есть огромный
Шевченковский Гай, в Черновцах - основанный ещё румынами
скансен на Горече, и даже близ Луцка имеется так и не посещённый мной
Музей сельского хозяйства (читай - крестьянского быта). Закарпатский музей народной архитектуры и быта (это его официальное название) основан, как и большинство советских скансенов, в 1965 году, а открыт - в 1970. И по площади, и по наполнению он в общем-то небольшой - но по сравнению с львовским и черновицким аналогами отличается безупречным состоянием, и вдобавок здесь легко забыть, что ты в самом центре города. Открывают его две усадьбы - насколько я понял, как и большинство экспонатов, русинские:
26.
Голубая - из села Долгое Иршавского района, белая - из села Ракошино близ Мукачева. Принадлежали середнякам - и к слову, бедняцких усадеб тут нет вообще. Во дворе "голубой" хаты - колоритная хлебная печь типа тандыра:
27.
Во дворе белой - "кош", или по-нашему рига, двухэтажный амбар, где сушились зерно и кукуруза:
28.
Интерьеры белой хаты выглядят неожиданно богато - с кроватями, деревянным потолком... В общем, тут вполне можно жить. Но при этом обратите внимание, что городская мебель и украшения вполне органично сочетаются с земляным полом, и такое едва ли не во всех виденных мной закарпатских музейных хатах:
29.
Печь и коллекция горшков:
30.
Дальше - главная площадка музея, вокруг которой тропа обходит кольцо. Всякие хозяйственные постройки - впрочем, в Западной Украине они достаточно однообразны, и ничего принципиально отличного от того же Шевченковского Гая я здесь не приметил:
31.
А это - сельская школа! Ни за что бы ни догадался, и колокол на рогатине - видимо, созывать учеников:
32.
Самое интересное здесь - культовые постройки. На переднем плане - часовенка из села Новоселица Межигорского района начала 19 века:
33.
Внутри которой сохранилась даже скульптура:
34.
Но безусловно главный экспонат здесь - Михайловская церковь (1777) из села Шелестово Хустского района, редчайший на Украине памятник "лемковской школы". Ведь лемки, самый западный украинский субэтнос, были горцами польско-словацких Карпат, и на территории современной Украины практически не жили. Да и Хуст - это уже Мараморош, и скорее всего церковь туда была продана - нормальная практика в Западной Украине, продавать старую церковь в другое село на самовывоз:
35.
Архитектура у лемков, конечно, не столь необычная,
как у бойков, но всё-таки характерна. Эта в сущности те же трёхсрубные храмы с обводной галереей, что отмечают украинские земли до Дона до Сана, но с несколькими явными отличиями. Во-первых, если по всей Украине срубы ставились "волной" (средний высокий, боковые одинаковой высоты), у лемков - лесенкой от башни над входом к апсиде. Да и встроенная звонница для украинского зодчества не характерна - чаще она стояла отдельно. Ну и наконец "деревянное барокко" - так лемковскую школу иногда называют в краеведческой литературе (особенно советской). Таких церквей на Украине всего три - здесь, в Шевченковском Гае и в
Сваляве, но немало их сохранилось в Польше и Словакии, причём в последней
даже под охраной ЮНЕСКО...
36.
Вот только молитсья теперь в большинстве из некому: в 1944-47 годах Польша депортировала украинцев, в том числе лемков, с приграничных земель - кого в Советский Союз в обмен на поляков, кого на Балтику заместо немцев. Лемковские анклавы остались в Словакии (которая "закарпатье" относительно Польши), но в основном они разбрелись по свету, насоздавали всяких союзов да землячеств, и говорят, неплохо ведут бизнес. Лемковские песни - одна из вершин украинской народной музыки, а самый известный лемко - безусловно, американец Энди Уорхол (Андрей Ворхола).
37.
В церкви фотографировать официально запрещено, но человеку, фотографировавшему оборонные заводы, это не помеха:
38.
Что же касается лемковской истории, то как я понимаю, их родословную не возводят к древним народам типа кельтов (бойки), фракийцев (гуцулы) или белых хорватов (и те, и другие) - просто жители древней Руси, обосновавшиеся в западных горах. Некогда русины/украинцы жили даже в окрестностях Кракова...
39.
Лемковская церковь - кульминация этого скансена. Есть тут и "долгие хаты" (дома-дворы), и гуцульская гражда - но за всем этим отсылаю в Шевченковский Гай, дабы не перегружать пост:
40.
В одной из хат смотрительница вышивает вот такие платочки и тут же их продаёт:
41.
Из отдельных экспонатов запомнилась водяная мельница с замысловатым приводом:
42.
Вот ещё русинская хата из Марамороша - села Бедевли Тячевского района. Здесь украинское зодчество испытывало сильное мадьярское и румынское влияние. Интересно, что почти таких же хат по мараморошским сёлам и сейчас разбросано немало:
43.
Суровый, но достойный быт:
44.
Хотя и не факт, что тут крестьяне жили - может, заробитчане (гастрбайтеры), на которых Закарпатье держалось и в 19 веке. Но всё же странно, что в скансене нет бедняцких построек:
45.
Ну а отдельный экспонат - огромная мадьярская хата крестьянина-богача из села Вышково Хустского района. Натуральные хоромы, с каменным подклетом под общей крышей, верандой, несколькими комнатами.
46.
Внутри вид ещё богаче, чем снаружи:
47.
Прямо дача горожанина-середняка рубежа ХХ-XXI веков!
48.
На бедняцкие хаты мы ещё насмотримся в Колочаве, где скансен едва ли не больше ужгородского - они действительно очень были очень бедны, здесь же может сложиться ощущение, что Закарпатье населяли сплошь богатеи. От скансена и замка я вернулся на площадь Кориатовича, съездил в другой замок - Невицкий, и закупившись на базаре брынзой и берёзовым соком, ушёл в гостиницу. При всей своей камерности, Ужгород с предместьями занял у меня полный день, и я бы не пожалел остаться здесь подольше... но меня ждал Берег, следующий закарпатский комитат. Впрочем, прежде, чем ехать в его столицу Мукачево, я с утра посетил Горяны - по сути отдельное село, ныне входящее в черту Ужгорода, в котором сохранилась венгерская ротонда домонгольских времён. О Горянах - в следующей части.
КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь.
Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь.
Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина.
Розлуч и
Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород.
От вокзала на Галагов.
Ужгород.
Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и
Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Центр.
Мукачево. Замок Паланок.
Мукачево. Николаевский монастырь.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина.
Гуцулы. Карпатские горцы.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Коломыя и Покутье.
.