Рига. Часть 11: Маскачка

Nov 20, 2013 02:13



"Я в Америке первый раз! Я же не знал, что у вас не везде можно ходить. У нас вот везде можно..." - эта цитата из культового фильма в общем верна для большинства постсоветских городов. То есть да, в центре обычно безопаснее, чем на окраинах, непременно найдётся пара-тройка стрёмных районов при деградировавших заводах, в которые надо ещё ухитриться доехать, у базаров и вокзалов толкутся деклассированные элементы, но в целом... в целом постсоветский город обычно достаточно однороден, хотя и бывает порой опаснее всякого Бронкса. Поэтому когда мне в каком-нибудь городе говорят: "В такой-то район не ходит - проблем огребёшь!", обычно я этому отношусь спокойно. Исключения бывают, чаще всего почему-то за Уралом - тобольская Подгора, иркутское Рабочее предместье, магнитогорский Левый берег... и как ни странно, в этом ряду оказалась и благополучная Рига.

За показанными в прошлой части вокзалом, рынком и сталинской высоткой начинается Маскачка - это название очень старое, и является сокращением от "Московский форштадт". При фашистах тут было гетто в еврейском смысле слова, сейчас - гетто в американском смысле: городское дно с повышенной концентрацией "бывших людей", куда рижане из других районов стараются без надобности не ходить и мне не советовали. В итоге по Маскачке мне провёл экскурсию на своём джипе Илья igrok-golos: "Побить-то, конечно, скорее всего не побьют - времена уже не те; но вот отвечать на тупые вопросы какому-нибудь пьяному дебилу наверняка придётся". Но Маскачка - ещё и район с очень богатой историей, что-то вроде одесской Молдаванки времён Бени Крика.

Маскачка начинается примерно через квартал от Высотки - но отличия быта от "цивильной" Риги видны даже здесь:

2.


Главной особенностью Московского форштадта было то, что на нём селились по преимуществу национальные меньшинства - то есть не немцы и даже не латыши, а - русские, евреи, литовцы, поляки. Видимо, сказывалась близость рынка, который "держало" в основном русское купечество. В принципе русские в Риге пытались закрепиться ещё в Средние века, но Русской подворье в Старом городе прекратило своё существование в Ливонскую войну. Затем русскими первопроходцами Ливонии стали старообрядцы, также селившиеся на Московском форштадте, у дороги в ставшую для них новом домом Латгалию. По той же причине и латыши тут были представлены в основном латгальцами-католиками.

3.


Тогдашняя Маскачка была ещё не гетто, а старым добрым русским купеческим городом с разгульной торговой атмосферой. На всю Ригу тогда славился трактир "Волга" купца Константина Тарасова, где бывали Шаляпин, Маяковский, Комиссаржевская, а очередь на фирменное блюдо - "тарасовскую солянку" - могла растянуться на пару недель. Удивительно, но деревянное здание "Волги" сохранилось, пусть и в весьма  жалком виде - по адресу Московская, 23.

4.


В отличие от Петербургского форштадта с его прямоугольной "имперской" планировкой, Маскачка не имела регулярного плана и норм застройки, поэтому представляет собой лабиринт длинных извилистых улиц разной ширины и переменной этажности. По этим улицам разбросано несколько храмов, весьма характеризующихся тогдашнюю интернациональность. Ближайшая к центру церковь Маскачки - баптистская, на улице Лачплесиса в относительно цивильной части. Я в Риге знаю минимум три баптистских церкви, все в предместьях (Маскачка, Гризинькалнс, Задвинье), но эта самая внушительная:

5.


На католической улице - костёл Святого Франциска (1892), один из кажется двух двухбашенных костёлов Риги. Сто лет назад 5% населения Риги составляли поляки, 3% - литовцы, и скорее всего основными прихожанами этого храма были они. Помимо промышленных альпинистов на шпиле, обратите внимание также на "атомный" фронтон:

6.


В паре сотен метров от костёла по той же улице - церковь Всех Святых (1869-84), редчайший пример православной церкви в романском стиле, пусть даже это и неороманика. Дело в том, что проектировал церковь латыш Янис-Фридрих Бауманис, и весьма вероятно, строилась она для православных латышей - таковых в середине 19 века было немало, латыши надеялись через православие выйти из под гнёта лютеранских и католических баронов.

7.


К костёлу и церкви примыкают парк Мира и Тихий сад соответственно, которые Даугавпилсская улица отделяет от огромного Ивановского кладбища - возможно, крупнейшего в Риге из православных. На его опушке, уже по сути на другом конце района - церковь Иоанна Предтечи (1913-34), редкий по сути образец православного храма I республики. По местной легенде, в ней воинствующей атеист Маяковский молился избавить его от любви к Лиле Брик. За деревьями ещё одна маленькая деревянная Казанская церковь (1812-18), но откровенно говоря, я и этот-то кадр сделал из окна машины.

8.


В южной части Маскачки, в квартале от Даугавы, есть армянская церковь Григория Просветителя - правда, новая (2011). Армяне к традиционным народам Риги никогда не относились, более-менее серьёзная община сложилась лишь в постсоветское время.

9.


Ещё в Риге, как и в Праге, есть Староновая синагога (Алтнайе-шул) - старейшая по времени основания (1858, когда рижским евреям разрешили владеть недвижимостью), но в нынешнем виде построенная в 1889 году, когда в Риге уже были синагоги и поновее.

10.


Об истории рижских евреев и её трагическом (как и везде в послевоенной Европе) финале я уже рассказывал в прошлой части в контексте музея гетто. Само гетто находилось как раз-таки там, где нынешняя Маскачка, а синагоги были сожжены ещё 4 июля 1941 года, менее чем через неделю после захвата Риги вермахтом. Сожгли и Староновую, но стены выстояли, и после войны здание приспособили под жилой дом. Вот макет первоначального облика в музее гетто:

10а.


Другой еврейский памятник - больница "Бикур-Холим" (1924), в советское время клиническая №3, а в независимой Латвии вроде как возвращённая еврейской общине. Впрочем, лечат в ней всех:

11.


Но самым ярким народом Маскачки были, конечно же, староверы. Когда именно они пришли в Ригу, точно теперь не известно, но России она досталась уже с немаленькой общиной. Дело в том, что выше по Двине образовался один из крупнейших "старообрядческих анклавов" - Латгалия. Здешние староверы - беспоповцы: в отличие от поповцев, они считали новообрядчество столь глубокой ересью, что не могли принимать оттуда священников с сохранением сана, и потому вскоре остались совсем без духовенства, что привело к постепенной атрофии большинства таинств - они сохранили лишь Крещение и исповедь, а их "батюшки" - это наставники, избираемые приходом из самых образованных и чистых мирян. Беспоповцы считали, что на Земле воцарился Антихрист, захвативший православную церковь, и потому в большинстве своём они уходили в леса и жили там глухими скитами и селениями. В 1690-е годы в Новгороде выделились две главные ветви беспоповства - более умеренное Поморское согласие, чьим центром стала Карелия, и более радикальное Федосеевское согласие, чей основоположник Феодосий Васильев в 1699 году переселился в Невельский уезд Речи Посполитой. В 1711 году он вернулся в Новгород, где был арестован и принял мученическую смерть, после чего исход его последователей на Даугаву стал массовым. Но как часто бывает среди угнетаемых народов, староверы проявили себя отличными купцами - честными, но ловкими, сплоченными и непьющими. Таким в лесах делать было нечего, и они-то и начали осваивать Ригу и Динабург (Даугавпилс), а следом потянулись старообрядческие купцы из "старой" России. Одними из самых влиятельных рижских заводчиков были староверы Кузнецовы, выходцы из Гжели, основавшие одну из крупнейших в Российской империи фароровую фабрику (см. также её изделия). Впрочем, расположена она гораздо дальше, уже за пределами собственно Маскачки, а здесь главный памятник старообрядчества - Гребенщиковская моленная, принадлежащая Поморскому согласию:

12.


Моленная - потому что у беспоповцев за отсутствие священников нет и алтарей, то есть все их храмы по сути своей часовни; а Гребенщиковская - по названию общины, основным покровителем которой был митавский купец Алексей Гребенщиков. Впрочем, такое название за общиной закрепилось лишь в 1830-е годы, но сама Успенско-Рождественская моленная с богадельней известна с 1760 года, а нынешнее здание в основе своей построено после пожара в 1812-16 годах. При Николае I, как водится, староверам сильно "закрутил гайки", причём в Лифляндии тогда впервые использовали практику "неграждан" - староверам запретили вести метрические книги, то есть их новорождённые дети могли быть зарегистрированы только в новообрядческой церкви, стало быть "у Антихриста". Моленная же в 1833 году была опечатана (то есть формально принадлежала староверам, а фактически пользоваться ей запрещалось), и пробыла в таком состоянии больше полувека. Однако община благодаря своим купцам оставалась очень богатой, и "распечатав" храм в 1886 году, гребенщиковцы быстро наверстали упущенное: моленная была надстроена ещё двумя этажами, став крупнейшим в мире старообрядческим храмом, вмещавшим до 5000 человек. Наконец, в 1905 году, после постановления о свободе совести (до которого староверческие храмы должны были не иметь внешних признаков культовой постройки) пристроена самая узнаваемая часть Гребенщиковской моленной, высоченная колокольня - "свеча Шмелинга" (по фамилии архитектора). Ещё интереснее, что Гребенщиковская моленная действовала в советское время, при ней выпускалось единственное в СССР регулярное беспоповское издание "Календарь" и действовало Старообрядческое духовное училище (единственное у поморцев).
Сопоставимых по размерам староверческих храмов я действительно не видел - ни поповских, ни беспоповских.

13.


Староверы пропустили нас на территорию и даже разрешили фотографировать во дворе - на самом деле с ними договориться не так уж сложно, единственное что для этого нужно - смирение, а вот с ним-то у большинства туристов, решивших посмотреть церковь, как раз проблемы. Но мне не повезло в другом: Большой зал моленной, сохранивший аутентичное убранство 19 века, в том числе множество икон собственного производства и стиля, оказался закрыт на ремонт, поэтому я решил не ходить внутрь здания. Жалко - убранство старообрядческих храмов всегда очень впечатляет, при том что как правило они совсем маленькие. Может быть, в следующий приезд мне больше повезёт.
На заднем дворе моленной - бывшая (?) богадельня, которую я заснял, просунув объектив под ворота:

14.


Ещё где-то в дальней части Маскачки есть небольшая единоверческая церковь Михаила Архангела. И - заметьте, ни одной лютеранской кирхи!
Но всё это в прошлом. Русские расселились по всей Риге, евреи сгинули в Румбульском лесу зимой 1941 года, староверы держатся закрыто - то есть, их конечно можно увидеть на улицах Маскачки, но скорее всего они приезжают сюда из других районов в моленную.

В первую очередь Маскачка - это улицы, извилистые, неухоженные. с покосившимися домами - как деревянными, так и каменными. Почти везде сохранились мостовые, причём намного чаще булыжные, чем брусчатые.

15.


16.


17.


18.


19. На заднем плане телебашня за Даугавой.


По сравнению с остальной Ригой бросаются в глаза неухоженность, скудность палитры некрашенных жёлтокирпичных зданий, немногочисленность заведений на первых этажах, без которых центр представить невозможно. Несколько ухоженных улиц тут всё-таки есть - и по ним можно оценить запущенность всей остальной Маскачки:

20.


20а.


21.


В дальней части Маскачки немало и многоэтажек. Там она не столь трущобна благодаря бывшему Рижскому институту инженеров гражданской авиации, действовавшему в 1961-99 году и известном на весь СССР. А тут в кадр попала "прото-хрущовка" 1930-х годов, редкий пример муниципального жилья времён I республики - удивительно похоже на советские дома, кабы не печные трубы - можно было бы подумать, что это какая-нибудь экспериментальная серия позднесоветской эпохи.

22.


А трущобы - именно центральная часть района. Особенно хорошо это заметно в деревянных домах:

23.


Многие из них вполне могут быть и начала 19 века, когда Московский форштадт отстраивался после "превентивного" (и напрасного) сожжения 1812 года на случай осады французской армией. Но вид у них через одного запущенный и пожароопасный:

24.


У "деревяшек" первой половины ХХ века архитектура гораздо ближе к русскому модерну, чем к югендстилю:

25.


Деревянный в Маскачке и главный "гнойник" - Цыганский квартал. Самым заметным меньшинством тут с 1990-х годов стали именно цыгане, которые держат здесь многочисленные наркоманские "точки". На джипе, без остановок, мы проехали и сам этот квартал на Любанской улице у железной дороги. Говорят, в 1990-е наркота здесь продавалась в открытую, а отсутствие у рижских властей желания влезать в этот квартал характеризуют таблички с названиями улиц на русском языке.  Вид у цыганских трущоб пустой и покинутый, но как я понял - на самом деле они вполне обитаемы.

26.


27.


28.


Впрочем, деградация Маскачки началась задолго до цыган - те лишь пересадили здешних люмпенов с бутылки на иглу. Вот такую цитату из мемуаров Петра Вайль мне привели в комментах к прошлому посту: "До того на Москачке я бывал редко - нечего там было делать, и тамошняя шпана считалась самой свирепой в городе. Одна из ярких картинок детства: мне лет восемь, мы едем в гости к сослуживцу отца на трамвае по Московской улице, ранний вечер, светло, и в мель­чайших подробностях виден бегущий по тротуа­ру человек в окровавленной белой рубахе. Он кри­чит так, что громко слышно даже сквозь запертые вагонные окна. За ним бежит другой, с ножом в руке. Я вижу нож, вижу кровь на нем и думаю: так не бывает, это снимается кино."
Речь, подчеркну, ещё про советское время.

29.


Когда же Маскачка стала такой - никто объяснить мне не смог. О здешней проституции (в том числе гомосексуальной) и русской мафии, торговавшей в публичные дома немок из Пруссии (!) писал в своё время ещё Лесков. Большой удар по обитателям Маскачки нанесла борьба со староверием, когда воспитанники закрытых школ и обитатели богаделен при старообрядческих общинах оказались на улице. Но всё же думаю, окончательно район деградировал после войны, когда было уничтожено его основное население - евреи. Как бы то ни было, Маскачка признана гетто почти официально: рижские власти понимают, что если разворошить здешний гадюшник - его зараза (типа наркопритонов) расползётся по всему городу.

30.


Есть на Маскачке и пара приличных мест - скажем, бывший Ерсикский рынок (он же Красногорский и Латгальский - по аналогии с Матвеевским рынком в "имперке", который ныне Видземский), известный с 1870-х годов. Я так и не понял, есть ли здесь рынок в наше время (мы были в выходной) - но сохранился навес над торговыми рядами времён I республики:

31.


Да видимо торговый ряд дореволюционных времён:

32.


Между ними довольно интересная и несмотря на хрупкость материалов, не отвандаленная композиция, посвящённая конке - в 1882 году по Московской улице прошла одна из трёх первых её линий, а в глубине Маскачки находится трамвайное депо №3 (построено одновременно с депо №5 из позапрошлой части по аналогичному проекту).

33.


Вообще, в здешнем хаосе затеряно много всего. Ближе к Даугаве - многочисленные торговые центры, дворец спорта, или вот какой-то симпатичный домик недалеко от Армянской церкви:

34.


Водонапорная башенка в северной части района, у железной дороги:

35.


Какая-то фабрика между Гребенщиковской моленной и еврейской больницей... хотя в целом Маскачка совсем не индустриальна, до своей деградации это был купеческий и мещанский район.

36.


Естественной границей Московского форштадта служит железная дорога, построенная ещё в 1861 году. Вернее, целый вагонный парк, вместе с горловинами тянущийся вдоль примерно половины Маскачки - десятки путей общей шириной до 200 метров, на которых к тому же постоянно что-то стоит, образуют вполне существенную преграду. Мы вышли на виадук:

37.


За путями на пригорке - водонапорные башни Анна и Жанна (1885-87), о которых я уже писал в посте про Гризинькалнс - газгольдеры последнего видны на заднем плане. Откуда взялось народное название - есть много легенд, самая известная - о сожжённых на этом месте сёстрах-чародейках.

38.


С обратной стороны путепровода - собственно депо, внизу вагоны фирменного поезда Москва-Рига формирования Латвийских железных дорог - на нём я ездил и сюда, и отсюда.

39.


Электрички и дизели бегают одна за другой, развилка дорог на Москву (Даугавпилс, Екабпилс и т.д.) и Петербург (Сигулда, Цесис) ещё впереди, а до вокзала и центра рукой подать:

40.


Как на ладони всякая инфраструктура:

41.


А за путями - Рижская центральная тюрьма (введена в строй несколькими очередями в 1897-1905), крупнейшая в Латвии и одна из крупнейших в Российской империи на момент открытия - до 2000 заключённых. В 1905 на неё  нападали боевики-революционеры, вызволившие приговорённых к смерти коллег, а вообще там побывали и поэт Ян Райнис (1897), и коммунист Пётр Стучка, и фашист Альфред Розенберг. Ближе к тюрьме мы подходить не стали, вообще не люблю тюрьмы и кладбища.

42.


Фотографировать "стратегические объекты", как и почти везде в Латвии, никто на этом виадуке не мешал, а вот проходившие мимо быдланы совещались "А чё они фоткают, я не понял?!". В общем, да простят меня коренные рижане, а всё-таки в завершение приложу пару кадров с характерными обитателями Маскачки:

43.


44.


И конечно подобные персонажи попадаются и в других рижских районах, а на Маскачке хватает вполне нормальных, хорошо одетых и добропорядочных людей... но пропорция тут явно иная. Всё же такого контраста районов я не видел ещё нигде, особенно если учесть, что от Маскачки меньше получаса пешком до совсем европейских "старушки" и "имперки" и неухоженного, но куда более приличного Гризинькалнса.

45.


В следующей части - про последний рижский форштадт: Митавский, отделённый от Внутренней Риги Даугавой и традиционно бывший самым "латышским".

Рига.
Виды с башен.
Старая Рига. Церковь Святого Петра и окрестности
Старая Рига. Домский собор и Рижский замок.
Старая Рига. Разное.
Бульварное кольцо.
Имперская Рига. Дома и улицы.
Имперская Рига. Квартал Эйзенштейна.
Петербургский форштадт. Гризинькалнс  и Руссо-Балт.
Петербургский форштадт. ВЭФ, RVR и другие фабрики.
Московский форштадт. Вокзал, рынок и высотка.
Московский фортштадт. Маскачка, изнанка Риги.
Митавский форштадт. Задвинье, или Пардаугава.
Окраины. Саркандаугава.
Окраины. Болдерайя, Даугавсгривская крепость и выход к морю.
Окраины. Рижский этнографический музей.
Окраины. Всего понемногу.
Юрмала. Железная дорога.
Юрмала "для своих". Кемери, Слока, Дубулты.
Юрмала курортная. Майори, Дзинтари, Булдури.

ОГЛАВЛЕНИЕ ЛАТВИЙСКОЙ СЕРИИ - здесь.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли дальше про Казахстан?".

немецкое, невольничье, железнодорожное, дорожное, "Черта оседлости", "Балтийские ветры", "Молох", Рига, Латвия, транспорт, "Раскол", деревянное, староверы

Previous post Next post
Up