Орск. Часть 1: вокзал и Старый город

Nov 26, 2013 12:46



Так получилось, что половину своего сентябрьского путешествия в Казахстан я показал, ещё будучи в Алма-Ате. Вторую половину, оглавление которой есть в конце этого поста. Наконец, приступаю к половине первой - дороге до Алма-Аты через пустыню.

Степные районы России вдоль казахской границы - между прочим, самой длинной в мире (7,5 тыс. км) - я с первых поездок прозвал Предказашье: все эти города и посёлки чем-то неуловимо похожи, хоть купеческий Троицк, хоть областной Курган, хоть индустриальный Рубцовск, хоть курортный Соль-Илецк, хоть привокзальная Варна. Пожалуй, это часть единого пространства с областями Северного Казахстана, и лишь после распада СССР пути этих земель разошлись. Большинство предказахских городов и весей (кроме Троицка) сами по себе вряд ли заслуживают отдельной поездки - но стоят того, чтобы остановиться там по дороге. Одно из таких мест - Орск, индустриальный гигант (238 тыс.) на востоке Оренбургской области, выросший из старого купеческого городка, "несостоявшегося Оренбурга". Среди индустриальных гигантов Урала суровее Орска, пожалуй, только Нижний Тагил - здесь есть металлургия полного цикла, тяжёлое машиностроение, нефтепереработка и выплавка никеля, и всё это окружает город со всех сторон и в степи видно за километры.

По совести, об Орске можно было бы написать минимум 2-3 поста, а может и больше с учётом индустриальных городов-спутников вроде Новотроицка или Гая. Год назад я добросовестно отснял и купеческий Старый город, и социалистический Новый город, и виды с сопки на промзоны, но те фотографии были утеряны на другом конце Великой Степи - уже не раз говорилось, что я ехал их воссоздавать. Однако Орску не повезло - из-за косяков с автобусами в этот раз я отснял лишь Старый город. С одной стороны - будет повод вернуться, с другой - помните, что здесь речь не про сам город, а лишь про его весьма специфический район. Но всё же - идём на Восход!

upd: два года спустя я таки погулял в Новом городе, так что продолжению - быть!

От Москвы до Орска полтора дня пути - выезжая около трёх часов дня с Казанского вокзала, вечером наблюдаешь закат над полями Рязанской области, утром следующего дня - длинную-длинную Сызрань с далёким нефтезаводом, величественное пересечение Волги (поезд сначала долго-долго идёт по "карнизу" у прибрежного яра, а затем - по мосту над великой рекой), невыносимо долгое подъезжание к Самаре с получасовой "технической стоянкой" на станции Звезда и факелами нефтезавода в Новокуйбышевске... а в Самаре вокзал-небоскрёб в стиле хай-тек, на котором не купить нормальной еды, а за Самарой - степное Заволжье, яры и сырты, нефтекачки и татарские мечети, и факелы газовых месторождений как костры монгольских туменов. Лес гигантских факелов и запах газа, как на плите - уже на подступах к Оренбургу, а в самом Оренбурге - прогулка вокруг ярко освещённого старинного вокзала и сухое пряное тепло степной ночи. Дальше неловкие попытки заснуть и наконец поезд входит в орскую агломерацию. Тут не лишней будет карта - Орск устроен чрезвычайно мудрёно:

2. Для масштаба - крестик по центру в поперечнике где-то полкилометра.


Зелёным я отметил пункты, которые посетил в этот раз, жёлтым - которые посетил в 2012-м (то есть фотографий не будет) 2015-м (то есть о них в следующих частях), красным - которые не посетил вовсе. Чрезвычайно извилистая река с обширной поймой - это Урал, и всё что южнее него - Азия, а всё что севернее - ещё Европа, то есть Орск, подобно Стамбулу (а также Магнитогорску и Оренбургу!) стоит в двух частях света. С востока подходит ещё одна река Орь - у их слияния в 1735 году статский советник и географ Иван Кириллов в связи с принятием в состав России Младешго жуза заложил Оренбург. Однако уже в 1743 последний перенесли на 250 километров вниз по Уралу в устье Сакмары под старым названием, здесь же осталась Орская крепость, лишь в 1861 году повышенная до станицы, а в 1865 - до уездного города. В советское время городок оброс заводами, для самого крупного из которых - Орско-Халиловского металлургического комбината, одного из 8 комбинатов полного цикла в России, даже построили отдельный город Новотроицк - чёрное пятно промзоны хорошо видно на схеме.
Аэропорт отметил потому, что с недавних пор на Оренбуржье ожила малая авиация, а границу с Казахстаном - чтоб было ясно, как она близко: формально Орск вообще погранзона, но на практике за этим никто не следит.

3.


Между Новотроицком и конечной Орск-Город затесалась ещё станция Орск-Никель, на которой и выходит большинство пассажиров - она существенно ближе к Новому городу. Вообще же поезд прибывает в 5 с чем-то утра, и первое, что приходится делать в Орске - ждать рассвета. Очень симпатичный вокзал сооружён в 1913-16 годах... а вот первый поезд на него прибыл лишь в 1928 - строительство железной дороги на Оренбург прервала Гражданская война, и может если бы не планы индустриализации - тут так и стоял бы вокзал без путей.

4.


Он же со стороны города. Утром тут неприятно пахнет - недалеко находится мясокомбинат, чуть ли не крупнейший на Урале (степь-то с её стадами рядом!) и старейший среди орских гигантов индустрии (1935). Городские маршрутки тут курсируют довольно активно, а первая из 6 ежедневных маршрутка в Актюбинск заезжает прямо сюда.

5.


Деталь вокзального фасада. Увы, дождаться режимного света не было никаких сил:

5а.


...К 2015-му году вокзал изнутри отреновировали и сделали даже музейчик из пары стендов прямо в зале ожидания. Самый впечатляющий экспонат - краеугольный камень (1913), извлечённый при реконструкции 99 лет спустя:

6.


Год назад я ещё в сумерках походил по привокзальному району, но повторять в этот раз поленился. В основном он застроен хрущобами из силикатного кирпича, через квартал от вокзала - ДК Железнодорожников (типовая довоенная сталинка), а в зажелезнодорожной части - завод "САРМАТ" (выпускает несамоходную сельхозтехнику). На другой стороне привокзальной площади - бывшая железнодорожная больница, построенная в 1927-29 годах по дореволюционному проекту:

7.


...В 2015-м я таки восполнил пробел, на закате подойдя к ДКЖД - первому в моём рассказе из бесчисленных Домов культуры, занимающих в советских районах Орска нишу церквей. Брежневка на заднем плане - напротив вокзала через площадь:

8.


Барельеф на фронтоне понравился - вроде и типовой, а тонко ведь сделан!

9.


Дальше - весьма обширный парк с руинами аттракционов, больше напоминающими то ли промышленную, то ли военную заброшку. Справедливости ради, впрочем, другое чёртово колесо и карусели крутятся в прямой видимости отсюда.

10.


Но то было спустя два года, а в 2013-м...
В общем, сел я на маршрутку да поехал в Старый город. Как видно на схеме, он обособлен от других районов, и потому интересен - несмотря на весь индустриальный бум 1930-50-х, в нём прекрасно сохранилась архитектура старой доброй "купеческой республики", коими так богата Дальняя Россия. Вдобавок, это не центр (который в Орске весьма цивилен), а дальняя окраина, поэтому тут вообще мало что изменилось за сто лет - лишь ездят по неасфальтированным улицам машины, а не повозки. На въезде - Покровский женский монастырь (1898) с одноимённым собором (1901-08). Год назад я тут даже слез с маршрутки и поснимал, в этот раз поленился - в принципе довольно типичная для тех времён псевдорусская церковь (на заднем плане хрущобы привокзалья):

11.


Центр Старого города - Преображенская гора, увенчанная ещё одним собором. Пустая площадка у подножья известна как площадь Революции, и камень на ней свидетельствует, что именно на этом месте 15 августа (по старому стилю) 1735 года статским советником Кирилловым Иваном Кирилловичем была заложена первая Оренбургская крепость.

12.


Вероятно, имеется в виду вся Преображенская гора - с чего бы строить крепость в низине. Собственно, по её склонам и расползся весь Старый город. На вершине Преображенский собор (1888-1894) и Никольская церковь (1994-98), причём на самом деле и сам храм - лишь реплика, а аутентична только колокольня.

13.


Я высадился у старого домика на Советской улице, в списке памятников архитектуре отмеченного как "усадьба купца Литвака" (1901-02). Тут теперь ресторан:

14.


К храму на горе ведёт лестница, но оба раза я приходил в такую рань, что он оказывался закрыт:

15.


Никольская церковь - явный новострой, ограда - неплохая реплика. В принципе Орская крепость вполне могла выглядеть примерно так - если вспомнить сохранившуюся казачью крепость в Николаевке, где стена также не слишком отличается от декоративной ограды.

16.


Третий элемент - часовня. Преображенская гора хоть пологая, но весьма высокая - это понимаешь лишь на вершине. Вид на юг, полоска земли вдалеке уже Казахстан:

17.


И забраться на Преображенскую гору стоит даже не ради церквей, а именно ради видов. Как минимум - с неё можно оценить грандиозный масштаб орской промзоны. Вот за минаретом Старой мечети и зелёной поймой Урала - Южно-Уральский никелевый комбинат:

18.


Построен в 1935-38 годах, сырьё добывается на двух рудниках в окрестностях города, производит около 1% мирового никеля - это конечно несравнимо меньше, чем Норильск и комбинаты Мурманской области, но тоже немало. У подножья тех цехов - станция Никель и небольшой жилгородок сталинской эпохи.

19.


Левее - нефтеперерабатывающий завод "Орскнефтесинтез", пущенный в 1935 году и ныне перерабатывающий 6-7 миллионов тонн нефти в год. Абрисы нефтезаводов всегда очень эффектны, мне видится в них даже что-то готическое.

20.


К чему относится эта самозабвенно дымящая труба - точно не знаю:

21.


Самые высокие трубы - на самом деле всего лишь Орская ТЭЦ, таких и в Москве хватает. А левее Южно-Уральский завод тяжелого машиностроения, основанный в 1942 на базе эвакуированных предприятий. Производит оборудование для металлургических заводов и входит в холдинг знаменитого " Уралмаша" в Екатеринбурге.

22.


Ещё левее - Новый город у подножья сопки. Отсюда видны лишь многоэтажки, но там есть и мощная сталинская архитектура (в первую очередь ДК различных заводов), а самое главное - небольшой Соцгород, пара кварталов у перекрёстка проспектов Ленина и Мира, построенных в 1920-е годы по проекту Ганса Шмидта, одного из деятелей немецкого "Баухауза". Баухауз и советские конструктивисты, законодатели архитектуры ХХ века, очень дружили и частенько ездили друг к другу что-то строить, немцы отметились в Екатеринбурге (уже упомянутый Уралмаш), Орске, Магнитогорске, Новокузнецке, Улан-Удэ, может быть где-то ещё. Орский соцгород по сравнению с перечисленными не самый большой, но довольно стильный. Год назад я всё это обошёл... но как уже говорилось, те фотографии пропали.

23.


Ещё можно забраться на сопку, где телецентр - с неё ещё более интересные виды на промзону Орска (все эти заводы как бы накладываются друг на друга) и на Орско-Халиловский комбинат "Уральская Сталь" в Новотроицке - он крупнее всех этих заводов, вместе взятых, но среди российского комбинатов полного цикла (Череповец, Липецк, Старый Оскол, Нижний Тагил, Магнитогорск, два в Новокузнецке) едва ли не самый маленький - "всего" 2,8 миллионов тонн стали в год. Однако даже это зрелище грандиозно, и за 7 километров в степной тишине слышен каждый цех. Увы, в этот раз я видел лишь его дым, идущий из-за горы:

24.


А поближе - домики Старого Орска. На горизонте - непременный атрибут степных городов, элеватор:

25.


Неряшливые улицы упираются в плавни Ори и Урала:

26.


Так и не понял, что там вдали за белая башня, но вон те сопки уже в Казахстане:

27.


Ещё в прошлый приезд я запреметил с холма вот эту колокольню, и почему-то решил, что это старообрядческая церковь:

28.


В тот раз я поленился подойти, а в этот (к тому же у Покровской церкви не был) - таки сходил. Церковь оказалась вполне себе РПЦшной, и интересна другим - как-то поездив по Зауралью и Казахстану, я уже перестал удивляться храмам советского времени. Это Никольский молитвенный дом, устроенный в 1946 году в домике врача Пермитина. В 1962 его закрыли, а в 1976 вернули верующим. В принципе таких историй немало, но обычно они заканчивались тем, что верующие с распадам СССР сами разбирали отслужившее здание и строили на его месте полноценную церковь, здесь же всё сохранилось почти как было - лишь колокольню в 1997 году возвели.

29.


А как красивы степные рассветы! Этот неимоверно прозрачный воздух, горячее Солнце на облаках в холодном небе... Со двора церковки лучший вид Преображенской горы:

30.


Дальше я немного погулял вокруг горы. Как уже говорилось, по эти районам не стоит делать выводов за весь Орск - почему-то за Уралом очень часто бывает, что исторический центр - самая запущенная и непрезентабельная часть города. Тем более в Орске, где это фактически предместье. Но тут ведь мало что изменилось с доеврлюционных времён! Такие городки в своих рассказах описывал Чехов. И это вполне мог быть тот самый "городишко за 200 вёрст от железной дороги" из "Палаты №6".

31.


Аллегорический кадр. Мальчик и дорога на завод:

32.


Но здесь очень много симпатичных купеческих домиков. Главная особенность "купеческих республик" - в том, что они не образуют ансамблей, каждый особнячок, каждый магазин тут сам по себе и даже в пику всем своим соседям. В принципе у меня был список памятников архитектуры, но ничего конкретного я не искал - набор тут в целом стандартный (управа, реальное училище, гимназия, общественная баня, тюрьма и дома всяких Смирновых, Аксёновых, Ураевых, Нигматуллиных и прочих и прочих).

33.


34.


35.


Красный домик с мемориальной доской - это музей Тараса Шевченко: в 1847 году Кобзарь отбывал рекрутскую службу (а это в те времена было вполне официальное наказание) в Орской крепости, а в следующем году ушёл с экспедицией на Аральское море и Мангышлак, где и остался в Новопетровском укреплении (ныне Форт-Шевченко) ещё на 7 лет.

36.


Домики на главной в Старом Орске Советской улице, по которой проезжают маршрутки с вокзала в Новый город:

37.


Там, через пару кварталов - Старая мечеть (1900), ещё один неизменный атрибут степных городов. Обычно в этих мечетях молились татары, да и деньги на их строительство жертвовали татарские купцы, но здесь фундатором был казах Дербисалы Беркимбаев. Впрочем, с архитектурной точки зрения это всё равно типичная "татарская мечеть" - дом с минаретом, а сам минарет увенчан острым шатром:

38.


Понемногу я направился в сторону Нового города. Наползавшая туча меня беспокоила - она стопроцентно испортит виды с сопки:

39.


40.


Школа и кинотеатр (1935) - немногие советские постройки Старого города, и построены они из кирпича разобранных церквей:

41.


Арка сквера у кинотеатра. Улица справа ведёт к дамбе (или это наплавной мост?) через Урал, это кратчайший путь из Старого города в Никель.

42.


Памятник Шевченко стоит в Новом городе - есть даже легенда (явно от незнания истории), якобы он предназначался в Харьков, а в Орск его привезли по ошибке (в Харькове, видать, поставив какого-нибудь Чапаева). В Старом городе же другой украинский герой. В принципе здесь уже начинается Серый Клин - малоросские переселенцы сто лет назад составляли в степях от Урала до Алтая от половины до трети населения.

43.


Домики, домики, домики... Как уже говорилось, до многих знаковых построек (скажем, управы) я не дошёл - но и цели такой не ставил.

44.


Здание 1909 года без окон без дверей - рискну предположить, бывшая электростанция. Тут обратите внимание на синий лоток - это "старградские пирожки" с ливером, самая что ни на есть местная кухня. Их делают на уже упомянутом мясокомбинате, и вроде бы запустили это производство в конце 1930-х не от хорошей жизни - надо было просто как-то использовать субпродукты. В итоге кто-то сочинил рецепт, по которому лёгкие, сердце и печень готовятся отдельно и смешиваются в определённой пропорции. Попробовать этих пирожков орчане мне советовали ещё в поезде, а таких точек по городу расставлено немало. На одной из них мне повезло - как раз привезли свежую партию, ещё горячие, и купив три пирожка в автобус, я не пожалел - действительно вкусные и действительно своеобразные. И стоят, сколько я помню, рублей по 20.

45.


"А мы пойдём с тобою, погуляем по трамвайным рельсам..." - песню Янки всегда вспоминаю, когда вижу эти старые, волнистые, помятые временем рельсы индустриальных городов. В таких городах к трамваю отношение куда как уважительнее, чем в областных центрах, и старые скрипучие машины носятся одна за одной, везут рабочих на комбинаты.

46.


Впрочем, конкретно эти трамваи пустоваты. На вон том, слева, я поехал в Новый город, огорчившись испортившейся погоде:

47.


Заросшая пойма Урала. Железная дорога прошла на том берегу, заводы строились вдоль железной дороги, а эти плавни почему-то никто не тронул, и Старый город за ними остался таким же, как и был сто лет назад.

48.


Неизменный атрибут мостов через Урал - на обратной стороне написано "Европа":

49. фото 2015


На площади Гагарина - автовокзал, и я знал, что автобусы в Актюбинск ходят несколько раз в день и планировал уехать в районе 12. Вообще, если очень постараться, вполне реально за один день осмотреть план-минимум по Орску, доехать в Актюбинск (4 часа) и осмотреть и его, что я успешно год назад и проделал. Сейчас сам удивляюсь, как за три часа я успел и погулять по центру, и сбегать на сопку, и скататься на Никель (это не считая пары часов в Старом городе и на вокзале). Я планировал повторить эту процедуру, но в кассе меня ждал облом: большую часть автобусов на сегодня отменили, и уехать можно было только в 9 (то есть вот прямо сейчас) или в 14. То есть, вместо беглого осмотра обоих городов передо мной встал выбор - без особой спешки, но только один из двух. Чуть-чуть поколебавшись, я всё-таки выбрал Актюбинск - не потому, что он интереснее, а потому что вероятность оказаться в Орске и в третий раз всё-таки повыше. Последним кадром стал памятник с Ил-28 (первый советский реактивный бомбардировщик 1950-х годов) перенесённый в 2007 году с военного аэродрома "Сокол" на площадь Гагарина:

50.


Из Орска в Актюбинск ходят убогие "Газельки" с казахскими номерами. Перед посадкой водитель раздал миграционки, которые пассажиры заполняют тут же, на капоте - поровну русские и казахи, причём тут были как казахи-россияне, так и русские-казахстанцы. Сам шофёр оказался редкостным грубияном, и сидевший рядом со мной паренёк посмеялся и выдал: "Вот такое вот у нас водило!" - правда как оказалось позже, с "водилом" они кореша. Через полчаса прибыли на границу, и на российской стороне погранцы были хотя и весьма вежливыми и доброжелательными. а всё же каждому пассажиру имели мозг минут по 5-10. На казахской стороне пограничники, напротив, были угрюмы - но расторопны. Год назад, уже не помню, на какой из двух таможен наблюдал невесёлый сюжет: автобус, перед ним в ряд по струнке гастрбайтеры откуда-то из "глубокой" Средней Азии, у каждого в ногах его багаж, а вдоль сумок ходит и нюхает собака - по словам орчан, в 1990-е наркомания у них зашкаливала и мутноглазые торчки на улицах были обычным делом, но в последние годы этот канал пресёкся и ситуация улучшилась на порядок.
А в этот раз... Ехавшая на соседнем кресле женщина вдруг узнала меня - оказалось, мы точно так же попали на одну маршрутку год назад, и я честно рассказал ей про свой крах на Джунгарских воротах и что еду восстанавливать утраченные фотографии. Не знаю, почему, но эта встреча вселила надежду. По голой ветренной степи мы углублялись в Казахстан...

В следующих двух частях - про Актюбинск, "столицу" Западного Казахстана. А до Орска когда-нибудь ещё доберусь снова и напишу 2 и 3 части.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Аральское море.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркенстана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

железнодорожное, Оренбургская область, дорожное, Орск, транспорт, Урал, трамваи, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up