Дело было в августе - гуляя со мной по
Славутичу, "последнему городу СССР", построенному вместо заражённой
Припяти, Дмитрий
nin-gen предложил съездить в Любеч, крошечный ПГТ (2,6 тыс.) на Днепре, затерянный где-то между Украиной и Беларусью. О Любече я знал из школьного учебника истории: в 1097 году здесь прошёл первый съезд русских князей, уставших от бесконечных междоусобиц, и принятый на нём новый порядок престолонаследования стал фактически "Беловежских соглашением" 11 века, констатацией факта распада Древней Руси. Но Любеч ещё древнее - он известен с 882 года, и отсюда родом была ключница Малуша - мать Владимира Красное Солнышко и дочь загадочного Малко Любчанина, которого некоторые отождеставляют с Малом - древлянским князем, низвергнутым княгиней Ольгой. Отсюда же родом Добрыня Никитич - второй из наших Трёх Богатырей, победитель Змея Горыныча, и Антоний Печерский - один из двух основателей Киево-Печерской Лавры и покровитель русского монашества. В 1015 году под Любечем Ярослав Мудрый одолел Святополка Окаянного. Тут стояла мощнейшая крепость, разрушенная двумя ударами кочевников - в 1157 году половцами, а в 1240 - монголами, после чего древний город уже не смог подняться и погрузился во Тьму Веков.
Собираясь в Славутич, я даже не знал, что до Любеча от него всего 30 километров, и конечно же идея Дмитрия пришлась ко двору: нынешний Любеч - одно из самых глухих мест Украины.
Окрестности Любеча - действительно, потрясающе глухой угол, не похожий даже на остальную Черниговщину, которая в свою очередь сильно отличается от остальной Украины. Здесь густые леса, деревянные хаты в маленьких сёлах и ужаснейшие дороги - 30 километров мы тряслись добрых полтора часа.
2.
Кое-где попадаются деревянные церкви - до 1930-х годов их было тут намного больше, и они отличались также весьма самобытной архитектурой, но уцелела лишь малая часть, причём не самая старая и не самая интересная.
3.
Любеч утратил статус города не при Советах и даже не при Екатерине II - его нет в списках городов, получивших Магдебургское право. По сути это классическое полесское местечко, сохранившееся как минимум с 19 (а то и с 17-18) века почти без изменений.
4.
В советское время местечко просто заменилось на ПГТ в Репкинском районе, не побывав даже райцентром:
5.
Нигде во всей Украине я не видел такой концентрации деревянных домов:
6.
По занесённому прошлогодней листвой бульвару бродят куры:
7.
А в начале бульвара красноармейский танк (причём очень редкий
ИС-3, разработанный в годы войны, но просто не успевший принять в ней участие):
8.
Советская архитектура тут конечно есть, но очень непритязательная:
9.
Следы былого - резной наличник и советский герб:
10.
Редкие люди без признаков эпохи:
11.
А ближе к центру уже и каменные дореволюционные домики:
12.
Послемонгольский Любеч прошёл весь тот же путь, что и остальная Левобережная Украина: с конца 14 века - в составе Великого княжества Литовского, в 1503 году Черниговщиной овладела Москва, после Великой Смуты уступившая её Польше, однако Любеч поляки отвоевали ещё раньше - в 1569 году по итогам Ливонской войны. Богдан Хмельницкий в 1648 году сделал Любеч центром сотни Черниговского полка (примерный эквивалент волостного центра), а при Мазепе Любеч перешёл в прямое подчинение гетмана, то есть лично блистательного Ивана Степановича. Когда же Мазепа бежал из под Полтавы и умер в бендерском изгнании, Любеч достался черниговскому полковнику Павлу Полуботку, который к 1722 году даже сделался гетманом, но через год, отстаивая интересы Малороссии, разозлил Петра I так, что тот сгноил его в Петропавловской крепости. Тем не менее, Любеч остался во владении Полуботков, и где-то в конце 18 века на правнучке несостоявшегося гетмана Софье женился последний черниговский полковник Петр Милорадович - Милорадовичи стали последними хозяевами Любеча вплоть до советской власти. Самым ярким представителем этого рода был Григорий Александрович (1839-1905), председатель черниговского дворянства и историк-археолог, собравший уникальную коллекцию здешних древностей. Увы, и дворец начала 19 века, и коллекция погибли в Гражданскую войну.
13.
В Любече вообще погибло очень многое. В первую очередь - уникальная система деревянных церквей, старейшую из которых Пятницкую датировали чуть ли не 16 веком (изображений не нашёл), что делало её старейшим деревянным памятником всей Левобережной Украины. Особенно выделялся Антониев монастырь, известный чуть ли не с 11 века, где хранилась Любечская икона Богоматери. По легенде, она явилась простому мяснику, у которого цепочка нелепых случайностей убила всю семью: старший сын, играя с ножом, зарезал младшего и со страху спрятался в печку, мать ни о чём ни подозревая её затопила, тут вернулся хозяин, и поняв, что произошло, в порыве ярости убил жену, а потом сел в лодку, отвязал и поплыл по течению... но течение каким-то образом принесло его обратно, он увидел на берегу икону, а следом - жену и сыновей, живых как ни в чём ни бывало: думаю, каждый познав какую-то случайную беду, мечтал сделать save-load, что в сущности и произошло. Антониев монастырь же, включавший церкви Воскресенскую (1701) и Иоакима и Анны (1754), был закрыт по екатерининсой секуляризации и так не успел отстроиться в камне, икона была перенесена в Покровскую церковь (1779) близ Базарной площади, а когда всё это разрушили при Советах - в
Киевскую Софию.
Список этих церквей у меня здесь неполон, но не уцелела из них ни одна, причём кажется даже на фотографиях. Но та же Покровская церковь для Украины весьма необычна - при типично украинской барочной архитектуре, планировкой она куда ближе к русским столпным церквям, чем к
украинских трёхсрубным храмам. В общем, большевики и война уничтожили здесь целую архитектурную школу:
14.
Уцелела лишь Спасо-Преображенская церковь (1817) на той же Базарной площади - наследие Милорадовичей, фактически это была их домовая церковь и усыпальница. Утраченный дворец, видимо, построен тогда же.
15.
В советское время там были то клуб, то склад. Ныне в ней хранится чудотворный список с Любечской иконы:
16.
А на другой стороне площади начинается тёмный парк с различными памятниками, видимо оставшийся от Милорадовичской усадьбы:
17.
В парке был субботник, в другом месте три девицы и какой-то дядька репетировали приветствие - видимо, тут ожидался некто большой и важный. А проходя мимо вот этой компании, услышал краем уха: "...Да это поди журналисты какие-то! Да ничего, пусть нас пофотографируют, людей пролетарских..."
18.
Памятник с юным князем Игорем и его регентом Вещим Олегом посвящён первом упоминанию города, текст на нём - цитата из "Повести временных лет" о похоже Олега на Киев. А за памятником виден небольшой советский ДК, видимо построенный на месте дворца Милорадовичей.
19.
А за ним отреставрированная с иголочки миниатюрная "каменица Полуботка". Каменицы - это украинский аналог наших палат, только если палаты произошли от изб, то каменицы - от хат, поэтому планировка у них совершенно разная. На Левобережной Украине.
сохранился десяток камениц - ещё в Чернигове, Седневе,
Козельце,
Батурине, Прилуках, а также расположенных на территории России Трубчевске и
Ивановском Курской области.
20.
Скорее всего, это был хозяйственный флигель, а жилое здание было деревянным. Популярна легенда про "
клад Полуботка" - якобы, накануне своего ареста он передал гетманскую казну Ост-Индской компании под 7,5% годовых до обретения Украиной независимости. В Перестройку об этом вспомнили и подсчитали, что за без малого 300 лет набежало примерно по 40 килограм золота на каждого жителя Украины. Англичане разводят руками - "we dont' know!", да и в общем очевидно, что это только легенда.
21.
А от каменицы можно выйти на высокий берег Днепра - здесь, выше устий Десны и Припяти, он ещё совсем не широк, да и не поймёшь, где река - а где старицы.
22.
Видимо, русло дальше, за брошенным портовым краном, и леса на том берегу - уже самое что ни на есть Белорусское Полесье:
23.
А чуть ниже так называемая Ближняя пещера Антония. Когда она появилась - точно неизвестно, а богослужения в ней проводились с подачи Милорадовичей с 1874 года. В советское время её засыпали, и лишь недавно восстановили:
24.
Мы тут были, кстати, не одни - параллельно в Любеч приехала ещё компания на машине:
25.
Здесь же был до 1930-х годов Антониев колодец, по легенде вырытй самим святым - возможно, пещера как-то связана с ним:
26.
От Красной площади мы пошли дальше в ту же сторону - к Замковой горе. Вот ещё зарисовки Любеча - его глухомань впечатляет сильнее всего:
27.
28.
29.
Вот и Замковая гора, на которой некогда стоял детинец. Замком в польско-литовском смысле слова он никогда и не был, и в составе России это место бы называлось Кремлёвским холмом. Сейчас здесь пусто - плоская вершина под бескрайним небом да одинокий памятник, поставленный в 1997 году к 1000-летию Любечского съезда на средства
Чернобыльской АЭС (!). На съезде было всего 6 князей: Святополк Изяславич (получил Киев и Полесье), Владимир Мономах (Переяславщина, Владимиро-Суздальская земля, Смоленск и Белоозеро - тогдашняя столица Русского Севера), Олег и Давыд Святославичи (Чернигов, Северщина, Рязань, Муром и Тмутаракань), Давыд Игоревич (Волынь) и Василько Ростиславович (Галиция). Последние два после съезда передрались (в смысле устроили войну) и один другому выколол глаза, но в целом съезд закрепил все эти территории за определёнными "малыми" династиями Рюриковичей, тем самым легализовав давно уже наступившую феодальную раздробленность. Кто сидит над князьями, я так и не понял - может быть, Нестор Летописец?
30.
А с Замковой горы - потрясающий простор. Её склоны по сей день неприступны. На соседней Бисовой горе когда-то было капище. Над головой - Небо Славян:
31.
Телефон поймал сигнал из Беларуси - вон она, за Днепром:
32.
Дома у подножья:
33.
34.
Дальше мы с Дмитрием быстро-быстро пошли через весь посёлок - время до автобуса поджимало, а мы ещё не видели главную достопримечательность Любеча - Антониеву Дальнюю пещеру. Путь к ней оказался неблизок - посёлочек хоть и крошечный, а из конца в конец километра три.
35.
Спрашивали дорогу у прохожих, и в итоге нас загнали в овраг:
36.
Не спрашивайте только, зачем тут покрышки, я не знаю:
37.
Из оврага в какой-то момент взвилась лестница налево, и по карнизу мы прошли к цели:
38.
Антоний Печерский родился в Любече в 983 году, незадолго до Крещения Руси, под именем Антипа (то есть видимо уже в христианской семье), а когда подрос - ушёл в Палестину, чтобы своими глазами увидеть места, где ходил Христос. На обратном пути он задержался на Афоне, принял там монашество и провёл несколько лет... а затем игумену было видение, что миссия Антония - принести афонские традиции на Русь. Надо заметить, монастыри на Руси к тому времени уже появились, то есть формально первым русским монахом Антоний не был. Киевский митрополит Илларион ещё до своего рукоположения выкопал пещеру на Берестовой горе, где уединялся для молитв, но с повышением статуса был вынужден её оставить - туда и поселился Антоний. Вскоре к нему пришли первые ученики Никон и Феодосий из Курска - так зародилась
Киево-Печерская Лавра. Затем Антоний рассорился с киевским князем, ушёл сначала в Чернигов (где в 1069 году основал пещерный монастырь на Болдиных горах), а затем на малую родину, где и умер в 1071 году. Стало быть, если это не легенда, то примерно тогда и сооружена эта пещерная церковка:
39.
Замок на дверях оказался не заперт, и мы вошли внутрь. Здесь тихо и свято, уединённо - но не заброшено:
40.
А потом, закрыв дверь как было - почти бегом на автовокзал (это ещё пара километров) и с пересадкой в Чернигов - в Киев.
В следующей части расскажу про Васильков - хотя он от Киева в другой стороне. связь тут весьма прямая: он связан с именем Феодосия Печерского, и через него проходит Змиев вал, связанный с былиной ни то о Добрыне Никитиче, ни то о Никите Кожемяке.
Вообще же, в Полесье немало мест, подобных Любечу - белорусский
Туров, украинские
Овруч и
Остёр, и многое другое в обеих этих странах.
P.S.
А на каком языке тут говорят преимущественно - хоть убей, не вспомню. Настолько за время своих поездок привык к украинскому и стал его понимать, что часто просто не обращаю на это внимание.
P.P.S.
Кто вякнет сейчас про политику, имперство, генеральную линию партии, заказуху и еврейского мальчика - вылетит в трубу сразу и безвозвратно.