Думаю, все знают эту сказку о богатыре Никите Кожемяке, который хитростью запряг Змея в плуг, чтобы прочертить межу змеевых владений, и привёл к морю, где змей в порыве жадности ушёл с плугом так далеко от берега, что не смог всплыть. С этой сказкой издавна отождествлялись Змиевы валы, построенные в незапамятные времена в полусотне километров южнее Киева. Кто их построил - теперь неизвестно: может, римляне (тогда это часть Траяновых валов), может перешедшие к землепашеству скифы, может остготы... но киевские князья смекнули, что эти валы пригодятся и им. В год Крещения Руси на древних валах заложили три крепости - Васильев (Васильков), Тумашь (ныне Безрадичи) и Треполь (ныне Триполье). Ещё три (Вышгород, Белгород/Белогородка и Звенигород/Вита-Почтовая) возвели на ближних подступах к Киеву - то есть как и Москва спустя полтысячи лет, Киев имел несколько линий обороны от ударов из Дикого поля.
От Змиева вала даже сейчас осталось немало фрагментов, один из которых - прямо в центре города Василькова (40 тыс. жителей) в часе езды от Киева по Одесской трассе. Туда мы с Дмитрием
nin-gen решили съездить через несколько дней после нашей поездки в
Славутич и
Любеч, тем более Васильков интересен не только этим.
Честно говоря, уже не помню, от какой станции
метро в Киеве отходят маршрутки на Васильков - вроде бы, с "Лыбедской", хотя не верю, что их "лежбища" не может быть на "Васильковской". Ехать около часа, и в основном по самому Киеву и его предместьям. Васильков встречает 12-этажными домами: сказывается близость к столице, а также видимо то, что в советское время в Василькове базировался 146-й авиационный полк с полусотней истребителей. Проехав почти весь город, мы сошли с маршрутки у центрального рынка и пошли в обратную сторону по Владимирской улице. Первым примечательным объектом оказался грандиозный элеватор, напоминающий о "всесоюзной житнице":
2.
Впрочем, в основе своей он, как видите, дореволюционный, да при том для своих времён очень крупный:
3.
А за элеватором улица Гёльца ведёт вниз к бывшей Новой синагоге (1905) - как и большинство городков Правобережной Украины, уездный Васильков (17 тыс. жителей к началу ХХ века) имел еврейскую общину, по местным меркам даже не слишком большую (около 40%). В городке было 4 синагоги, эта - самая поздняя и самая красивая:
4.
Интересно другое - когда в 1940 году к элеватору провели железнодорожную ветку от магистрали Киев-Одесса, синагогу переделали в вокзал Васильков-2. Но пассажирского движения не задалось, и точно не знаю когда, синагога-вокзал превратилась в жилой дом.
5.
Да и правда - типичная малодеятельная линия. Хотя в принципе промышленности в Василькове хватало - ещё крупные кожевенный завод и завод холодильников, все они сейчас вроде бы мертвы. Но рельсы, как видите, накатаны:
6.
Возвращаемся на Владимирскую улицу и идём в сторону центра, к перекрёстку с Соборной:
7.
На перекрёстке по разные стороны Владимирской - городской ДК (который я забыл сфотографировать, да впрочем типовая "коробка" с мозаиками) и школа искусств:
8.
В сквере у которой памятник Тарасу Шевченко (1993)... причём не типовой "Зачем Володька усы отрастил?" - Кобзарь тут молод и печально-вдохновенен, видимо в тяжких думах о судьбе Украины. Поймите правильно - я не против памятников конкретным историческим личностям, будь то Ленин, Шевченко, Стефан Великий, князь Витовт или хан Абылай, но считаю, что типовой истукан в каждом городе обесценивает в первую очередь самого героя. Этот памятник хорош нешаблонным образом Кобзаря:
9.
Соборная под ощутимым уклоном идёт наверх, и в её перспективе собор Антония и Феодосия Печерских прямо под Змиевым валом - к нему и пойдём. Практически на другой стороне по ул. Гоголя ещё интересна
Старая синагога (1812), при Советах переделанная в школу.
10.
Вообще же от застройки уездного Василькова осталось немного - видно, что город был сильно разрушен войной:
11.
12.
13.
14.
15.
Последняя пара домиков уже на площади с памятником Декабристам (1976). Казалось бы, причём они здесь? Не Иркутск какой-нибудь и не Петровск-Забайкальский. Но именно под Васильковом началось знаменитое восстание Черниговского полка, подготовленное Южным обществом декабристов. Откровенно говоря, само по себе это восстание представляется довольно жалким, весь план Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина сводился к тому, что их примеру автоматически последуют задыхающиеся от кровавого режЫма полки по всей империи, когда же этого не удалось - повстанцы просто бродили несколько дней между Васильковом и Белой Церковью и наконец 3 января 1826 года были разбиты под Устимовкой. Солдаты всё это время не вполне понимали, что творится, навстречу правительственным войскам пошли лишь потому, что Муравьёв-Апостол заявил, что это подкрепление... и были расстреляны картечью и сами же повязали своих командиров. Тем не менее, как борцы с царизмом рукводители мятежа вошли в историю героями, и странно если в современной Украине не почитаемы как борцы за независимость. Красное здание на заднем плане же ни что иное, как бывший штаб Черниговского полка (1817):
16.
Рядом с ним и мемориал Великой Отечественной, а чуть выше пожарная часть советской постройки:
17.
Тут мы чуть отклонились по улице Луначарского к Владимирской церкви (2008), принадлежащей Киевскому патриархату.
18.
Правее небольшой чёрный обелиск - могила героя войны Семёна Хохрякова: он воевал ещё на Халхин-Голе, а погиб под Берлином за три недели до Победы. Почему похоронен именно здесь - не знаю:
19.
Виды от церкви - вниз:
20.
И вверх - уклон всё-таки очень мощный, и это конечно лишь берег речки Стугны, усиленный валом на самом верху, но легко подумать, что это сам вал такого титанического размера. Вдалеке маячат главки Антоние-Феодосиевского собора - но к нему можно дойти лишь по Соборной улице:
21.
Построенный в 1755-58 годах
Степаном Ковниром (его же авторству в Киеве принадлежат две постройки Лавры, Кловский дворец и собор в
Китаевской пустыне), собор Антония и Феодосия - прекрасный эталон украинского барокко:
22.
На соборном дворе, как и во дворах других церквей в тот день, было людно - Преображение Господня, в народе более известное как
Яблочный Спас, день встречи осени. Зайти в храм мы не смогли - даже крыльцо было забито людьми до отказа. Всё ж таки народ на Украине гораздо более набожный, чем у нас.
23.
24.
Чуть ниже собора - заросший пустырь, где когда-то находился детинец. Как уже говорилось, Васильков был основан в 988 году как крепость Васильев на реконструированных по приказу Владимира древних валах. и впоследствии город исправно отражал удары кочевников. В 1008 году здесь родился Феодосий, впоследствии один из основателей Киево-Печерской Лавры. Нынешний вариат названия появилась в 1157 году, когда Васильевом завладел Василько Юрьевич, сын Юрия Долгорукого. И в общем даже после нашествия монголов Васильков остался средненьким таким городом, в 1586 году получившим Магдебургское право, а в 1796 - уезд в Киевской губернии.
25.
А за собором - вот он, Змиев вал:
26.
И забравшись на его гребень, понимаешь - тут действительно высоко:
27.
На конце вала зачем-то поставили крест с табличкой "Если не будет покаяния у русского народа - конец мира близок! Иоанн Кронштадтский", близ которого нам встретился ни то казачий, ни то полковой священник:
28.
Покаяние - видимо, за убийство Романовых. Нет, я конечно всё понимаю - но здесь-то они при чём?
29.
Городская застройка, видимая с вала - довольно ординарна, да и просто всё интересное как бы за углом. Внизу наиболее выделяется Никольская церковь (1792), к которой мы ещё спустимся:
30.
Интересно, что почти весь город находится со стороны бывшего Дикого поля, в то время как со стороны Киева - лишь частный сектор... да впечатляющий обрыв, так что даже не поймёшь, где начинается природное и заканчивается рукотворное.
31.
Вид в сторону Дикого поля. Центр города весь в ложбине, а те холмы - другая сторона долины речки Стугны. Растительность же на месте древнерусского городища, скрывает за собой исторический центр.
32.
С валов мы спустились назад к площади Декабристов и пошли вдоль кварталов у подножья. В дальней части сквера - ещё одна могила героя войны Александра Головачёва, который также прошёл всю войну и погиб в 1945-м в Силезии, и также неясно, почему похоронен был именно здесь.
33.
Дальше пошли по улице Шевченко параллельно валу. Очень странное здание, принадлежащее школе искусств - для чего и/или чем было? По непроверенным словам местных - ещё одна бывшая синагога.
34.
И наконец среди многоэтажных кварталов - указатель на источник Феодосия Печерского:
35.
До которого, впрочем, ещё минут 10 идти через заросший частный сектор, огибая Змиев вал... что слегка напомнило мне путь к келье Антония Печерского в Любече:
36.
Феодосий Печерский родился в Васильеве, как уже говорилось, в 1008 году - его отец был военным, и видимо сюда попал сразу после основания крепости. Тут, впрочем, есть нестыковка: считается, что почти сразу после его рождения отец с семьёй был переведен в Курск, но последний мало того что известен с 1096 года, так ещё и всё Левобережье со столицей в Чернигове до 1036 года принадлежало другому князю - брату Ярослава Мудрого Мстиславу Удалому. Как бы то ни было, Феодосий с детство мечтал о монашестве, ушёл из дома (уж не знаю, в Курске или Васильеве) в 1032 году, отправился в Киев к Антонию Печерскому, принял постриг, а в 1057 году стал первым настоятелем
Киево-Печерской Лавры и начал строительство её пещер и Успенского собора. Колодец на малой родине он по легенде выкопал примерно тогда же, и ныне на нём стоит часовня 1832 года постройки. Вода из родника вкусна и прохладна:
37.
Напоследок подошли к Никольской церкви - вблизи она оказалсь не столь эффектна, как с вала:
38.
Во дворе ещё одна надколодезная часовня, построенная к 1000-летию Василькова, то есть в 1988 году:
39.
А отсюда поспешили к остановке, куда минут через 5 подошла маршрутка до Киева.
40.
А за Змиевым валом жили черкассы - так называли принявших княжеский вассалитет кочевников: торков, берендеев и "чёрных клобуков" (каракалпаков), к которому понемногу примешивались и беглые славяне, постепенно вытеснившие тюрок и ставшие основной казаков. Там же находилось плодородное, но не защищённое Поросье и его "столица" Канев - самый южный русский город на Днепре. О Каневе с его древнерусским собором и Черкассах - родине казачества, в следующих двух-трёх частях.
Ну а для сравнения со Змиевыми валами -
Большая Засечная черта, прикрывавшая в 17 веке Русское Царство от всё того же Дикого поля.
ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. Август-2013.
Любеч.
Васильков.
Черкассы.
Канев.
Чернобыльская зона отчуждения.
Общее.
Чернобыльская АЭС.
Чернобыль.
Припять.
Сёла и самосёлы.
Славутич.