Черкассы - средних размеров областной центр (285 тыс. жителей) на Днепре в двухстах километрах южнее Киева. Мне говорили о нём как о кандидате на титул "самого неинтересного облцентра Украины" (уже не помню, когда я задался целью найти таковой), но как и в случае с Луганском или Херсоном, это мнение я нашёл ошибочным. Черкассы - город с виду простой, но на сюрпризы богатый: например, здесь находятся крупнейший на Украине православный собор и единственный буддийский монастырь, а подпёртый Креченчугским водохранилищем Днепр широк натурально как море.
Наконец, название "Черкассы" совсем не случайно: черкасами называли некогда казаков, и здесь - родина казачества.
О Черкассах, куда мы с Алёной
first-affair ездили через показанный
в прошлой части Канев, будет два поста. Во втором осмотрим центр города, собор и вокзал, а в первом полюбуемся Днепром, помянем казачье прошлое и постучимся в двери буддийского "Белого Лотоса".
Маршрутки Киев-Черкассы ходят по заполнению от ЖД-вокзала и "Выдубичей", "Харьковской" и "Черниговской" - по правому и левому берегам Днепра соответственно, и так как близ "Черниговской" я квартировал - решили ехать самой ранней маршруткой (в 6:30) оттуда. В пути три часа, и дорога по левому берегу ничем интересным мне запомнилась... но вот мы выехали на Днепр:
2.
Днепр и в естественном-то русле - вторая по величине река Европы после Волги, а окружающая степь и в основном не слишком высокие берега стали причиной того, что с появлением Днепровского каскада ГЭС река разлилась на десятки километров. Самые широкие места Кременчугского и Каховского водохранилищ имеют около 30 километров в ширину, а здесь - "всего" 10. С другого берега Черкассы встречают стеной многоэтажек и дымящими трубами ТЭЦ и химзавода "Азот"... но при ближайшем рассмотрении город воспринимается совершенно иначе:
3.
На самом деле объективно днепровские водохранилища не так уж и велики, даже на постсоветском пространстве крупнейшее из них Каховское лишь по второй десятке, а одно только Самарское водохранилище на Волге крупнее их всех, вместе взятых - но почему-то на Волге виды не столь эффектны, "морских" панорам существенно меньше: возможно, днепровские водохранилища просто короче и шире. Кременчугская ГЭС ниже по течению построена в 1959-61 годах, и видимо тогда же сооружена 15-километровая дамба, по которой въезжаешь в Черкассы:
4.
Дамба столь грандиозна, что на её середине стоит даже небольшое село Панское с железнодорожной станцией:
5.
...Испокон веков люди бежали в дикую степь в поисках "вольной воли" - беглые крепостные, осужденные каторжники, дезертиры, раскольники и просто те, кому неймётся. Ясно, что одинокому человеку шансы выжить в Диком поле были невелики, а кочевники скорее продали бы его в рабство какому-нибудь падишаху. Однако за Змиевым валом и Поросьем были и кочевники, лояльные Киеву - торки ("чёрные клобуки") и берендеи (служилые печенеги), вроде и не свои, а вроде и не совсем чужие, и так как их делом была охрана границ - отчаянный человек с тёмным прошлым вполне мог прижиться в их стане. Более лихие люди убегали ещё дальше, в устье Дона, где жили бродники - целый "многоязычный народ" типа платоновских "людей джан", пополнявшийся беглецами со всех сторон. Вообще, о происхождении казаков есть очень много гипотез, слова "казак" и "черкас" встречаются в летописях и хрониках не менее тысячи лет, но чаще всего обозначают что либо другое, однако буду придерживаться этой версии - что черкасы возникли из вассальных кочевников, которых просто за несколько веков вытеснили беглые славяне. После гибели Киевской Руси черкасы разбрелись по Дикому полю, каждая ватага выживала как умеет, а самым "надёжным" домом для черкасов оказались острова Днепра, который в этой своей части по сути не имел единого русла:
5а.
Первой оседлой страной, попытавшейся обуздать Дикое поле, стало Великое княжество Литовское: в 1362 году в битве у Синих Вод (точнее, на речке Синюхе) князь Ольгерд разбил войска Золотой Орды и отвоевал Подолию, которая тогда подразумевала всё ордынское правобережье Днепра. В 1394 году была заложена Черкасская крепость на южной границе, а в 1488 году король Казимир назначил сюда воеводой Богдана Глинского по прозвищу Мамай. Шляхетский род Глинских происходил из крещённых татар, и свою родословную они действительно возводили к тому самому хану Мамаю; им принадлежали земли у переднего края Дикого поля с центром в Полтаве, из Глинских была мать Ивана Грозного Елена. И Богдан Мамай походил не на древнерусского князя или литвинского шляхтича, а на тех, кого позднее стали называть словом "гетман". Он нашёл общий язык с черкасами, собрал из них регулярные полки и в 1492 году пошёл бить крымских татар в устье Днепра; ещё год спустя черкасы разорили Очаков. Казаками ("вольными людьми") их назвал крымский хан в письме к польско-литовскому королю, но видать такое прозвище понравилось самим черкасам. В 1495 году Мамая Глинского, чтобы не злить татар, перевели в Путивль, спустя несколько лет захваченный московской армией, в плену которой он и умер в 1509-м. В то же время и даже чуть раньше были и другие, менее плодотворные попытки организации казачьих отрядов, набеги на крымско-турецкие владения продолжались, и наконец в 1551 году назначенный в Черкассы Дмитрий Вишневецкий по прозвищу Байда за свой магнатский счёт построил сечь (острог) на Малой Хортице ниже по Днепру - так появилось Запорожское войско. Год спустя образовалось (вернее, легализовалось Иваном Грозным за помощь в Казанском походе) и Донское войско: в Диком поле наступило время казаков.
6.
После были
Хортица,
Старочеркасск и
Новочеркасск,
Яицкий городок... но истоки всего это здесь, в Черкассах.
От островов теперь почти ничего не осталось. Въезжаем в город по длинному (1,2км) мосту, завершающему дамбу:
7.
Когда центр украинского казачества сместился на Хортицу, Черкассы остались второстепенным городом, однако их окрестности всегда были очагом украинских восстаний, таких как Хмельничина или Колиевщина, и просто колыбелью украинской государственности. Доставшись России в 1793 году, Черкассы стали уездным городом Киевской губернии, к началу ХХ века (39 тыс. жителей в 1910 году) крупнейшим после еврейского
Бердичева. Черкасская область созадана в 1954 году, и в общем ярких памятников старины тут нет, лишь прореженный войной уездный город. Ощущается и прошлое Дикого поля: я бы сказал, Черкассы - самый азиатский по духу областной центр Украины, ассоциации тут не с Россией (как в Донецке, Луганске или Одессе), а скорее с Казахстаном:
8.
Уездные Черкассы стояли на горе и почти не пострадали от затопления, план центра не изменился с тех времён, когда создавалась карта с кадра №5а: четыре длинных (по 6,6км) параллельных Днепру улицы (сверху вниз Ильина, Благовестная, Гоголя и бульвар Шевченко) образуют как бы лестницу. Ещё ниже - местный Крещатик, более короткий и самый исторический. Выше и по сторонам - многоэтажные микрорайоны, на самом верху промзона, трубы которой из города почти не видны. Главная улица - бульвар Шевченко, на котором мы и покинули маршрутку:
9.
У огромного ДК Дружбы Народов на площади Богдана Хмельницкого, красивый памятник которому стоит здесь же. Родина Хмельницкого - Чигирин, расположенный в 60км ниже Черкасс (то есть ещё дальше от Киева), куда я когда-нибудь тоже доеду.
10.
С площади куда-то вниз вела лестница, и не сориентировавшись сразу, я понадеялся, что она приведёт нас на Крещатик... однако мы попали в многоэтажечный микрорайон, на викимапии отмеченный как Мытница (Таможня), и пошли по улице Гагарина, одна сторона которой представляет собой подножье обрыва. Однако, тут можно очень хорошо оценить черкасский рельеф:
11.
12.
В приницпе ошибка оказалось удачной - и район колоритный, и до цели недалеко оказалась: вот эта лестница с карандашами ведёт точно к началу черкасского Крещатика:
13.
Однако сам Крещатик оставлю для второй части, пока же перенесёмся по улица Гагарина примерно на километр - на Холм Славы, который часто отождеставляют с Замковой горой, то есть местом, где стояла Черкасская крепость и соответственно воеводствовал Богдан Мамай.
14.
На самом деле этот бугор насыпан в 1970-е годы, а прежде на его месте если и находилось какое-то укрепление - то скорее вспомогательное. Тем не менее, формой оно слегка напоминает бастион. Черкассы были одним из важных пунктов битвы за Днепр, и на площади покоятся пять Героев Советского Союза:
15.
Барельефы... есть в образах солдат что-то от запорожцев с их шароварами:
16.
Родина-мать первоначально держала плошку с Вечным огнём... однако газ на Украине дорог, большинство огней не горят и без всякой политики, здесь же чтобы сохранить образ, в 2009 году установили светодиодную лампу с анимацией пламени (см.
например здесь). Я было подумал, что её разбили и сейчас здесь остов, но на самом деле это более лёгкая лампа, которая вполне исправно светит по ночам.
17.
Взгляд назад - слева белое здание краеведческого музея, справа виднеется Троицкая церковь - её предшественница с тем же названием стояла как раз на месте нынешнего мемориала, в камне отстроилась в 1863, а снесена была в 1961 как раз чтобы расчистить место под мемориал. Поближе церковь и здание музея осмотрим во второй части - Крещатик проходит совсем рядом:
18.
Слева за оврагом Парк Хмельницкого - вроде как Черкасская крепость стояла именно на его месте, и даже улица называется Замковый спуск. Увы, как часто бывает, столь важный момент я упустил при подготовке, и зайти в этот сквер мы не сподобились - но вряд ли о крепости там напоминает хоть что-то. У подножья - осколки уездного города:
19.
С другой стороны - Клубный спуск, и его застройка моложет лет на 100-150:
20.
Но самая грандиозная панорама - прямо по курсу. У подножья - улица Гагарина, за которой парк Долина Роз. А дальше - бескрайнее пространство Днепра, и здесь действительно "редкая птица долетит даже до середины".
21.
Слева вдалеке та самая дамба, кадр с Панским на заглавии поста. Про его непростую жизнь есть
короткое видео на украинском. Большинство днепровских островов с постройкой водохранилищ ушли под воду, но примерно на таком вот островке мог бы стоять полтысячи с лишним лет назад черкасский стан.
22.
Внизу - цепочка парков вдоль пляжа, куда мы и решили спуститься:
23.
Днепровский берег выглядит весьма уютно, но у кромки воды сильно запущен - глубокий ил со следами рыбаков да скачущие туда-сюда лягушки. Некогда огромный остров на заднем плане превратился в узкую гряду, однако отсюда кажется, что протока не изменилась:
24.
Остатки другого острова. Интересно, что Волга, в отличие от Днепра, своего казачьего войска так и не породила - российские казаки пришли с более мелких рек (Дон, Яик, Терек), а обитатели волжской вольницы так и остались речными пиратами и в конце концов сложили буйные головы. Но черкасы начинали как такие же точно пираты, и слишком уж очевидной была идея, что их надо попросту "приручить":
25.
Вдали видны опоры моста, причём автодорожного довоенной постройки. Разрушен он был, видимо, в войну, а новый построен в паре с железнодорожным на нынешней дамбе. Говорят, эти остатки опор видны лишь при низкой воде:
26.
Что же до грязищи, то видимо просто в середине августа Днепр "цветёт", а в июне-июле тут вполне купаются - по крайней мере опустевшие пляжные кафе у берега стоят.
27.
В одном из них я спросил, где здесь спуск Ивана Франко, по которому хотел подниматься - по карте он примерно в километре от Холма Славы. И если бы я не знал, ЧТО мы там увидим - то либо потерял бы дар речи, либо пожал бы плечами и хмыкнул, решив, что это какой-то нувориш выпендрился и построил хоромы. Но приречный парк скрывает внутри настоящий буддийский монастырь "Белый Лотос":
28.
Этим, конечно, и впечатляет Украина, особенно неЗападная - полной непредсказуемостью того, что ждёт за поворотом. Ещё раньше, чем я побывал
в Бурятии с её дацанами, я видел
вьетнамскую пагоду в Харькове, и это при том, что различия между северной и южной ветвями буддизма примерно как между православием и кальвинзмом. Но с Харьковом хотя бы понятно, откуда там вьетнамцы - большой город с советскими военными училищами и крупнейшими постсоветскими рынками, но что за буддисты в Черкассах?
29.
Здесь тоже южный буддизм (тхеравада), в итоге Украина оказалась крупнейшим его оплотом в бывшем СССР. Только первоисточником в Черкассах был не Вьетнам, а Лаос, монастыри которого славились на весь Индокитай своими духовными практиками, в том числе единоборствами. Вроде как о кунг-фу здесь узнали ещё в 1970-е годы именно от лаосских студентов, но черкасский "Белый Лотос" от начала до конца местный. Восточные единоборства в 1980-х вообще были в моде, но в Черкассах нашёлся человек, сумевший из этого сделать нечто большее, чем кружок по интересам или даже чем спорт: в 1987 году Владимир Скубаев и его последователи официально создали организацию "Белый Лотос", и к 1991 году построили этот монастырь, где Скубаев стал Учителем и непререкаемым лидером:
30.
"Белым Лотосом" в истории буддизма называли несколько разных сект, существовавших в разных местах и эпохах: скажем, в Китае буддийско-даосский "Белый лотос" был причастен к восстанию Красных повязок, итогом которого стало падение монгольской династии Юань и начало династии Мин. В цинском Китае под "белым лотосом" понималась любая ересь из местных религий, то есть название уже намекает, что здесь не совсем традиционный буддизм. В черкасском "Белом Лотосе" основным элементом практики стало кунг-фу, школа "Ша-Фут-фань" ("Клан Пяти Котов" - лев, тигр, леопард, пантера и чёрный кот), о происхождении которой я, честно сказать, ничего не нашёл, кроме довольно впечатляющих легенд о 7000-летней истории.
31.
Репутация "Белого Лотоса" и лично Скубаева очень противоречива - в прессе можно найти абсолютно полярные точки зрения. Одни говорят, что это опасная секта, а лидер погряз в роскоши и деспотизме; другие - что это вообще красиво завуалированная ОПГ начала 1990-х. Третьи - что оба эти мифа придумали бандиты, скупившие в те же времена милицию и прессу, а скубаевцы помогали честным предпринимателям защищать свои фирмы от рэкитиров и снимали с иглы подростков. Четвёртые говорят, что всё это вообще пузырь для сбора денег, а скубаевцев влегкую бьют обыкновенные гопники. Ну а пятые вообще замечают, что все эти легенды - от страха перед неизведанным, а здесь не оплот сил Зла или сил Добра, а просто буддийский монастырь и школа единоборств. Я не знаю, кому верить, а для собственного мнения мне не хватает знаний - мы тут были в будний день, а экскурсии проводятся по воскресениям:
32.
С адептами, впрочем, пообщался немного, увидев открытую дверь - красивые, спокойные и физически развитые люди с очень странным выражением глаз, словно глядящие в иные сферы. Я застал их за проведением каких-то ремонтных работ, они разрешили пройти во дворик с озерцом, но фотографировать не дозволили категорически. Впрочем, это ничего не значит - в бурятских дацанах, скажем, к фотосъёмке относятся ещё хуже, чем в православных церквях. Вот вид снаружи на внутреннюю стену дворика:
33.
В общем, я абсолютный профан даже в традиционном буддизме, поэтому ничего осмысленного об этом месте сказать не могу, кроме того, что оно здесь есть. Может, что-нибудь пояснят более компететные люди в комментариях... только просьба пояснять, храня буддийское спокойствие и не сверзаясь в пагубный круговорот высокомерия и ярости.
34.
А над буддийским монастырём - деревнный крест, чтоб неповадно было:
35.
Какими-то улочками, мимо многоэтажек, частного сектора за высокими заборами и редких старых домиков...
36.
...мы снова вышли на бульвар Шевченко к главному корпусу Черкасского университета:
37.
На площади перед которым оригинальная часовенка Кирилла и Мефодия:
38.
В следующей части - уездный город, кафедральный собор, вокзал и даже маленькая "шуховская башня".
ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. Август-2013.
В степь по Днепру.
Любеч.
Васильков.
Канев.
Черкассы. Днепр.
Черкассы. Город.
Чернобыльская зона отчуждения.
Общее.
Чернобыльская АЭС.
Чернобыль.
Припять.
Сёла и самосёлы.
Славутич.