В прошлых двух частях я рассказал о
порте и общем колорите Вентспилса и его
старом городе со средневековым замком. Напоследок углубимся в Приморский парк, примыкающий к центру на юго-западе. Вентспилс ныне не только портовый, но и курортный город, и на мой взгляд, он куда уютнее гламурной
Юрмалы и только-только начинающей оживать
Лиепаи, и Приморский парк - центр его курортной жизни. Здесь находится небольшой музей деревянного зодчества и полуисторическая узкоколейка с действующим паровозом редкой в наших краях немецкой колеи. А от музея и узкоколейки пройдём на тёплый пляж за авандюной, где и завершим весь этот долгий рассказ о Латвии.
Главный вход в Приморский парк по ведущей от театра "Морские ворота" улице Лочу опознаётся по многочисленным скульптурам и инсталляциям, вдруг возникающим с разных сторон. "Ворота" Приморского парка - валун и якорь, а за ними, как видите, знак "Берегитесь поезда!".
2.
Это и есть Вентспилсская узкоколейка. Увы, фотографией не передать того, насколько она узкая - собственно, мне вообще ещё не попадались фотографии, полностью передающие впечатление от этих дорог. Однако здесь колея узкая даже среди других узкоколеек: на постсоветском пространстве преобладает стандарт 750мм (вдвое уже обычной "русской колеи"), здесь же "немецкий стандарт" 600мм, то есть Венстпилсская узкоколейка уже других появлявшихся в моём журнале УЖД (
Каринская в России,
Боржавская на Украине,
Аукштайтская в Литве,
Алуксне-Гулбене на другом конце Латвии) на 20%.
По рельсам я пошёл налево, от моря, и через сотню метров они вывели меня к станции:
3.
Курземская железная дорога, работавшая в 1916-1968 годах была аутентичным наследием Германии - не остзейских немцев, а именно Второго Рейха, построившего линию Виндава-Мазирбе во время Первой Мировой войны. Такие узкоколейки упоминали у Ремарка в "На Западном фронте без перемен", очень быстро строились и разбирались, обычно проходя по "внутренней" стороне фронта. Но Латвии она послужила и в мирное время, в 1920-30-е приросла многочисленными ветками той же колеи, в основном лесовозными и связующими всякие глухие посёлки Северной Курляндии. В лучшие годы её протяжённость достигала 290 километров, самым дальним пунктом (189км от Вентспилса) было Стенде, а узлом -
Дундага, где мы с
renatar даже издалека засняли сохранившийся вокзал. Закрыли Курземскую узкоколейку одной из первых - разбор линий начался в конце 1950-х, а официально она прекратила своё существование в 1968 году. Однако к технической истории тут отношение уже тогда было иное, чем в остальном СССР, и кому-то пришла в голову идея реконструировать (с аутентичными рельсами и техникой и репликами построек) небольшой участок при Вентспилсском музее рыболовства, создававшемся в те же годы. По сути узкоколейка была одним из его секторов, изначально представляла собой кольцо длиной 1км. Затем её дважды, в 1996 и 2010, расширяли, и сейчас её длина порядка 5 километров. Пассажирский состав под немецким паровозом M1 (вроде бы ровесник самой дороги) ходит примерно каждый час между двух основных станций - "Музей" и "Горка" ("Kalns").
4.
Вид у паровозика совершенно игрушечный, и как-то сложно представить, что такие возили составы с раненными, описанные Ремарком. Здесь я, тем не менее, увидел растопленный паровоз первый раз в жизни (и как ни странно, уже не единственный - в ноябре ширококолейный паровоз на ходу я наблюдал прямо в Москве, где он таскает ретропоезд по Окружной железной дороге).
В депо - ещё один паровоз и мотовоз L1, постройки кажется 1960-х годов - он по Курземской системе никогда не ходил, а поступил сюда с кирпичного завода в Лиелауце.
5.
Так как узкоколейка относится к музею деревянного зодчества, сами её постройки - реплики исторических: депо скопировано из Айзпуте, а вокзал - из Мазирбе, "столицы"
Ливского берега.
6.
Несмотря на вывеску "Музей", сколько-нибудь вразумительной экспозиции внутри нет - имеется в виду тот музей, что за станцией. В кассе выдаются колоритные картонные билетики, причём не дешёвые - в один конец, как видите, полтора лата, то есть около 100 рублей за 20-минутную поездку.
6а.
На платформе - крытый перрон, за которым стоят другие вагоны. Паровоз пыхтит, пуская ароматный дымок:
7.
Желающих прокатиться немало, и хотя вагоны в три окна аутентичнее, пассажиры предпочитают открытые платформы. Если хотитее снимать в комфортных условиях - занимайте места на последних заранее, мне же пришлось постоянно выскакивать на подножку вагона:
8.
Интерьеры. Если на 750-миллиметровых узкоколейках скамьи стоят как в электричке (только двух, а не трёхместные), здесь уже помещаются только вдоль стен:
9.
Контроллёрши в старостильной форме - каждая обслуживает по вагону и платформе:
10.
Из депо, между тем, выкатился мотовоз - он тут по хозяйству, и мне видимо достаточно повезло увидеть его на ходу:
11.
Штука не столь романтичная, но тоже красивая. На заднем плане - баптистская церковь и мельница в музее деревянного зодчества:
12.
Паровоз пыхтит, даёт гудок, начинает пыхтеть чаще и громче - и поезд трогается. Паровозный гудок действительно не спутаешь ни с чем, да и стук колёс тоже:
13.
Мотовоз какое-то время шёл за нами:
14.
Прошли место с кадра №2. Народу набилось порядочно, причём площадку в начале платформы, с которой я надеялся снимать, быстро загромоздили колясками:
15.
Приморский парк велик и разнообразен, варьируясь от почти дикого леса до цветничков и газончиков. Сущности мимо проплывают самые разные - инсталляции, кемпинги, просто палаточные лагеря в лесу, в самом конце поезд проходит даже мимо кладбища... но его я не заснял, а эта вот спортивная площадка ближе к началу:
16.
Остановочный пункт "Плудмале" ("Пляж"). Ближе к конечной есть ещё один о.п. "Приедайне" ("Сосновый бор") с деревянной будкой, но его поезд проходит без остановок, а я оба раза протормозил:
17.
В одном месте линия пересекает автодорогу, а почти в самом конце проходит по деревянному мосту:
18.
Станция "Горка" - практически за городом, и имел ли её вокзал свой прототип, я не знаю: всё же его построили позже чем "Музей", на полвека.
19.
В фойе - велодрезина (тут
pavilnys должен накатать простыню о трёхколёсной велодрезине в Аникщяе, которая всяко лучше это громоздкой четырёхколёсной нелитовской велодрезины в Вентспилсе, попутно обвинив меня в невнимательности и примитивности):
20.
Зал ожидания:
21.
Обаятельный старостильный билетёр:
22.
Станция тупиковая, а на заднем плане собственно Лембергская Горка. Львов тут не при чём: Лембергс - фамилия бессменного с 1990 года вентспилсского мэра, куратора всех этих чудных затей, и горка эта зимой служит лыжной трассой. Что же до паровоза, то машинист с помошником загнали его на поворотный круг и медленно, натужной его повернули - также не видел раньше ничего подобного:
23.
Обратно доехали намного быстрее - станция "Музей" находится на старом кольце, с которого узкоколейка начиналась,и по дороге "туда" поезд проходит 2/3 кольца, а обратно - оставшуюся небольшую часть. Да и я, по уже сложившейся на прошлых узкоколейках традиции, на обратном пути почти не снимал, а слушал стук колёс и гудки.
24.
От станции я направился в скансен, примыкающий к ней вплотную. Как уже говорилось не раз, Латвия среди постсоветских стран в этой отрасли безусловный первопроходец -
Латвийский народный музей в Риге был создан ещё в 1920-е годы (раньше только
в Кёнигсберге, ещё до Первой Мировой, а кроме того в 1930-е годы скансен в
Черновцах открыла Румыния, но он сгорел в войну). Первый собственно советский скансен также открылся в 1957 году в ЛатССР - "Двор селов" в
Екабпилсе. Ну а вентспилсский Приморский музей (изначально - Музей морского рыболовства), основанный в 1954 и открытый для посетителей в 1962-м - чуть-чуть постарше крупнейших советских скансенов типа
Малых Корел или
Шевченковского Гая.
Вентспилсский скансен при этом существенно крупнее екабпилсского, и открывает его целая галерея рыбацкий лодок от долблёнок до моторных баркасов:
25.
Многие построены здесь же, в 1930-60-е годы:
26.
Традиционные лодки, названия которых я забыл. Впрочем, если вы здесь окажетесь - всё снабжено доходчивыми табличками:
27.
Якоря:
28.
Китовые рёбра:
29.
Цветник с якорями у административного корпуса (в кадре пристройка):
30.
Два рыбацких дома разных эпох. Этот - 1920-х, и видимо принадлежал не простым рыбакам, а "новохозяйственникам" от рыболовства:
31.
Внутри немногим хуже городского:
32.
Рыбачий дом 19 века выглядит совсем по-другому:
33.
Хотя на земляном полу - вполне городская кровать и даже механические часы, что вряд ли мог позволить себе в те же годы русский крестьянин:
34.
Если я не ошибаюсь, коптильня для рыбы, сделанная из утилизированной лодки напополам:
35.
Вообще, показываю далеко не все постройки - всё же в основном они весьма невзрачны и порядком примелькались после скансенов Риги и Екабпилса. Но вот рыбацкий инвентарь впечатляет - будь то сети или бочки для солёной рыбы:
36.
Чёрная баня:
37.
Ещё одна коллекция лодок - тут вроде у каждой своя история, но я забыл:
38.
Обломки какого-то более старого судна, хочется верить, что курляндского парусника:
39.
Центр музея - большая поляна с амбаром, кирпичной смолокурней (справа) и мельницей на заднем плане:
40.
Здесь же пруд с камышом как обязательным стройматериалом, и всякие качели вполне архаичного вида:
41.
Типично курляндская мельница (1864) с каменным подклетом прекрасно сохранила все механизмы на трёх этажах:
42.
А за мельницей, ближе к станции - в общем-то довольно невзрачная ливская хата:
43.
Про ливов, финно-угорский по языку народ-призрак (последний настоящий лив умер в 2009 году) и древнейшее население Прибалтики, я уже писал в посте про Ливский берег. Ливы оставили большой след в топонимике, даже само слово Ливония происходит от них... но в Лифляндии они исчезли ещё в 19 веке. Немецкий быт ливы усвоили раньше латышей, поэтому их дома и утварь не слишком впечатляют. Когда я спросил смотрительницу, есть ли здесь что-нибудь собственно ливское, она задумалась (вопрос явно поставил её в тупик), а потом достала вот эту штуку и вспомнила, что нигде больше в Латвии таких не знает - это коробочка для запекания рыбы, которую на длинной ручке совали прямо в печь.
44.
Ливская банька - также весьма обычная. Самый яркий памятник их наследия - "кладбище лодок" в Мазирбе, на всё том же
Ливском берегу.
45.
Самое крупное здание - баптистская церковь начала ХХ века. Баптизм в Курляндии был очень популярен, по переписи 1897 года баптистов тут значилось порядка 5000 человек, а к 1914-му, думаю, было в несколько раз больше. В той же Лиепае целых три исторических баптистских церкви, но у них было немало и сельских общин.
46.
Хотя изнутри похоже не столько на храм, сколько на сельскую школу. Дверь за "алтарём" - комната пастора:
47.
Из музея через парк я направился к морю. Опять инсталляции:
48.
На узкоколейке вновь повстречал мотовоз, бригада которого прибиралась в парке:
49.
И наконец через проход в авандюне вышел на пляж с типично балтийским пейзажем. Он тут весьма многолюден - Вентспилс порядком потеснил Юрмалу и его определённо ещё не нагнала Лиепая. В принципе парк тянется на несколько километров, постепенно переходя в леса, и викимапия пишет, что в его глубине остатки советской ракетной базы. Когда я оставил на берегу вещи и по отечественной привычке попросил сидевшую рядом женщину средних лет за ними присмотреть, пока я купаюсь (хотя и сам их из воды мониторил) - обнаружилось, что женщина эта откуда-то из англоязычных стран, то есть курорт тут, видимо, изначально ориентировался на гостей не с востока, а с запада.
50.
Вдалеке проходили корабли в порт, а вдоль пляжа носилась туда-сюда вот такая посудина совсем как в музее:
51.
Здесь, на тёплом и в то же время ветренном песчаном берегу и закончу рассказ о Латвии:
52.
67 постов, включая вступительный - опять рекорд и заметно больше, чем было про Литву (53). Маленькая, но потрясающе разнообразная страна, от жуткого спившегося Даугавпилса до блистательного Вентспилса, от старообрядческих моленнных в латгальских лесах до баптистских церквей на курземском взморье, от "почти Севера" в Видземе до "почти Черноземья" в Земгалии.
Этой весной или летом мне прямая дорога в Эстонию.
Другие посты о Латвии - здесь.
Однако как часто бывает, последний пост о Латвии - не последний пост серии: Курляндия - этот тот случай, когда часть больше целого. И прежде, чем перейтик к рассказу о Киргизии (которую я уже начинал показывать перед Новым годом), сделаю заключительный пост латвийской серии, по чужим фотографиям - про заморские Гамбию и Тобаго, колонии Курляндского герцогства.