Итак,
в прошлой части я закончил рассказ о Риге как городе. Но напоследок остался один "негородской" объект - музей деревянного зодчества, расположенный на самой окраине по проспекту Свободы. Он старейший в постсоветских странах - создан в 1924-32 годах, за полвека до большинства советских "скансенов" типа
Малых Корел,
Шевченского Гая или литовского
Румшишкеса: ведь это - собственно латышская история, к которой не имели никакого отношения немецкие бароны, и для молодого государства эти хаты оказались едва ли не ценнее средневековых домов. Здесь как нигде много построек 18 века, которые до создания большинства наших скансенов просто бы не дожили. Надпись на памятнике у входа "Kas senatni pētī nākotni svētī" значит примерно "Кто старину изучает - тот будущее благословляет".
Вернее, не совсем у входа - музей занимает очень приличную территорию, и вдобавок не на лужайках, а прямо в сосновом бору, и от ворот к памятнику надо ещё немного пройти. Ныне в музее 118 построек, сгруппированных в 4 больших сектора (Курляндия, Видземе, Латгалия и Земгалия) и множество "дворов" (рыбацкий, ливский, ремесленника, крестьянина, отставного солдата и т.д.). В кассе бесплатно выдают листочек А4 со схемой музея на одной стороне и полным списком объектов на другой. Объекты снабжены датами, и по ним видно, что музей расширялся всю свою историю, особенно активно в 1930-е (около 1/3 построек) и 1960-80-е (около половины), но кое-что привезено и в наше время: в I республике укомплектовали в основном Курляндию, Видземе и Земгалию, в советское время - Латгалию и рыбацкие дворы. По клику эти картинки откроются в большом размере - изучайте, я показываю только самое запомнившееся:
И первое от входа здание - огромная земгальская корчма (1841, перенесена в 1938), вроде бы даже действующая. Отдельно оговорюсь - зданий с гонтовой кровлей, как эта корчма, тут не меньше, чем с соломенной, но в посте я отдаю предпочтение вторым - не в целях очернения Прибалтики, а потому что соломенные крыши экзотичнее и архаичнее, ведь музей и создавался как хранилище уходящей старины в новой индустриальной республике.
2.
В принципе от входа ведут несколько дорог, и мы с Янисом
d-jonis отправились сначала в Курляндию (Курземе). Первой по дороге увидели деревянную церковь (1704) из села Усма близ Кулдиги (перенесена в 1938). Деревянные церкви в Прибалтике в принципе довольно невзрачны, а в Латвии (кроме Латгалии) ещё и очень редки - вот как-то неблизок лютеранам этот материал оказался. Церковь из Усмы, как я понимаю - старейшая в Курляндии.
3.
Петушок вместо креста - верный признак лютеранства; крыльцо служило также звонницей. Но сколь скромна эта церковь снаружи - столь же красива внутри:
4.
Латышскую резьбу в церквях не спутаешь ни с чем - очень похоже и не менее красиво в литовской
Стельмуже, где церковь также построили латыши.
5.
И в целом, кирха очень напоминает слегка переделанный корабль, и в этом весь образ Курляндии. За кирхой - несколько архаичных надгробий, будь то каменный крест-в-круге:
6.
Или кресты сложных форм, очень похожие на
крикшты в Ниде - ведь Куршскую косу заселяли именно потомки беглых куршей ещё до того, как последние влились в единый латышский народ. Впрочем, судя под датам, и в Латвии эта традиция ушла в прошлое уже в середине 19 века.
7.
В Земгальском секторе есть
ещё одна церковь, которой раньше приписывали чуть ли не 1540-е годы постройки (что делало бы её с огромным отрывом старейим деревянным зданием в Прибалтике), всё ещё указанные в схеме музея, хотя сейчас популярнее точка зрения, что она построена в конце 18 века на месте более старой. Мы к ней, впрочем, подойти как-то забыли (впечатлений много да разговоры велись интересные), и это обидно: пусть и не 16-й век, а деревянные церкви в Латвии, как уже говорилось, наперечёт и интересны самим фактом своего существования.
Пока же пойдём во "двор богатого курземского крестьянина". Облик этих изб мне в общем-то знаком - почти так же выглядят жемайтские хаты ("тробы") в Румшишкесе. От Курляндии до Жемайтии рукой подать, так что это не удивительно - ведь крестьянский быт определяется природой.
8.
У входа - деревянная рында на случай пожара или ещё какого-нибудь ЧП. Опробовал - честно говоря, сложно поверить, что деревяшка может порождать такие громкие и звонкие звуки.
8а.
Как и в Жемайтии, даже богатые хаты здесь топились по-чёрному. Но "балтская печь" - вообще гениальная штука, о которой до этих поездок я и не слышал: в центре деревянного дома - глиняное помещение, внутри самой толстой стены которого находится очаг. Протапливаясь, он нагревает через стены и все остальные комнаты, сама же глиняная комната часто служила кухней или баней:
9.
Часть очага, обращённая в жилую комнату. Керамические вставки выполняли роль обогревателей-"теплопушек", так как мимо них циркулировал горячий воздух из очага. При этом можно было протапливать чёрную печь, оставаясь в доме без риска угореть - ведь она элементарно в другом помещении.
10.
Клеть во дворе усадьбы также хорошо знакома по Литве - зимой это был амбар, а летом в ней жили батраки, способствовавшие наполнению закромов.
11.
Однако в богатой хате даже у батраков всё почти как в городе. Обратите внимание на обилие расписной мебели - это характерно не только для Курляндии.
12.
Людям попроще можно под сундук и колоду приспособить. Но в целом, бедняцких домов в этом музее немного, богатые хаты явно заметнее - видимо, в I Латвии предпочитали акцентироваться на том, что предки жили достойно в любых условиях, а не что их угнетали.
12а.
По соседству - "двор отставного солдата" с избой-клетью и хлевом. На крыльце сидел пожилой мастер и плёл мебель из тростника (или это камыш?):
13.
Капличка у дороги - для лютеранской Курляндии совсем не характерный элемент. Но дело в том, что небольшой район у городка Алсунга в ней населяют суйты - католики. Ведь в Средние века вероисповедание крепостного латыша определялось вероисповеданием его господина, и Алсунгой владел католический род. Суйты, оказавшись в изоляции, сохранили много архаичных черт, утраченных другими латышами - про Алсунгу у меня ещё будет отдельный пост. А такие каплички там действительно стоят вдоль дорог:
14.
Один из самых интересных объектов - одинокая курная изба из Руцавы, срубленная аж в 1750-м году. Вид у неё и правда куда архаичнее, и особенно удивляют стены из вертикальных полубрёвен - такие я прежде нигде не видел. Шипы на крыше - защита от крупных птиц, которые могу продавить солому, и конечно неизменные две скрещенные конских головы - древний символ балтов.
15.
А внутри всё по сути так же, как в богатом дворе - лишь меньше, пол землёной да стены чёрные от сажи. Тот же очаг, только в сенях:
16.
Та же печь с "теплопушками" на обратной его стороне:
17.
Увы, нигде, кроме Курляндии, я не увидел интерьеров - ведь в музей приехали где-то в районе 16 часов, а вход внутрь объектов закрывается в 17 (по территории же можно гулять дотемна).
Дальше нам попался киоск, где я купил расписной пряник и стаканчик сока из ревеня - жутко кислый, но вкус запоминается. На берегу озера Юглас (см. прошлую часть) - самое старое по возрасту здание музея, деревянный шпайхер (портовый склад) из Лиепаи (1697):
18.
В Лиепае таких осталось несколько, это одна из её многочисленных особенностей, причём вывезли оттуда явно самый крупный и основательный - оставшиеся в городе как-то поменьше и без фахверковых элементов. Обратите внимание, кстати - с одной стороны он крыт черепицей, а с другой - гонтом:
19.
Вместо моря здесь озера Юглас - музей стоит на его "внешней" стороне. К озеру, "рыбацкий посёлок", мы ещё вернёмся в самом конце.
20.
Пока же пойдём вверх по холму - в видземскую деревню. Видземе, в отличие от Курляндии, я уже подробно показал, и латыши этот регион особенно любят - считается, что оттуда, в первую очередь с прилегающих к Двине земель, и пришла Атмода (национальное пробуждение). Видземская деревня представлена в первую очередь огромной коллекцией хозяйственных построек:
21.
Среди которых даже такая почти сибирская шутка, как летняя кухня-шалаш:
22.
Типично латышское сочетание земляного пола с почти городским интерьером. В целом, возможно сказывается то, что музей создан при I республике, но как-то уважения к латышам он сильно прибавляет - ощущение, что даже в нищете латышский крестьянин умел жить достойно и усвоил немецкую рациональность.
23.
Ульи, похожие на языческие гробики -
уже знакомы мне по Литве:
24.
А это вовсе не богатая видземская хата (как можно подумать - они действительно так выглядят), а молельный дом гернгутеров (1785). Последние, также известные как "богемские братья" - едва ли не старейшая из существующих протестантских конфессий, в историю их предки вошли как гуситы. Я уже показывал баптистские, методистские, пятидесятнические церкви в Риге - пытаясь отделаться от немцев, латыши экспериментировали с самыми разными видами христианства (особенно активно - с православием, но это здесь подчёркивать явно было не резон), на что вероятно и намекает гуситская молельня в видземском селе. Конкретно гернгутеры пришли в Остзейский край ещё в 1729 году, проповедовали среди немцев, но и среди латышей кое-где их идеи прижились.
25.
На холме над видземским сектором - штука, назначение которой я так и не понял (на схеме это просто "клеть"), но относится она уже к латгальскому сектору. "Левобережные" (Видземе и Латгалия) и "правобережные" (Курземе и Земгале) сектора друг в друга как бы немного проникают - ведь эти земли правда не имели чётких границ.
26.
Вот уже и Латгалия - самый дальней и обособленный край Латвии, в которой
чрезвычайно колоритная сельская глубинка, населённая латгалами-католиками (они и от других латышей по языку сильно отличаются) и русскими староверами сама по себе главная достопримечательность. Латгальские усадьбы в общем-то почти не отличаются внешне от витебских или псковских:
27.
Даже резные наличники имеются, совсем как в России. А есть тут и своя курная изба 1750-х - но такая маленькая и невзрачная, что я её толком не заснял.
28.
Традиционная латгальская керамика:
29.
Кажется, маслобойня - только стоит не там, где показана на схеме:
30.
Но самый интересный хозяйственный девайс - маленькая мельница-"шалаш" начала 19 века. Также не видел таких ещё ни разу:
31.
Но самое интересное в Латгалии - всё равно религиозная мозаика. Вот в центре католическая церковь из Рудзати (1815), во дворе ещё звонница и солнечные часы. Надо заметить, в большинстве своём латгальские деревянные костёлы от каменных не очень-то отличаются, такая вот многогранная ротонда вроде бы только здесь и есть... а ещё в Румшишкесе, в секторе, посвящённом соседней, но уже литовской Аукштайтии.
32.
Пышная придорожная капличка:
33.
Кому принадлежала часовенка справа - я так и не понял, но находится она в "русском дворе". А вот слева нетрудно опознать старообрядческую моленную - типично русский храм "клетского типа" (то есть четырёхугольный с непропорционально высокой двускатной крышей), да ещё и без алтаря, ведь Латгалия - главный оплот беспоповства. По одной версии, это научная реплика 1970-х, по другой - её построил специально для музея Владимир Шервинский, крупнейший архитектор православных церквей в I республике (самая известная - в принадлежавшей ей тогда
Пыталове). Все аутентичные моленные построены не раньше конца 19 века, и на ту, что справа, похожи куда как больше (только размером с небольшую церковь).
34.
Изба старовера почти не отличается от избы латгала... но Янис подметил, что у латгальских изб куда больше окон. Беспоповцы предпочитали лишний раз не смотреть на захваченный Антихристом внешний мир...
35.
Отсюда мы поднялись на холм, который венчает самая внушительная постройка музея - голландская мельница (1890) с каменным основанием:
36.
А за холмом увидели самый необычный музейный "двор", собранный уже при II республике, формально приписанный к Видземе, а фактически - уже поднявшийся над этим делением: "усадьба латышского новохозяйственника", то есть освободившегося от гнёта баронов свободного фермера.
37.
Тут уже не изба, а коттедж:
38.
Техника крепкого хозяйственника:
39.
В том числе небольшая лесопилка:
40.
К тому времени порядком подустав, Земгальский сектор я толком и не осмотрел - особенно обидно за упущенную церковь. А вот тоже любопытный агрегат - конная мельница (1760), то есть её приводило в действие ходившее по кругу животное.
41.
Более типичны для Прибалтики были вот такие мельницы - только у этой крылья сняты для ремонта:
42.
Очень загадочный камень со списком имён - понять, к чему он, не смог даже Янис, что уж говорить про меня, заезжего иностранца. Лишь из комментария
mnja я узнал, что это Чумной камень, то есть эпитафия умерших от чумы в 1709-11 годах - тогда "чёрная смерть" унесла около половины населения Прибалтики, Пруссии и Польши. Кое-где в глубинке эти трёхсотлетние камни ещё стоят у церквей.
43.
Богатая хата (1770-е). Вообще, Земгале (или Семигалия) вокруг Елгавы была центром Курляндского герцогства, и во всей Латвии отличается самыми плодородными почвами, по сути это такая локальная житница. Так что немудрено, что крестьяне тут жили богато.
44.
Рига... в смысле не та, о которой все эти 16 постов, а та, в которой сено хранят. Тоже между прочим 18-го века. Рядом под навесом - архаичный "несамоходный комбайн" с локомобилем, но ближе не показываю - аналогичная штука была в посте про
Екабпилс, где находится первый уже изначально советский скансен (1950-х годов).
45.
Из Земгалии мы вновь направились в Курляндию - к рыбацкому посёлку на берегу озера. По дороге наткнулись на смолокурню 1860-х годов, причём судя по обилию липкой приставучей смолы ещё и действующую:
46.
А какой там запах! Люблю эти примитивные памятники кустарной народной промышленности:
47.
Ещё одна явно действующая печь, судя по обилию обломков - гончарная, вот только внешне совершенно непохожая:
48.
Ливский дворик. Про этот древний, а фактически уже вымерший народ я писал
ещё летом - когда-то они населяли всю Прибалтику.
49.
Двор видземских рыбаков... вообще, Видземское взморье (то есть берег к северу от Риги) осталось моим главным пробелом в Латвии. Говорят, там можно недорого отведать миноги... Здесь же больше всего впечатлила отслужившая своё лодка, превращённая в навес.
50.
А быт куршских рыбаков оказался очень знаком по Куршской косе - хоть музею в
Копгалисе, хоть домика в
Ниде.
51.
Лодки на фоне рижской окраины:
52.
А последним экспонатом музея, что мы увидели, стал узкоколейный паровоз - сеть военных узкоколеек построили в Курляндии немцы во время Первой Мировой, и они прослужили и I Латвии, и Советской Латвии до 1960-70-х годов. Кадр удалось снять только такой - вокруг паровоза мелкая сетка.
53.
Сомнительный заключительный кадр для такой длинной серии? Возможно. Стало быть, она ещё не закончена, стало быть - в Ригу я вернусь. Ещё не осмотрены фабричные Тейка и Андреевский порт; не посещён знаменитый Моторный музей, да и в историческом музее я не был; что-то, пунктиром, упущено в первый приезд по всему городу, а к морю можно выйти не только на левом (как в этот раз), но и на правом берегу. Однако это всё когда-нибудь потом и скорее всего не летом.
Ещё раз большое спасибо
d-jonis,
igrok-golos и
renatar. Вот и чёрный бальзам вместе с этим постом закончился.
Но в следующих примерно 20 постах "мы покинем город Гаммельн" и снова пойдём на Восток - от Урала до Алма-Аты через казахскую пустыню. Правда, с чего начинать - половины Орска или целого Актюбинска - пока не решил.
Рига.
Виды с башен.
Старая Рига. Церковь Святого Петра и окрестности
Старая Рига. Домский собор и Рижский замок.
Старая Рига. Разное.
Бульварное кольцо.
Имперская Рига. Дома и улицы.
Имперская Рига. Квартал Эйзенштейна.
Петербургский форштадт. Гризинькалнс и Руссо-Балт.
Петербургский форштадт. ВЭФ, RVR и другие фабрики.
Московский форштадт. Вокзал, рынок и высотка.
Московский фортштадт. Маскачка, изнанка Риги.
Митавский форштадт. Задвинье, или Пардаугава.
Окраины. Саркандаугава.
Окраины. Болдерая, Даугавгривская крепость и выход к морю.
Окраины. Всего понемногу.
Окраины. Латвийский этнографический музей.
Юрмала. Железная дорога.
Юрмала "для своих". Кемери, Слока, Дубулты.
Юрмала курортная. Майори, Дзинтари, Булдури.
ОГЛАВЛЕНИЕ ЛАТВИЙСКОЙ СЕРИИ - здесь.
От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли после Казахстана ещё про Латвию?".