Аукштайтский национальный парк

Jul 05, 2013 16:19



Не знаю, имеет ли смысл писать этот пост. Всё же минусом литовского путешествия стала его несбалансированность: первая половина оказалась перегружена красными крышами и брусчаткой, вторая - деревнями и озёрами. Но всё-таки "из песни слов не выкинешь", поэтому расскажу про Аукштайтский национальный парк, расположенный в окрестностях Игналины (не путать с Висагинасом, где и находилась Игналинская АЭС). Деревни, озёра, водяные мельницы и огромный для столь узкой темы музей пчеловодства в сосновом бору. Кроме того, для другого поста остаётся Палуше со старинной деревянной церковью.

День, заложенный на поездки по Озёрному краю, выдался дождливым - погода варьировалась между тяжёлыми тучами, белым небом и проливными дождями. Как ни странно, Озёрный край оказался и одной из  беднейших частей Литвы с разбитыми дорогами и периодически попадавшимся у обочин мусором, от которого мы в Литве успели отвыкнуть.

2.


Типичный для Литвы неоготический костёл где-то по дороге Зарасай-Игналина. Последнюю мы проехали без остановок на обратном пути - совершенно невзрачный городок, см. у Дарриусса по ссылке выше:

3.


Вот собственно часть национального парка, которую я покажу далее. Жёлтым подписаны пункты, о которых пойдёт речь в этом посте, красным (Палуше) - в посте "через один" о трёх старейших деревянных церквях Прибалтики, который я выложу скорее всего завтра. Голубым подписаны озёра, причём только самые крупные - если "на местности" кажется, что озёр тут не больше, чем в среднем по Литве, то при взгляде на карту понимаешь - да, край действительно Озёрный.

4.


Первая остановка - Гинучиай, старая деревня, выросшая у основанного в 1373 году Линкменского замка, простоявшего до 1552 года. Где-то тут есть и городище, но мы туда не пошли, сочтя более интересной пусть и не столь древнюю (1905 год), но зато прекрасно сохранившуюся деревянную водяную мельницу:

5.


На веранде у водоспуска выпили чаю в даже не кафешке, а буфете-со-сникерсами - зато добрая хозяйка подарила нам туристический проспект Озёрного края Литвы и Латвии (что нам впоследствии пригодилось). Сама она говорила по-русски совсем без акцента, и как мы поняли из разговора - приехала сюда в советские времена с Украины. На водоспуске, к великому сожалению, нет колеса - без него впечатление конечно неполное:

6.


Зато внутри - музей, все остальные деревянные механизмы в отличном виде:

7.


Увы, их назначение мне не понятно - где-то зерно чистилось, где-то мололось:

8.


9.


10.


Запах мокрого дерева, чувство бесконечного покоя. На заднем дворе мельницы - ещё и мини-отель. На мельничном пруду, переходящем в озеро Сравинаитис - дощатые причалы и одинокий рыбак в непромокаемом плаще:

11.


В такую погоду и в таких пейзажах понимаешь, что Литва - страна всё-таки северная:

12.


Самый капитальный дом в Гинучиае - наверное, принадлежал мельнику:

13.


Но в основном Гинучиай такой - в принципе аукштайтские пиркя (хаты) восходят к русской избе, и как можно видеть в Румшишкесе - устроены похожим образом, но форма у них совершенно другая.

14.


У въезда в Гинучай мы увидели указатель, в котором перевели только "Музей" и "7 километров". Буфетчица рассказала нам, что это музей пчеловодства, и там интересно, а дорога туда грунтовая, но проезжая. Кто из нашей команды принял решение туда ехать, я уже не помню - но в итоге мы таки отправились по лесной дороге через красивейший мачтовый бор. Вопреки расхожему мнению, сосен в Литве не так уж много - основные деревья тут лиственные, сосны - это или побережье Балтики, или - Озёрный край. По такому бору 7 километров проехать приятно - даже несмотря на комарьё и на то, что один раз мы всё же увязли в грязи. По дороге попался указатель, как я понял, на действующую пасеку - туда, впрочем, ехать не возникло никакого желания. К слову, Аукштайтский национальный парк в первую очередь всё-таки природный - здесь встречается более половины известных в Литве биологических видов.

15.


А потом дорога вдруг приводит на укромную поляну, и на склоне холма видишь многочисленные ульи характерной "горизонтальной" конструкции:

16.


Музей основал в 1984 году пчеловод Бронюс Казлас, и честно говоря, я не ждал тут ничего особенного: да, пчеловодство, в том числе бортевое, в Литве существовало издавна - но никогда не было её специфической чертой, как например в Башкирии, где подобный музей есть в долине Шульган-Таш. Однако в деле сохранения старины у литовцев стоит поучиться - экспозиция тут потянет на полный сектор уже упомянутого Румшишкеса и в несколько раз крупнее того же Шульган-Таш.

17.


Конечно же, в Литве никуда без деревянных скульптур - здесь их авторы Тиофилис Патиеунас и Ипполитас Ушкурнис. Скульптуры тут двух основных видов - быт литовских пчеловодов и образы пчелы в мировых культурах вплоть до Египта и доколумбовой Америки (вторых мы, впрочем, как-то не заметили).

18.


По сути здесь воссоздан лесной хутор пчеловода, в избах - экспозиции:

19.


Основная экспозиция отмечена пчелой на фоне солнца:

19а.


Самая архаичная пчеловодческая форма - борть, дупло в живом дереве, иногда выдолбленное для этих целей специально. Здесь же инвентарь бортника вроде специальных сандалей-"дощечек", которыми они поднимался по зарубкам или средств защиты от медведя (которого медведем прозвали ой не напрасно!) - как и в Башкирии, судя по макету, здесь использовалась шипастая колотушка, подвешенная у дупла - чем сильнее медведь её отбросит, тем сильнее она его ударит и в конце концов сшибёт. Бортничество вообще было опасной работой - и пчёлы могут зажалить насмерть, и шершни, но главными врагами бортников всё-таки были медведи.

20.


Левее борти - чуть более продвинутая колода, то есть кусок древесного ствола, обработанный и установленный на пасеке. А тут экспозиция собственно ульев - разборных конструкций, из которых куда удобнее извлекать соты. Разнообразие форм впечатляет, особенно хороши конечно плетёные:

21.


Справа - окуриватели, при помощи которых пчёл усыпляли и выгоняли дымом,на фотографии сам пчеловод в полном снаряжении  - толстых перчатках и шапке-пологе. В детстве я в таких сидел совсем рядом с ульями - и действительно ощущал себя в полной безопасности. Слева - природные ульи и осиные гнёзда:

22.


А это не макет - просто так снято:

23.


"Пасека! Пасека! У меня есть пасека!" (с). Нигде, кроме Литвы, не видел ульев такой формы:

24.


Музей разделён пополам речкой. Просто трогательные сюжеты сельского быта:

25.


26.


Большинство надписей, разумеется, на литовском, иностранцы в такую глушь забираются редко - поэтому о смысле многих экспонатов мне остаётся лишь гадать.

27.


Вот в домике выше, скажем - борти и травы. Я знаю, что вкус мёда зависит от того, пальцу каких цветов собирали пчёлы - вероятно, это как раз их образцы? Или травы использовались непосредственно в работе с бортью? Кто бы подсказал...

28.


Тут явно сюжет - борть и медведи. Только на дереве-то не борть, а улей. Была ли практика их установки в лесах?

29.


Ещё одна хуторская сценка:

30.


А в дальнем углу и действующая пасека - я с детства знаю, что с пчёлами шутки плохи... Хотя содержатся тут, конечно, не злющая башкирская, а "добрые" европейская и кавказская пчёлы.

31.


В общем, музей действительно оказался интересен и своих нескольких километров по лесной дороге вполне стоил. Ещё одна грань той неповторимой " живой земли", которой мне запомнилась сельская Литва.

32.


У выхода из музея продавал сувениры - какие-то деревянные поделки собственного авторства - натуральный старичок-боровичок, очень удивившийся появлению здесь машины "из самой Москвы"... и я так и не понял, чего он хотел больше - чего-нибудь продать или пообщаться с экзотическими гостями.

33.


Однако и он, и музейные смотрительницы не сговариваясь посылали нас на Ладакальнис - объяснить, что это такое, им видимо не хватало познаний в русском и английском, поэтому их рекомендация звучала примерно "как же не побывать на Ладакальнис?!". Наводящими вопросами я понял, что это что-то языческое, и мы поехали на его поиски - не той дорогой от Гинучая, а в другую сторону - тут грунтовка оказалась гораздо удобнее и короче. Попетляли немного по деревням уже за пределами национального парка, и наконец увидели впереди вышку - она и сама по себе смотровая (видите площадку на середине?), но в наше случае это был всего лишь ориентир.

34.


Ладакальнис оказался холмом с извилистой "спиной" типа озовой гряды - но очень уж огромной, которая приводила на круглую вершину останца. Как гласил информационный стенд у начала подъема, в древности тут было главное святилище богини Лады, отвечавшей за домашний очаг, и образ капища явно воссоздаёт круглая площадка с одиноким деревом посредине:

35.


Но главная "фишка" Ладакальниса понятна из карты - с его вершины видны 5-6 озёр: крупные Укояс и Пакасас (одно за другим) и более мелкие Ликменас, Асёкас, Алкснаитис и Алкснас. Какое где - я так и не опознал. Тут просто очень красиво:

36.


37.


Далее мы поехали искать озеро, на котором когда-то отдыхала наш рулевой Елена во время велопохода. Машину она вела туда по памяти, а я кое-что наснимал по дороге. Обычные образы литовской глубинки, за послотни постов наверное уже вам привычные:

38.


Ещё один неоготический костёл в Кирдейкяй:

39.


Памятник, наверное, "лесным братьям", может даже на братской могиле:

40.


Кладбище под берёзами:

41.


Неприметный и тем страшный "еврейский камень" у дороги:

42.


Незыблемый амбар на опушке леса:

43.


И "та самая" поляна у озера, которую Елена сразу же признала. По дороге назад в Зарасай мы пытались найти дорогу к озеру Швенто (Святому), где в детстве отдыхал папа - оно надёжно спрятано в лесу, ведут к нему лишь грунтовки, но в озере повышенное содержание серебра, поэтому особенно чистая вода. Нам озёрные духи явно были не рады - на грунтовках мы пару раз увязли, и поняли, что последнюю пару километров можно пройти лишь пешком. Но тут потемнело небо, и мы поняли, что надо уезжать - через несколько минут хлынул ливень, окончательно сделавший грунтовку непроезжей.

44.


В следующей части - Зарасай, в общем-то невзрачный городок, ради которого папа с Еленой и затеяли всё это путешествие.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса. Неринга.
Куршская коса. Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Жемайтская Кальвария.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля). Озёрный край.
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай.
Палуше, Стельмуже, Индрица. Старейшие деревянные церкви Прибалтики.
Долгая дорога к дому. Латгалия, Беларусь, Люббавичи.

природа, скансен, дорожное, "Черта оседлости", Литва, ВКЛ, "Балтийские ветры", литовцы, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up