В старой Литве полное название государства звучало как "Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и всех прочих" - и если с литовцами и (бело)русами и так всё понятно, то кто же такие жемайты?
Жемайтия - "Нижняя земля" (в противоположность Аукштайтии - "Верхней земле", основной части Литвы с Каунасом и Вильнюсом), также известная в европейских языках как Самогития, а в русском - как Жмудь, всегда стояла особняком. В 14 веке Литва четырежды отдавала жмудь крестоносцам, и четырежды жмудь поднимала восстания, лишь после Грюнвальда (де-юре в 1422 году) войдя в состав ВКЛ как Жемайтское "староство, приравненное к воеводству" - это примерно как "волость, приравненная к губернии" или на современный лад - Жемайтский автономный округ. Вплоть до ХХ века жемайты считались отдельным народом, а их диалект столь обособлен, что многими выделяется в отдельный язык, на котором есть даже
своя википедия. И именно жемайты, а не литовцы - "последние язычники Европы", их крещение Витовт и Ягайло объявили в 1413 году, и в каком-то смысле оно не завершилось до сих пор. Настоящая Жемайтия с тех пор сильно сжалась - фактически из неё выпали приморские
Паланга и
Кретинга, индустриальные Шяуляй,
Кедайняй и Паневежис, земли вдоль Немана... и всё-таки жемайтов около 500 тысяч человек, то есть 15% населения Литвы.
О Глубокой Жемайтии у меня будет три поста: про Тельшяй - её столицу, про Жемайтскую Кальварию - её святыню, но для начала про Нижнюю Литву в целом: Жемайтский национальный парк, епископский Варняй, музей в Тельшяе.
Обособленность жемайтов видна невооружённым глазом - вроде и литовцы, но - другие: суровые, архаичные, словно вырезанные из замшелого дерева. Местами в Жемайтии возникало ощущение, что я где-то в Архангельской или Кировской области. Жемайтия - может и не самая бедная часть Литвы, но самая неуютная... однако это не тот "неуют", который вызывает желание уехать поскорее, а напротив - который даёт почувствовать себя "не туристом, но путешественником".
2.
Жемайтский язык звучит действительно иначе, чем литовский - это заметно чисто на слух даже человеку, по-литовски не знающему ни слова. Вот для сравнения первые строчки литовского гимна - жемайтский вариант справа:
Lietuva, Tėvyne mūsų, Lietova, Tėvīn mūsa,
Tu didvyrių žeme, Tu didvīriu žeme,
Iš praeities Tavo sūnūs Ėš praeiteis Tava sūnā
Te stiprybę semia. Te stiprībė seme.
3.
Первый раз Жемайтию сдал крестоносцам ещё Миндовг в 1254 году, однако уже через 11 лет восставшие жемайты изгнали рыцарей. Более того, есть версия, что убийцы Миндовга Тройнат и Довмонт были именно жемайтами, не простившими ему сговора с немцами. Однако в 14 веке именно Самогития обычно принимала первый удар тевтонцев... но Литва при Гедимине и Кейстуте была достаточно сильна, и второй раз жмудь сдал в 1382 году Ягайло, однако и тут жемайты взбунтовались и победили. В 1398 году Жемайтию отдал уже Витовт, и даже сам подавил последовавшее за этим восстание - четвёртая передача Нижней Литвы крестоносцам состоялась в 1401 году, и в общем это много объясняет: от такого "подарка" немцам вреда было гораздо больше, чем пользы. Как гуцулы в Западной Украине, жемайты были самой воинственной и твёрдой в защите родной земли частью литовской нации - хоть в тевтонских войнах, хоть в русско-польской войне 17 века, хоть в восстаниях 19 века, хоть в 1940-50-е годы. Символом Жемайтии традиционно был Медведь в противоположность аукштайтскому коню... впрочем, тут и
своя порода лошадей есть.
4.
Что же до Крещения, то основные его события пришлись на 1413-17 год - но лишь формально: ещё в 16 веке язычество в Жемайтии цвело пышным цветом, да и сейчас оставило немало пережитков. Даже по меркам Литвы Жемайтия переполнена деревянной скульптурой:
5.
Это и самый наглядный экспонат Жемайтского музея в Тельшяе - посмотрите, самые настоящие христианские идолы!
6.
Много и традиционных церковных скульптур. Грубые жёсткие лица - характерная черта и самих жемайтов, и их деревянных "портретов":
7.
А это (там же), как я понял - украшения домов:
8.
Хотя в Жемайтии был выборный староста и собственный сейм (проходивший в разные времена в Кедайняе и Расейняе), всё же её "первым лицом" был епископ. Возможно, как ответ на языческие традиции Жемайтия переполнена всевозможным католическими святынями - от уже упомянутой Жемайтской Кальварии до местечка
Шилува, где произошло первое в Европе официально признанное Папой Римским явление Богоматери (1646). Придорожные и домовые кресты и каплички здесь также встречаются чаще, чем в среднем по Литве. Очень много красивейших кованных крестов, которые часто можно видеть и на домах.
9.
Но в противоположность им - висящие на стенах домов тележные колёса, видимо обозначающие Солнце:
9а.
Вообще, Жемайтия очень богата историей - монастыри и храмы (например, один из красивейших в Литве
Титувеняй), усадьбы (самая интересная из которых - принадлежавший Огинским
Риетавас, в конце 19 века превратившийся в литовский центр высоких технологий с первой в стране электростанцией и телефоном)... здесь можно провести несколько дней, но у нас в запасе столько не было, и я решил сосредоточиться на том, что связано с местной спецификой. Около Плунге - городка с другой усадьбой Огинских - мы свернули в сторону Жемайтского национального парка, созданного в 1991 году вокруг Плателяйского озера.
10.
Тут на самом деле тоже много всего, в каждой деревне какая-то достопримечательность - от миниатюрных частных этнографических музеев до советской ракетной базы ("музей Холодной войны", и кабы не были на
аналогичном объекте на Украине, причём той же командой - наверное заехали бы), но краткий маршрут я наметил через сёла Бержорас и Плателяй с деревянными церквями - давно заметил, что село, сохранившее церковь, всегда целостнее и самобытнее. Однако первую остановку сделали в состоящей из десятка домиков деревне Бабрунга, увидев старую (1816) водяную мельницу:
11.
В ней, как оказалось, живёт художник Леонард Чернаускас, устроивший тут свою мастерскую, галерею (стиль похож на Чюрлёниса) и маленький этнографический музей. Нам он провёл экскурсию по мельнице и подарил проспектик национального парка, впоследствии пригодившийся в сёлах.
Вот его сайт (только на литовском).
12.
Дальше пара зарисовок по дороге. Лодка-клумба - это очень по-литовски:
13.
Чистые и тихие озёра, коих тут очень много:
14.
И почти на каждом - агроусадьба. Ох, как я жалею, что мы ни разу не переночевали на такой!
15.
Конечно, слова о "неуютности" Жемайтии к национальному парку не относятся, и даже наоборот - одно из уютнейших мест Литвы:
16.
Ну а вот и следующая остановка - Бержорас, маленькое село с деревянной церковью меж трёх озёр - Бержорас (Берёзовое), Ильгис и Жедялис. По легенде, как-то в 15 веке местный крестьянин увидел на берёзе образ Богоматери и отнёс его в Плателяй, откуда ночью образ исчез и вновь обнаружился утром на той же берёзе. Стало ясно, что надо строить костёл... а где костёл, там и село. В нынешнем виде церковь Святого Станислава срублена в 1746 году:
17.
Увы, она оказалась заперта - но даже больше впечатляет окружающее кладбище:
18.
Колоколенка характерной формы:
19.
И ещё более старая часовня Иоанна Непомука конца 17 века. Деревянная церковь 17 века в Литве всего одна, да и та латышская, то есть это старейший сохранившийся памятник литовской культовой деревянной архитектуры:
20.
Дальше я увидел часовню, за ней ещё и ещё - и догадался: кальвария! Об этом явлении я уже
рассказывал в Вильнюсе - "макет" Крёстного пути и маршрут крёстных ходов, представляющий собой последовательность "сюжетных" часовен ("Христос у Пилата", "Распятие" и т.д.). Язычество не при чём - традиция эта пришла в 16 веке из ревностно-католической Испании. Две главные кальварии Литвы - в Вильнюсе и городке Жемайтская Кальвария, а самые маленькие целиком умещаются на дворе одного храма. Эта средняя - в ней 16 деревянных часовен (1759-60), охватывающих всё село.
21.
Увидев, как я фотографирую часовню, ко мне подошёл мужик с удочкой и в кирзовых сапогах, сказал "Лабас ритас!", на что я ответил "Здравствуйте!". Русские туристы - нечастый гость в этом краю, поэтому дальше разговорились. И более всего мне запомнился следующий диалог:
-А что часовню фотографируешь?
-Так интересно же. У нас они другие.
-Да ну, чего часовню фотографировать? Богу молиться по-разному можно... (и дальше чуть изменившимся голосом) Я, например, под деревом молюсь. И когда в озеро захожу, воде молюсь. По-разному с Богом разговаривать можно...
Сел на велосипед да укатил. Я же от такого ощутил лишь мороз по коже - передо мной живое литовское язычество! Ну, скорее двоеверие - но настоящее, подлинное: в сельской глуши неоткуда взяться родноверу. Да и правда, что такое 600 лет для религии? Я знал о язычниках среди наших финно-угорских народов - по 3-5% мордвы и удмуртов и около 40% марийцев, на чьём
молебне в Священной роще я был в 2008 году... но с тех пор никогда не сталкивался с живым язычеством - лишь его историческим наследие да искусственными адептами из городов.
22.
Следующая остановка - Плателяй, "столица" национального парка, уже не деревня, а вполне серьёзное местечко (около 1 тыс. жителей), в 1792 году успевшее даже получить Магдебургское право. На въезде - небольшая усадьба Огинских (основана в 1772), которую мы, впрочем, проехали без остановок, из окна увидев в том числе огромный Ведьмин ясень (обхват более 7 метров).
23.
Здесь тоже есть деревянный Петропавловский костёл (1744):
24.
В принципе они по всей Литве похожи и снаружи довольно примитивны - крестообразный план и минимум изысков:
25.
Здесь шли похороны, и на крыльце стояли жемайты в чёрных широкополых шляпах, напомнившие мне цыгана Малькиадеса из "Ста лет одиночества". Они глядели на нас очень недобро, и всё же я не смог не сделать кадр с интерьером - обычным интерьером литовской сельской церкви:
26.
Наверное, дом ксёндза или церковно-приходская школа:
27.
Центр местечка:
28.
На главной площади - Святой Флориан, покровитель пожарных и погорельцев. Похожая статуя есть и
в Румшишкесе (сектор "Местечко"), и была в прошлом непременным атрибутом литовских местечек. Сюжет везде один - заступник Флориан льёт воду на горящий дом.
28а.
Рядом целых два памятник независимости - старый (1928) и новый. На последнем обратите внимание на даты: "1941-1944-1953". Как гуцулы были самыми непримимыми бандеровцами, так и жемайты - самыми непримыми "лесными братьями" (при всей оппозиционности литовцам).
29.
Ещё тут есть смотровая площадка с видом на Плателяйское озеро, представляющее собой "звезду" из нескольких плёсов, но мы увидели его лишь с другой стороны:
30.
Теперь перенесёмся на противоположный конец Глубокой Жемайтии - если национальный парк в 30 километрах северо-западее Тельшяя, то городок Варняй (1,3 тыс.) - в 40км южнее. Сейчас, кроме трёх архитектурных памятников, он весьма невзрачен и стоит в довольно унылой местности - но с незапамятных времён и до 1862 года он был фактической столицей Жемайтии. Известный до 15 века как Медининкай (не путать с
Медининкаем под Вильнюсом!), в историю он вошёл победами над крестоносцами в 1320 и 1398 годах. Более того - здесь находилось крупное капище, с разрушения которого в 1413 году Витовт и Ягайло начали Крещение жемайтов. Варняй (уже под этим названием) стал резиденцией епископа, который в новокрещённом краю выполнял фактически роль наместника над сеймами и выборным старостой.
31.
Над городком довлеет здание семинарии (1770-е) с видимо воссозданной колокольней из силикатного кирпича. На углу - памятники самым выдающимся епископам, внутри есть музей, к моменту нашего приезда закрытый. Возраст Варняйской семинарии очень почтительный - основана в 1469 году.
32.
Честно говоря, я не задумывась принял её за епископский дворец (так как знал, что он тут есть), но лишь дома обнаружил, что на самом деле "дворец" выглядит так, и вспомнил, что даже проходил мимо - но не признал и не заснял. Однако такое бессребреничество на фоне огромной семинарии не может не впечатлять. Дом, видимо, начала 19 века - в 1864 году, после Польского восстания, резиденция вместе с семинарией была перенесена по указу Муравьёва-Виленского в Ковно, что поставило крест на жемайтской автономии.
33.
из белорусской википедии.
Школа времён Первой республики - по соседству с бывшей семинарией:
34.
В основном Варняй выглядит так - некогда это был деревянный старый городок типа Кельме (
см. здесь), но почти всё сгорело в войну, и ныне 9/10 его застройки - силикатные малоэтажи:
35.
Вдалеке костёл Святого Александра:
36.
А в сотне метров от семинарии, совершенно невзрачный на её фоне епископский собор Святых Петра и Павла (1681-91):
37.
Но именно этот храм был основан в 1416 году вместо капища. В его подвале - усыпальница епископов, но когда мы приехали, был заперт даже двор:
38.
Однако архитектура тут для храма такого значения на удивление невзрачная - банальный сарматизм рубежа 17-18 веков. Не знаю, какой там интерьер (наверное очень красивый?), но судя по экстерьеру - местные епископы явно были аскетами...
39.
По дороге к Александровском костёлу. Кто-то вешает на свой дом крест:
40.
А кто-то - солнце:
41.
Александровский костёл (1804) был уже не епископским, а приходским, но основан тогда же - в 1416 году (ведь Александр - христианское имя Витовта). Один из крупнейших в Литве деревянных храмов. Надпись на фасаде - "600 лет крещению Жемайтии".
42.
Во дворе капличка:
43.
В зале - расписной потолок:
44.
А здания на площади перед костёлом - явно времён Первой республики. Каменная, кажется, управа и деревянные остановка и павильончик не совсем понятного значения. А как пристально смотрели на нас местные! Это не национальный парк, туристы сюда забираются редко. Я люблю такие забытые места с большой историей - в них даже её обрывки компенсируют свою скудность подлинностью.
45.
В 1926 году Жемайтская епископия возродилась - но с центром уже не в Каунасе, а в Тельшяе, который и стал "столицей" жемайтов. Вообще, это было время национального ренессанса, и уже в те времена в Тельшяе появились жемайтские национальные гимназия, театр и музей. Впечатляет то, что у жемайтов даже архитектура была иная - больше похожая на финский функционализм, чем на "
литовский стиль" Каунаса. Один из характерных образцов - здание Жемайтского музея "Алка" (в честь
главного святилища у Балтики), построенное в 1939-40 годах на окраине города:
46.
В его основу легла коллекция, собранная ещё в 19 веке французским герцогом де Шюазёль, бежавшим в Россию от революции и получившем имением под Тельшяем. Собственно музей основал в 1932 году Пранас Генис - честно говоря, напрочь забыл, что мне о нём рассказывали, и в интернете найти тоже не получается. Вроде поэт, краевед и идеолог жемайтов, в советское время расстрелянный (если ничего не путаю).
47.
Но этот парадокс - уничтожив основателя, советская власть продолжила его дело, и ныне в Тельшяе огромный для малого города краеведческий музей, насчитывающий более 70 тысяч экспонатов. Это действительно полноценный Национальный музей небольшого народа, и Жемайтия тут представлена со всех сторон - природа (самый скучный зал с типовыми лосями и медведями), история (от первобытных людей до книгоношей и лесных братьев), еврейское прошлое, жемайтская этнография (которую я частично показал в начале поста) и огромный, очень красивый зал картин, скульптур и утвари из окрестных усадеб - частью коллекция того француза, частью - конфискованные советской властью ценности. Правда, в большинстве залов запрещено фотографировать - здесь мне наконец объяснили, что дело в защите интеллектуальной собственности: археологические находки фотографировать можно, а картины и скульптуры - нет. Ещё в музее огромный актовый зал, где в это время какие-то девушки театрального вида очень красиво пели, репетируя праздник начала лета (дело было в четверг, а празновать его должны были в выходные). С верхнего этажа можно выйти на смотровую площадку:
48.
Ещё близ Тельшяя есть небольшой "скансен" (16 построек, основан в 1983 году), посвящённый конкретно жемайтской культуре, но мы туда не поехали - вряд ли там есть что-то такое, чего нет в жемайтском секторе Румшишкеса. Сам Тельшяяй живописно расположен на озере Мастис, и в общем непохож на другие города Литвы:
49.
Где-то за домами - самый восточный литовский ветряк, что мы видели.
50.
Про Тельшяй, жемайтскую столицу - в следующей части. Напоследок - церковь Марии Магдалины (1825) в селе Ужвентис, по дороге из Варняя в Шяуляй:
51.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса. Неринга.
Куршская коса. Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Жемайтская Кальвария.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.