Как-то в пыльном полувоенном Омске середины 19 века жил генерал-губернатор, герой десятка войн Густав Гасфорд, руководивший отсюда освоением казахской степи и покорением Семиречья. В это же самое время в Омской крепости сидел на каторге Достоевский, но сейчас это к делу не относится. У Гасфорда была молодая жена Любовь Фёдоровна, в девичестве Львова, которая не прожив в Сибири и года, в 1852 году умерла от чахотки. Но - оставила о себе память в виде Любинской рощи, разбитой в это время на правом берегу Оми, и так сильно эта роща омичам полюбилась, что Любу, соединив её образ с образом её племянницы и следующей жены губернатора филантропки Надежды, тут запомнили как почти что святую покровительницу Омска. Земли рощи уже 1870-х годах городской голова Фёдор Чернавин начал продавать под застройку, "прорубив" Чернавинский проспект, правобережное продолжение Атаманской и Дворцовой улиц на левом берегу Оми, в показанных мной ранее Казачьем и Ильинском форштадтах - ныне всё это улица Ленина. К 1905 году в стремительно растущем городе от рощи не осталось и следа, а на её месте образовался один из красивейших в России городской район. Но память о Любе оказалась сильнее: неофициально Чернавинский проспект оставался Любинским проспектом, и народное название теперь уже участка улицы Ленина пережило и советскую власть, и 1990-2000-е годы. Любинский проспект для Омска - что для Москвы Арбат или для Киева Крещатик, так и остался если не душой города, то хотя бы его лицом.
Осмотрев в прошлой части деревянные левобережные слободы, перейдём теперь на правый берег Оми, к его 4 форштадтам, оформившимся в конце 18 века вокруг Второй Омской крепости: Кадашевский, Бутырский, Подгорный и Мокрый. Любинский проспект - в Подгорном форштадте, его с окрестностями в Бутырском и Мокром форштадтах сейчас и осмотрим.
Странно, что пройдя в общем-то всю омскую улицу Ленина, я ни разу не пересекал Омь пешком по её мосту. В оба свои приезда я ходил Комсомольским мостом (1948-54), вырастающим из Театральной площади и связующий знакомый нам проспект Карла Маркса на левом берегу с улицей Гагарина на правом:
2.
Главная достопримечательность моста - барельефы его фонарей, причём пройдя тут немереное количество раз, я увидел лишь три из четырёх. Справа - вид на левый берег, гигантский "трамплин" Музыкального театра (1982) и башенку Городской думы (1897):
3.
Парой сотен метров ниже по Оми - нехоженный мной Юбилейный мост (1967) улицы Ленина. На заднем плане за бывшим Речным вокзалом (1965) блестит Иртыш, его вода гораздо чище и светлее:
4.
Прежде на этом месте был Железный мост (1909), построенный взамен мостов деревянных:
4а.
У моста - Серафимо-Алексеевская часовня (1907) в честь рождения цесаревича Алексея и по совместительству бывшая храмом-памятником погибшим в русско-японской войне с прототипом Вечного огня - неугасимой лампадой, а весь доход от продажа свечей шёл на помощь семьям погибших солдат. Её и снесли (1927), и воссоздали (1994) первой.
5.
Общий вид бывшего Подгорного форштадта - фактически это четыре трапециевидных квартала вдоль Любинского проспекта (часть улицы Ленина) и улицы Карла Либкнехта (бывшей Гасфордовской).
6.
А вот Воскресенский сквер у Оми ниже моста и часовни имеет мрачную предысторию, начавшуюся в 1910 году с самого современного в Омске синематографа "Гигант", чрезвычайно популярного у омичей что тогда, что при Советах. Однако дальше, в послевоенные годы, в нём развернулась история реально жуткая: по городу поползли слухи, что в этом театре пропадают дети.[впечатлительным не читать]Беспризорников в разрушенной войной стране бегало немерено, так что милиция даже не обращала на подобные инцеденты внимания - ну убежал, ну отловят его через полгода на мелкой краже где-нибудь в Ташкенте... пока в "Гиганте" не пропал сын жены директора одного из крупнейших заводов. В театр пришли с обыском и нашли на его чердаке 13 голых детских трупов со следами удушения, а вскоре задержали и убийц - по официальной версии, это была банда таких же беспризорников, и они заманивали детей на чердак "бесплатно" посмотреть кино через дырку в стене, а потом со спины душили проволокой ради их одёжки, которую сбывала на рынке глава банды - некая Пелагея Беляева. Скорее всего это была правда: нищета, безотцовщина, ужасы войны - всё это должно было породить немало человекообразных существ с моралью животного... но соотношение жестокости и средненькой даже по тем голодным временам выгоды реально не укладывается в голове, причём не только у меня одного: почти сразу в Омске поползли слухи о том, что это были ритуальные убийства, и якобы трупики были обескровлены и развешаны в странных позах по стенам, а на чердаке влялось множество бутылок и банок с остатками крови.В общем, в 1946 году толпа разгромила и подожгла "Гиганта", и хотя его восстановили - популярность среди омичей он полностью утратил, и в 1952 году после очередного пожара киноеатр снесли и разбили сквер. Откровенно говоря, был он довольно уродлив.
6а.
В сквер глядит роскошное здание бывшей гостиницы "Россия", уже знакомое нам по посту про Омскую крепость - левее будут одни из её ворот. Если в "Европе" на том берегу останавливался Николай Рерих, то здесь бывали поэт Константин Бальмонт и чешский писатель Ярослав Гашек.
7.
Другой фасад гостиницы на Любинском проспекте:
8.
Напротив - торговый дом купчихи Кузьминой, а между ними - "устье" Любинского проспекта:
9.
Обилие строительных лесов за ним, думаю, объясняет, почему большинство фотографий Любинского я выкладываю с весны-2009, когда все эти фасады я застал открытыми. Здесь же обратите внимание на ширину тротуаров - короткая улица в большей степени пешеходная, чем проезжая:
10.
Очередное творение Александра Капралова, одно из самых слебеньких. Ещё пары более интересных скульптур в 2009 не было, а в 2015-м я умудрился их как-то проглядеть (или они просто сняты на время реставрации):
10а.
Надо сказать, большая часть бывшего Чернавинского проспекта застроена довольно невзрачными торговыми домами 1870-80-х годов, когда только начинала вырубаться роща, и я не буду перегружать пост их фотографиями ( традиционно отсылаю к d-popovskiy). Лучшие здания проспекта - Московские торговые ряды (1903) и Товарищество Овсянниковых и Ганшина (1906) на его левой стороне:
11.
Они отмечают косой перекрёсток Любинского с ещё более короткой улицей Либкнехта, у которой лишь правая часть проезжая насквозь - вид на её начало с параллельной улицы Гагарина. ТЦ "Пять Звёзд" с куполом - новодел, на который купился даже я, приняв за подлинный модерн; дальше от Гагарина до Ленина тянется длинный магазин купчихи Шаниной:
12.
На перекрёстке - собственно Люба. В честь неё тут названо немало, например станция Любинская на Транссибе, но в целом образ её в сознании омичей полностью мифологизирован, а о том, какой была Любовь Гасфорд на самом деле, не известно по сути дела ничего. Густав Гасфорд же был одним из самых достойных генерал-губернаторов, ещё до назнаечния в 1850 году в Западную Сибирь прошёл несколько войн, а в Сибири сыграл решающую роль в покорении Семиречья - это его экспедции основали Верный, будущую Алма-Ату, своего рода "дочь" Омска.
13.
Другая сторона бывшей Гасфордовской вроде и тоже проезжая, но отделена от Любинского тротуаром и забором. На перекрёстке - Сантехник Степаныч (1998), и хотя развелось их таких ныне немерено (причём не только в России - "исходный" Сантехник и вовсе в Братиславе), только этот мне попал в кадр.
14.
И если Любинский похож на уголок Москвы, то то улица Либкнехта напоминает скорее забытый властями накануне 300-летия уголок Петербурга где-нибудь на Петроградке или Ваське. Её ансамбль - 4 представительства крупнейших фирм того времени. Слева вполне московский по виду "Вогау и Ко" (1910-12):
15.
И страховое общество "Саламандра" (1913-14):
16.
Напротив соответственно представительства Тверской мануфактуры (слева, поскромнее) и "Треугольника" (1914-15), владевшего в Петербурге крупнейшим резинотехническим заводом мира.
17.
В треугольниках между Любинским и бывшей Гасфордовской немало живописных дворов и закоулков петербургского вида:
18.
В них свои детали:
18а.
Заведения от продуктовых магазинов до квеструмов:
19.
Система дворов с прошлых трёх и следующих трёх кадров ещё и полностью между собой сообщается:
20.
21.
Ворота "Треугольника":
22.
Европеизированный дворик на другой стороне Любинского:
23.
Легко подумать, что мы где-нибудь в Прибалтике или Западной Украине, а стена на заднем плане - недобитый фрагмент рыцарских укреплений:
24.
Снова другая сторона, заросшие бурьяном задворики "Саламандры":
25.
Это так называемая Музейная улица с деревянным зданием (1910) Западно-Сибирского отделения Русского географического общества, о плодах деятельности которого я немного рассказывал в Ильинском форштадте, в том числе перечисляя бывавших в Омске исследователей - весь цвет русских исследователей Азии. Ныне это Дом народных ремёсел:
26.
В 2009 он смотрелся куда фактурнее, навевая ассоциации с деревянным "колониальным" зодчеством далёких углов империи (как примеры - Каркаралинск, Пржевальск, но больше конечно на старых фото). На самом деле доски и наличники вполне исторические, обгорели в 1980-каком-то году, но восстановлены были не совсем по оригиналу. Серое здание бывшего Коммерческого училища (1916) на заднем плане выходит практически в Омскую крепость, его фасадом мы любовались в соответствующем посте:
27.
Между тем, Подгорный форштадт заканчивается, Любинский проспект резко набирает высоту. Обратите внимание, что в его перспективе Никольский Казачий собор (а на вводном кадре - и шпиль Ленинградской площади) за Омью. В целом, это пожалуй лучший городской каменный ансамбль всей Сибири:
28.
Товарищество Овсянниковых и Ганшина, ещё один острый угол - впечатляет и это обилие треугольников в плане:
29.
Напротив - задворки магазина Шаниной и Иверская часовня (1996), как ни странно тоже реплика дореволюционной (1867). А всего-то кладка современная да сделана чуть-чуть грубее - и уже новодел новоделом:
30.
Опять напротив, у начала Музейной улицы - Первая женская гимназия-пансион (1879-82), ныне офисы:
31.
Собственно, Любинский проспект здесь заканчивается, как и Подгорный форштадт, который сменяет бывший в Омске начала ХХ века центральным форштадт Бутырский (откуда такое название - так и не разобрался). Последняя часть улицы Ленина до Соборной площади называлась сто лет Казнаковской в честь ещё одного генерал-губернатора Николая Казнакова. Центры двух бывших форштадтов разделяют скверы на месте бывшей эспланады. Слева, между Северо-Театральным и Южно-Театральным скверами очень красивое здание Омского драмтеатра. Любительская труппа в Омске появилась в 1840-50-е годы и упоминается Достоевским, профессиональная - в 1876 году, в тогда ещё деревянном театре, построенным годом ранее для гастролёров. Нынешнее здание (1905, в основе 1882) в общем-то редкое - подавляющее большинство театров в России построены в советское время:
32.
Тем более и место, где стоит театр, историческое - именно здесь находился острог Омской крепости, в деревянном корпусе которого четыре года своей жизни провёл Достоевский. Снесли его задолго до строительства театра - кто ж знал, что узник придаст убогому бараку историческую ценность? В Северо-Театральном сквере - памятник Достоевскому "Несущий Крест" работы Капралова, который я показывал в посте про крепость. А вот Муза - на здании театра ( другие детали - см. здесь):
32а.
Напротив - так называемый Врубелевский корпус, фасад которого я и в 2009, и в 2015 застал в лесах. Впрочем, от "изнанки" он отличается в первую очередь скульптурами да лепниной, а форма в общем почти та же. Изначально (а архитектор, между прочим, Крячков) это была городская биржа (1914), ныне одно из двух зданий (второе - дворец генерал-губернатора) созданного в 1924 году Омского музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля (который так же родился в Омске).
33.
У торца - ещё одна "капраловская" скульптура "Динамическое равновесие, или Весы бытия". Классическое "ничего не понял, но круто":
34.
По улице Ленина вглубь Бутырского форштадта пока не пойдём, а свернём за Врубелевским корпусом на Гагарина. В глубине сквера - ещё один чугунный фонтан
35.
А на Гагарина несколько зданий, ныне занятых администрацией Омска (всё же круто, что у такого огромного города она занимает исключительно дореволюционные дома!), в том числе бывший Русско-Азиатский банк со скульптурами Винклера. Увы, в деталях его отснять я не сподобился, но много фотографий (а также Врубелевский корпус с фасада) есть здесь.
36.
За домами на Гагарина в низинке скрывается ещё и Мокринский форштадт, самый маленький и в своё время один из самых бедных в Омске, а названный из-за периодических затоплений разлившейся Омью (впрочем, она и Любинский заливала). Ныне часть его занимают всякие деловые центры, часть - тихие улицы с очень красивыми деревянными домами, куда я так и не дошёл - такчто опять отсылаю к детально отснявшему его d-popovskiy.
37.
Я же разыскал лишь капитально отреставрированную со времён фотографий по ссылке Никольскую старообрядческую церковь совершенно неясного возраста:
38.
Ничего не нашёл об истории староверческой общины Омска (но её тут, конечно же, не могло не быть), однако дородного бородатого старовера видел ещё в окрестностях вокзала (но не на самом вокзале да вдобавок на машине - то есть явно местный).
38а.
По всё той же улице Гагарина вернёмся теперь в Бутырский форштадт. Она упирается в огромный ТЦ "Омский" (1984) - как видите, таких вот характерных тяжеловесных построек 1980-х годов тут вообще немало. У ТЦ - не менее крупный, чем близ Театральной площади транспортный узел с остановками маршруток, автобусов и троллейбусов во всех концы города:
39.
Вообще, действительно интересное здание, в том числе с изнанки:
40.
Улица Гагарина об него как бы разбивается на Интернациональную (налево) и Гуссарова (направо). От последней до Оми раскинулся большой и очень старый военный госпиталь, почти ровесник крепости (1776), едва ли не первая больница во всей Сибири. Внутри немало интересных зданий, многие из них со своими легендами, но пройти можно лишь к Скорбященской церкви с другой стороны, опять же в Мокринском форштадте. Но самая ценная постройка госпиталя, старейший в Омске деревянный дом 1840-х годов, глядит фасадом буквально на ТЦ "Омский":
41.
Сейчас можно сказать, что это и есть тот самый Мёртвый дом - в госпиталь несколько раз попадал Достоевский и его там даже чуть не отравили: «На соседней кровати лежал огромный детина из бандитов. Во время переодевания в больничный халат я переложил трехрублевую бумажку на его глазах. Ночью проснулся и услышал, что сосед шепчется с фельдшером. Утром приносят мне молоко. Взял чашку в руки, вдруг неизвестно откуда вбегает Суанго, мордой выбивает из рук моих чашку и лакает пролившееся молоко. Фельдшер кричит, гонит собаку. И только выскочил Суанго на двор, так страшно взвыл, окочурился". Не знаю, чем, но мне очень понравилась мемориальная доска на стене Мёртвого дома:
41а.
С другой стороны от ТЦ, на Интернациональной - роскошная пожарная каланча (1915), с советских времён архитектурный символ Омска, собственно первое омское здание, о котором я в принципе знал. Теперь смешно вспоминать, что до первой поездки считал её едва ли не единственным, что есть примечательного в Омске.
42.
Конечно же пожарный на площадке, установленный в 2002 году:
42а.
А с боковой улицы Герцена на ТЦ "Омский" глядит Коммунальный Карась - по-моему самая впечатляющая скульптура Капралова, такая современная аллюзия на чудо-юдо-рыбку-кит с городом на спине:
43.
В следующей части закончим осмотр исторического центра - самый некогда богатый Кадашевский форштадт, ещё немного Бутырского форштадта и ветхие деревянные Выползки.