Алма-Ата. Часть 2: осколки города Верного

Jun 05, 2012 01:03



Как и у Астаны, у Алма-Аты была "прошлая жизнь" - купеческий и казачий город Верный, столица Семиреченской области, небольшой, далёкий, но изначально и безусловно в тот период русский. Как и от Акмолинска, от Верного осталось где-то полтора десятка зданий, и здесь они занимают ту же нишу, что в Москве - палаты 16 века. Но верненский стиль очень самобытен, да и вдобавок тут сохранилось целых три старых церкви, среди которых есть один безусловный шедевр.
Первая часть была о пейзаже Алма-Аты в целом, во второй же посмотрим на разбросанные в этом пейзаже осколки былого.


Основанный в 1854 году как крепость, а 1867 повышенный до города, Верный всегда оставался небольшим: в начале ХХ века с населением в 23 тысячи человек в нынешних границах Казахстана он уступал также Уральску (37 тыс. жителей, раз- два- три) и Семипалатинску (26 тыс., раз- два- три). Однако облик Верного был, судя по всему, куда специфичнее - тут сыграли роль три фактора:
1. В 1887 и 1910 годах Верный разрушался землетрясениями, а в 1921 - селевым потоком. Следовательно, почти вся старина здесь была создана в небольшой промежуток времени и в попытке создать что-нибудь сейсмостойкое.
2. Почти всё здесь строили два архитектора - местный уроженец Андрей Зенков и приглашённый француз Пётр Гурдэ.
3. Строили здесь из местных материалов, в первую очередь тянь-шаньской ели, древесина которой очень прочная и от времени не гниёт, а каменеет.
А как результат, немногочисленные верненские домики и храмы не спутаешь ни с чем. С храмов и начнём, а точнее - с Вознесенского Зенковского собора (1904-07) - пожалуй, самого выдающегося произведения русской архитектуры во всей Средней Азии:

2.


Собор не просто очень красив - он ещё и уникален в инженерном смысле. Во-первых, срублен из тянь-шаньской ели, хотя снаружи и не скажешь. Во-вторых, высотой 54 метра - то есть, это самая большая в мире историческая деревянная церковь. Но ещё удивительнее то, что он прекрасно пережил землетрясение 1910 года, разрушившее многие одноэтажные дома. Дело в том, что это ещё и один из первых опытов сейсмостойкого здания в русской архитектуре - деревянный корпус храма прошит металлическими болтами и содержит пазы, делающие конструкцию гибкой. То есть, если я верно понимаю, при землетрясении он качается - но не падает. Кроме того, фундамент собора установлен на монолитной плите, которую окружает подземная галерея, призванная гасить поверхностные волны: в то землетрясение довольно внушительная трещина, разросшись в сторону собора, обошла его, что конечно многие восприняли как чудо.

3.


Интересна и архитектура - пожалуй, в России или на Украине такое здание смотрелось бы балаганом. Но в чуждом, экзотическом, потрясающе красивом и разнообразным Семиречье, где соседствуют хвойные леса и песчаные пустыни, бегают сайгаки и фаланги, а разбойники-мусульмане караулят на древних дорогах китайских купцов, он абсолютно уместен. Его облик я бы охарактеризовал как "чудеса Востока глазами русских поселенцев". Деталями собора можно любоваться бесконечно:

4.


5.


Удивляет и то, что он в принципе уцелел - почему-то во всех (!) без исключения казахских городах, что я знаю, при Советах были уничтожены именно центральные соборы, но уцелели казачьи церкви и татарские мечети в предместьях - так было в Уральске, Акмолинске, Петропавловске, Семипалатинске, Павлодаре, Кокчетаве - короче, везде. Здесь же собор почти сразу был взят под охрану, а в 1931 году в него въехал Центральный музей Казахстана, обитавший там до 1985 года.

6.


Интерьер собора подстать наружному убранству - величественный, столь же наш, сколь и азиатский.

7.


Домик рядом с собором - управление Астанинской и Алматинской епархии, включающей в себе всё Семриречье и почему-то Астану. Как видите, здесь церковь очень тактична: обитает в маленьком домике, и обходится без золотых куполов.

8.


Предыдущий же кафедральный собор (1875) стоял чуть в стороне и был разрушен землетрясением 1887 года. Сравнивая с Зенковским шедевром, понимаю, что мне его совершенно не жалко:

9.


Собор ныне стоит в глубине парка, частичного основанного ещё в 1899 году как Пушкинский сад, а частично - устроенного при Советах на месте православного кладбища, от которого уцелели только могилы родни Герасима Колпаковского (первого губернатора Семиречья), совсем недавно (upd-2015) приведённые в порядок:

10.


В 1919 году место переименовали Парк павших борцов за Свободу, в 1927 - в Парк Федерации, и наконец в 1942 - в Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Дело в том, что 316-я стрелковая дивизия, в которую входили те самые "двадцать восемь самых храбрых...", державших оборону у разъезда Дубосеково, была сформирована как раз в Алма-Ате, так что здесь это название более чем уместно. О том, был ли конкретно тот бой, историки (и политики) до сих пор спорят - но факт остаётся фактом: "панфиловцы" действительно героически сражались под Москвой на Волоколамском направлении. Вот например Бауыржан Момышулы, переживший 27 сражений, а после войны ставший теоретиком военного дела - памятник ему поставили в 2010 году:

11.


Вообще, Панфиловский парк довольно внушительного размера - около 500 метров в ширину, и здесь всегда людно. К слову, силуэт Зенковского собора мелькал на заднем плане в "Игле", когда Цой (то есть Моро Смерть Амбалам) пришёл в заброшенный зоопарк выбивать долг у Спартака, а Спартак попытался его "развести на мечту" и сошёл с ума. Правда, вроде бы зоопарка тут никогда не было, так что может быть там был собирательный образ.
На дорожках расставлены многочисленные военные памятники - например, орудие крейсера "Киров" - флагмана Балтийского флота в 1941-45 годах, подшефного Казахской ССР:

12.


Различные "профильные" памятники:

13.


Афганистан... он отсюда не так уж далеко, и в Алма-Ате это ощущается:

14.


У восточного входа в парк - огромный и чрезвычайно экспрессивный мемориал Славы (1975):

15.


Где во время нашего приезда полным ходом шла подготовка к Дню защитника отечества (7 мая) и Дню Победы. Кстати, уж не знаю, с чем это связано, но Вечный огонь в Алма-Ате дымит - так было и весной-2012, и осенью-2013:

16.


А вообще, мемориал и собор очень интересно взаимодействуют. "За Русь Святую, за веру православную!!! Не возьмёшь, басурман!!!". Будто и не от фашистов они обороняли Москву, а от ордынского набега. Особенно двусмысленно это выглядит здесь, в сердце Великой Степи.

17.


Панфиловцы глядят на громаду Дома Офицеров (1978):

18.


У подножья которого - Воинское собрание города Верного, ещё одна работа Зенкова (1908), стиль более чем характерный. Ныне здесь музей народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, а сочетание старого и нового зданий характеризует преемственность - с превращением Верного в Алма-Ату стиль изменилась, но самобытность осталась:

19.


Как нетрудно догадаться, это был самый центр города, поэтому концентрация домиков Верного в окрестностях Панфиловского парка многократно выше, чем в других местах. Вот, скажем, какой-то безымянный домик (может и новодельчик) напротив юго-западного угла, на перекрёстке Казыбек би и Кунаева:

20.


Верненская мужская гимназия напротив парка с южной стороны (то есть опять на Казыбек би) - крупнейшая в городе работа Петра Гурдэ (1895) взамен разрушенной землетрясением. Здесь учился цвет туркестанских большевиков - например, Михаил Фрунзе. Ныне это главный корпус Казахстанского государственного пединститута - первого вуза Казахстана, открытого в 1928 году как Казакский государственный университет (не путать с нынешним КазГУ, открытым в 1934):

21.


Рядом, как свидетельствует табличка - Старые ворота:

22.


Которые ныне ведут на территорию пединститута, внушительный учебный корпус которого построен в самом конце 1980-х:

23.


Прежде же это был так называемый "гимназический городок" - с мужской гимназией соседствовала и женская (1904). Если ту строил Гурдэ, то эту - Зенков, и по-моему получилось гораздо красивее. Увы, ей не повезло - хотя точно не знаю, когда именно её снесли.

24.


А на другой стороне улицы располагался Губернаторский дворец - в военизированных областях (где в отличие от губерний должность губернатора занимал военный) на новоприсоединённых окраинах империи это здание всегда играало осбую роль. Первый, более роскошный дворец губернатора (1879) построили по проекту, изначально предназначавшемуся в более крупный и богатый Ташкент, но в 1887 году был разрушен землетрясением. Второй дом, поскромнее и деревянный, возвели в 1894, и он простоял сто лет, меняя разные функции и перестраивась, и наконец в 1994 году сгорел, в 2000 руины снесли окончательно, и ныне на его месте довольно унылая жилая новостройка:

24а.



В соседнем квартале - старая база "Казахфильма" (1934), где в эвакуации работали "Ленфильм" и "Мосфильм", и были сняты 4/5 всех фильмов времён войны в Союзе, но мы до неё не дошли буквально сотню метров. Да впрочем, само здание гораздо более позднее и ничем особым не примечательно. На другой стороне квартала, по улице Толе би - ещё один старинный домик, бывший пансион мужской гимназии (1907):

25.


А едва ли не самый красивый дом Верного стоит уже ниже парка, через улицу Гоголя - бывшее Верненское городское училище имени Колпаковского, шедевр Петра Гурдэ (1890), украшенный резьбой из тянь-шаньской ели:

26.


Хорошо получается: француз построил памятник русской архитектуры в Туркестане. Вроде и деревянь - но совсем не наша, что у нас такое дерево не растёт, видно невооружённым глазом:

27.


Ниже, на улице Жибек-Жолы (Шёлковый путь), находился базар. Он и сейчас там, но в советских зданиях, а в старом Верном это выглядело так, и какие-то из этих торговых рядов простояли до 1975 года:

28а.


Последний  верненского рынка - Дом тканей "Кызыл-Тан", построенный как магазин купца Исхака Габдулвалиева (в Верном, как и в других городах Казахстана, торговля держалась тогда на татарах) - по одной версии в 1895 году Гурдэ, по другой в 1910 году Зенковым:

28.


Правда, это форменная "вещь в себе" - точки, с которой он виден более-менее полно по крайний мере в "зелёный" сезон не найти:

29.


29а.


Ещё один домик рядом - интересно. новодел или нет:

30.


Итак, всё перечисленное находится в радиусе квартала от Парка Панфиловцев. Но на самом деле Верный был куда обширнее, и отдельные домики, один на несколько десятков многоэтажек, встречаются за километры отсюда. Скажем, целых два на улице Фурманова, бывшей Лепсинской (а Лепсинск - это первый русский город Семиречья, ныне глухомань в горах Джунгарского Алатау).
Выше (№162) - дом Тита Головизнина, владельца сапожных мастерких (1905). По некоторым данным здесь в 1955-56 годах жил глава Казахской ССР Леонид Брежев:

31.


Ниже (№99) - дом кого-то из Шахворостовых (1890). Это была одна из главных купеческих династий Верного, и кому именно принадлежал домик, точно теперь не известно. С 1960-х до 1992 года тут был музей истории медицины в Казахстане, а сейчас... Забор и камеры меня сильно озадачили, и я думал, тут обитают какие-нибудь гэбисты. Оказалось, что это бывшее посольство, а ныне консульство США. Забором и камерами его оснастили после 11 сентября, так что снимайте осторожно - вдруг выскочат brave american boyzzz. Ракурс не очень удачный, но только так видны все характерные детали:

32.


Кроме того, некогда на углу Фурманова и Жибек-жолы находилась Старая мечеть (1890), пережившая землетрясение 1910 года, и как минимум в 1920-е использовавшаяся как ДК "Нацмен" (т.е. Дом культуры национальных меньшинств), а снесена была аж в 1960-70-е годы, при Кунаеве.

33.


Дом на углу "арбатика"- пешеходной части улицы Жибек-Жолы, принадлежал местному чиновнику и почётному акскалу Сеиду Ахмету Сейдалинову, а построил его и вовсе казахский купец Аманжол Аюкин - едва ли не единственный казахский домик в Верном:

34.


Верненский детский приют (1892, Гурдэ) на Кабанбай-батыра, 162, ныне занятый мединститутом:

35.


До революции он выглядел так - над основным объёмом возвышались купола церкви Александра Невского и Марии Магдалины:

35а.


Дом Сапожниковой на улице Сейфуллина, 551 (это не опечатка) - ещё одно творение Гурдэ:

36.


Ныне здесь Музей олимпийской славы, на заднем дворе которого памятник "Асык удачи". Асычки - популярная в Средней Азии игра, в которой используется баранья подколенная кость. Впрочем, традиционные игры кочевых народов - тема отдельная, взять хоть киргизское козлодрание (у казахов такое тоже есть, только с бараном):

37.


Старый Верный окружали многочисленные предместья, со временем оказавшиеся в самом центре разросшейся в 70 раз Алма-Аты - на востоке это Большая и Малая Алматинские станицы и Татарская слобода, на западе - Кучугур и Тастак. Во всех (кроме Татарской слободы и Тастака) сохранились свои церкви, и в Кучугурах, полностью слившихся с центром, это очень красивый Никольский собор (1908, при участии Зенкова), к тому же закрывавшийся только в 1936-45 годах:

38.


Здесь тоже виден неповторимый верненский стиль:

39.


Особенно - птицы оконной решётки:

39а.


Неподалёку от собор находятся дом и сквер Байтурсынова - ранее Зубовская площадь. Зубовы - местные купцы, а Ахмет Байтурсынов - один из основателей Алашской автономии (1917-20), казахского государства со столицей в Семипалатинске. Музей Байтурсынова, реабилитированного (конечно, посмертно) лишь в 1988 году, открылся недавно в доме купца Зубова:

40.


Наличники из тянь-шаньской ели:

41.


Там же, на Кучугурах - едва ли не единственный целиком деревянный домик, принадлежал лесоводу Бауму, которому Алма-Ата обязана своими деревьями и арыками.

42.


Ещё несколько старых фотографий Верного, так и не ставшего Алма-Атой. Если бы не землетрясение 1887 года, то скорее всего его архитектура бы не отличалась от общероссийской (до него, кстати, главным архитектором был Павел Зенков - отец Андрея Зенкова). Вот, например, каменный Покровский собор (1882), разрушенный стихией через 5 лет, отстроенный после уже в дереве и снесённый в 1934:

43а.


А так выглядел до землетрясения Дом офицеров, опять же каменный:

43.


Вообще, для города на дальней периферии Верный был очень хорошо зафодокументирован. Эти здания построены уже после 1887 года, и так как строились они в основном сейсмоустойчивыми - землетрясение 1910 года Верный пережил существенно легче, и большинство показанных ниже зданий разрушены уже людьми.
Окружной суд:

44.


Дом того самого Исхака Габдулвалиева, при советах Наркомфин... вроде бы сохранился, но в сильно купированном виде:

44а.


Дореволюционное здание (скорее всего, построен после землятрясения 1910 года), в 1920-е известное как Дворец Труда. Увы, более конкретной информации о его происхождении и дальнейшей судьбе не нашёл.

44б.


Здание, где в 1920-х находился "Казкрайсоюз". Теоретически, оно может быть и раннесоветским - конструктивизм сюда дошёл с сильным запозданием, и например в Бишкеке модерновые здания 1920-х годов - не редкость.

44в.


Здесь опять же не знаю, что было изначально (а может и до сохранился?), но в 1920-е так выглядел первый Казахский театр:

44г.


Одна из улиц, слева так называемый Трёхгорбый дом, историю которого также не знаю:

44д.


Как же без индустрии? Паровая мельница, вероятно близ одной из алматинских речек:

44е.


И конечно церкви - их в Верном было два десятка, каменных и деревянных, так что в процентном отношении три старых храма - может даже и меньше среднего по Казахстану уровня. На фото Успенская церковь (конец 1880-х) при Архиерейском дворе. Подробный обзор всех верненских и семиреченских храмов есть здесь.

45а.


Самой интересной из них была Знаменская часовня, поставленная в 1887 году в память о жертвах землетрясения. В тот день в Верном погибло 322 человека, были разрушены без преувеличения все капитальные здания, и более того - этого было нечто абсолютно новое для русских колонистов (хотя прежде от землетрясений страдали города Восточной Сибири - но масштаб был не тот, далеко и давно). Ужасы первых дней после катастрофы ярко описаны в письмах губернатора Фриде, которые приводит в своём журнале rus_turk. Часовня же снесена в 1927 году.

45б.


Впрочем, землетрясения были не единственным бичом Алма-Аты - например, в 1921 году на город сошёл мощнейший сель (да и в принципе Алматинская долина - одно из самых селеопасных мест в мире):

46.


Много фотографий утраченного Верного есть, например, здесь, здесь или здесь, а о сохранившихся осколках подробно рассказывает в своём журнале alexeypol - я обошёл далеко не всё, да и цели такой у меня не было, хотя кое-что безусловно стоит найти в следующий приезд - например, старую метеостанцию или дом Зенковых. Однако в целом, думаю, картина города Верного вполне ясна? Это был действительно самобытный город.

Напоследок - о "комплексе алматинского архитектора":

47.


Дефицит исторической архитектуры в высотном бетонном городе ощущается очень остро, и поэтому в Алма-Ате очень популярен жанр исторической стилизации. Уровень варьируется от весьма неплохих до абсолютно безвкусных, а стилизации самые разные - от рококо или даже "ложной готики"...

48.


...до псевдоконструктивизма:

49.


Вот даже национальные мотивы обыграны:

50.


В следующей части - о самом обособленном и аутентичном районе Верного, Алматинской станице, в которой мы совершенно внезапно попали на пирушку к семиреченским казакам.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата. Городской пейзаж.
Алма-Ата. Осколки города Верного.
Алма-Ата. Алматинская станица.
Алма-Ата. Алматинский метрополитен.
Алма-Ата. Кок-Тобе.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Басши.
Алтын-Эмель. Басши и окрестности.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Возвращение в Алма-Ату. Медео, Чимбулак и Ворота Туюксу.
Лирическое отступление №4: (пока секрет).
.

дорожное, Алма-Ата, Казахстан, деревянное, Семиречье

Previous post Next post
Up