Фетхие-Джами - церковь Богородицы Паммакаристы в Стамбуле

Oct 22, 2020 12:58



Всего 24 фото

С этой замечательной церковью Паммакаристы у меня случился странный и одновременно забавный исследовательский казус - шел я однажды наугад по Стамбулу в исторический центр города из монастыря Хора (Карие-Джами), что недалеко от Стен Феодосия (это была когда-то средневековая окраина города по сути). Карту Стамбула в электронном виде я скачать не удосужился, а с местным путеводителем ориентировку в пространстве узких улиц бывшего Константинополя потерял быстро. Одно было ясно, что я все же-таки верно продвигаюсь в сторону Акведука Валента, куда собственно и направлялся) И неожиданно, эта византийская церковь проявилась на унылом сером фоне турецких полу-улиц - полу-трущоб. Еще находясь под впечатление удивительнейших мозаик и фресок монастыря Хора, не совсем понимая, что это за храм, и подойдя к небольшому киоску с билетершей с форменной одежде у арочных ворот церкви, спросил (на английском), есть ли в этой церкви византийские мозаики? Она довольно приветливо и бойко ответила, что византийских мозаик в церкви нет и, что там музей какого-то турецкого паши или военноначальника. Ну, и поскольку я торопился дойти до центра Стамбула, да ещё в планах было осмотреть в этот день кроме всего прочего церковь Сергия и Вакха, а прогноз погоды как бы уверенно обещал еще с утра шторм и ливень - я не стал интересоваться историей успехов турецких вельмож и поспешил далее по своему интуитивному маршруту осмотрев впоследствии заодно и мечеть Фатих.

Это только потом я понял, что оказался у церкви Фетхие-Джами (бывшей христианской православной церкви Паммакаристы) и узнал, что её мозаики уступают по масштабам и ценности только Святой Софии и мозаикам и фрескам Хоры. Так что к сожалению, отснял я Фетхие-Джами только внешне. Фотосъемка внутренних пространств Фетхие-Джами мной пока отложена на неопределенное будущее время, но их мы все же увидим (некоторые фото интерьеров церкви я-таки выложу - не свои конечно - редкий для меня случай, но со ссылкой на авторов в заключении поста). Просто почему-то очень захотелось рассказать об этой церкви именно сейчас, а заодно самому осознать и разобраться, что же я тогда упустил для себя. На самом деле не совсем ясно, что означала тирада турецкой билетерши насчет «музея паши» (а может быть я что-то не допонял в общении). Слышал, что эта церковь относительно давно закрыта на реставрацию, и возможно я как раз и попал именно в тот период, но актуальные недавние репортажи в сети есть, так что странно. Опять же, вроде бы реставрация сейчас продолжается и, к добру ли этот процесс во вздорную эрдоганскую эпоху или нет, сказать трудно. Так что давайте узнаем об этой интереснейшей христианской церкви древнего Константинополя коих уцелело в таком приличном состоянии не так уж и много.


Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), ныне мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов.

Видимые сейчас наружные фасады и пятиглавое (и поначалу трёхнефное) здание принадлежит к довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071-1078). Шведский же учёный Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана даже в VIII веке. Также есть версия, что главный храм построен при византийском императоре Алексее I Комнине (1081-1118), и был впоследствии внешне сильно изменен в течение веков.  Видимо, его возводили как раз в честь победы и изгнания крестоносцев и воцарения династии Палеологов. Комниновская постройка лучше всего сохранилась в центральной части стр. На глубине 6,4 м от нынешнего пола имеется большая, крестообразная в плане цистерна на 14 колоннах, соответствующая первоначальной форме церкви.
02.


С византийских времен сохранились и кое-какие детали архитектурного убранства - например, ниши с полукруглыми навершиями, выложенными веерной кладкой (на южной стене и на внешней стене нартекса). В виме (алтаре) и в основании купола остались карнизы, отделявшие мраморную облицовку от арок и сводов. Кроме того, в храме уцелели ничтожные фрагменты мраморных полов. Видимо, вся внутренность храма была украшена мозаиками: маленький кусочек растительного орнамента все еще виден в арке северо-западного придела; кое какие их остатки заметны также внутри оконных проемов южного фасада, в том числе и в нартексе.
03.


Полный план церкви Паммакаристы в Константинополе

Следующий этап в истории Паммакаристос связан уже с концом XIII века, а точнее, с именами протостратора Михаила Главы Тарханиота и его жены Марии. Этот византийский вельможа имел славянское происхождение, так что его прозвище  - «Глава» (или титул?) - для нас вполне узнаваемо. Михаи́л Палеоло́г Тарханио́т (греч. Μιχαήλ Παλαιολόγος Ταρχανειώτης) - византийский аристократ из семьи Тарханиотов и полководец, воевавший против турок в Малой Азии и анжуйцев на Балканах с 1278 года до своей смерти в 1284 году.

Михаил родился около 1235 года и впервые возник на исторической арене в 1260-м: он выполнял тогда щекотливое поручение, спасая византийского ставленника на болгарском престоле, потерпевшего поражение в гражданской войне. Из стихов известного византийского поэта Мануила Фила следует, что Михаил стал хозяином обители (это был уже монастырь) около 1263 года, вскоре после отвоевания Константинополя у латинян. Он одержал несколько побед над болгарами во время войн 1260-х гг., а в 1278 году снова был послан в Болгарию. В 1283 году Тарханиоту была поручена деликатная миссия - выпроводить из Империи контингент татарских наемников, после чего он опять много воевал - в Албании, Фессалии, Македонии и опять в Болгарии. Все эти подвиги были красочно изображены на стенах монастыря и сопровождались пояснительными стихами Фила, но эти его вирши уцелели только в рукописях, а вот изображения на стенах, увы, нет. Весь этот цикл был завершен около 1300 года. Михаил прошел вверх по служебной лестнице от 24-го разряда (папий) до протостратора (второй по важности военный пост после Великого доместика). В последний раз Михаил выехал на войну против болгар уже совсем старым, в 1304 годом, но из-за подагры не смог принести там пользы и вскоре скончался. Погребен он был именно в парэкклесии своей церкви.
04.


Вход на территорию церкви Паммакаристы

Два стихотворения этого витии (оратора) имеют прямое отношение к церкви Паммакаристос. Одно из них озаглавлено «Эпиграмма на церковь, которую жена протостратора построила после смерти мужа» - из него, собственно, и известно, что могила Тарханиота была в парэкклесии. В парижской рукописи стихов Фила содержится ремарка, что эта эпиграмма была написана на карнизе церкви. Действительно, фрагмент надписи золотыми буквами по голубому фону красуется на верхнем и нижнем внутренних карнизах. По манере текст похож на Фила, однако перед нами не то стихотворение, которое фигурирует в манускрипте, - оно вообще не засвидетельствовано ни в одной из дошедших рукописей поэта.
05.


Вторую эпиграмму можно видеть высеченной на внешнем карнизе западного и южного фасадов парэкклесия. Она написана от имени вдовы Марии. «Ты гнушался земными чертогами, бежал от (мирской. - С.И.) жизни в бедном (монашеском. - С.И.) плаще. Ты пошел войной на сатрапов чувственного мира, перешел в мощное Божье укрепление. Я устраиваю для тебя могилу, словно багряницу, или раковину, или чашечку для украшенного шипами цветка. О моя жемчужина, порфира, чужеземная роза. Пусть даже ты, срезанный (как цветок. - С.И.), завален камнями, дабы вызвать во мне потоки слез, сам ты жив и видишь Бога живого, как ум, освободившийся от страстей, сопутствующих материи, опять приготовь для меня свой чертог. Это пишет тебе твоя прежняя жена Марфа». Из эпиграммы следует, что, во-первых, Глава перед смертью принял постриг, а во-вторых, что Мария последовала его примеру, постригшись под именем Марфы (С.И. - ремарки Сергея Иванова).
06.


Настоятелем своего монастыря Тарханиот назначил монаха Косьму, с которым был давно знаком и которого привез из Болгарии. Протостратор представил настоятеля императору Андронику II, которому тот так понравился, что в 1294 году Косьма стал патриархом под именем Иоанна XII. Но когда в 1299 году император по соображениям политической целесообразности решил выдать свою шестилетнюю дочь Симониду за сорокалетнего короля Сербии, Косьма возвысил свой голос против этого брака и, удалившись из патриархата в монастырь Паммакаристос, вызвал императора туда на церковный суд. Правда, в тот раз Андроника оправдали. В последующих конфликтах со светской властью патриарх всякий раз удалялся в Паммакаристос, сделавшийся как бы символом церковной независимости. Это продолжалось до тех пор, пока Косьма, в конце концов, не отрекся от патриаршества и в 1303 году не уехал обратно в Болгарию.

В середине XIV века в монастырь Паммакаристос был заточен логофет (канцлер) Иоанн Гавала по пиказу императрицы Анной Савойской вызвавший подозрения в его верности. В 1416 г. здесь была поселена свита Мустафы, претендента на османский престол, - к большому неудовольствию монахов. Византия проиграла эту интригу: султаном стал Мурад II, который в 1422 году в отместку и осадил Константинополь.
07.


Южный фасад церкви Паммакаристы

После падения Города, патриарху Геннадию Схоларию была предоставлена церковь Святых Апостолов. Однако она стояла в руинах, а район вокруг нее обезлюдел. Геннадий, опасаясь провокаций, сам попросил султана перевести патриархат в Паммакаристос - в этом районе еще жили христиане. Около 1455 года просьба была удовлетворена. Мало того, Мехмет II вскоре лично посетил патриарха в этом монастыре, и как раз в парэкклесии у них состоялся долгий разговор. Султан расспрашивал патриарха о сути христианской доктрины и попросил изложить ее в письменном виде для перевода на турецкий (впрочем, Завоеватель свободно владел и греческим).
08.


Восточный фасад церкви Паммакаристы

На Пасху 1463 года в цистерну монастыря бросился патриарх Иоасаф Коккас, которому, в знак своего неудовольствия, Мехмет велел отрезать бороду. Самоубийцу спасли. И еще одна интересная история связана с Паммакаристос: Мехмет не верил утверждениям христиан о том, что человек, подвергнутый проклятию, не разлагается после смерти (у греков, в отличие от Руси, нетление мощей не вызывало такого благоговения). Чтобы убедить его в этом, патриарх Максим III велел вскрыть могилу одной женщины, которая блудила прямо перед дверями Паммакаристос еще во времена Геннадия, а когда тот упрекнул развратницу, обвинила самого патриарха в том, что и он пользовался ее услугами. В ответ Схоларий проклял женщину, после чего она умерла, - и вот когда через много лет ее гроб открыли, то с ужасом обнаружили тело черным, раздувшимся, но совершенно целым. Эмиссары султана засвидетельствовали это чудо. Новый патриарх прочел формулу отпущения - и тело мгновенно распалось.
09.


Алтарь (апсида) церкви Паммакаристы

10.


Алтарь (апсида) церкви Паммакаристы

Многочисленные аристократические погребения, находившиеся в церкви, теперь исчезли - осталась лишь одна плита в полу, поминающая некоего игумена Мануила. Христианские реликвии одни пропали, другие перенесены в новое здание Патриархата (за Железными воротами, когда-то стоял женский монастырь Евфимии Благовидной) - в церковь святого Георгия, за исключением мощей Параскевы-Пятницы, которую в 1642 г. отвезли в город Яссы в Румынии.
11.


В апреле 1588 г. султан Мурад III отнял церковь у христиан и обратил ее в мечеть, названную Фетийе (Фетхе, Победа) по случаю объявленного тогда же завоевания Азербайджана. Османы сильно перестроили интерьер основной церкви, а мозаики в храме сбили, но в парэкклесии, по счастью, лишь замазали.
12.


автор fusion-of-horizons

Главный интерес в Фетийе Джами представляет парэкклесий. Фактически это даже не придел, а самостоятельная крестово-купольная церковь с собственным нартексом, одна из лучших по сохранности церквей подобного типа в Константинополе.
13.


Снаружи, пишет Сергей Иванов, - вся она затейливо отделана орнаментами из кирпича, от которых буквально невозможно оторвать взгляд.
14.


Фото из архива В.Н. Лазарева, Москва. Воспроизводится по изданию: Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

Сегодня, входя в музей, мы первым делом попадаем в галерею, на северной стене которой видна фреска с изображением Поклонения волхвов.
15.


Дальше на той же стене можно обнаружить еще две фигуры - Богородицу, молящуюся в своем доме, и стоящего Петра. Последний, скорее всего, участвует в погребении, и в таком случае можно предположить, что верхний регистр росписи составлял цикл Успения. Под ним располагались ветхозаветные сцены, предсказывавшие ее рождение, - от них уцелели лишь «Врата Заключенные» из видения пророка Иезекииля. Росписи - палеологовского стиля, рубежа XIII-XIV вв., причем все композиции были написаны на внешней стене церкви уже при Тарханиоте, но еще до возведения парэкклесия, и чтобы их разместить, комниновскую стену пришлось перекраивать. Когда же Мария начала строить парэкклесий, то с фресками не церемонились - в частности, Петр был частично закрыт новой кладкой.
15.


Из галереи мы переходим в нартекс, где в дальнем левом углу располагались погребения семейства Глав. Но основная красота - в последнем, самом восточном помещении, сохранившем удивительные по мастерству палеологовские мозаики. В куполе представлен Христос Вседержитель, а вокруг него, начиная с востока, по часовой стрелке, - пророки Моисей, Иеремия, Зерфания, Михей, Иоиль, Захария, Овадия, Аввакум, Иона, Малахия, Иезекииль, Исайя. Вседержитель выглядит здесь не грозным Судией, но милостивым Человеколюбцем; весьма «очеловечены» и пророки.
17.


Вид на центральный купол парекклесии с Христом Пантократором, окруженный пророками Ветхого Завета.
По технике эти мозаики очень похожи на аналогичные работы в церкви Христа Спасителя в Полях в монастыре Хора

Пророки:
Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
Софония. «Огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
Аввакум. "Господи! услышал я слух Твой " (Авв. 3:2)
Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»
В апсиде восседает Христос «Иперагаф», то есть «Сверхдобрый», и сопровождает это изображение идущая по арке стихотворная надпись: «Сей дар Богу от Марфы монахини за (упокой. - С.И.) супруга, Михаила Главы, который был доблестным и славным протостратором». На стенах и в своде вимы представлены Богородица с Предтечей и архангелы Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил. Из основных праздничных сцен, помещавшихся в сводах и в верхней части стен, уцелело лишь Крещение на восточной стене южного рукава подкупольного креста (от симметрично расположенного Вознесения в северном рукаве остались лишь фрагменты).
18.


Крещение Господне

В боковых апсидах и в примыкающих к ним небольших угловых помещениях располагаются фигуры святителей, причем в юго-восточном углу первоначальная декорация сохранилась почти полностью. В апсиде здесь представлены Григорий Богослов между Кириллом и Афанасием Александрийскими; на склонах арок, открывающихся в основное пространство храма, - Григорий Чудотворец, Григорий Агригентский, Антипа и Власий, а в купольном своде - Григорий Армянский.
19.


В северо-восточном углу фигуры святителей сохранились только в апсиде, в купольном своде и на одной из арок - это, соответственно, Иаков брат Господень между Климентом Римским и Митрофаном Константинопольским, Игнатий Богоносец и Григорий Нисский.
20.


автор fusion-of-horizons

Изображение Митрофана - кстати, единственного здесь “местного” святого - исполнено в технике фрески. Аналогичным образом распределяются преподобные в юго-западном углу: Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Арсений и Харитон - на склонах восточной и северной арок; Евфимий Великий - на западной стене; Антоний Великий - в своде.
21.


Святой Антоний Великий

В парэкклесии сохранился пол приконнесского мрамора (фото 13) и даже, частично, - остатки синей с золотом покраски капителей. Несмотря на свое погребальное предназначение, вся постройка оставляет светлое ощущение легкости и красоты.
22.


автор fusion-of-horizons

Церковь окружают несколько цистерн, но все они недоступны для туристов. Одна из них располагается совсем рядом - к северо-востоку от храма, у края обрыва, где теперь автостоянка. В 1940 г. эта цистерна была приспособлена под бомбоубежище, но с 1947 г. она не используется. Вторая - под школой, находящейся через дорогу от входа в храм, третья - вниз по переулку Haci Ibrahim sok. на втором повороте направо.
Здание церкви сейчас состоит из двух частей с различной судьбой: дальняя от нас, основная часть (с севера), сегодня является действующей мечетью, а ближняя, сейчас наглухо отделенная часовня (парэкклесий), с 2005 года функционирует как музей.
23.


24.


автор fusion-of-horizons

Ну, вот, пожалуй и все о церкви Паммакаристы в бывшем христианском православном Константинополе. Остается только пожелать от души себе и читателю оказаться снова здесь воочию, в спокойной мирной обстановке и насладиться этим удивительным творением духа и рук человеческих.

Источники:

Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011. Отметки «С.И.» по тексту - ремарки и прояснения Сергея Иванова.
Сайт Музея Фетхие-Джами - церкви Паммакаристы в Стамбуле.
И отовсюду понемногу...

Благодарю pink-mathilda за использование авторских фотографий фасада и интерьеров церкви Паммакаристы.
Авторство фото без логотипов не указанное ниже самих фото не установлено.

© Vladimir d’Ar, 2020

фетхие-джами, мечеть, стамбул, архитектура, мозаики, история, константинополь, церковь паммакаристы, путешествия, палеологи

Previous post Next post
Up