Глава XLVIII. Продолжение разграбления города. Благовещенская улица . Продолжение.
01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Что ж, продолжаем.
1. Дом №5 по улице Мальцева.
02.
Ещё один пример вологодской стилизации. Здание построено в 2008 г. Фамилии архитекторов (о конструкторах и не заикаюсь) в этих ваших энторнетах, традиционно, не пишут. Как инженеру-строителю мне обидно.
Кстати, ещё о новостроях и стилизациях. На фотографии ниже ещё один неплохой пример по улице Мальцева.
03. Дома №№6 и 4 по уличе Мальцева. 2014 и 2015 гг. постройки соответственно. Вот почему тверские архитекторы так не хотят - обязательно надо прилепить какую-нибудь ухоглазую финтифлюху в историческом районе?
2. Дом №16 по улице Мальцева, он же Дом Дружинина.
Этот «деревянный на каменном фундаменте, крытый железом дом» построен в конце 1850-х гг. дворянками Натальей, Александрой, Софьей и Екатериной - дочерьми майора Платона Григорьевича Бердяева, и был главным домом городской усадьбы.
04. Современное состояние дома.
Главный дом городской усадьбы выполнен в традициях позднего классицизма. Это одноэтажный с мезонином деревянный обшитый тёсом особняк на высоком кирпичном фундаменте. Главный фасад дома обращён к восьмигранной площади. Его центральная часть подчёркнута мезонином, украшенным профилированными лопатками и увенчанным массивным треугольным фронтоном. На первом этаже центр фасада выделен ограждённой кованой металлической решёткой террасой, которую образуют боковые ризалиты и сильно вынесенный карниз, поддерживаемый двумя колоннами. Окна с арочными перемычками, выходящие на террасу, декорированы сандриками и имеют фрамуги с веерной расстекловкой. Парные окна ризалитов, объединённые рамочными наличниками, выделены филёнчатыми нишами с ромбовидными украшениями. Обшивка стен широким тёсом имитирует ленточный руст.
05. Современное состояние. На этой фотографии детали видны лучше.
В разное время в связи с использованием дома под коммунальные квартиры, значительно изменились его интерьеры: появились дополнительные перегородки и печи, зал застроен, деревянные потолки заклеены обоями. Оказался утрачен вход со стороны главного фасада.
06. Здание в 1970-е.
07. Остатки былой роскоши в интерьерах.
08. Ещё.
09. Ещё.
10. И ещё.
11. И ещё.
В 2022 г. в рамках проекта «Волонтёры культуры» Администрации города Вологды добровольцами под техническим надзором ООО «Вологодские реставраторы» отремонтирован фасад здания - он освобождён от напластований старой краски и окрашен.
Земельный участок на пересечении улиц Большой Благовещенской и Пятницкой, на котором были построены дом с флигелем (ныне ул. Мальцева, №16 и №18), с 1819 г. принадлежал помещице Прасковье Николаевне Бердяевой. К 1859 г. на месте прежнего дома с флигелем были построены новые. Окладная книга 1872 г. фиксирует дом с флигелем за помещиком Николаем Платоновичем Бердяевым, а окладные книги 1875 и 1877 г. - за его наследниками. Усадьбу наследовали семьи Бердяевых и Поливановых, находившиеся между собой в родстве. В 1895 г. в журнале страхования оба дома значатся за Анной Николаевной Благово (вероятно, замужней дочерью Н. П. Бердяева) и девицей Софьей Львовной Поливановой. В начале XX в. интересующий нас дом принадлежал Анне Николаевне Дружининой (видимо, она вышла замуж вторично или имела двойную фамилию Дружинина-Благово). К 1914 г. главный дом вместе с флигелем перешёл в собственность действительного статского советника Николая Михайловича Дружинина - сына Михаила Алексеевича Дружинина (в 1869-1878 гг. - Вологодский губернский предводитель дворянства, в 1913-1916 гг. - товарищ председателя Вологодской губернской земской управы). М. А. Дружинин был сыном А. И. Дружинина (1797-1848) и Н. М. Булдаковой (1807-1856) - дочери купца М. М. Булдакова (1766-1830), занимавшего в первой четверти XIX в. пост директора Российско-американской компании и сыгравшего значимую роль в истории освоения Русской Америки.
В начале XX в. в особняке Дружинина размещалось Вологодское коммерческое собрание. С весны 1918 г. на протяжении нескольких месяцев его занимало английское вице-консульство. Позже в Вологду прибыла английская дипломатическая миссия во главе с Фрэнсисом Освальдом Линдли (или Линдлеем - англ. Francis Oswald Lindley, 1972-1950), который вёл в этом доме переговоры с Карлом Радеком (1885-1939), заведовавшим тогда отделом Центральной Европы Народного комиссариата иностранных дел и отделом внешних сношений ВЦИК. В советское время в здании были устроены квартиры. В 2000-х гг. здание занимал юридический факультет Вологодского государственного педагогического университета, затем некоторое время здание пустовало.
С 2014 г. здание занимает Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Вологодской области.
3. Дом №14 по улице Мальцева, он же Дом Барановых.
Мы нашли дом с резным палисадом!
12. Дом с резным палисадом в естественной среде обитания! Он существует и находится по адресу: Вологда, ул. Мальцева, д. 14.
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) дом датирован XIX в. Исторические источники, выявленные Игорем Борисовичем Ворониным, позволяют рассмотреть его историю более детально. Расположенный соответствующим образом дом обозначен уже на плане Вологды 1824 г., а в документальных источниках (купчих, обывательских и окладных книгах, завещаниях и т. д.) его существование фиксируется начиная с 1818 г. По документам известно, что с 1818 до 1844 г. он принадлежал поочередно титулярному советнику М. И. Баранову и его супруге М. П. Барановой.
В 1845 г. дом перешел в собственность Ю. В. Барановой, которая в 1864 г. продала его унтер-офицеру В. М. Карабулину. В 1872 г. его приобрел священник А. А. Чапурский. Примерно через пять лет дом перешел во владение Ю. Ф. Одинцовой, в 1890 г. его купила крестьянка К. А. Козлова, а к 1912 г. он принадлежал некоей Ивановой. При этом ни в одном из выявленных документов не встречается даже косвенных свидетельств о замене старого дома новым, поэтому, вероятно, он был построен М. И. и С. П. Барановыми.
13. Современное состояние здание. Под кустом сирени виднеется памятник резному палисаду. И сам резной палисад тоже.
Дом находится на углу улиц Мальцева и Благовещенской. Вместе с тремя другими деревянными домами, построенными на углах перекрестка (один из них - №5 по улице Мальцева является новоделом), он образует так называемую ромбовидную площадь. Эта небольшая восьмигранная площадь была запроектирована в генеральном плане Вологды 1781 г. Являясь элементом оформления восьмигранной площади и замыкая квартал, дом играет значимую градостроительную роль. Не случайно главным, юго-восточным, фасадом дом ориентирован на перекресток.
Дом деревянный двухэтажный, под обшивкой. Представляет собой прямоугольный в плане объем со следующими основными габаритами: 15×12×8 м. Со стороны северо-восточного фасада к основному объему примыкает пристройка с парадным входом. Со стороны юго-западного фасада (северо-западный угол) в здание ведет второй вход. Фундамент бревенчатый. Кровля вальмовая.
Фасады дома опоясаны профилированными тягами. Широкий междуэтажный пояс декорирован прямоугольными филенками с косыми крестами. Над обоими входами устроены традиционные крытые балконы с резным ограждением и фигурными столбиками-опорами. На юго-западном и юго-восточном фасадах внутренние стены сруба отмечены поэтажными филенчатыми лопатками. Такими же лопатками декорированы углы главного, отличающегося более богатым декором, фасада. Окна на этом фасаде помещены в перспективные ниши с арочными завершениями с резные накладками-раковинами. На остальных фасадах окна тоже заглублены, но обрамлены рамочными наличниками.
Планировка дома анфиладная. Сохранность интерьера плохая. Сохранились точеные балясины лестничного ограждения.
14. Здание в 1972 г.
15. Тогда же. Другой ракурс.
В доме производились перепланировки. В 1973-1976 гг. он был отреставрирован.
В настоящее время в здании располагаются офисы. В 2004 году около дома по современному рисунку устроен воспетый вокально-инструментальным ансамблем «Песняры» вологодский резной палисад и в честь этого события установлен памятный знак, которого из-за растительности почти не видно.
17. Специально найденная в интернете фотография, на которой памятник резному палисаду ещё не зарос.
4. Дом №44 по улице Благовещенская, он же Вологодский дом архитектора.
18. Собственно, дом.
А у нас снова современная стилизация, точнее, фантазия на тему, как выглядел бы традиционный вологодский городской деревянный дом - два этажа и балкончик, если бы их строили в камне. Как по мне, получилось неплохо. Декор из прорезных пилястр по углам, рамочных наличников с зерцалами и замковыми камнями, широкого выносного карниза второго этажа и, поддержанного дентикулами, узкого карниза 1 этажа создают гармоничный и законченный образ здания. И, хоть все декоративные элементы отсылают к позднему барокко и раннему классицизму, общий образ здания, строгое ИМХО, тяготеет к северному модерну.
Здание построено в 2002 г. Автора проекта указать сложно - по словам самого вологодского архитектурного сообщества, к проектированию здания, его экстерьера и интерьера приложили руку все члены Вологодского союза архитекторов. Что ж, так и запишем - коллективное творчество. И, надо сказать, уютное гнёздышко свили себе вологодские архитекторы. Зачёт!
5. Дом №44 по улице Благовещенская, он же Дом Крыловой.
В госреестре объектов культурного наследия строительство дома датируется XIX в. Однако это не соответствует документам из фондов Государственного архива Вологодской области. На сохранившемся проекте этого дома с оборотной стороны есть надпись, согласно которой разрешение на его строительство было выдано городской управой 18 сентября 1909 года вологодской мещанке Калерии Васильевне Крыловой. К. В. Крыловой разрешалось построить согласно этому проекту "двухэтажный деревянный, на сплошном кирпичном фундаменте дом" на принадлежащем ей участке по Большой Благовещенской улице во II части города Вологды.
Таким образом, дом построен не ранее 1910 г.
19. Современное состояние дома.
Объемно-пространственная композиция и архитектурно-декоративное убранство фасадов, выполненное в эклектичном стиле, характерны для вологодского деревянного зодчества конца XIX - начала XX в. Двухэтажный основной прямоугольный объем с западной стороны усложнен пристройкой холодных сеней. Художественный эффект достигается за счет различных приемов обшивки дома: нижняя часть стен имеет вертикальную обшивку, межоконные простенки оформлены "в елочку", широкий междуэтажный пояс - "в елочку" с гранеными квадратными вставками. Четыре пояса, расположенные над и под окнами обоих этажей, заполнены горизонтально направленным тесом. Углы здания закрепляют широкие плоские лопатки без декора. Стены завершает гладкий широкий фриз и сильно вынесенный подшивной карниз-выкружка. Сандрики, подоконные доски и боковые колонки наличников окон украшены объемной резьбой. Акцент в декоративном убранстве главного фасада был сделан на несохранившемся оформлении крытого балкона над входом: его резные столбики с фигурными кронштейнами, ажурные ленты фриза и подзора, объемные вставки, венчающий небольшой полуциркульный аттик со шпилем придавали неповторимый облик уличному фасаду дома. В эту же каркасную пристройку с балконом со двора вел черный ход с утилитарным оформлением. В центре восточного бокового фасада на обоих этажах располагалось по одному широкому тройному окну. С дворовой стороны к срубу с жилыми помещениями примыкала одновременно возведенная обшитая тесом еще одна каркасная часть, в которой располагались лестница, сени и подсобные помещения. Двери и окна здесь имели простое рамочное обрамление. На боковом восточном фасаде в каркасной части были устроены входы в квартиры, идущие с покрытого односкатной кровлей крыльца с утилитарным оформлением.
20. Разрешительная часть проекта, предоставленная в городскую управу в 1910 г.
На плане будущего дома, выданном К. В. Крыловой, отсутствует декоративное убранство фасадов, поэтому можно предположить, что резные украшения балкона и наличники окон были сделаны в ходе строительства дома согласно вкусу владельцев.
21. Главный фасад дома, 1986 г.
22. Балясины внутренней лестницы, 1986 г.
23. Интерьер одного из помещений по состоянию на 1986 г.
24. Интерьер с сохранившейся печью, 1986 г.
В конце 1990-х гг. был начат надолго затянувшийся ремонт дома, в ходе которого с него было снято все декоративное убранство, обветшавшая дощатая пристройка с входными дверями и балконом над ним была заменена новой. С начала 2010-х гг. декор дома поэтапно восстанавливается.
Первой хозяйкой дома была мещанка Калерия Васильевна Крылова. К апрелю 1914 г., судя по переписи жилых домов, дом принадлежал уже мещанину Александру Александровичу Крылову. По сведениям старожилов, до революции этот четырехквартирный дом сдавался внаем под квартиры. В советское время дом также использовался под жилье. С середины 2000-х гг. он используется частными организациями, на первом этаже находится пункт выдачи заказов.
В 1977 г. исполком Вологодского областного совета депутатов трудящихся, в соответствии с рекомендациями ЦНИИП градостроительства по содержанию охранных зон и зон регулирования застройки города Вологды (1975 год, руководитель темы - С. К. Регамэ), включил дом в список памятников деревянного зодчества республиканского значения, подлежащих государственной охране. Этот статус был подтвержден в 1995 г., когда согласно указу президента он под названием "Дом жилой (дер.), XIX в." (ул. К. Цеткин, 46) был включен в перечень памятников градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения. В 1986 г. при подготовке учетной документации была проведена его фотофиксация.
Пожалуй, на сегодня хватит. Продолжим в следующий раз. Нас ждёт ансамбль Владимирских церквей и окончание Благовещенской улицы.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;
Часть II, Глава XXXVIII;
Часть II, Глава XXXIX;
Часть II, Глава XL;
Часть II, Глава XLI;
Часть II, Глава XLII;
Часть II, Глава XLIII;
Часть II, Глава XLIV;
Часть II, Глава XLV;
Часть II, Глава XLVI;
Часть II, Глава XLVII;