<<< К сводной странице экспедиции <<< Близится к долгожданному окончанию моё описание июльской экспедиции в Забайкалье; осталось осветить ещё фестиваль в Улан-Удэ и выезд на Байкал, ну и потом ещё будут тематические рассказы, дополнения и развороты темы, конечно, но пока что описание даже вчерне не завершено. Посему продолжу.
Обновление от 3.8.2022 - фоточки частично восстановлены из
фконтакта.
Фестиваль "Раздайся, карагод" продолжался уже третий день - в первый день он
проходил в Большом Куналее, во второй -
в Хасурте. Мы, как и в первый день, остались с ночёвкой в Хасурте, и в Улан-Удэ выехали лишь наутро.
В Улан-Удэ с ходу попали в царство культуры стандартного образца - с репетициями, "
саунд-чеками", орг-взносами и прочими приметами цивилизации. После экспедиционной вольности привыкать к этому обратно как-то тяжеловато. Ибо - не по людски немного. :)
После небольшой организационной суеты началось конкурсное прослушивание коллективов. Для меня это самая большая странность фестиваля - у нас в области в общем-то так не принято, сравнивать тёплое с мягким, соревновать между собой любительские деревенские коллективы... это ж вам не спортсмены с пионерами... у них другая цель в жизни и всё такое...
Большинство коллективов представляло семейскую культуру - некоторые являлись носителями (т.е. непосредственными продолжателями традиции), а кое-кто - в основном это касается "городских", улан-удэнских, коллективов - уже не этнография, хотя и близко; специалисты поймут. Приведу несколько фотокарточек с конкурсного просмотра:
"Иргульки", Малоархангельское, Забайкальский край
Несмотря на относительную близость и очевидное родство с остальными семейскими, здесь они воспринимались как дальние гости. Это видно и по костюмам
Дальше пойдут фотокарточки коллективов, которых я не запомнил по названиям.
"Живица" из Улан-Удэ, сокращённым составом
Хор "Истоки", Улан-Удэ
"Рыжаки", Улан-Удэ
"Судьбинушка", Тарбагатай
Именно по итогам этого прослушивания жюри проставило всем оценки и впоследствии на гала-концерте одарило грамотами, дипломами и денежными призами. У кого что-то сорвалось - увы и ах; несмотря на более "звёздное" выступление на основном мероприятии, гала-концерте, итогов конкурса уже не пересмотреть. Что само по себе уже более чем странно.
Как уже писал ранее, в таком развороте и обычные-то
фольклорные фестивали в плане популяризации народной культуры никуда не годятся. А уж такие конкурсы, когда сравнивают этнографию со сценическими коллективами... это, простите, уже просто фейспалм.
Глаза бы не видели...
Сценическое искусство - это вещь, с фольклором практически не пересекаемая. Я про это писал тыщу раз -
тут,
тут,
тут; да в общем у меня половина статей на культурную тему про это. Поэтому сравнивать коллективы на основе каких-то там исполнений на сцене - вещь опасная, а уж сравнивать подлинную этнографию с профессиональными сценическими коллективами - это уже прямое вредительство. Такое моё мнение.
После "прослушки" пошли на обед, где удалось заснять показательный кадр:
Куналейские бабуси в Улан-Удэ
Затем ещё состоялся круглый стол по
крюковому (знаменному) пению - при том, что подавляющее большинство участников не имело представления, о чём речь. Только парочка человек им владела, и то не на высоте, в чём сами сознавались. И вместо общения на вполне злободневные темы - например, во что превращается фестиваль семейской культуры :)) - слушали непонятные доклады на непонятные темы.
На круглом столе
Жаль было терять время на не относящиеся к делу вопросы, находясь в таком месте и с таким окружением - но увы.
Дальше - ещё хуже. :) После круглого стола состоялись репетиции постановок начала-конца, и просто каких-то режиссёрских "находок", в ходе которых опять-таки вспоминается картинка с фейспалмом. Зачем гонять бабусек в тяжеленных семейских сарафанах, как школьниц, взад-назад на раз-два-три-четыре?... Только недавно писал
статью про уважение - как раз про тот случай.
Репетируем концовку
Ну, здравствуй, ЗасРаКульт...
Затем коллективы вышли на улицу, встречать гостей-зрителей и вообще зазывать народ на гала-концерт. Надо сказать - зрителей был полный зал.
Хасурта приветствует и зазывает в Единую Россию
Вот этот коллектив поставили петь напротив фонтана,
где было в принципе не поместиться зрителям.
Их никто толком и не слушал - фонтаном заливало
Выступление на улице
"Иргульки" встретили землячку и поют для неё
Куналейцы поют частушки
Новосибирские "КрАсота" и "Полынь" поют и пляшут перед фонтаном.
Затем уже и концерт начался, с хореографической постановки, заради которое местных улан-удэнских коллективов гоняли как барашков около часа.
Открытие фестиваля
В начале концерта вручили памятные медали ветеранам фольклорного движения по всей Бурятии. Удалось зафиксировать далеко не всех, наградили многих:
Награждается Ирина Власовна Голендухина, Большой Куналей
Далее приложу фото
П.В.Молчанова, фотокорреспондента фестиваля - так как самому снимать концерт возможности не было. Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля, так что публикую с их молчаливого согласия. :)
Открытие фестиваля
С хлебом солью - Вера Никифоровна, руководитель "Истоков" и много кто ещё. :)
Ведущая концерта в костюме а-ля-непонятно-что
Лолшто?..
Интересно бы посмотреть, в каком селе записана такая вот мега-пляска :)))
Хасурта поёт духовный стих
Зрительный зал.
Давненько не видал такого на фольклорных мероприятиях
Это мы, "Полынь"
"КрАсота"
Жюри фестиваля (в неполном составе). Справа - Николай Иванович Рещиков, глава жюри
Панорамное фото закрытия гала-концерта
И снова уже моё фото - после концерта и вручения дипломов - с куналейцами
Несмотря на полный зал народу и в целом неплохой концерт, ощущения от него остались тягостные - в основном из-за конкурсной программы и её итогов. Нельзя смешивать этнографические коллективы со сценическими - для этого давно придумано понятие
номинации. Сделали бы раздельно "этнографию" и "популяризаторов" - вопросов бы не было... хотя если мы ещё можем посоревноваться, скажем, с той же "Судьбинушкой" - хотя это нам и не надо - то какой смысл сравнивать тот же Куналей, скажем, с "Иргульками"? В чем конкурс-то? Чья деревня круче?.. Непонятно.
Да и просто разделить коллективы на "этнографию" и "популяризаторов" - тоже задача непростая, ну так на то и жюри, чтобы в этом разбираться. Простым прослушиванием тут не обойдёшься...
А я не зря говорю, что культура - это не песенки и не скрипочки, и даже не театры с колоннами - это целое мироощущение, и там знанием ноток и широтой диапазона не обойтись. Глубже копать надо.
После концерта "бурятские" коллективы поразъехались, остались лишь мы с "Иргульками". Руководителей ещё собирали на банкет, в ходе которого мне удалось высказать практически всё вышенаписанное жюри во главе с Николаем Ивановичем... не уверен, что меня поняли, правда. :) К этой теме ещё возвращаться и возвращаться...
Затем ещё нам (и части фестиваля) предстоял
выезд на Байкал, и путь домой.
<<< К сводной странице экспедиции <<<