Про народную культуру в современной России

Oct 09, 2012 13:59

В блоге одной из своих читательниц встретил мнение (причём якобы аргументированное), что в России не осталось песен, и народных костюмов тоже фактически нет. Как говорит тов. Гоблин, долго думал. :)))

Здесь будет много гипербол и некорректностей, просьба не обижаться, если вдруг что не так - особенно фольклористов. :)


Издалека начну, раз уж я такой. :)

Всё-таки очень много в нашей жизни зависит от окружения. Мы живём в некотором замкнутом мирке и, несмотря на все ТВ и интернеты, зачастую не видим многообразия мира.

Скажем, меня с малолетства окружали люди с про-советским мировоззрением; в ближнем окружении отродясь не встречал людей, которые бы говорили "вот у нас всё через ж, то ли дело на Западе"; прямо фактически все подряд были патриотами - без пафоса, просто как-то так получалось. Поэтому, когда пошла перестроечная волна компромата на СССР и всё советское, я искренне не понимал, что за лажа происходит - потому что все эти "факты" натурально противоречили всему, что я видел вокруг; ну, я им и не поверил. И, как показала практика, не здря - подавляющее большинство перестроечного компромата оказалось фальшивками, вброшенными нашей же элитой для компрометирования СССР и распилом государственного добра по личным карманам; одна Катынь чего стоит. Но тем не менее - у многих людей в окружении всё было как раз наоборот, и они до сих пор свято веруют, что большевики уничтожили Россию, в мясорубки в подвалах КГБ, и в то, что Сталин жрал младенцев. Зачем-почему, это не так важно - тут в дело включается вера и эмоции; у них базис самосознания такой, увы. Окружение сформировало.

Ровно так же дело обстоит с традиционной народной культурой. Большинство людей не видит её и никоим образом с собой не соотносит; если даже и видит каких-то наряженных в костюмы людей, наверняка относится к ним как к ряженым, если не как к цыганам. Отрыв от корней реально велик - ведь корни на то и корни, чтобы на них опираться, сверху корни привить как-то получается с трудом. А когда с детства люди в лучшем случае воспитаны на "Коте Леопольде" (что является культурой хоть и советской, но всё же не совсем русской), а то и на "Томе и Джерри", то традиционную культуру они воспринимают как нечто чужеродное, не своё. Многие к ней приходят в зрелом возрасте; некоторым мозг на место ставит материнство/отцовство, но обычно это долгий путь.

И тем не менее народная культура во-первых, до сих пор жива. В деревнях вдали от цивилизации до сих пор поются песни, сохранились кое-какие обряды, и всё такое. Люди без базиса относятся к этому как к культуре каких-нибудь африканских туземцев, но есть люди, которые за эти вещи цепляются и пытаются их восстановить уже в городской среде. Фольклористы их фамилия.

Как я уже многократно писал, среди фольклористов есть великое множество течений и учений. В основном поделил бы их на три основные категории, да простят меня этно-музыкологи и прочие обладатели модно звучащих профессий:

1) "Народники" - то есть те, кто играет т.н. "русскую народную музыку" - к сожалению, уже устоявшийся неправильный термин в отношении авторской песни а-ля рюс. К народу эта музыка не имеет никакого отношения - как правило это авторские вещи или сценические обработки известных песен. Иногда такие люди действительно верят в то, что занимаются подлинным русским творчеством, и несут его в массы вполне искренне. Но также среди них максимален процент людей, отбывающих номер, и не верящих в собственное дело; ибо занимаются они сценической культурой, а сцена - путь к успеху; почему бы не использовать всякие "калинки-малинки", чтобы выбиться в люди?
Собственно к фольклористам они толком и не имеют отношения, но в народе именно они обычно и рассматриваются как носители русской традиции, так что знать про них в любом случае надо.

2) Фольклористы-модернисты (термин мой, придумал только что, ногами не пинать) - это, например, мы. Люди, которые занимаются подлинной народной традицией, но не растворяющиеся в ней, а несущие её в себе, зачастую скрытно :) - с виду от "обычных" людей не отличающиеся, но в семейной жизни и в своих компаниях поющие народные песни; для них это не всепоглощающий образ жизни, а хобби, пусть и очень важное.

3) Фольклористы-традиционалисты (также мой термин) - люди, старающиеся жить по русским традициям и в современной жизни; зачастую ходят в народных костюмах по улицам, поют песни в общественных местах. Зачастую играют настоящие свадьбы в народном стиле - не в ряженом виде, а всё по-настоящему; если все всё знают, то и свадьба идёт как сто лет назад, в народных костюмах и без тамады.

Вот. На самом деле, движение вполне многолюдное, но зачастую оно варится в своём собственном мирке, про что я выше уже писал. Люди, не входящие в фольклорную тусовку, и понятия не имеют, что оно такое есть - в современном мире такая прорва информации, что редкие и ненавязчивые вкрапления просто игнорируются встроенным в каждого горожанина спам-фильтром.

Фольклористы-"модернисты" просто сами по себе люди не бросающиеся в глаза. С виду это обычные современные горожане, и, только сбившись в банду, они начинают напоминать о традициях - говорят странные слова, издают звуки и наряжаются в одежды. Просто так на улице вряд ли на них обратишь внимание - если только на каком-нибудь опен-эйре, то есть фестивале под открытым небом.

"Традиционалисты" - самая заметная часть фольклорного движения, и их немало. Горожане частенько относятся к ним как к ряженым, если они просто слоняются туда-сюда. Но когда начинают петь песни и водить хороводы, обычно народ, даже городской и современный, относится к этому вполне благосклонно - проверенно как минимум Томским Этнофорумом.

Между этими основными ветками фольклористов периодически происходят разнообразные раздраи, о чём уже писал - ну, это как всегда и везде; но в целом делается одно дело. И всё же, несмотря на многолетние усилия фольклорного движения, которое у нас массово пошло в народ с начала 1980-х годов, воз практически и ныне там. Раз в народе бытует мнение, что народной песни нет и даже костюм умер.

Народная культура должна окружать человека постоянно, на то она и народная - чтобы идти ОТ народа. А приходится заниматься обратным - нести культуру В народ. И это радовать не может, соблазн большой что-то своего наТворить, при этом можно суть извратить. Потому и стараемся держаться корней, и фыркаем на "народников".

Что с этим можно поделать в глобальном плане - даже и не знаю. У нас принято кивать на государственную поддержку - но тут такой случай, что государством толком-то и не поможешь, люди сами должны к этому прийти. Если в народную культуру начать вкидывать народные же деньги, то туда полезет большое число случайных людей, махровым цветом расцветёт всё то же "народничество", обеспечивающее основные бюрократические показатели - массовость, охват и число мероприятий; в итоге деньги уйдут, а толку как не было, так и не будет.

Конечно, фольклористам хотелось бы финансирования побольше, чтобы можно было и туда скататься на фестиваль, и сюда - но в итоге это получается поддержка творцов, а не творчества; к чему это приводит, мы все уже видели на примере Никитушки нашего Михалкова, и прочего расейского кинематографа, деградировавшего на народных харчах от одного из полюсов мирового кино до состояния "недо-голливуд". Просто деньгами тут делу не поможешь.

Кардинально что-то надо в системе образования и культурного воспитания. В детских садах и школах проводить фольлорные занятия - возможно, на факультативной основе; с обязательным привлечением фольклористов, а не дипломированных спецов непонятного профиля. Что касается культуры для взрослого населения, то надо уже применять какие-то репрессивные меры в отношении масс-культа; вот тут как раз нужна гос. поддержка, чтобы цензурировать, вязать и по воронкам рассаживать разнообразных артистов, несущие в народ анти-народную музыку. Ввести обратно статью за исполнение " шансона" и тд. Комплексно надо действовать - государству прочищать трубы централизованным СМИ, а фольклористам снизу нести на замену поганой современной "культуре" подлинно народные образчики. А там и барды с "классиками" вздохнут полегче и также подмогнут со своего фронта.

Пока сверху на горожан давит отупляющий пресс МузТВ и прочего масс-культа, фиг мы переломим ситуацию. Пока что получается только поддерживать фитилёк народной культуры, чтобы не угас. Увы.

размышления, народничество, культура, фольклор, политика

Previous post Next post
Up