Напишу-ка статью "про культуру", полную баттхерта и ненависти. Сторонникам нынешнего положения дела в стране (читай - противникам Советской власти) читать её не рекомендуется, во избежание разных спец. эффектов.
Наткнулся на френд-ленте на интересную
статью про офисный планктон; в общем-то она вполне перекликается с теми мыслями, которые бродят в голове по мотивам недавних скитаний про разным трубам Транснефти - от Балтики до Якутии; а также частично она навеяна
вчерашней защитой звания "народный коллектив".
Начну с конца, сиречь с защиты звания. Не успели нас поставить в известность о том, что звание нам таки дают, как тут же начали строить планы, куда бы нас пристроить и на какие фестивали послать. Хотя, казалось бы, само по себе звание "народный" какбэ намекает, что коллектив из народа и для народа.
Как уже
многократно писал, культура - на мой сугубо босяцкий взгляд - это не окучивание масс специально обученными профессионалами, а как раз наоборот - процессы внутри тех самых масс. Если загнать толпу народа на самое виртуозное исполнение классической музыки, но так, что после прослушивания оной эта же самая толпа пойдёт колбаситься под Верку Сердючку - то это не культура, а бесполезная трата времени и средств, такое моё мнение. И наоборот, если приобщить эту же самую серую безликую массу к чему-то пусть и простому, но такому, что действительно заставит задуматься и побудит к каким-то действиям, изменит картину мира и тд - вот это культура. Причём культура бывает и хорошая и плохая - не в глобально-философско-буддистском плане, а с сугубо практическом разрезе, обо что я писал в статьях про
культурную экспансию (
в двух частях).
Едем дальше. В статье
про синдром сектантства в фольклоре я уже упоминал о том, что нынешняя культура, даже в своей лучшей части - про "профессионалов", занимающихся окучиванием пипла, просто не будем, дабы не усугублять - частенько занимается само-реплицированием, то есть обучает отдельных - пусть даже и лучших - представителей народа и превращает их в... профессионалов "от народной культуры". Безусловно, это нигде не заявляется и вообще всё выглядит ровно наоборот, но если посмотреть и подумать, то ровно так оно и есть. Люди, занимающиеся изучением народного творчества, достаточно быстро стараются от сугубо любительских метаний перейти к мало-мальскому профессионализму, и потихоньку-полегоньку становятся на путь... монетизации собственного хобби. Ведь если у тебя что-то получается хорошо, все на тебя смотрят и рукоплещут, то почему бы не поиметь с этого немного профита?.. И пошло-поехало.
И как-то так исподволь получается, что в этой самой "культурной" тусовке остаются одни профессионалы, а любителей - представителей того самого народа, который надо окультуривать, и вообще - раз-два и обчёлся. Причём
под профессионалами я подразумеваю не тех, кто мега-крутой (как нетрудно догадаться), а тот, кто делает на культуре деньги. И вот эта тусовка - которая, получается, должна нести в народ разумное, доброе, вечное - замыкается сама в себе и сама уже начинает генерировать какие-то интересные посылы и культурные особенности.
В частности, эта самая "культурная" тусовка отличается крайней степенью неприятия советского наследства. Да-да, кому-то это может показаться странным, но бОльшая часть профессионалов от культур - в особенности это касается специалистов по народному творчеству - на дух не переваривает наследие кровавых большевиков, и нынешнее положение дел рассматривают как очередной ренессанс страны, а не как сваливание её в штопор. В статье
про народную культуру и Советскую власть я уже писал про то, что во многом это объяснимо давлением РПЦ - фольклористы в массе своей люди воцерковлённые, а для РПЦ советский период, как вы понимаете, является адом и израилем. Поэтому "народная" тусовка в массе своей генерирует посылы неприятия советского прошлого и мифологизирует дореволюционную Россию, нарушая при этом принцип
неразрывности традиций.
А вот теперь подходим к самому главному. Фактически противопоставляя своё видение традиций советскому прошлому, специалисты от культур ровно так же противопоставляют себя... носителям той самой культуры, которую изучают. Потому что наверняка, если у кого хватило бы смелости спросить "когда же было лучше - тогда или теперь?", то ответ носителей был бы очевиден. При большевиках, по мнению работников культуры, "давили культуру", но отчего-то строили ДК, выделяли ставки, просто завлекали в деревню молодёжь; зато теперь никто ничего не давит, но сёла умирают по всей стране, о чём писал в статье
про разрушенную систему...
Да, именно при большевиках произошёл слом национальной культуры и переход её в рамки городского масс-культа. Если бы это случилось только у нас в стране, то, пожалуй, можно было бы прислушаться к анафемам со стороны прогрессивной общественности. Но ведь по сути СССР пробегал за 10 лет целые века отставания от передовых держав; про то, что в той же самой Европе от народной культуры не осталось вообще ни черта (в том плане, в котором её понимаем мы, фольклористы), вам РПЦ не расскажет, проклиная кровавых тиранов и палачей. "У них" индустриализация и массовая миграция населения в города произошли сильно раньше - процесс кое-где пошёл чуть не с 16 века. А у нас в стране быт крестьян как был законсервирован на уровне всё того же 16-го века, так и не менялся практически до самой Советской Власти. И именно поэтому "поломалась" народная культура - не потому, что большевики пришли и всё выжгли - в плане идеологической обработки у них не было и сотой доли возможностей нынешних СМИ, интернетов и тд; а потому, что крестьяне, веками пахавшие на лошадях, вдруг пересели на трактора, а их дети вместо того, чтобы становиться крестьянами, зачем-то поехали в города, становиться рабочими, агрономами, или не дай Бог, лётчиками. Не было ничего такого возможно в той России, которую мы потеряли, о которой так стенают "булкохрустцы" - сословные ограничения не позволяли-с.
Спроси практически любого крестьянина в нынешней России, и он скажет, что "тогда", при Советах, было лучше. И у рабочего тоже можно спросить, ответ наверняка будет тот же. Потому что тогда люди чувствовали себя нормальными гражданами, ничем не хуже инженеров или там, не дай Бог, чиновников - потому что вся мощь пропаганды была направлена как раз на то, чтобы показать, что человек труда и есть соль земли. Да, тогда "зажимали культуру" - однако ж та отчего-то сохранилась много лучше, чем теперь - и зачастую рубили иконы и рушили храмы; но, за исключением монашества, ради икон и храмов подыхать люди обычно не готовы, а теперь - приходится. Отобрали уверенность в завтрашнем дне, угробили всё производство на селе, лишили всех перспектив, зато дали иконы и построили церковь - и, думаете, люди вам скажут спасибо? Кто-то тут не угадал.
Но мнение простого человека, "чумазой России", культ-работникам не интересно. Им важнее поднимать культуру - в их собственном видении - а что там интересно простому быдлу человеку, это никому не интересно. Если ты такой умный, то чего в деревне живёшь и на огороде копаешься? Как-то так получается.
Нет у нынешнего общества никакого уважения к человеку труда. Он никому не интересен, потому что денег у него нет, а, кроме денег,
никаких ценностей не придумано. Вот и гоняют наши профи "от культур" по корпоративам, где, как вы понимаете, трудового народа не увидишь; а "профи" в хорошем смысле тусят сами с собой, обращаясь за знаниями к музеям, записям, книгам, чему угодно - лишь бы не к живой традиции народа. Я про это дело
давно писал, что традиция в музейном варианте - это без понтов, что всегда надо к реальности её прикидывать; и не в том плане, что надо идти в сторону
молодёжности и прочих тумц-тумц, а обращаться к живым носителям, которых ещё немало осталось. Да, найти редкую запись или клёвую книжку с картинками - проще и с историческо-музейной точки зрения интереснее. Но получится ли в итоге передача непрерывной традиции или это выйдет какая-то мутная сиюминутнгая реконструкция - долго и думать не надо.
Когда-то давно я писал статью
про боязнь быть простым человеком: вот, в общем-то, в некотором плане иллюстрация тех же самых тезисов. Всё время пытаемся оторваться от "простого человечка" и стать чем-то лучше - но не поднимая за собой собеседников, а именно избегая их - "чего это я буду как быдло?". Вот и получаются закукливания общества "спасённых" и "просветлённых", а масса "грешников" ворочается в грязи, и это их личная проблема.
Веселить народ или наоборот, поражать уровнем мастерства, конечно, здорово, но имхо у культуры всё же суть - донесение собственных знаний до слушателей, превращение их из статистов в соратников, причём не избирательно, а всех подряд - такое моё мнение. А вот с этим пока что увы и ах. Тенденции нынешнего дня - вознесение на сияющие высоты бытия единиц, и проваливание в ад и израиль тысяч. Понимаю, что это как бы не наша вина, и нам бы единиц спасти от окучивания СМИ и промывания мозгов, но если при этом делать вид, что всё в порядке и жизнь налаживается, то туда ли мы придём?