Тема родилась из обсуждения предыдущей статьи -
про культпросвет.
В прошлой статье - особенно в обсуждениях - регулярно упоминал про корни, про первопричины; базис, так сказать. Во многом проблемы нынешнего кризиса - в том числе культурного - произрастают именно от неправильно установленного базиса, фундаментальных проблем, так сказать. Хотелось бы про это поширше поговорить.
В сознание современного человека повсеместно внедрён термин "профессионал" как "мастер своего дела", хотя в большинстве словарей у него как минимум одно из значений "человек, зарабатывающий своим занятием на жизнь". А это в общем-то разные вещи. Нищий в переходе - тоже профессионал, только у него диплома нет. Слесарь из ЖЭК, пусть он даже трижды алкоголик и наркоман - тоже профессионал, причём дипломированный - наверняка заканчивал профтехучилище.
Существуют профессиональные рабочие, профессиональные управленцы, профессиональные революционеры (ну, вы поняли, о ком я). А есть - профессиональные музыканты.
Насчёт музыки и прочих культур-шмультур у меня есть суровое предубеждение. Одно дело - профессиональные делатель неприятных вещей, таких как починка труб или там электро-проводки, и совсем другое дело - профессиональный творец. Когда творчество и воспитание встаёт на профессиональные рельсы, возникают призовые риски, и искусство начинает вырождаться в ремесло. Такое моё мнение.
Почему-то за деятельностью воспитателей в дедских садах и за учителями в школе пристально следят соответственные органы, а за деятельностью тех же музыкантов никто не следит, хотя и то и другое - в общем-то воспитание. Ну, да это оффтоп и рецидив
темы про цензуру.
Общаюсь периодически с профессионалами от музыки и вижу, что для них их творчество давно переросло в ремесло, заработок денег. В среде музыкантов принят, например, термин "отработать номер" - причём без негативного подтекста; сколько мы сегодня работаем? 3 номера? Окей.
Я с малолетства
на сцене, и тем не менее всегда коробит такое отношение - мы-то, сирые любители, никогда не работаем, а выступаем, показываем, рассказываем. А у профессионалов немного не так.
Проблема в рутинности работы профессионала. Любое, самое хорошее и интересное занятие можно довести до маразма, если заниматься им постоянно и по принуждению. У профессионала, в отличие от любителя, зачастую нет выбора - он должен делать своё дело, работать. Любитель всегда может сказать - да идите в баню, не пойду я туда или сюда, а профи потеряет деньги или работу с таким подходом.
В итоге профессионал, конечно, обладает лучшей техникой, чем любитель - в своей узкой профессии. Но при этом он делает своё дело, пусть и профессионально, но без огонька и зачастую без души - и проницательный зритель это видит (хотя таких и немного). Любители на кураже могут переплюнуть профессионалов - хотя техника введения себя в кураж - это в общем-то тоже часть профессионализма. Любители не стабильны - могут и "порвать зал", а могут и облажаться на ровном месте. Поэтому в чисто профессиональном плане, конечно, профи предпочтительнее.
Редкий профессионал сохраняет отношение к делу как у любителя, "горящие глаза" - в основном "завод кончается" уже через несколько лет. Есть среди знакомых примеры и того и другого - вторых намного больше.
Есть хорошие знакомые из профессионального "народного" ансамбля из Кузбасса; ребята жгучие по жизни, а на сцене так себя накачивают, что и зал весь вопит, и они сами мокрые со сцены сходят, хоть выжимай. Но при этом за пределами сцены их хрен разговорить на профессиональные темы - им так всё это надоело, что они уже и на остальных ругаются - чего вы нудите, больше заняться нечем? Думаю, им в некотором плане завидно, что кто-то сохранил отношение к музыке не только как к средству заработка.
Повторюсь - у любителей намного больше свободы, чем у профи. Профессионалы вынуждены выступать где попало - не только в высоких залах консерваторий, но и в клубах и на корпоративах для пьяненькой толпы, что в общем-то принижает само понятие искусства. Во многом поэтому сейчас термин "искусство" ассоциируется с классической музыкой, ибо она не так замаралась приземлённостью - хотя имхо это из-за сложности исполнения оной. Если бы можно было бы оркестр запихать в клуб - и вечеринки "под Вагнера" были бы, и всё такое. Мало ли причуд у "илиты".
Но любителей - особенно когда они дорастают до определённого уровня - возникают соблазны перейти в разряд профи. Когда тебя "заметили", начали звать по разным местам, предлагают определённые суммы за то, что ты и так бесплатно делаешь - в первую очередь для себя - возникает мысль "а не сделать ли мне это своим основным делом". И иногда так и происходит - любители превращаются в профи, но при этом собирают все минусы профессионального статуса - необходимость выступать ради денег перед любой публикой - и, как правило, сохраняют все минусы любительского коллектива - сиречь не самый высокий уровень исполнения и нестабильность. Можно так и до полноценных профи дорасти, а можно и без штанов остаться.
И теперь в очередной раз возвращаюсь к теме
народной культуры - в условиях деградации массовой культуры - не как культуры масс, а как культуры для масс - с этой деградацией можно бороться путём возрождения культуры снизу, с уровня простых людей. Народная культура имхо тут идеальный вариант - кроме собственно культурной составляющей, здесь ещё и воспитание, и пропаганда социально полезных вещей, и патриотизм большой и малый. Но в общем и целом можно заниматься и другими делами - и просто игрой на инструментах, и
бардовской песней, и живописью и тд. Главное - оставаться при этом любителем - человеком, который любит своё дело и занимается им не ради пропитания, а ради собственного удовольствия. Не надо рваться в профи, там палки о двух концах кругом валяются.
Не надо на профи смотреть и ждать, пока они окультурят массы, у них своя задача - стричь купоны с лохов зрителей. И они, ессно, будут против широкого распространения любительского отношения к культуре - ибо любители отнимают у них хлеб. И на государство нечего смотреть, оно тут вам тоже не поможет. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Не хотите, чтобы ваши дети слушали металл и драм-энд-бас, подайте им пример лично.
Лично я занимаюсь всего в одном
ансамбле, а кое-кто из моих друзей кроме этого ещё играют на инструментах, ведут кружки для детей и так далее и тому подобное. В итоге - реальный "выхлоп" на одном энтузиазме. Чего и вам желаю.