В продолжение статьи "
Про монетаризм", в качестве разъяснения и дополнения.
Критики монетаризма постоянно встречают со стороны идеологических противников возражения в формате "вы против прогресса - вот, смотрите, у нас айфон, а у вас что?". То есть всеми способами дискуссия пытается перейти в привычный и естественный для либерала формат "наш мерседес всё равно круче". Всё это происходит потому, что для либерал-монетариста никаких других ценностей действительно нет; даже декларируемые свободы и демократия пасуют перед вещами. Посмотрите, как либералы валят на тракторе из маленьких городков в мегаполисы - хотя свободы, личного пространства, возможностей для творчества в мегаполисах много меньше, но там же больше бабла, можно купить мерседес и кататься! - соответственно, ценность "мерседес" для них важнее
ценности "свобода".
Проблема вещизма состоит в том, что он по сути отрицает все остальные ценности; не от злобной злобы, повторюсь, а
по идеологическим причинам. Сама по себе привычка к хорошим вещам не сказать, чтобы является грехом или чем-то предосудительным - ну нравится тебе Мерседес, да ради Аллаха. Но всё меняется, когда ценность вещей начинает превышать другие, не-материальные ценности - Бога, Справедливость, Родину, Семью и так далее. Я уже рассказывал,
как работает культурно-ценностный базис (и тут ссылка тоже не для расцветки текста); когда ценностей вещей начинает превышать остальное, то всё вышеперечисленное уходит на второй-третий план, и люди (и общество в целом) начинает всю свою деятельность подчинять именно основной ценности, а не второстепенным, которые уже можно начинать игнорировать. Как не раз показывал, для каждого нормального человека дети являются высшей ценностью - будете ли вы рассматривать варианты продать ребёнка, чтобы купить мерседес? Но если ценность "мерседес" в системе ценностей станет выше ценности "дети", то, в общем-то, возможны варианты. Теперь подставьте вместо "дети" другие, не-материальные ценности - Справедливость, Родину, уважение к старшим - кое-что прояснится на тему, какое
значение в нашем мире имеет ценностная система.
Подобная ранжировка ценностей опасна тем, что она переворачивает
смыслы в головах у людей. Не-материальные ценности дают людям ответы на вопрос, зачем и почему, в том числе и смыслы в деятельности; материальная, монетаристская система ценностей выдаёт своим носителям смыслы в виде готовых материальных решений, и не объясняет, зачем - смысл заключён уже в самом наличии этих вещей. Это я всё сложными буквами выражаюсь, попробую сейчас попроще схему нарисовать.
В не-монетарной системе ценностей вещи имеют значение инструмента - нам нужен телефон или машинка для того, чтобы... и далее варианты. В монетарной системе ценностей эти же телефон и машинка по сути являются
фетишами и основным смыслом - если у тебя айфон, ты крутой, а если нет, ты лох. То есть в нормальной человеческой системе ценностей телефон и машинка разрабатываются и создаются для выполнения каких-то задач - при монетаризме они разрабатываются для того, чтобы прибыль была максимальна; а прибыль будет максимальной, если вы будете переплачивать за сам факт обладания фетишем. Я всё время привожу в виде фетиша Айфон - хотя, очевидно, он не является фетишем для значительной части либералов - его может позволить себе даже какой-нибудь студент, пусть даже и в кредит... но как символ товарного фетишизма - вполне пойдёт.
Нормальный человек живёт ради каких-либо свершений - посадить сына, построить дерево, вырастить дом, и всё такое. Монетарист-либерал живёт ради обладания вещами, активами, капиталами - потому что в его системе ценностей смысл имеют только деньги; соответственно, он в принципе не ставит вопрос "
зачем и почему", его смыслы понятны и измеряются в американских деньгах. Это опасно.
Общества, которые не имеют в виде цели обладание айфонами или мерседесами, со стороны либеральных стран считаются отсталыми туземцами и подлежат принудительной "демократизации" - в последние годы это особо и не скрывается. Либералы совершенно искренне считают, что человек, у которого нет Айфона и он не хочет его заработать или произвести, неполноценнен, и его нужно привести в чувство с помощью "невидимой руки рынка". В сотый раз повторюсь - не потому, что либералы такие злые, а по определению - их "религия" и "идеология" ставит вещи превыше всего, и общества с другими ценностями представляют для них идеологическую угрозу, потому что с ними невозможно говорить в привычных для них терминах. Это не поклёп, постоянно упоминаю
идеологию Запада - если в обществе можно всё на свете купить за баксы, то это общество считается нормальным и легитимным, несмотря ни на какие "свободы" (см. например, Саудовскую Аравию); а общество с другими ценностями не позволит продавать свои ценности за баксы - или даже хотя бы поставит возможность манипулировать капиталами в зависимость от своих ценностей - что идеологически неприемлемо для монетаристской экономики, у которой единственная ценность - увеличение денежной массы. Вы им про бабло - они вам про Боженьку или про
чучхэ - ну, как тут не разбомбить еретиков?..
Для монетарного общества, по сути, является самоцелью прогресс вещей. Для не-монетарного общества - прогресс общества; его (общества) распространение, развитие - в том числе духовно-нравственное. Про эти два слова - дух и нравственность - в монетарной системе речи нет; если у тебя нет Айфона, ты лох, вне зависимости от твоей искренности или самопожертвования.
Я не пытаюсь отрицать прогресс вещей - если все внезапно перейдут с китайских уродцев за 2 тыра на Айфоны, всё общество выиграет - хотя и ненамного; но я предлагаю не ставить прогресс вещей превыше остальных ценностей. Мы не должны гробить жизни, разорять моногорода и целые регионы в попытках сделать Айфон; мы должны в техническом прогрессе ставить вопрос "зачем?".. Прогресс ради вещей или вещи ради прогресса? В монетаристско-либеральной схеме мира именно по вещам определяется прогресс, но с нормальной человеческой точки зрения это неверно -
прогрессом называется вообще улучшение жизни, и попытки его свести к вещам суть упрощение.
На мой взгляд, все проблемы взаимоотношений Европы и России в последние лет 200-300 состоят именно в этом, в разнице подходов к вещам - для Европы они всё это время стояли выше моральных ценностей - все свои попытки "демократизировать" Россию они вели методами борьбы с унтерменшами, которые им мешали заполучить ресурсы, которые бы позволили им делать свои мега-совершенные аркебузы и штуцеры. Они не воспринимают нас как ровню - с их точки зрения мы реально убогие ватники, не способные делать мерседесы и Айфоны; и даже наша возможность делать едрёные ракеты их пыл особо не остужает - та же Германия до сих пор читает нам нотации, как нам жить и как видеть мир, хотя по сути является оккупированной страной, а мы можем любого оккупанта стереть в труху... Просто у них Мерседес, а у нас ВАЗ - поэтому они лучше и умнее... Вам смешно, мне тоже, но либералы именно в таких терминах и мыслят.
Конфликты Европы и России происходили имхо тоже из тех же причин - европейские политики смотрят на вещевое положение дел; на то, насколько далеко стреляют их пищали, и насколько крепкие их броненосцы; в их глазах их танки с атакой, скажем, 18 и защитой 25 легко уделают орды нищебродских большевистских бронемашин с параметрами 3/3; но воюют-то не атака с защитой, а армия с армией. Возможно, военные и думают в других категориях, но войны-то начинают не военные, а политики - а политика проводится в рамках действующей идеологии, в которой Айфон важнее человека. Раз мы можем вмазать, то давайте вмажем - а вопросы "зачем" и "почему" остаются за кадром - как говорится в одной песенке, "
нам нужен мир, и мы его имеем, и немножко твоего добра". Моральные ценности в учёт не идут, ибо верхней ценностью для Европы всегда (ну, в последние лет 500) были вещи.
Россию часто обвиняют в агрессивности - и кто,
колонизаторы, ограбившие полмира и грабящие до сих пор?.. Да, мы тоже активно воевали всю свою историю, и не всегда оборонялись - но нашей задачей в общем-то никогда не было "пограбить и поубивать", поизвести население и захватить ресурсы - мы решали свои задачи; решив, мы налаживали мирную жизнь в поражённых войной районах, не хуже, чем на своих собственных землях, а то и наоборот - недаром часто окраины Империи были её витриной, не только в советское время, но и при царях - Польша и Финляндия пользовались свободами, невиданными для крепостной России. Наша "агрессивность" принципиально другого порядка; и её та же Европа до одури боится - хотя это именно она всегда нападала, а мы - оборонялись (может, за исключением Финской войны, но и там полно оговорок). Потому что она везде несёт свои беспорядки с целью производить новые и новые Айфоны, а у нас цели другие, и они не могут наши цели перевести в Айфоны. А то, что не понимаешь, и что при этом мешает Айфонам, надо уничтожить - и это не поклёп, а 1000-летняя история России.
В последнее время монетаризм сам себя загнал в ловушку, из которой по сути нет "хорошего" выхода - прогресс вещей ради вещей выродился в прогресс маркетинга - по сути
навязывание бесполезных критериев в качестве мерила "крутости" вещей. Тот же прогресс смартфонов сейчас идёт зачастую очень странными зигзагами, где в качестве крутости выступают какие-то мегапиксели камеры или разрешение экрана, превышающее таковое в настольных мониторах; пользователям от этого ни холодно, ни жарко, но за это приходится отдавать немалые деньги, и ведь приходится отдавать, если не лох. Вторая из проблем - в сознательном занижении качества большинства вещей - даже если принять прогресс топовых образцов, флагманов рынка, за совершенно верный (что уже не так), средние модели, более низкого класса, специально делаются хуже флагманов, ибо если у тебя есть дешёвый и быстрый телефон, то зачем тебе флагман? В итоге большинство населения мучается с обрезанными уродцами, и маркетологи подталкивают купить дорогие модели, где "ничего не тормозит"; а для этого необходимо, чтобы на средних моделях всё тормозило. Таким образом, маркетинг играет против прогресса - в нашем, общинно-центрическом понимании этого слова; потому что прогресс общества это одно, а прогресс флагманов - это совсем другое.
Забавно, но к Apple в этом плане меньше всего претензий - они изначально толкутся в сегменте топовых моделей и их прогресс практически линеен, без закидонов; выпустили новый Айфон, распродали старый; новый, как правило, лучше, чем старый, так что всё вроде нормально. К самим Айфонам, и даже к фирме Эпл, у меня нет особых претензий - ну делают люди агрегаты для богатеньких буратин, ну и флаг им в руки. Я выступаю против измерения людей и стран по возможности делать или покупать Айфоны, а это уже совсем другое дело.
Сам по себе подобный подход к жизни имени вещизма толкает всё общество на закукливание в
подростковом состоянии сознания - именно в этот период человечек максимально зависим от того, что он имеет - никаких других ценностей и навыков он ещё накопить не успел, и измеряет окружающих по наличию модных штучек. К зрелости и тем паче к старости приходит понимание, что "
ничего не надо грешному человеку"; но это понимание напрямую вредит монетарной идеологии, которая смысл существования всего на свете сводит к вращению денег. Поэтому надо отсечь человека от процесса взросления и мудрения, отрицая понятия "мудрость" в целом и заменяя его совсем другим понятием "интеллект" (о чём позже ещё напишу); а это со многих точек зрения не одно и то же. В итоге современный мир - это мир дурачков-всезнаек, каким бы это оксюмороном не прозвучало. Википедия знает больше вас, но кто умнее - вы или она?
Ещё раз хотелось бы уточнить, что я не против прогресса вещей как такового - наоборот, всячески за, если Жигули станут больше походить на Мерседесы, а "хайскрины" на Айфоны; но я против прогресса вещей как самоцели, во имя которой надо приносить в жертву Справедливость, Родину, интересы миллионных народных масс и так далее. Мы один раз уже обменяли свою страну на 300 сортов колбасы - да, колбаса появилась, но миллионы умерли и погибли в конфликтах; зачем, чтобы вместо Жигулей вы могли ездить на Таёте? Даже ведь не на мерседесе.
Демографические потери России - и вообще бывшего СССР - можно вполне без кривляний сравнивать с потерями от 2-й мировой; и что мы получили взамен? Таёту и Айфон? А это стоило того? Считайте, мы сами себя разбомбили, как тот Гитлер, за право обладания импортными вещами - и ничего другого при монетаристской морали и быть не могло.
Вот такие вот интересные выводы выходят при попытке разобраться, что бывает, когда вещизм занимает в мозгу центровое положение. Когда вещи становятся во главу угла, никакие миллионы жертв не принимаются в расчёт - поэтому, как я и говорил ранее,
любой либерал-монетарист по сути своей фашист; в ценностном смысле, без всяких свастик или зиг. Повод задуматься, той ли дорогой мы идём. Начать выздоровление общества необходимо с правильной ранжировки ценностей в головах, такое моё мнение.
Click to view
И ещё раз приложу ролик "Я верю" - прогресс может и должен двигаться не в сторону вещизма.
>>> К третьей части - про самоограничение >>>