<<< К предыдущей статье по теме <<< Продолжаю тему жизни не по средствам; сегодня в очередной раз попробую отойти от глобальной философии и оборотиться к низкоуровневой (относительно :)) экономике; на уровень 300 сортов колбасы, конечно, спускаться не буду, пусть вам про это топ-ЖЖ рассказывает. ;) Здесь - про другое; почему западные товары такие модные, а наши савецкие - наоборот. И китайские, и индийские, и какие угодно - не западные - тоже не модные. Вот про это и поговорим.
Надо сказать, что весь цикл статей я именно и задумывал начать с этой темы, да как-то всё повода не было; как обычно, сперва теория, потом уже практика. В прошлых статьях показал, что Запад - как Цивилизация, как система ценностей - базируется на эксплуатации всего окружающего мира; это одна из ключевых особенностей его хозяйствования, без которой он жить попросту не может. Нельзя сказать, что он живёт исключительно за счёт паразитизма, всё-таки большинство высококачественных товаров сделано именно на Западе, то есть собственное производство там весьма сильно развито, но в этой статье попробую показать, что западное качество возможно исключительно из-за всё той же эксплуатации внешнего мира.
Наткнулся тут недавно на статью о том, что
Лада Веста вошла в топ-100 продаваемых в Европе авто.
Моё отношение к рейтингам любого рода давно известно, и эта "новость" меня интересует исключительно с точки зрения комментариев "экспертов" о том, что для завоевания рынка Европы ВАЗу надо делать... более дорогие авто. Не дешёвые. Дорогие. В рыночных реалиях выглядит нелепо, однако это действительно имеет смысл, вполне очевидный.
Когда наш советский автопром только зарождался, его цели были, как нетрудно догадаться, практически военными; именно поэтому он такой и был, корявенький, но при этом крайне железненький. Страна, пережившая войну на уничтожение со всей Европой, и немедленно после этого попавшую под пресс другой войны, Холодной, разумеется, всегда держала в голове мысль "А вдруг война?" - что, как нетрудно видеть, актуально и сейчас. И принципы работы "той" экономики и промышленности кардинально отличались от "
рыночных", и думать в "тех" категориях при оценке "этой" экономики несколько странно - как и наоборот.
После поражения России в Холодной Войне и утраты ею независимости (в том числе экономической) наша экономика оказалась частью придатком "мировой", читай западной. Опустим тут тот факт, что она изначально строилась по другим принципам и смена роли не могла закончиться для неё плачевно, о чём кое-кто из тогдашних "реформаторов" иногда проговаривается; в данном случае не суть. Если смотреть с позиции автопрома, то у нас были крайне дешёвые ресурсы и такая же даровая раб. сила; мы могли бы при желании завалить ту же Европу дешёвым автохламом - если мыслить в категориях мелкой лавочки, которую так любят наши
недоделанные "либералы". Жизнь же несколько сложнее.
"Внезапно" оказалось, что западный обыватель дешевизне предпочитает качество, уровень производства, и "собственные" нужды - на самом деле всё это, разумеется, мощный многоуровневый маркетинг, по сравнению с которым кровавая коммуняцкая пропаганда - бледная немочь. Практически каждый из нас может видеть его плоды в ближнем окружении - непременно найдётся какой-нибудь крендель, с ничем не выдающимися финансовыми возможностями, но катающийся на дорогом авто - в кредит, конечно. Не доедим, но понтов напустим.
Следы этого подхода - всё в той же парадигме
перерождённого протестантизма; бедный значит плохой и грешный. Для того, чтобы быть человеком, в западном мире необходимо "соответствовать уровню", это давно заметно и по отечественной "элитке", иногда весьма лоу-левельной, и от этого крайне смешной. Это означает, что, вопреки рыночной же парадигме, дешевизна не означает "хорошо"; на определённых уровнях стоят отсечки, ниже которых "нормальному человеку" упасть нельзя, ибо он будет казаться - кому-то - нищебродом, и через это недочеловеком.
Казалось бы, речь за технику, а тут опять какие-то обличения кровавого
монетаризма... Проблема в том, что в "рыночном" экономиксе сплошь и рядом происходят манипуляции сознанием, причём не только на уровне СлаваКПСС (посмотрите на выборы в США, тут по накалу идиотии наши савецкие лозунги курят в стороне), но и на совершенно повседневном уровне. Это при Советах нельзя было сказать человеку, что если ты ведёшь себя как свинья, то ты свинья и есть - це кровавый совок! - а нонче можно (и нужно) с больших экранов на всю страну заявлять, что если ты ездишь на дешёвом авто, то ты лох, буквально этим же лексиконом. Поэтому у людей формируют определённые потребности, которые они потом уже реализуют в виде нужных манипуляторам покупок.
При СССР никаких потребностей никто никому не формировал - вот вам на выбор три авто - ЗАЗ, Москвич и Жигули (утрирую), выбирай на вкус; если бы кто сказал - на публике - что ездить на Запоре это отстой, его бы вряд ли потом кто-то нашёл, в тайге-то. Понятно, что людям хотелось и того и другого, но возможностей не было, поскольку - как сказано выше - автопром создавался под реалии ядерной войны, и комфорт пассажиров был делом десятым. Было бы нужно - сделали бы (см.
представительские ЗИЛы), но было не нужно.
Когда внезапно стало нужно, то оказалось, что крайне вкусный рынок Европы закрыт, по разным причинам - от политических до всё тех же маркетинговых; на "нищебродском" савецком авто мало кто хочет ездить, даже за небольшую цену. А делать более дорогие авто - значит лезть с привычной поляны на совсем другие уровни, бодаться с серьёзными западными же компаниями, при неопределённости (вплоть до невозможности) выхода на западный рынок. А на отечественном рынке давно уже действовали не-рыночные механизмы - европейские и японские авто выдавливаются с местных рынков законами, лоббируемыми авто-производителями; в итоге совершенно рабочие машинки оказываются сбытыми за рубеж по дешёвке, и тем самым убивается сразу два зайца - и рынок комплектующих растёт, и конкуренты дохнут.
Конкурировать с подержаной, но всё ещё крепкой и удобной, машинкой, отечественному автопрому сложно - ибо по цене нового ВАЗа можно взять подержаное авто на класс-другой выше. Делать более качественные и дорогие авто возможно - те же китайцы сейчас осваивают эту поляну стремительным домкратом - но на западный рынок выйти будет крайне сложно, а отечественный не потянет. Угадайте, почему? Правильно - у наших денег нет. Там они есть, здесь - нету. Нет, конечно, наш рынок - какой-то там в Европе, в целом денежка-то у народа есть, только вот покупаются в основном как раз авто класса ВАЗ и около того. Выбраться в более высокие классы без расширения рынка крайне сложно... Ой, я сказал "расширение рынка". В современных условиях это означает практически "война".
Если отскочить от автопрома, то можно посмотреть на рынок
китайских смартфонов. Если про ВАЗ ещё можно хохмить, что "место проклятое", то китайцы делают всё на свете, от совсем дров до Айфонов (оригинальные Афони
собираются в Китае, это не секрет); и, тем не менее, китайфоны - это до сих пор пренебрежительный термин, даже у нас в стране, которая смартфонов неспособна производить вообще никаких (слегка утрирую). Как же так, рынок и демократия, и свобода слова, и возможности все есть - а почему китайское до сих пор "плохое", хотя, казалось бы, всё на свете делается в Китае?..
Всё ж тривиально. Любое производство ориентируется в первую очередь на местный рынок; а он в Китае хоть и огромный, но при этом достаточно бедный по уровню. На территории Китая западная пропаганда работает намного слабее (там даже
Гугль цензурируется), поэтому дуть в уши юзеру о том, что он лох, если не купил последний Айфон, не удаётся. Понятно, что Айфон мощнее какого-нибудь Doogee за $100; но всё ж зависит от ваших потребностей. Для массы людей телефоны нужны только звонить, иногда слушать музыку или общаться по воцапу - для этого любого современного китайфона хватает за глаза. Да, оно иногда глючит, но отдавать за не обязательный гаджет пару месячных зарплат могут не только лишь все.
Этим и вызвано то, что подавляющее число китайфонов болтается в сегменте $50-$200, причём в основном - дешевле $100. :) Я уже писал недавно
про личный опыт общения с телефонами существенно дешевле $100 - если вы не гаджетоман, то вам их хватит за глаза и за уши. Понимаю, что легко можно придумать аппарат намного круче и продвинутее, но зачем?..
А вот это уже вопрос неприличный для обывателя - как это зачем, чё я, лох?.. Какая-то криминализация морали произошла с начала Перестройки, и люди принялись мерить друг друга по побрякушкам, как
неразумные малолетки, которые ничем другим мериться и не могут.
Понимаю, что при зряплате в несколько тыщ бакинских, которые до недавних пор много у кого были даже в пределах МКАД, мелочиться и размениваться на дешёвые поделки, наверное, не стоит - можешь купить Айфон и тебе это не напряжно - покупай, наверно (хотя я фирму Эпл и не люблю :)). Но, как мы с вами уже прошли в декабре 2014-го, такие доходы лёгким движением руки превращаются в тыкву, и с европейского уровня наши расейские зарплаты враз сравнялись с китайскими; а жизнь-то там подешевле будет. ;)
Обратите внимание - бОльшая часть общества работает тут же работу, и объёмы почти те же, только вот получает за это - в баксах - вдвое меньше, чем 2.5 года назад. Это, среди прочего, означает, что "тогда" мы жили не по средствам. Боюсь, мы и сейчас так же живём - как и большинство обитателей долларовой
финансовой пирамиды. Не потому, что рубль надо ещё больше обесценить, а потому, что бакс по сути ничего не стоит. Завтра он может стоит 100р, а послезавтра 20, а потом сказать "я устал, я мухожук" и просто лопнуть, и всё это будет нормально и естественно. Просто нет никаких абсолютных ориентиров в современном экономиксе, и поэтому и проходят все эти "кручу-верчу, обмануть хочу". Про абсолютные
ориентиры в культуре я давно пишу, а экономика - не совсем моя тема, но и тут то же самое. Не имея чёткого понятия, сколько это стоит в каком-то твёрдом эквиваленте, мы и не знаем, что из себя представляем сами. Ориентироваться на бакс, которых в мире уже скоро будет больше, чем атомов - просто идиотизм.
Поэтому и говорил в прошлой части статьи, что при обрушении долларовой пирамиды у нас есть экономический бонус, который, впрочем, может сыграть и негативную роль - потому что экономики Запада, которые столетиями ориентировались на завышенный уровень потребления, просто не смогут функционировать в условиях схлопнувшегося рынка.
4 лярда в день, Карл! И "внезапно" может оказаться, что заводы, которые всё ещё могут выпускать савецкие ВАЗы, гораздо более стратегически важны, чем производство перделок с колёсами по цене истребителя. К сожалению, процесс деградации ВАЗа зашёл достаточно далеко, и ворочаться на военные рельсы придётся с большим трудом, но руки-то помнят. А "там" не то что руки, и голова-то никогда про такое не думала.
Понимаю, что "Мерседес" в общем случае круче Жигулей-2101. Но в условиях кризиса и войны и то и другое - ведро с колёсами, а Жигули в 100 раз дешевле. Говорят, китайцы называют русских "боевым народом" - потому что у нас всё в расчёте на чрезычайные обстоятельства. Жить в условиях стресса всё время, конечно, нехорошо, но и думать, что всё хорошо и замечательно, и не думать о последствиях - особенно в условиях непреходящего который год кризиса - ещё хуже.
Мы всё живём не по средствам, повторяю. И считать, что нашая дешёвая промышленность хуже западной, это либо наивность, либо идиотия. Выбирайте на вкус.
Вот если бы мы танков и ракет делали меньше и хуже, вот тогда да. А пока - главный враг, как в и 1980-х - в наших головах. Пока мы сами позволяем манипулировать собой и считать, что "бедный - это лох", мы становимся нерусью, и играем против собственных же сильных сторон.
Недавно на
концерте старообрядческой музыки - которая для меня живее всех живых - прозвучало слово нищелюбие. Интересный термин, есть о чём подумать. Если мы хотим называться русскими, а не цеЕвропейцами, то про такие слова необходимо думать и осознавать, почему у нас так, а вокруг всё по-другому. Это ведь потому, что новый Айфон тоньше предыдущего, ага?..
>>> Про простолюдинов и их потребности >>>