Про гармонизацию в образовании и самосознании

Nov 04, 2016 16:25

Сегодня - День Народного Единства; несколько притянутый по времени праздник (4 ноября ничего эдакого не происходило); очевидным образом он введён для мимикрии другого праздника; тем не менее, события Смутного времени крайне интересны и показательны - в частности, показывают способности русского народа к самоорганизации, о которой сейчас все как-то подзабыли; а ведь тогда, в 1611-12-м, Россию спасли как страну и цивилизацию совсем простые люди - гр. Минин был, например, неграмотен. Эдак я ловко подвожу к теме статьи - поговорим сегодня за гармонизацию Человека как личности, в противовес современным тенденциям узкой специализации.

Про специализацию в образовании
Думаю, многие согласятся, что сейчас с нашим образованием происходят странные и местами страшные вещи. В материальном плане иногда всё вполне неплохо - учебники у всех есть, школы красивые и тёплые - но если смотреть, как я всегда призываю, на смыслы, то у многих волосы дыбом, и это не мои досужие вымыслы; я-то от всего этого относительно далёк. Сейчас школа, по утверждениям многих, не готовит Личности и Творцов, а... учит поступать в ВУЗы. А ведь это кардинальным образом меняет подход к знаниям - то ли они ложатся в подкорку до конца жизни, то ли поступил и забыл.

Но дело тут даже не про школы и институты. Ранее уже писал, что подобный "рыночный" подход к образованию фактически зверит и скотинит человека, искажая принципы ещё античной классической культуры образования - вместо формирования всесторонне развитой личности у нас строгаются винтики Системы, и это не просто слова. Помните, как страдальцы о России-которую-мы-потеряли воют о том, что, дескать, "все люди с классическим образованием покинули страну" - так ведь сейчас происходит то же самое, ведь классическое образование уходит массово и отовсюду. Само по себе образование никуда не девается (кроме очевидного схлопывания на периферии, в угоду безумной урбанизации страны); просто оно выхолащивается и превращается в тренинг винтиков - причём не тех, сталинских, в хорошем смысле слова; а практически железных, о чём тоже ранее писал.

Я всегда захожу со смыслово-философской точки зрения, и показываю, что тут надо менять не прокладки, и даже не "всю систему", а смыслы в головах - даже если сейчас уволить и расстрелять министра образования и всех его наймитов, ничего не изменится и будет то же самое. Проблема глубже - в самой идеологии современного общества, по фамилии монетаризм; образование, как и всё остальное, служит не для предоставления человеку дополнительных возможностей, открытия горизонтов и прочая и прочая, а для получения профессии и заработка денег. У нас это ещё не так сильно заметно, а вот "там" - практически соответствие один к одному.

Не знаю, кто как, а я заметил подобный подход ещё до развала Союза. Ты кто по образованию? Музыкант? Не лезь в науку. Ты кто - физик? Чего забыл в истории? И так далее и тому подобное. При том, что "образование" - это всего лишь первый, самый тривиальный шажок в профессии, и по сути он означает всего лишь овладение базовым языком отрасли. Сейчас мы видим практически везде специалистов, подобных флюсу - люди что-то из себя представляют только в узкой области, где их "научили" практически в дедстве, а всё, что кроме - тёмный лес и вотчина уже совсем других - но таких же по сути - "специалистов".

Неожиданный для кого-то переход, но у меня всегда так. Всё же от смыслов растёт, от вопросов "зачем и почему" - вот и подход к образованию и в целом воспитанию человека ровно такой же. Если цель у Человеков - заработок бабла, то ничего другого вы никогда и не получите; разумеется, узкий спец заработает больше, но в своей узко специализированной норке. Если эта норка по каким-либо причинам обвалилась и перестала соответствовать "рыночным" требованиям, то такого "специалиста" можно просто выбрасывать - больше ничего он всё равно не умеет. Постоянно говорю, что современный человек сиюминутен - и этот пример туда же в тему.



А шо вы смеётесь, я это вижу воочию постоянно - люди всю жизнь работают за компьютерами и понятия не имеют не то, чтобы как оно устроено, а что там в принципе как, всю жизнь нажимая определённые кнопочки. И да, я не админ.

Иногда мне пишут люди, считая, что я фотограф, потому что на аватарке я с фотиком. Ну как это так-то, православные и товарищи? Как можно сводить всю свою жизнь к одному занятию - это же даже не "В мире животных", а уже где-то в царстве насекомых. И, тем не менее, так не просто живут миллионы и миллионы, но и вся система образования и последующей экономики подталкивает Человеков к подобному развитию - монетизируй собственные навыки любым способом, ведь верхний смысл всего - бабло.

Это всё к чему я... Даже если телеящик и всё на свете воет о том, что надо оставаться в норе полученных в дедско-юношеском возрасте навыков, можно развиваться самостоятельно - как говорил так нелюбимый Няшмяшей ( это какой-то позор) Ильич, "учиться, учиться и учиться". Не за деньги, для собственного развития.

Про специализацию в самосознании
А вот от второй части статьи у многих может неслабо бомбануть, причём с обеих сторон; речь пройдёт за уровни самосознания; рекомендую ознакомиться с сооцной статьёй. Я выделяю три уровня самосознания, которые ещё можно побить на сущности, но для общего понимания трёх как раз достаточно; о них сегодня и поговорим.

1) Лично-семейный уровень сознания личности
2) Национальный уровень сознания личности
3) Имперский, над-национальный уровень сознания личности

С первым относительно понятно, хотя современное общество активно разрушает институт Семьи, и скоро уже придётся пояснять, что это такое - многим уже сейчас невдомёк, что Семья не ограничивается папой-мамой и одним-двумя чадами; ну, да это уже не ко мне вопросы, а к психиатру. Поговорим за два последних уровня, которыми сейчас только ленивый не манипулирует.

Казалось бы, только что речь шла за образование, а тут какие-то уровни личности - о чём вообще речь? А всё о том же - о гармонизации, всестороннем развитии личности. Все перечисленные выше уровни по-хорошему должны присутствовать в сознании одновременно, чтобы для людей ценностью являлось и то, и другое и третье.

Многие, наверное, догадываются, что я человек левых, коммунистических, убеждений, но по "левым" тусовкам почти не хожу, как-то там всё сильно однобоко. Потому что политические тусовки ограничиваются верхним, третим уровнем сознания, и игнорируют предыдущие, в основном национальный уровень. Для либералов важнее всего бабло, а для левых первостепенны интересы пролетариата, который при подобном подходе выглядит сбродом безродных иванов, увы. Потому что без осознания собственных корней мы получаем точно такого же "флюсоподобного" страдальца "за народ", который понятия не имеет, что этот самый народ из себя представляет. Как бухгалтер, который не знает, откуда берётся Ворд на компе.

Куда больше общаюсь с фольклористами, которые во многом занимаются именно этим, пропущенным "политиками" национальным уровнем самосознания. В нашей стране это настоящая беда, о чём недавно писал - культурно русских вообще нет, одни сплошные россияне; и это тоже перекос флюса в определённую сторону. Тяга к национальным корням в таких условиях более чем нормальна, однако если закуклиться на этом уровне, то мы получим национализм, как средство борьбы с собственной цивилизацией - что мы и видим на примере практически всех пост-советских республик.

Основная мысль статьи - надо как-то приходить к необходимости всестороннего развития личности - и в плане личностных навыков не ограничиваться собственным образованием, и в социальном плане не ограничиваться очевидным "моя хата с краю, ничего не знаю". И это касается всех уровней - включая и националистов, и политиков; если ограничиваться только своим классом или своей нацией, упускаешь огромный пласт самосознания личности и всего народа в целом.

Как достичь этого уровня всем и сразу, ответа у меня нет. Но надо думать. А для начала - хотя бы осознать наличие проблемы, и выйти за рамки собственной раковинки. Это касается и отдельных личностей, и целых партий и движений. Как и в Смутное время, как-то надо браться за руки, чтоб не пропасть поодиночке - но осознанно, а не ради лулзов.

Апдейт: выступление историка Евгения Спицына про образование:

image Click to view


Ролик июля-2016, поэтому в нём есть отсылки к предвыборным делам.

психология, размышления, политика

Previous post Next post
Up