Про мораль сотрудничества и мораль соперничества

Jun 22, 2017 16:33

Снова подниму темку, описанную в статьях " Человек человеку кто?", вслед за циклом статей про богатство. Ранее уже даже писал статью про привлекательность морали соперничества; однако сегодня не только буду обличать, но также и покажу, что сотрудничать для каждого конкретного человечка точно так же естественно, как и соперничать, и сложно сказать, что из этих понятий является глубинным или наносным.

В каментах к статьям про богатство, в отличие от, скажем, обсуждения минусов "свободного рынка", почти не было негатива - почти все согласны, что стремление к богатству == моветон. Однако же, как всегда, обличать куда проще, чем созидать, и как только начинаешь задаваться вопросом "И какие отсюда выводы", как само собой получается, что я не я и рожа не моя. Мы все понимаем, что стремиться обогатиться любой ценой - плохо, но по-прежнему принимаем такое поведение за норму, и зачастую именно так и действуем - всем же хочется зарплату побольше и работы при этом поменьше, верно?..

Постоянно намекаю на место культуры в нашей жизни - не в плане музычки и балета, навязанного условным телевизором стереотипа о культуре, а мировоззрения и шаблона поведения в обществе. Культура современности такова, что принимает богатство и вообще мораль соперничества за норму, поэтому нам кажется, что разговоры о морали сотрудничества (она же "человек человеку друг", ЧЧД) - это популизм и призывы ко всему хорошему против всего плохого. Но, как уже упомянул в прошлой статье, мораль ЧЧД так же естественна для каждого из нас, как и расхожая нынче ЧЧВ, мораль соперничества "человек человеку волк".

Все мы родом из детства, и с рождения подавляющее большинство из нас воспитывается именно в культуре ЧЧД; нас учат, что такое хорошо, и что такое плохо; что отбирать у слабых плохо, а помогать наоборот, хорошо. Это не означает, что ЧЧД ограничена лишь детскими утренниками; просто дети общаются в большинстве своём в кругу семьи, где эта мораль естественна. Вы же не будете конкурировать с родственниками, с папой-мамой-братьями-бабушками?.. Конкуренцию, конечно, можно натянуть и на семейные отношения, только на этом вся семья и закончится, и начнётся "нормальная цивилизованная жизнь" имени "Игры престолов", где брат идёт на брата.

Как видим, ЧЧД заканчивается там, где появляется конкуренция. А мы по-прежнему воспринимаем её как положительный экономический процесс - потому что в "рыночных" условиях она действительно полезна; это единственный механизм, условно стоящий на стороне рядового пользователя, и позволяющих скинуть цены в споре с производителями товаров и услуг; все остальные "рыночные" механизмы приводят лишь к росту цены. Но жизнь - это не рынок (что для многих уже само по себе удивление), и особенно рыночные отношения недопустимы на семейном уровне - "давайте продадим Машеньку на органы, она дороже, чем Васенька". Или "бабушка потеряла рентабельность, предлагаю её списать и оптимизировать её жилплощадь".

Применение "рыночных" механизмов в семейной жизни недопустимо - по крайней мере, с точки зрения христианской морали (а также советской, мусульманской и практически всех других) - однако почему мы их распространяем на окружающих? Потому что с какого-то момента мы начинаем мыслить в категориях ЧЧВ; мы разделяем мир на "хороших", с которыми надо дружить и сотрудничать; и "плохих", с которыми надо конкурировать, и которых можно жрать.

На мой сугубо дилетантский взгляд, именно этот переход от морали ЧЧД к ЧЧВ является причиной многих психологических травм, и, в том числе, экономических "успехов" Запада, который распространяет ЧЧВ в том числе и на семейные отношения (там нередки финансовые сделки между родственниками) - в итоге богатства у них, действительно, больше, чем у лапотного Востока. Но ведь богатство - это разность потенциалов между богатыми и бедными, и в целом в обществе всегда больше бедных, чем богатых - поэтому Счастья в Общество это не приносит. И средний обыватель, несмотря на все айфоны и таёты, чувствует себя несчастным, потому что ему круглосуточно показывают красивую жизнь, которую он не может себе позволить; хотя в данном случае это оффтоп.

Детство - время формирования псхики и подсознания, и заложенное в детстве потом регулярно выплывает из глубин и даёт о себе знать. И именно в детстве у нас формируется мораль сотрудничества (если не на помойке расти, конечно), помогать другим даже в ущерб себе для человека естественно на уровне подсознания. Конечно, тут бывают гримасы воспитания, и дети растут эгоистами - в основном, единственные дети в семье, которые воспринимают окружающих как корм, и которых просто не на чем натренировать на сотрудничество; но в целом и их тоже наверняка воспитывали в духе "Что такое хорошо, и что такое плохо".

image Click to view



Начиная с подросткового возраста, человечки начинаю воспринимать взрослую мораль, которая - какое удивление - категорически расходится с тем, что заложено в их собственном культурном базисе, том самом ЧЧД. "Все убивают друг друга, режут да вешают - в общем, идёт нормальная цивилизованная жизнь"; как только человечек выходит за круг семьи, так тут же обнаруживает, что есть ещё какая-то другая мораль, не только ЧЧД, и это многим ломает шаблоны, а у кого-то приводит к необратимым изменениям в психике. Вот только что было "встаньте, дети, встаньте в круг", и тут уже "обманывать - нормально"; и вчерашний партнёр по хороводику становится конкурентом - неважно за что, от места за партой до девочек. Конкуренция возможна и в детском садике, но там она воспринимается негативно, а у подростков умение "опустить" конкурентов уже воспринимается за доблесть. Это не подростки такие тупые, это мы, взрослые, доносим до них эту мысль, через нашу "подростковую" культуру, в которой мы варимся порой до самой смерти - о том, что ЧЧД это для малышей, "нормальный" взрослый чувак воспринимает мир в концепции ЧЧВ, и чем он больше урвёт у других, тем он круче. Думаете, я преувеличиваю? Отнюдь; посмотрите практически любое творение современной культуры - от музычки до блокбастеров, везде одно и то же.

Детское сознание, конечно, ограничено, и для большинства людей переход от ЧЧД к ЧЧВ происходит через небольшую ломку в подростковом и юном возрасте - они просто воспринимают сепаратизм Общества как естественный процесс - вот тут есть "наши", а тут "чужие", и с "нашими" можно дружить, а "чужих" можно потрошить. Граница тут может проходить произвольно - более устойчивые к пропаганде СМИ проводят её подальше, что выражается в известном стихе из фильма "Брат" журнала "Колобок", о чём писал в статье про образование:

Я узнал, что у меня есть огромная семья,
И тропинка и лесок, в поле каждый колосок...

Таких людей не так уж и мало, но они, как нетрудно догадаться, не так "успешны" в морали ЧЧВ - потому, что у них понятия об "успехе" свои собственные, не навязанные пропагандой. Те же, кого "подростковая" мораль ЧЧВ нагнула сильнее, проводят границу "свои-чужие" иногда и по собственной семье - ведь "нам всё врали", и для "успешности" нужно больше конкуренции. И, соответственно, возможностей по обогащению у них больше - ведь не надо тратить сил на бессмысленную помощь близким, друзьям и прочая - только "всего добился сам", только хардкор.

Далеко не всегда тут есть прямая зависимости - не все богатые люди обязательно эгоисты и носители морали ЧЧВ, и не все бедняки обязательно любят других больше, чем себя. Но мораль ЧЧВ больше располагает в богатству, а ЧЧД - к "бедности" - исходя опять же, из чуждых ей ценностей, потому что для неё норма - это равенство и достаток. А для ЧЧВ важно достижение личного богатства, которое, понятное дело, нарушает это самое равенство, и просаживает средний достаток.

Это я всё к тому, что мораль и система ценностей "Человек человеку друг" нисколько не менее естественна для человека и общества, нежели общепринятная сейчас "Человек человеку волк". Доминирующие до сих пор в общественном пространстве либералы (не какие-то там абстрактные бабайки, а носители ЧЧВ, которых среди нас - каждый первый) утверждают, что альтернативы ей нет, а я говорю, что есть. Надо вытаскивать мораль ЧЧД, мораль сотрудничества, из нафталина и детстких грёз, и натягивать её на глобус, на смену заведшей Человечество в тупик современности морали ЧЧВ.

Весь мир становится взаимосвязанным, и теперь эхо происходящих где-нибудь в Африке событий аукается по всему миру - это ли не повод вспомнить, что мы все в какой-то мере друг другу братья? Попытки разделять и властвовать необходимо подвергать репрессиям не только по закону, но и на культурном уровне, неприятием - как убийство или каннибализм. В нынешних условиях, при современном накале рекламы и вообще пропаганде обогащения, это всё выглядит какими-то прожектёрством, но альтернатива - скатывание на следующий этап морали ЧЧВ, фашизм. Когда мы все как бы братья, а вокруг нас - как бы враги, и неплохо бы пожить за их счёт. Это уже сейчас анти-исторично, но мы именно туда и идём.

Менять надо не столько экономику (хотя она, конечно, многое определяет, и в итоге всё упрётся в неё), сколько культуру общества. То есть, собстно, взгляд на жизнь всех и каждого. Это сложно, понимаю, но других путей по уходу от скатывания в фашизм у меня для вас нет. Для начала нужно осознать, чем грозит мораль ЧЧВ, и потихоньку переползать к ЧЧД. Тем более, что в глубине души мы все уже знаем, что все люди - братья.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up