Продолжаю
вчерашнюю статью; пришлось её аварийно завершать, да и ладно; планировал в ней поговорить на тему песни, но потом понял, что это отдельная большая тема. Народная песня - крайне неоднозначный культурный артефакт; в ширнармассах она воспринимается едва ли не как пошлятина (спасибо "народным хорам", исполняющим матерные частушки), а в среде фольклористов-традиционалистов, наоборот, сакрализуется и занимает нездорово большую часть народной культуры. Вот обои двое эти мифа и разберу.
Простому советскому человеку довольно сложно объяснить, зачем ему нужна народная культура. До революции, да и после тоже, процветало изрядное
небрежение к русскому; в советское время в порывах интернационализЪма перегнули палку и подменили подлинно народную культуру симулякром псевдо-народности (одна из первых статей этого журнала -
как раз про это), который не имеет отношения ни к русскому, ни к народному. В после-советское время ситуация усугубилась; с новой вернулось старорежимное небрежение к русскому (не то, что "там"), и традиция ушла глубоко в прошлое, так что слово "народное" стало однозначно намекать на кокошники с баянами.
Я обычно поясняю нужность народной культуры по-еврейски вопросом - "а в каком месте ты русский?". Чем мы отличаемся от татар, немцев, евреев и прочих?.. В чём наша идентичность? Некоторые воспринимают это как наезд, но вообще-то это призыв к
рефлексии - попробуй сформулировать сам для себя, в чём выражаются твои национальные особенности. У многих людей уже сама постановка вопроса до недавнего времени вызывала отторжение - мы не русские, мы общечеловеки; что ж, события последнего времени показывают, что как-то себя отделять от "цивилизованных" всё-таки надо. И как, отделяется?
Помните все потуги государевых людей найти национальную идею?.. А ведь это -
базис, без которой невозможно построение по-настоящему суверенной державы. Примерно так же и с личным самосознанием - не понимая собственной идентичности, ты вынужденно существуешь в парадигме
общечеловечности, навязанной нами во многом как раз оттуда, откуда теперь едут и едут эшелоны с далеко не пасхальными подарками. Попытки построить идентичность вокруг Дня Победы - это, конечно, хорошо, вот только
Мавзолей снова драпируют,
Ленина сажают в клетку, Сталина вообще в общественном пространстве нет; хотя, казалось бы. Тут вижу, тут не вижу - это не системный подход, а как раз
методы наших заклятых партнёров по ту сторону Железного занавеса; позитив мы присваиваем, негатив отрицаем, хотя это - две стороны одной медали. Чем это принципиально отличается от западенского благополучия ценой удержания в скотстве целых континентов?
Тогда как народная культура - это как раз
системный подход к жизни. Совершенно не обязательно сводить её к картузам и семкам; это - культура самого народа, изнутри. И тут мы немедленно наступаем на ещё один стереотип, который во многом культивируется самими культ-работниками - понятие "культура" у нас давно и надёжно ассоциируется с искусством, а это -
большое заблуждение. Культура - это наша повседневность, это наши негласные ограничения и нормы; а искусство - лишь наиболее эмоционально заряженная её часть и средство по управлению культурой.
И тут у меня для вас плохие новости; всё вот это по большей части противоположно русскому
культурному базису; все последние 30+ лет как минимум, а на деле и существенно дОльше, мы существовали в парадигме "общечеловеческой культуры", которая настолько отличается от нашего национального базиса (да и от чьего угодно другого), что я без затей обзываю её
анти-культурой. Всё, что в русской традиции хорошо, для общечеловеков плохо, и наоборот. Мы привыкли прозябать в условиях
общества потребления,
оторванные от собственной культуры во всех смыслах этого слова, делегировавши наши культурные функции спецам, которые такие же "общечеловеки", как и мы, и делают то же, что и мы - рубят бабло, а вовсе не парятся на тему культуры, Добра и Зла. А по идее бы должны. В каком месте мы русские-то?
Чем мы отличаемся, например, от укро-наци? Отмечаем 9 мая и носим георгиевские ленточки?.. А если подойти к делу системно? Как это всё обобщить? Напоминаю - Мавзолей задрапирован, Сталина нет, даже Бессмертный полк местами отменён; например,
у нас. В чём наша Идея, чем мы принципиально другие?..
Если воротиться к теме статьи - на это ответа в песне самой по себе вы не получите. Песня - это просто звуки; тем более, если относиться к ней сценически, как это принято сейчас у культ-работников: главное поразить всех со сцены своим мега-мастерством. Да, песня - это важнейший культурный артефакт, и через него вас можно подтолкнуть на культурный путь - что такое хорошо, что такое плохо, и всё такое. Но искусство не равно культура. Применение искусства вне контекста == просто загрузка в людей чужих эмоций, о вредности чего я
недавно писал. Вот если бы выключить все вражеские голоса, тогда, возможно, даже простое воспроизведение народной песни возымело бы смысл; но это в современных условиях, увы, если и возможно, то только через культурное отторжение. Которое пока что работает строго наоборот - анти-культура задавила традиционную. Но мы, переносчики традиции, ещё корчимся. ;)))
Click to view
Главный концерт самого большого концерта традиционной культуры за последние годы - и найдите тут культурный контекст.
Вне контекста, без создания
чувства причастности людей к собственной культуре, песня не шибко поможет, если вообще не навредит делу популяризации; например, с вышеуказанного концерта народ потянулся к выходу после первого блока. Это же просто развлечение, ещё и экзотическим (для горожанина) способом, которых и без этого - навалом, полный гаджет. Вот этот фестивально-концертный формат имхо уже давно не работает;
писал об это ещё 10 лет назад. Да, кого-то может зацепить, но в пересчёте на народное бабло это даже не пар в свисток, а где-то на грани Уголовного Кодекса. Единственным осязаемым результатом подобных действий считаю сохранение популяции тех самых переносчиков традиции, которые там получают определённую мотивацию; но, наверное, это можно делать и как-то попроще. У зрителей в голове наверняка не осталось ничего, проверено
40+ фестивалями, в организации которых принимал участие.
Поэтому особое внимание всегда уделяю неформальностям, которые можно увидеть в
фестивальном плей-листе; там, где нет официоза и сцены, начинается уже подлинно народное творчество; да, оно напоминает междусобойчик (которым, собстно, и является), но ничего не мешает к нему подключиться и погрузиться самому не только в песню, но и вообще в контекст - что это, откуда, какие слова, что происходит и так далее. Потому что песни - это лишь верхушка айсберга, а всё остальное - в разговорах и прочем диалоге между людьми; см. предыдущую статью. Так получается, что главным на фестивалях являются бессмысленные во всех смыслах концерты, а вот эти неформальности, несущие основные смыслы и вообще культуру как таковую, вообще не предусмотрены. Помните, я говорил про анти-культуру?.. Попахивает именно ею.
К сожалению, современный формат определяется именно анти-культурой; значительная часть тех самых переносчиков народной культуры сосредоточена именно на песенной составляющей и не погружена в контекст; зачем, если главное - см. выше. И мы судим друг о друге именно с этой точки зрения - кто насколько хорошо разевает пасть. Бытие определяет сознание, как оно есть. ;))) Кто хорошо поёт, тот и молодец. Всё это хорошо, вот только при чём тут народная культура?
Мы путаем ремесло профессионального исполнения с распространением народной культуры, которая, напоминаю, про моральные нормы и вообще повседневность. Она никаким боком не сводится к концертной деятельности, ни со стороны зрителей, ни со стороны исполнителей; в ней вообще нет никаких зрителей. Переносчик культуры - он не ремесленник, а просветитель и воспитатель, он не окучивает массы, а работает в диалоге практически с каждым.
К сожалению, понимание этого в основном отсутствует не только у ширнармасс, но и у самих переносчиков культуры. Без понимания собственной роли рано или поздно человек демотивируется и разочаровывается в собственном деле - зачем это всё, какое-то никому не нужное петросянство... Да, в парадигме анти-культуры это петросянство и есть - и нашим, и вашим за копейку спляшем. Мы где-то там на дне трепыхаемся, и кто мы такие по сравнению с "мэтрами" культуры аля Бабкина, Пелагея, не говоря уже за Гнойного и Моргенштерна. У них охват и куча фолловеров, а у нас?
Но если выбить из головы всё то анти-культурное дерьмо, которое в нас закладывается (в основном западенской) пропагандой все последние десятилетия, то окажется, что мы-то как раз занимаемся культурой, несём людям добро и свет, а вот вышеуказанные граждане - работники анти-культуры, и рано или поздно попадут в лапы сурового, но справедливого революционного трибунала. Мечты, конечно. Но если к этому не стремиться, то ничего и не получится; так и будем находиться в тени хитов типа "Зайка моя".
Народная культура - это в последнюю очередь концертная деятельность. А в первую, на мой предвзятый взгляд - экспедиционная, методическая и вообще повседневная работа. Да, это не путь к звёздности и признанию миллионов, но нужно ли нам такое признание ценой грехопадения? И слово "грех" - это в общем-то часть русского культурного базиса, так что не надо тут хи-хи.
Я формулирую русскую национальную идею (в широком смысле слова "русский") одним простым и всем известным словом - Справедливость. В рамках этой идеи имеют смысл и
Добро и Зло, и
грех и
честь; все те слова, которые сейчас не имеют никакого смысла. Если мы говорим за народную культуру, то без них никак не обойтись. А нет, вас предупреждали.
Click to view
Терской вариант известной "Калинушки" в исполнении
"Петрова вала" из Москвы и посторонних людей ;)
Терские казаки жили в тесном соседстве с кавказскими племенами, но почему-то у них песни вот такие, а не то, что массы привыкли понимать под казачьей разухабистостью. Интересно, почему. :))
P.S: забыл упомянуть о
развивающей функции сложной музыки, в противовес развлекательной; это снова к вопросу о том, что для нас культура.