Продолжаю тему очередного разбора понятия "культура",
начатую в прошлый раз; тогда был немного несдержан, но что делать, коли на дворе происходит такое. В современном общественном дискурсе сверху донизу отсутствует логика; причём, увы, со всех сторон; об это эмоциально высказался в прошлой части. Но просто ругаться и обличать, конечно, мало; показываю, как мы все дошли до жизни такой, и тут и там. И в этот раз попробую притянуть за уши... правила дорожного движения.
С зимы учусь на шофёра; были некоторые бюрократические проволочки, так что обучение всё ещё не окончено, хотя теорию в ГАИ уже сдал. И в ходе обучения теории и практике вождения драндулетов вижу аналогии с нашей общественной жизнью, о чём в этой статье и поговорим.
Залётные листатели наверняка удивятся, при чём тут культура и вождение; хотя постоянные листатели уже наверняка из этого предложения поймут, обо что будет основная речь в этой статье. Да, в общественном пространстве под словом "культура" сплошь и рядом подразумевается искусство - тили-тили и трали-вали, хотя это просто подмена понятий, о чём даже
видеолекцию как-то записывал. Ведь если просто поставить рядом слова "вождение" и "культура", то получится "культура вождения", из которой уже понятно, обо что речь, и песенки тут вообще не при делах.
Небольшой дисклеймер - в нонешнем виде ПДД и особенно их практическая реализация немного отличаются от того понимания термина "культура", обо что постоянно гутарю; они скорее относятся к категории законности, чем собственно к культуре; а
это разные вещи. Культура вырабатывается самими людьми, а закон спускается на них сверху; хотя и он формирует определённую культуру. Правда, навязанная сверху, а не идущая изнутри, культура приводит к немедленной бескультурности в случае отмены закона; за примерами ходить далеко не надо, см. гитлеровская Германия, когда вся нация в один момент свихнулась, когда им сказали "можно". Слегка утрирую, но следы этого примера вы можете наблюдать сейчас уже практически повсеместно.
Правила дорожного движения разработаны не для того, чтобы обложить человечка заборами и препонами, а для того, чтобы он в принципе мог перемещаться по дорогам общего пользования без риска для жизни. В ряде аспектов обывателю наверняка кажется, что это не так; глядя, какие ограничения и какие изменения вводятся, зачастую заметно, что все эти разметки и знаки - только для того, чтобы содрать с людей побольше денег. Ничего удивительного; как постоянно пишу, это
либерал-монетаризм - личная выгода понад усе, и ГАИ зарабатывает на простолюдинах, потому что может, точно так же, как Газпром или минкульт с минобром. Не должны, но могут; раз никого за это не ведут к кремлёвской стене на расстрел, получите "свободу и демократию", которую мы заслужили.
Тем не менее, вдали от средоточия больших орд хомячья, ПДД в основном помогают, а не вредят; в ходе недавно завершённой
экспедиции в Забайкалье всю дорогу "штурманил"; и если на трассе стоит ограничение, значит, впереди какое-то западло в виде ремонта или других опасностей. И если разметка из прерывистой становится сплошной, то обгонять не надо, впереди ничего не видно; и кто таки летит на обгон, тот реально подвергает как минимум спокойствие, а то и жизнь всех окружающих реальной опасности. В этом в общем-то отличие русской (в широком смысле) культуры (в том числе законности) от т.н. "мировой", т.е. псевдо-либеральной; она ноне проявляется только там, куда не добирается нога
общечеловека; вот и приходится ездить за русской культурой за Байкал.
ПДД - это по сути требования безопасности, и в этом плане они похожи на культурные ограничения в общественной жизни. Вы не гадите посреди улицы не потому, что придёт дядя милиционер и наругает; точно так же и с культурой вождения. К сожалению, люди в массе своей относятся к ПДД как к навязанной законности, и там, где дядя милиционер не видит, они тут же начинают нарушать, просто потому что можно. Где-то я такие слова выше уже писал?..
К сожалению, последние 30+ лет нам навязывали именно цеевропейский подход к культуре, принятый у "цивилизованных", когда культура - это когда "можно", а не "так принято". Когда культура определяется практически исключительно законами, а не нормами, выработанными в обществе (читай - традиционной культурой). Для современников старые нормы кажутся какой-то дичью, и это подозрительным образом совпадает с подходом недружественных обществ, которые готовы вчерашнее Зло объявлять Добром по первому окрику из вашобкома. Этим же грешат и плазменные мраксисты, сводящие всё к объектности и игнорирующие субъектность человеков; хотя это точно такое же издевательство над человечьей культурой и человеками в целом.
Вот представим, что наша культура - это ПДД. И вот мы берём, и говорим, что с этого дня можно ездить по встречке. Как это повлияет на аварийность и падёж народа на дороге, пояснять не нужно; однако в социальной сфере такое - сплошь и рядом.
Переход Швеции с левостороннего на правостороннее движение в 1967-м году
Культура - это техника безопасности; она говорит, что так и так делать не нужно. Но в силу выхода очередного айфона у нас произвольным образом меняются культурные нормы; и то, что только что было нельзя, теперь уже почему-то становится можно. И люди становятся дезориентированными - где у нас Добро, где у нас Зло; то есть что для нас хорошо или плохо?.. А нет таких понятий в условиях
относительности Добра и Зла;
то хорошо, что выгодно. В итоге все ездят, как дебилы, с результатом, как на картинке выше.
Буквально сегодня коллега по философской стезе
высказал имхо крамольную мысль о том, что "идеология не нужна"; подозреваю, что он, как человек православный (более того - старовер) считает, что Идея внутри каждого из нас. Но ведь без Идеи не выработать понятий Добро и Зло; и это не просто высокопарные словечки, это направление движения и правила этого самого движения. В том числе и ПДД.
В качестве примера нерабочей идеологии мне регулярно подсовывают фашизм - вот-де, он не работает, он разрушает общество, поэтому идеологии не нужны. Хотя у всех перед глазами совершенно конкретный пример не-рабочей идеологии - тот самый либерал-монетаризм, который до сих пор корчится в мировой политике. Он как бы работает, но на самом деле заводит любое общество в состояние войны всех со всеми; например, менее чем за 30 лет довёл единственную сверх-державу до состояния практически войны с двумя крупнейшими странами мира (по территории и по населению), при том, что они изо всех сил пытались ей, этой сверх-державе, понравиться. Это не потому, что Путин/Байден/велосипедисты какие-то там плохие; так работает Система.
Правила должны быть понятны, доступны и непротиворечивы. Только тогда можно говорить о каком бы то ни было Добре и Зле, о Морали и прочих высокопарных словах. Но если у вас сегодня одно хорошо, а завтра оно же уже плохо, то вы идиот ваша система не работает. Система на то и система, что систематизирует знания и выстраивает определённую логику, которая доступа более-менее всем, кроме упомянутых не к ночи идиотов. И то, что этой логики нонче мы не видим практически нигде, показывает, что либерал-монетаризм не работает, а
Pax Americana издох. Да, США покуда ещё существуют на карте, но система уже сыпется; мы все это наблюдали в конце 1980-х, когда страна вроде бы ещё есть, но в ней уже творится форменная дичь без всякой логики. Авианосцы и космопланы строить ещё можно, а вот Общества уже нет.
Отменяя культурные нормы, мы по сути де-регулируем правила движения, позволяя встречное движение в произвольных местах; там, где в не-противоречивых системах это обкладывается различными ограничениями; двигаться по встречке могут лишь машины при условиях А, Б и Ц; теперь это можно произвольным гражданам в произвольный момент, просто потому, что потому. Фактически это легализация
токсичных механизмов, т.е. тех, которые заведомо ведут к анти-общественным последствиям; да, один проедет, другой проедет; на что показывают пальцем: вон, у Илона Маска получилось! Да, у него получилось, а за ним поехал такой же дебил и собрал встречку в паровозик; но на это мы не смотрим. А надо бы.
И вот это "тут вижу, тут не вижу" - настоящая беда современников; и западенцев, и "охранителей", и "монархистов", и тех же плазменных мраксистов. Вместо систематизации окружающей действительности - сплошные эмоции и "нравится/не нравится", даже у людей, претендующих на какую-то там культурность. Вместо выработки общепринятых правил - навязывание собственного права ездить по встречке. А ведь Добро и Зло так не работают, о чём уже было выше; да и вообще культура так не работает. Отрицая общепринятые культурные нормы, вы автоматически выводите себя в роль нарушителя ПДД, сиречь в бескультурное существо.
В этом плане вполне согласный с точкой зрения
anlazz, который в последнее время много пишет про "мир магии", подразумевая под этим финансовую магию, которая вполне позволяет делать деньги из воздуха, а уже эти деньги конвертировать во вполне реальные блага. И ведь современники в этот самый мир магии истово веруют; все хотят ни черта не делать и до фига получать, не так ли? А как, по-вашему, система с такой культурой должна работать? Вот она и работает, как может; покуда "успешные" делают бабло из воздуха, а работать в шахтах и на заводах - удел "неудачников", только так она и будет работать - с каждым новым годом жизнь человеков будет всё хуже и хуже. Потому что деньги нельзя есть, носить и в них втыкать; а на реальное производство обращается всё меньше и меньше внимания.
И ведь это оче-видно, если включать логику, и анализировать систему на противоречивость. Если ваши транспортные потоки нигде не пересекаются без чётко отрегулированных правил, то, скорее всего, ваша Система будет работать. И наоборот, если в произвольных местах возможны произвольные выезды на встречку, то ваша Система содержит противоречия и нуждается в доработках. А если вы в принципе не способны отрегулировать движение и, более того, яростно защищаете право произвольных "свободных" личностей двигаться на красный и по встречке, то это уже даже и не Система, а издевательство над Человечеством. "Магия" против науки, если хотите.
Нас всё время убеждают, что если система более-менее устойчиво работает хотя бы где-то, то она же должна работать и везде, но ведь это не-научно и бессистемно. Это как самолёт, который летает только про прямой в безветренную погоду; он в теории может куда-то долететь, но в общем случае на нём вообще летать не надо. И если у каких-то чертей получается гонять по встречке, это ни в коем случае нельзя возводить в норму, поскольку она предназначена немного не для того. А нам агрессивно навязывают именно эти гонки по встречке.
Click to view
Когда якобы "культурные" деятели разрушают культурные нормы общества, это именно то, о чём я пишу в этой статье.
Культура в широком смысле - она именно про общие для всех правила, про их донесение народными методами, от человека человеку. Чтобы ограничения были внутри тебя, а не снаружи, в виде дяди милиционера. Именно по этому пути развивалось русское (российское, советское) общество до прихода времени "демократии и свободы". Но мы почему-то избрали путь бескультурья; ну что ж, теперь посмеёмся вместе над своими сиволапыми предками. Чьё наследство мы так стремительно спускаем в унитаз.
Не хотите культуры, будете жить, как сейчас, то есть как свиньи. Снова грубо получилось, но что ж вы хотите при таком подходе к жизни?
>>> Про логику и её нарушения >>>