Последнюю статью
о товаризации "культуры" закончил стандартными своими выводами о том, что
простых решений у меня нет; но это не значит, что их вообще нет. Есть у нас
методы против Кости Сапрыкина; но они вам не понравятся.
Проблемы, описанная в статьях "о товарности", да и не только в них, лечатся довольно очевидно - преодолением товарности в экономике (и смежных с ней отраслях, навроде той же культуры), но сама по себе такая постановка вопроса наверняка будет против шерсти не только министрам-капиталистам, но и простому обывателю. С поздне-советских времён (как минимум с
эпохи гонки за Америкой) мы живём в условиях, когда товары - это хорошо. Так что этот вопрос - не только экономический, но и, с позволения сказать, философский.
Многим кажется, что философия - это нечто такое, непонятное, слишком замудрённое и вообще в повседневности не нужное; хотя к этому понятию относится, например,
рефлексия; я её обзываю "
повседневной философией". Отказ от неё приводит к знаменитому "
вы не рефлексируйте, вы распространяйте"; по сути это - расчеловечивание обывателя, отказ от его
субъектности и свободы воли. А само-отказ от философии - это вообще за гранью; хотя именно этот подход характерен для
современной анти-культуры.
Под словом "товар" обыватель понимает нечто в красивой обёртке, предназначенное для его, обывателя, удовлетворения. И тут он ошибается, потому, что товар, как напоминал в предыдущей статье - это нечто, предназначенное для продажи. Ещё разок обратимся к первоисточникам:
Това́р - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Объекты, не участвующие в обмене (например, изготовленные для личного потребления их производителем), в экономическом смысле товарами не являются.
Соответственно, товар - это всегда про обмен или продажу. В прямом смысле товар - это вещь, но в широком этот термин можно применять и к человеку как таковому, обо что
уже ранее писал.
К чему все эти разговоры за философию?.. К тому, что не всё, что мы считаем чем-то хорошим и положительным, действительно таковым является; тут можно заглубляться в вопросы Добра и Зла; но это может быть расценено как морализаторство, так что пока что не будем. Но не всё, что нам кажется хорошим, таковым является.
Нет, всё-таки немного копнём вопросы Добра и Зла; не совсем в области горних высей, но хотя бы на уровне обывательской морали. Для простого человечка хорошо то, что ему нравится; это, к сожалению, и есть та самая
обывательская мораль. Почему "к сожалению" - да потому, что слишком многое вокруг обывателя является манипуляцией; и то, что, как ему кажется, ему нравится, на самом деле является навязанной ему эмоцией.
Тем более, что, раз уж мы ведём речь за товары, речь всегда про деньги. И тут обыватель выступает потерпевшей стороной; потребителем, которому навязывают покупку. Продавец товара выступает заинтересованной стороной, и он в нонешней системе волен манипулировать эмоциями обывателя, как ему угодно; тогда как на стороне обывателя нет никого, кому бы было выгодно удерживать его от ненужных ему покупок.
Фанаты "рыночной экономики" мыслят в категориях "свободного рыночка", где каждый является продавцом и покупателем, и бюргеры меняют брюкву на клюкву; но обывателя
не субъектен в экономике; единственный товар, который он продаёт - это собственный труд. Да, обыватель ==
пролетарий, только он этого не осознаёт.
Отсюда следует и необходимость
классовой борьбы в "рыночной экономике"; но про это пока что тоже не будем. Любое экономическое действие сводится к товарному производству; не к производству чего-то-там, а к товарному производству, т.е. по сути к продажам. И вот именно это и приводит ко всем этим невесёлым последствиям, описанным в предыдущих статьях; а также к танковым клиньям и ковровому бомбометанию, уже, увы, привычным в некоторых местах даже на территории бывшего СССР.
Разговор за философию был затем, чтобы показать цели и задачи любой экономической деятельности. Мы говорим бла-бла, а думаем всегда за деньги. Мы думаем, что покупаем то или сё для собственного употребления, а на самом деле нам просто впарили неликвид, потому что могут.
Я с недавних пор стал автолюбителем, и меня, как и многих, интересует вопрос аномальной цены на дизельное топливо. Для понимания ситуации - солярка это низшая, тяжёлая
фракция нефти; ниже - только мазут. Соответственно, и стоить она должна меньше бензина, как это и было до недавних пор; грузовики и тракторы бегали на соляре, потому что это дёшево. Но теперь мы видим, что она стоит дороже 92-го и даже 95-го бензина, по неизвестным причинам. Давайте, расскажите нам про "рыночек". Просто бензин и солярка - это тоже товар, и они стоят столько не потому, что у них такая себестоимость, а потому, что их можно продать задорого.
И это относится далеко не только в материальным товарам. Но об это - уже в следующей серии.
>>> Продолжение >>>