Продолжаю цикл статей "
оно само". После
разбора темы товарности настало время перейти от экономики снова к мотивации; к тому, как обыватель (в узком и широком смысле этого слова) мыслит и действует. По идее эта статья должна называться "о ролевых играх", но во избежание
кликбейта и аналогий с контентом 18+ пусть в заголовке фигурирует нейтральный карго-культ; чужих помоев нам не нать. Идею данной статьи
подсмотрел у anlazz; да оформить руки дошли только сейчас.
Часто в своих статьях ругаюсь на виртуальность современного мира - и "экономика" у нас
не про экономику, и деньги у нас - сугубо виртуальны и
ничем не обеспечены, хотя при этом для большинства граждан, организаций и целых стран являются мерилом буквально всего... Чем занимаются "культура", образование, медицина - да чем угодно, кроме собственно своего занятия; в основном "заработком денег", которые ничего не значат. Обычно обзывал это
виртуализацией, но более корректно обозначить это... ролевой игрой.
Ролевая игра - игра развлекательного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли
Строго говоря, игра - это развлечение (для играющих), так что напрямую под существующую действительность вроде как и не подходит; но обратите внимание на слова в скобках. Постоянно говорю, что обыватель
не субъектен в культуре и
экономике, так что он действительно не играет в эти игры; а вот им - играют. Так что это можно рассматривать с точки зрения игры со стороны экономических (и культурных) субъектов; все остальные - 99.(9)% населения - выступают в роли бессловесных фишек. Да, не-субъектность примерно так и называется, увы.
- Да я свободная личность! - может заявить какой-нибудь либерально-инфицированный гражданин; - Я право имею! - и будет неправ. Он может потреблять бурду А или бурду Б, ездить по путёвке на курорт А или курорт Б, но повлиять на процессы в экономике и культуре никак не может. Раньше ещё можно как-то было упоминать про какие-то выборы (и то все уникальные снежинки в этом ключе смыкаются в один унылый электорат); но в последнее время, после "
ступеньки Байдена", говорить о выборах даже в престветлом "граде на холме" говорить как-то нелепо. Голосуй не голосуй, а посчитают, как захотят.
Вернёмся к нашим ролевым играм. Они бывают
настольные, а бывают и
живого действия, что уже гораздо больше походит на нашу с вами реальность - людям выдают определённые роли (ты орк, ты эльф, ты дворник); и они начинают выполнять задачи согласно своей роли на определённом участке местности, практически как в жизни. Погружение в контент - такое, что и не снилось никакому
VR; отличный способ выключиться из реалий будничной жизни.
- Ну и какая связь у нашей реальности с этой беготнёй с деревянными мечами? - спросит обыватель, а внимательный листатель этого бложика уже увидит главное несоответствие в его логике. Вы уверены, что вы живёте в реальности?.. И тут речь даже не о проблеме
вселенной как проекции, интересной философской задаче, но мы сегодня не про это. Выше уже писал, что наша с вами "экономика" - виртуальна уже на 146%; хотя она и опирается на какой-то-там чугуний и плутоний, но основными своими ценностями считает виртуальные фишки, именуемые "деньгами", которые ничего не значат. И мы все соревнуемся в том, кто больше заработает этих самых виртуальных фишек, которые в любой момент могут превратиться в тыкву; кто больше фишечек собрал, тот молодец. Теперь отмотаем текст на абзац выше и подумаем...
С одной стороны, это похоже на диванную аналитику; ковыряя в носу, критикуем окружающий мир, ничего не предлагая. ;) Но с другой стороны, под этими аналогиями давно есть база. И на уровне государства мы с вами в 1990-е принялись копировать "белых господ", как-то подзабыв, что кроме белых надо быть ещё и господами; и мало тут играть в игры "давай я типа буду граф", а надо уметь заставить чёрномазого работать на тебя. Все эти "президенты", "выборы", "инаугурации" какие-то потешные - всё это ролевые игры в белых господ.
Click to view
Ладно, на горнем уровне... но кто заставляет какого-нибудь владельца рыгаловки вешать вывеску "Grill house" или как-то так, при том, что 146% его посетителей с трудом понимают, что это значит?.. Ведь это такая же игра в ковбойцев и индеев, как и у детсадовцев. Да что владельцы; весь этот авто-бум - это ролевая игра "будь как крутой, купи тачку"; при том, что на такси ездить дешевле и безопаснее?.. Если посчитать расходы на железных коней и вспомнить предыдущую статью - крутость измеряется в прибыли, которая == доходы - расходы, и весь этот металлолом является в большинстве случаев гирей на ноге семейного бюджета; если вы, конечно, не работаете в такси. Это же ролевая игра в "крутого", при голой заднице в объективной реальности.
Вот, взял и раскрыл все карты - для того, чтобы понять, в каком месте у нас игры или нет, надо соотнести окружающую нас действительность и эту самую объективную реальность. Не ту, которая в рекламных буклетах, телевизирах и смартфонах, а которая буквально вокруг нас. Посмотреть, что на самом деле происходит. Но кого это интересует, в эпоху бюрократизации, когда отчёты важнее реального дела?..
Человечек считает, что он свободен,
как тот Кипелов, но для этого надо понять, что такое свобода вообще. Можете сформулировать?.. А если найду?.. Свободны ли вы от необходимости ходить на работу, платить ипотеку, оплачивать ту или иную подписку?.. На 146% уверен, что
вместо Свободы граждане подразумевают безнаказанность, что немного про другое.
Свобода - это когда вы сами определяете, что вам делать; это так, сильно упрощая. И как у вас со
свободным временем, а не с теми периодами, когда вы делаете необходимые для выживания вещи?.. Сюрприз-сюрприз.
Мы все находимся внутри ролевой игры "экономикс", где все делают вид, что что-то делают (каламбур), а на самом деле - зарабатывают виртуальные фишки. Это верно и на уровне обывателя, и на уровне Президента. Я тут недавно упоминал, что РФ
не может восстановить производство самолётов "Руслан", потому что не может производить двигатели для него. На бумаге кто-то предлагает даже модернизированный двигатель, а на практике в стране нет мощностей для производства двигателей родом из... 1980-х годов. Ладно бы это была какая-то лунная программа, но ведь это -
военная машина, используемая до сих пор. И на замену ничего нет. А танки "Армата", которые как тот суслик, где-то определённо есть...
Тут обычно идёт обличение клятых пиндосов/хохлов/москалей/велосипедистов, как будто у кого-то сильно лучше или хуже. Да шиш-то там. Это общая проблема "свободного рыночка", который строится на видимости в ущерб реальности. В СССР мы жили по принципу "по одёжке протягивай ножки", но нас научили, что "ты этого достойна", и начались игры в кредиты и прочие деноминации. Если белые господа так умеют, то и мы сможем - ну и как, помогли вам эти игры?.. Кому-то определённо помогли, конечно, вот только в начале этих игр никто не говорил, что 99% населения станут фишками в игре более наглых соотечественников.
И клятых пиндосов тут обличать тоже особого смысла нет - простой "пиндос" сильно удивится, если узнает, что "он живёт как человек, не то что мы" - потому что степень его не-свободы - точно такая же, если не хуже, чем в клятой неважно-где. Это если измерять Свободу в деньгах, тогда конечно, но ведь это абсурд; ещё раз посмотрите на
определение Свободы. Теоретически большое количество денег может конвертироваться в свободное время, но я же не зря упоминал про виртуальность денег как таковых... Это нам кажется, что "американцы богаты"; на деле
богатство - понятие относительное, и большие с нашей точки зрения деньги могут быть копейками даже в глубинке США.
Так работает "рыночек". Мы считаем, что делаем то и это, но по факту это - ролевая игра по заработку виртуальных фантиков, в любой стране на любом континенте. Даже война - это "бизнес"; обратите внимание, что конфликты последних лет обычно растягиваются на годы и десятилетия; потому что война выгодна не только результатами, но и
как процесс. Да-да, процесс промышленного убиения больших масс народу вполне выгоден не только военно-промышленному комплексу, но и многим высокопоставленным политикам; тут можно вспомнить легендарный фильм
Wag the dog. Там речь шла про виртуальную войну; что ж, и реальная война ничем не менее полезна, чем виртуальная.
И когда мы думаем, что "оно как-нибудь само", это - прямое следствие участия в виртуальной игре, которую мы почему-то считаем реальностью. Игроки ведь не думают, откуда берётся тушёнка или кто точит деревянные мечи, они заняты куда более важными делами - делают квесты, рубят головы драконам и так далее.
В своё время у "ролевиков" была популярна фраза одного из ведущих настолок - "вернёмся к реальности - в вашу дверь стучат орки". В нашей реальности уже давно курс бакса такой-то, цена нефти такая-то, фьючерсы перепутались с памперсами; только орков что-то не видать. А жаль.
>>> Про карго-культ, продолжение >>>