Вслед за статьёй
про феномен шоу пора разобрать другой феномен - неминуемое перерождение любого искусства в китч.
Залётным листателям может показаться, что тут в журнальчике обсуждаются скушные высоколобые темы, которые его не касаются; но в последнее время как раз обсуждаем вопросы, касающиеся практически любого. Слегка опосредовано, т.к.
обыватель в культуре, увы, не субъектен, но логически показываю, почему музыка, кино, изобразительное искусство с каждым днём всё гаже, а через это и культура в целом стремится к минус бесконечности.
Да, обычно вопросы культуры и искусства сводят к сфере эмоций; с одной стороны это так; искусство - это наиболее эмоционально окрашенная часть культуры, но сама
культура не равно искусство; это - правила нашей жизни в целом. А там, где правила, там должна быть какая-то тактика логика, и её хорошо бы придерживаться; да и хотя бы
знать и понимать. И то, что "культурные" вопрос сводятся к эмоциям и никак не анализируются (я уж молчу про санкции справедливого революционного трибунала), показывает, что правила обще-жития никого не интересуют. Рыночек порешал, ага-ага. Что ж, посмотрим, к чему нас это всех привело.
Китч (кич) (нем. Kitsch - халтурка, безвкусица, «дешёвка») - культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства. Предметы китча, как правило, копируют популярные эстетические объекты и локации, порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.
Собстно, на этом статью можно завершать; регулярным листателям уже ничего нового не скажу; за меня уже всё сказала педивикия, плюс можно вспомнить предыдущую статью про шоу, и вся логика происходящего уже ясна, как день. Но всё же давайте построим логические связи.
По
закону больших чисел любая "культурная" деятельность стремится (и, соответственно, сводится) к шоу, которое, в свою очередь, сводится к китчу. Не из злобной злобы; но такова логика "свободного рынка". Да, кто про что, а я, как всегда, про не-жизнеспособность любых конструкций, основанных на "рыночных" отношениях.
У любой деятельности должен быть смысл; и даже если вам он не-очевиден, это не значит, что его там нет. В отсутствие любых других смыслов всегда стоит подразумевать смысл деятельности как заработок денег; тем более, что это особо и не скрывается. У коммерческих структур это по умолчанию основная цель; в случае государевых приказов возможны варианты, но, как
регулярно пишу, в основном там всё тоже сводится к охвату и деньгам. И если вы не можете внятно и чётко ответить, зачем вы делаете то или это, у меня для вас плохие новости. Хотя, конечно, кому как.
Для повышения охвата электората любая "культурная" деятельность сводится к шоу; а то, в свою очередь, начинает использовать элементы китча. Это просто энерго-эффективно - зачем нужно какое-то там "творчество", если капусту стричь надо здесь и сейчас; а для этого нужно использовать готовые технологии, придуманные до нас. Соответственно, надо потакать желаниям обывателя (далеко не всегда возвышенным), и далее из определения: порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.
Собственно, это и нужно в вопросах современной культур-шмультур; хапануть хайпа, популярности и через это - бабла, прям здесь и щяз. И с точки зрения "рынка" это и есть наиболее эффективное поведение; соответственно, именно к этому будут стремиться "лучшие" люди в профессии. То есть рыночная экономика провоцирует перерождение любого искусства (а через это - и культуры общества) в шоу и китч.
Обывателю может показаться, что в этом ничего такого нет; подумаешь, зато мне нравится... Но если почитать статью про китч, то уж культ-работникам должно стать обидно: Под китчем стали понимать эстетически обеднённый объект, предназначенный скорее для обозначения социального статуса, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. В китче красивость подменяет собой красоту, а вызываемые чувства скорее сводятся к сентиментальности.
Вопросы китча неоднократно
разбирались на философском уровне; что и не удивительно, при масштабах проблемы. Да и вообще вопросы, которые поднимаю в этом журнальчике, на 146% стары, как мир.
Китч не равно примитивизм,
наивное искусство или тем более самодеятельность; если мимо нот поют бабки у подъезда, это одно; а когда мимо нот поёт звезда с миллионными гонорарами, это совсем другое. У китча, в отличие от всего приведённого выше, другая цель; это - заведомая халтура. И если мы не задумываемся о том, каковы наши цели и задачи, мы неминуемо сваливаемся в китч; это если речь про вопросы культур-шмультур. В других вопросах это всё сводится к халтуре и ширпотребу. "Культурные" вопросы в этом смысле опаснее тем, что, во-первых, люди не осознают, что им втуляют халтуру; а во-вторых, под раздачу попадает количество населения, стремящееся к бесконечности; см. статью про шоу.
Так что вопросы халтуры в культуре не менее отвратительны, чем в промышленности; а, учитывая масштабы поражения, там всё гораздо хуже и гаже. Тут мы, конечно, выходим на оценочные суждения, хотя разговор идёт за логику; но мы же можем прикинуть негатив от халтуры по аналогии с халтурой в других экономических сферах. Вы заказываете в маркетплейсе что-то, что вам нужно, и когда вместо ожидаемого получаете халтуру, ваши ощущения?.. А если такая халтура распространяется не на одного человечка, а на сотни, тысячи и миллионы хомяков?..
Да, ситуация нивелируется тем, что обыватель не осознаёт того, что ему впаривают халтуру вместо натур-продукта; но, опять же, по аналогии с товарами с маркетплейса - халтура будет служить вам хуже и меньше, чем нормальный продукт; так и китч - это заменитель культур-продукта, навроде фальшивых ёлочных игрушек. Третий сорт - не брак, и хавать его всё ещё можно, вот только в большинстве случаев это не полезно.
Регулярные листатели журнальчика знают, что я занимаюсь
традиционной народной культурой, и с темой китча сталкиваюсь регулярно. При выходе на большую сцену (что для этой культуры вообще не характерно) практически в 146% случаев приходится сталкиваться с режиссурой, которая с такой же вероятностью сводится к повторению определённых клише сценического поведения. Что неминуемо отсылает нас к определению китча; см. выше.
Но если для традиционной культуры сцена - это вообще что-то враждебное, то и в современной культуре те же проблемы - стоит кому-то завируситься в этих ваших интернетах, с чем-то необычным (иначе нечему вируситься), как его начинают монетизировать. А как это сделать, как не укладывать в стандартный формат шоу, и вот уже необычное вчера превращается в банальный китчевый чёс сегодня.
Резюмируя: "рыночная экономика" сводит успешность в любом виде деятельности к
прибыли, которая максимальна при минимальных расходах; что понуждает применять индустриальные методы во всём, включая и культурную деятельность. Так что, когда ваш любимый автор, исполнитель, художник или фильм скатывается в унылую пародию, вы уже знаете, как это назвать одним словом.