За время последней
поездки по северу страны накопилось изрядно тем для статей, вот, теперь буду их корябать потихоньку.
Буквально вчера набрёл на
радио-эфир с участием знакомого фольклориста, Вячеслава Печняка - советую послушать, хотя там реально многобукаф, почти 3 часа записи. А в информации к передаче даже и
наша банда засветилась. В частности, Слава там постоянно упоминал про то, что народная культура вообще не предназначена для прослушивания, она - для со-творчества нужна, для общения и всё такое; я в общем-то и сам про это
постоянно говорю.
Находясь в Питере, встречался с одним знакомым, практически другом детства, бывшим участником знаменитого в фольклорных кругах ансамбля "
Октай". Он отошёл от фольклора вообще, и в своей обычной категоричной манере говорит, что "русских сейчас вообще не осталось - вот, может, несколько сотен или тысяч фольклористов на всю страну - и всё". И все беды страны видит именно в отсутствии культуры - не в виде скрипочек и арф, а именно в общей человеческой культуре.
Я не согласен с тем, что "русских не осталось", хотя культура у нас и правда сейчас скорее "общечеловеческая", чем русская - из-за построения советского человека, а затем из-за борьбы с этим самым советским человеком; в итоге национального практически ничего и не осталось, кроме языка.
Практически непрерывно
мечусь по всей стране, и наблюдаю, что в общем-то не всё так уж плохо в нашей стране, если рассматривать серединку - не самое дно и не самые верха; нормальные человеческие отношения вижу и в Норильске, и в Надыме, и в Махачкале, и в Мурманске, и в Волгограде, итд. Если залазить в дела денежных мешков - чем в общем-то регулярно занимается мой питерский друг - то да, возможно, станешь человеконенавистником; здесь, скорее всего, виноват отрицательный отбор людей во власть, о чём
уже писал. На дне не копался, это к товарищу
Гоблину - он там урков гонял, ему лучше знать. А серединка имхо у нас вполне вменяемая, хотя и немного бескультурная.
Будучи недавно
в Волгограде, мотался по работке вместе с местной сотрудницей, молодой девушкой; когда я упомянул свои поездки к староверам в Забайкалье, её это крайне заинтересовало, и мы к этой теме постоянно ворочались. Буквально на прошлой неделе, в Петрозаводске, во время обеденного перерыва вывел на проектор вместо лекции
фотографии из забайкальских сёл - это тоже вызвало немало интереса. Людям интересны свои корни, причём не на уровне экзотики, а им хочется в общем-то понять, кто они, и всё такое. Но - практически нигде и никак это не сделать. А почему?..
А потому, что нынешняя культура не несёт в себе собственно культурной составляющей. Её целью является не донесение каких-то там ценностей, воспитание и даже пропаганда - она занимается либо неким абстрактным "охватом населения" и проведением мероприятий различной степени полезности, либо тупо коммерцией, то есть заработком бабла. Но извините-простите, либо мы культуру двигаем, либо бабки зашибаем, тут практически взаимоисключающий выбор. Да, на некоторых образчиках культуры можно зарабатывать деньги - но это скорее исключение, чем правило.
Как уже писал в прошлом, во-первых
нельзя всё измерять деньгами, а во-вторых, даже
на уровне компьютерных игр культура и прибыль практически не совместны. Это ж классика жанра - построил храм или там библиотеку - вноси деньги в кассу регулярно, прибыль от этого только уменьшается. Взамен получаешь другие "бонусы" - более культурное население, ускорение развития и тд, и тп - но в деньгах одни убытки. Крайне редкие эксклюзивы и культуру увеличивают, и деньги приносят - а в остальном надо платить за содержание.
А сейчас у нас культура практически на
хоз. расчёте существует. Как завод какой-нибудь, или там артель по производству патефонов. Вот отсюда и выход у неё такой, не в "культурных единицах" измеряемый, а в патефонах или тоннах чугуна. Для кого-то деньги, конечно, являются
единственной абсолютной ценностью, но с точки зрения нормального человека это нонсенс - если уж ты занимаешься культурой, то ей и занимайся, при чём тут деньги?..
Но тут, как говорилось в старом диссидентском анекдоте, "всю систему менять надо". Пока базис общества и каждого отдельного человека состоит из единственной заповеди - "деньги превыше всего" - о какой культуре можно вести речь?
Поэтому народная и вообще подлинная культура (классическая, бардовская, какая-угодно-ещё) в основном сейчас гнездится по коллективам энтузиастов; а в "большой культуре" творится Содом и Гоморра
имени Волочковой. Вообще вокруг больших "культурных" - точнее, "медийных" - персон всё время какая-то грязь летает; а какая культура в грязи родится?.. Здесь я про
человеческую грязь, не про природную.
Посреди природной грязи и уныния рождались такие шедевры народной музыки, как те же самые духовные стихи. А посреди блеска и великолепия современной "большой культуры" почему-то один ат и израиль получается.
Культура - это ведь, повторяю, не скрипочки и колоннады, это набор ценностей и понятий (в хорошем смысле этого слова). Поэтому человеку культурному в исконном понимании этого слова не надо пояснять, что такое хорошо, а что такое плохо; зато пассажиру, умеющему "лабать на барре", иногда даже Уголовный Кодекс не указ.
Культура вполне может быть проводником финансовых интересов; многие финансовые операции возможны только в определённом культурном слое. Взять, например, всякие фильмы про индейцев - пока их не было, никаких продаж "индейцев с ковбойцами" на территории СССР были невозможны - для нас это была чуждая культура. А когда начали такое показывать по ТВ и в кинотеатрах, то тут масть и попёрла. И таких примерчиков - вагон и маленькая тележка. Вы думаете, шуточки про наркотики в прямом эфире центральных каналов - это просто так?..
Хочется завершить статью духовным стихом о Содоме и Гоморре, чтобы показать, на каких примерах обучались заповедям люди (в том числе и дети) в прошлые времена. Эти песни пели все, включая детей, пруф:
>>> Про культурную экспансию >>> >>> Про культуру и не культуру >>>