Продолжаю небольшое отступление от наблюдения зверей и птиц в национальном парке Этоша, чтобы немного разбавить последние посты, которые были исключительно о встреченных животных. Тем более, что логистика такого самостоятельного путешествия - задача сложная, а я уже давно обещала написать про прокат машин, дороги и вождение в этом путешествии.
В прошлом посте я рассказала
о выборе машины для путешествия по Намибии и об аренде машин.
Логично будет сразу же рассказать о дорогах Намибии, об особенностях вождения и о планировании автомобильного маршрута.
Начнем с главного - движение в Намибии левостороннее. Не повезло - столько полезного осталось здесь после немецкой колонизации, а вот движение такое же, как и в ЮАР - по левой стороне дороги.
1
С учетом того, что практически все машины 4х4 - с ручной коробкой передач, водителям приходится перестаиваться, чтобы переключать скорости слева. Но к этому наши мужчины как-то быстро приноровились, а вот дворники вместо повортников включали периодически до самого конца путешествия.
2
Итак, дороги Намибии.
3
В городах и других поселениях можно ездить со скоростью не выше 60 км/ч.
4
Автобанов (дороги категории А) в Намибии пока нет. Первый и единственный автобан А1 пока находится в начальной стадии строительства. Это будет трасса Виндхук - Свакомпунд, в порт Уолфиш Бей. Мы видели только начало и конец этой трассы.
Через реку Свакоп строят новые мосты - это будет первый в Намибии автобан - дорога А1, Виндхук - Уолфиш Бэй.
5
И последние 50 км дороги перед Виндхуком с севера уже построены, мы по ней даже ехали.
Внезапно дорога В1, идущая с севера в Виндхук, разделяется на два отдельных двухполосных потока, разделенных между собой, с широкой обочиной и заборами с обеих сторон - от выскакивающих диких животных.
6
Пишут, что 40% дорог Намибии асфальтированы. На самом деле - в Намибии есть всего шесть основных асфальтированных дорог класса В. Отличного, качества, кстати.
В1 - основная дорога Намибии, проходит с севера на юга из Анголы в ЮАР через всю страну.
7
Дороги хорошего качества - ехать по ним можно со скоростью 120 км/ч., но стоит учитывать, что обочины узкие, дороги однополосные, разделительного заграждения нет, как нет и забора от животных по сторонам дороги (те заборы, что порой есть на фото - это заборы частных ферм, чтоб свои животные не разбегались) , а по бокам от трассы и прямо на ней массово гуляют всякие дикие животные, даже днем.
8
Бабунов, кабанов-бородавочников и разных антилоп прямо на дороге мы видели очень много, а несколько раз замечали антилоп куду размером с корову и антилоп илантра - эти вообще размером с лося, которые с испугу мгновенно взвивались в воздух и без разгона перескакивали через 2.3-3-метровый забор окрестной фермы.
9
А это дикие лошади на трассе
в районе Аус.
10
На трассах В примерно через каждые 10 километров есть симпатичные места для пикника. Обычно, вот такие.
11
Остальные 60% дорог ( а это - основная часть дорог, по которым вы ездите в Намибии) - грунтовые дороги разной степени укатаности и ухоженности с самым разным покрытием:
12
Дороги с гравийным покрытием,
13
Дороги песчано-гравийные, пожалуй, наиболее распространенные,
14
Песчаные дороги,
15
Соляные дороги Берега Скелетов. Вот в дождь по ним лучше не ездить - будет как по льду, покрытому мокрым снегом (проверено лично на горе Сдом).
16
И каменистые дороги - эти, в основном, не просто 4х4, а именно для джипов. Хорошая новость - все дороги Намибии имеют номер, а значит, на них работает страховка на машину от WWI.
17
Понятно, что всевозможной живности на таких дорогах гораздо больше - особенно в Коаколенде и Дамараленде.
18
В зависимости от вида грунтовых дорог, их востребованности и регулярности ухода за ними, они подразделяются на категории C и D.
19
Дороги C - широкие и относительно хорошо подготовленные гравийные дороги с регулярным уходом.
20
Дороги D - по качеству порой не уступают дорогам С, а часто по ним даже приятнее ехать, чем по дорогам С. По дорогам D редко кто-то ездит, поэтому их реже чистят, но при этом по ним обычно не едут ни тяжелые грузовики, ни автобусы, раздалбывая дорогу и превращая её в стиральную доску.
21
К тому же, дороги D чаще проходят по интересным и красивым местам. Но, тут стоит учитывать, что за день на них можно встретить не больше одной-двух машин (и это в самый туристический сезон). Поэтому, если ехать по ним - то, как минимум, на двух машинах.
22
"Стиральная доска" - самое неприятное в дорогах С.
23
На оживленных гравийных дорогах С есть явление, которого нет в Европе: это так называемые гофрированные дороги - "стиральная доска". Песок и гравий уплотняются частым движением и выбиваются тяжелым транспортом, в результате - образуют своего рода волнистый узор.
24
Движение по таким дорогам требует медленного и осторожного вождения, поскольку слишком быстрое движение снижает сцепление с дорогой. Поэтому компании по аренде автомобилей обычно разрешают максимальную скорость только 80 км/ч на гравийных дорогах.
25
Плюс пыль от всех встречных или попутных машин, которых хватает на дорогах С. Кстати, все водители в Намибии сбрасывают скорость, когда проезжают мимо других машин, чтобы меньше пылить, и чтобы камни не летели в чужую машину.
26
Едется по ним как-то так - здесь хорошо слышно.
27
Click to view
В некоторых местах внезапно какие-то участки дороги С могут быть асфальтированными.
28
Обычно это подъезды к каким-то важным объектам экономики Намибии (рудники, шахты и т.п.) - по ним обычно очень много грузовиков ездит.
29
С другой стороны, по дорогам D в большинстве случаев можно перемещаться только на машинах с полным приводом.
30
На гравийных дорогах за пределами городских территорий разрешено ехать со скоростью - 100 км / ч, но имейте в виду, что гравийные дороги могут быть очень непредсказуемыми. При слишком быстрой езде по таким дорогам легко потерять контроль над автомобилем. Поэтому рекомендуется двигаться не быстрее 60-80 км / ч. Остерегайтесь обгонов, сильного бокового ветра и пыли, которые могут ухудшить видимость. Стоит ездить с включенными фарами. На Берегу Скелетов, вдобавок, бывают сильные песчаные бури и туманы.
31
Кстати, все прокатные конторы однозначно оговаривают скорость движения по гравийным дорогам не выше 80 км/ч. И переезды только в светлое время суток. Полная страховка, купленная у них, не работает при езде в темное время суток и при движении со скоростью выше рекомендованной на данном участке ( в машинах стоят датчики, регистрирующие местоположение, время и скорость) .
32
Я читала отчеты русских путешественников с хвастливыми рассказками про то, что "всю Намибию они проехали со скоростью 120-160 км/ч". Почему-то практически все такие рассказы содержали также историю о том, как они перевернулись (это те, кому повезло, и кто смог после этого об этом рассказать).
33
Смотрите внимательно: все гравийные и т.п. дороги в Намибии периодически расчищает грейдер. Причем грейдер этот обычно находится где-то посреди ничего, далеко от всего - и работник грейдера прямо там же и живет ( в грейдере или в какой-то халабуде рядом).
34
При этом, он не может сразу расчистить всю ширину дороги. Сначала пошагово разравнивает одну половину дороги, потом - другую.
35
После такого выравнивания по краям дороги образуются насыпи-валы из более мягкого песка с острыми камнями в нем.
36
Такая же мягкая насыпь образуется и посередине дороги : наехать на неё - очень опасно при обгоне.
37
И когда машина на скорости вылетает колесом на более мягкое покрытие - она переворачивается. Мы такую видели в нашем же агентстве, когда свои сдавали - хорошо, люди живы остались. В общем, ездите аккуратно и не забывайте про ремни безопасности.
38
Дорожные знаки понятные и расставлены всюду, где нужно - где животные по дорогам бродят ( а бродят они всюду!), где крутой поворот указана также скорость, с какой в него входить, где на спуске скорость нужно сильно сбросить.
39
И игнорировать их, даже на пустой дороге, не стоит.
40
Со спусками, обычно для пересечения сухих русел рек, вообще нужно держать ухо востро и никогда не разгоняться - обычно, в самом низу спуска резкий поворот (каждый раз в разную сторону), чтобы взобраться на другой склон. А в самом вади может быть песок, нанесенный водой, и мостов никаких нет.
А если мост есть, то он тоже под острым углом к самой дороге, шириной на одну машину и без каких-либо ограничений по бокам.
41
Неправильное вождение может привести к падению автомобилей - сразу за крутым поворотом часто выезжаешь на узкий мостик без ограждений. Сама читала на форуме Винского рассказ водителей, которые вошли в поворот на скорости около 60 км и не вписались, как результат - слетели с моста в русло.
42
Ещё один нюанс - в период дождей, обычно с января по апрель, многие гравийные дороги могут быть закрыты из-за сезонных наводнений. Соваться туда, не зная брода, без толкового гида - не стоит. Я наблюдала неоднократно, как у нас в Израиле, плывут машины, пытающиеся переехать через такой внезапный ручей (ежегодно люди гибнут) - силу воды не стоит недооценивать.
43
Вы помните, что в каждой нашей машине был компрессор с манометром для изменения давления в шинах на разных дорогах.
Рекомендуют: на шоссе - 2.2-2.4 атм, на гравийной дороге 1.8-1.9 атм, на песке 1.5-1.6 атм. Так мы и развлекались всю дорогу - то спускали, то накачивали колеса.
44
Обнаружили ещё одну вещь - давление в колесах сильно зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в Коаколенде мы рано утром выезжали к речке Кунене, сразу спустили колеса до 1.8 (дорога там, в основном, гравийно-песчаная) и ехали на пониженной передаче. Но, все равно, уже в середине дня завязли в песке при пересечении сухого русла. Померяли давление в шинах - 2.3! Так что, обращайте внимание и на этот фактор тоже и почаще измеряйте давление.
45
Ещё один очень важный фактор - планирование маршрутов дневных переездов и навигация в самом путешествии.
В поездку мы скачали на телефоны офф-лайн карту Намибии аппликации MapsMe. Интернет в пустынях Намибии - это нереально - хорошо, если будет в лоджах, но не в кемпингах и, тем более, не на дорогах.
46
Но все маршруты наших переездов я очень тщательно и дотошно планировала
по карте сайта tracks4africa.( Там, кстати, отлично указано - где асфальтовая дорога, где гравийка, где песок, а где совсем сложная дорога - только для джипов, и все интересные места, варианты ночлегов, заправки и т.п. Можно приобрести также он-лайн версию). Причем, планировала маршрут каждого дня по точкам - не только место выезда утром и конечную точку прибытия вечером, а также интересные места по пути. Нет, кроме этого, я обозначила все точки пересечения разных дорог по пути, нашла все эти точки на Google Map, а потом обозначила их и на Google Earth (из последней все обозначенные точки отлично переносятся потом на MapsMe). Как же я была права!
Принимайте также во внимание, что время, которое вам нарисует по маршруту на день Гугль Мапс, стоит смотреть не на весь переезд сразу, а по отдельным участкам, а потом умножать на 1.5, а лучше на 2.
47
А кроме всего, распечатала себе подробные описания маршрута по дням (тоже со всеми точками), где было написано - сколько километров ехать от данной точки до следующей, по какой дороге и номер дороги (кстати, на всех перекрестках номера дорог отлично размечены), куда (налево, направо, прямо) сворачивать и на какую дорогу, и сколько по ней ехать до следующей точки. Гаджеты, конечно, облегчают жизнь, но сильно полагаться на них в таком автономном путешествии по безлюдным местам - не стоит.
48
Вы не представляете, как я постоянно ругалась с MapsMe, которая норовила отправить нас то назад, то влево, то вправо какими-то слоновьими тропами - только чтобы мы ехали по выбранной ею дороге ( С, а не D, как выбрала я), при этом рисовала километраж и время в 2-3-4 раза больше расчётного. Самый писк был уже был в конце путешествия, когда мы ехали все время прямо от самого большого метеорита в парк Уотерберг по какой-то дороге D. На каждом перекрестке, на любой слоновьей тропе влево-вправо МапсМи отправляла нас в какие-то непонятные объезды, обещая, что у месту назначения мы прибудем через 9-14 часов (цифра все время росла), при этом по расстояние по прямой дороге, выбранной мной, все время сокращалось до почти 0. Хорошо, у меня на бумажке перед носом указано однозначно - все время только прямо по той же дороге. Только когда нужно было уже съезжать с дороги в сторону въезда в сам заповедник, Мапс Ми вдруг пришла в себя.
49
С учетом качества дорог, возможных остановок (запланированных и нет), не стоит планировать переезды больше 250-300 км в день, особенно, если вы в этот день ещё что-то смотрите по пути. А выезжать стоит прямо на рассвете, как мы и делали всё путешествие, чтобы добраться до следующего места до темноты.
Заправляйтесь при каждой возможности и держите в машине запас воды на разные непредвиденные случаи (питьевую воду мы покупали в больших бутылях, а потом наполняли их из кранов - кстати, практически везде в Намибии вода из кранов тоже питьевая - и раздавали местным на дорогах Дамараленда и Коаколенда).
50
Если есть вопросы - задавайте.
Продолжение следует...
Все посты о путешествии
В Гондвану! По Намибии. В Гондвану! По Намибии. Логистика: билеты, виза, аэропорты. Логистика - выбор машины для путешествия по Намибии Логистика - дороги Намибии и вождение Логистика - ночлеги в Намибии Из Виндхука к кратеру Бруккарос Кратер Бруккарос Игровая Площадка Гигантов Время кормить гепардов Кокербум - дерево, растущее вверх ногами Время гладить гепардов и обниматься с ними Намакваленд. Фиш Ривер каньон Намакваленд. Блеск и нищета Аусенкехра Намакваленд. Каньон Трон Короля Намакваленд. Деревья-получеловеки (Halfmens Trees) Оранж-ривер - Алмазная река Намиб. От Рош Пины до Людерица Колманскоп - призрак алмазной лихорадки По дороге D707 по краю пустыни Намиб Почесать за ухом рино - мечта идиота! Не только рино, но и другие обитатели фермы... Утро в лодже... И носороги Намиб. Дорога в Сесрием Намиб. Каньон Сесрием Соссусвлей. Хидденвлей (Скрытое болото) Намиб - планета Дюна, а дюны здесь - звезды! Намиб. Дюна 45 - Дюна Звезда Намиб. Закат на Дюне 45 Соссусвлей. Рассвет на Биг Дэдди (Big Daddy) Соссусвлей. Мертвое болото (Deadvlei) - пока не взошло солнце. Соссусвлей. Мертвое болото (Deadvlei) - после рассвета Соссусвлей. Жизнь в Мертвом Болоте (Deadvlei) Китайцы в Соссусвлей Намиб. Покидая Сесрием... Намиб. Solitaire - пустынное одиночество Намиб. Через два перевала к океану Намиб. Вельвичия удивительная и Лунный пейзаж Берег Скелетов. Свакопмунд - Галерея Кристаллов Берег Скелетов. Уолфиш Бэй - тур на катамаране. Берег Скелетов. Уолфиш Бэй - тур на катамаране. Котики! Берег Скелетов. Уолфиш Бэй - тур на катамаране. Невероятные пеликаны! Берег Скелетов. Уолфиш Бэй - фламинго большие и малые Под крылом самолета. Намиб - Лунный пейзаж и каньон Куисеб Под крылом самолета. Намиб - Дюны-звёзды с высоты птичьего полета Под крылом самолета. Берег Скелетов - где встречаются дюны и океан... Под крылом самолета. Берег Скелетов - от Сэндвич Харбор до Свакопмунда Берег Скелетов - закат в Свакомунде Берег Скелетов - кладбище погибших кораблей Берег Скелетов. Кейп Кросс - кресты и морские котики Очень маленькое намибийское Мёртвое море Дамараленд. Шпицкоппе (Spitzkoppe) - вечер Дамараленд. Знаменитая арка Шпицкоппе - вечер и утро. Дамараленд. Шпицкоппе. Танцы с тенями Дамараленд. Шпицкоппе. Маленький рай бушмена (Small bushman's paradise). Дамараленд. Шпицкоппе. Горы Понток Дамараленд. Заповедник Амеиб в горах Эронго - в поисках Белого слона Дамараленд. Горы Эронго и Бычья вечеринка (Bull’s Party) Люди Сан (бушмены) Дамараленд. Утро возле горы Брандберг в кемпинге White Lady Дамараленд. Гора Брандберг - визит к Белой Леди Наши первые Химба и Гереро Дамараленд. Красные горы и дороги Дамараленда Живой музей Дамара Живой музей Дамара - танцуют все! Дамараленд. Органные трубы и Сгоревшая гора Дамараленд. Дорога на плато Гротберг и первые жирафы Дамараленд. Кемп Хоада на плато Гротберг - утро Дамараленд. С плато Гротберг до Пальмваг Коаколенд. Искали пустынного слона - нашли кучу жирафов, тоже пустынных. Коаколенд. Река Хоаниб - каньон Кхоуариб Коаколенд. Термитники Коаколенд. Баобабы Коаколенд. Опуво - столица Химба и Гереро Коаколенд. Омунгунда кемпинг - в гостях у Химба Коаколенд. В деревне Химба - бытовые картинки Коаколенд. В деревне Химба - дети и семья Коаколенд. В деревне Химба. Детали... Коаколенд. В деревне Химба. Песни и пляски Коаколенд. Река Кунене - водопады Ондурусу Коаколенд. Вдоль реки Кунене на границе с Анголой Коаколенд. Водопады Эпупа (Epupa Falls) Коаколенд. Закат на водопадах Эпупа Коаколенд. Кемпинг Epupa Camp Коаколенд. Рафтинг на реке Кунене Коаколенд. От водопадов Эпупа до теплого водопада Онгонго Возвращение в Дамараленд Дамараленд. Окаменелый лес (Petrified forest) Дамараленд. Vingerklip - Каменный палец Дорога в Sasa-лодж: забавные пумбы и очаровательные дикдики Этоша парк. Вокруг да около кемпа Окаукуэджо Этоша парк. Встреча с гиеной и красавцем токо Этоша парк. Кемп Халали. Антилопы Этоша парк. Черные носороги, страусы и другие звери... Этоша парк. Зебры и жирафы Израильские названия в Намибии Этоша парк. Муфаса! Этоша парк. Из кемпа Халали - на выезд, в Намутони Этоша парк. Куда ушли слоны? Этоша парк. Купание ... зеленого слона. Горы Отави. Бездонные карстовые озера Гуинас и Отжикото Горы Отави. Ферма Ghaub - звериный рай! Горы Отави. Лодж и кемпинг на ферме Гауб Горы Отави. Карстовая пещера Гауб Горы Отави. Верхом на железном метеорите Гоба (Hoba) Плато Ватерберг - дорога, кемпинг и медоед... Плато Ватерберг - Затерянный мир Намибии Возвращение в Виндхук. Прощай, Намибия! Животный мир Намибии Необычные растения Намибии. Города Намибии В Гондвану! По Намибии. Фото-оглавление