Большое иранское путешествие. часть 17. В поисках Йездских бань

Aug 11, 2011 11:37



Поблукав ещё немного среди глиняных заборов и стен в поисках бань , выходим к традиционному купеческому дому Кхан-е Лари(или просто-дом Лари). вход 1$ . Кхан-е переводится как дом. Постройка относится к середине 19 века и по архитектуре практически ничем не отличается от музея воды, который мы посетили утром. Разве что проигрывает ему по красоте лепного декора. Во внутреннем дворе стоит старинный дастархан. Дом примечателен тем , что в одной из комнат стены и потолок обклеены фотографиями европейских девушек 19 века в соответствующей одежде. И всё это декорировано узором из мелких зеркал. смотрится забавно и очень нехарактерно для Ирана.















































После дома Лари была ещё небольшая порция глинобитных домов. Очень хотелось выйти на нормальную улицу где ездят машины и ходят люди, но Костя посчитал что хорошего традиционного дома никогда не бывает много и повел нас через эти лабиринты к мавзолею Заде Джафар. Вход в эту мечеть раздельный для мужчин и женщин. Сначала зашли девушки. Потом, обойдя комплекс справа, зашли мы с ребятами. я попытался протащить внутрь штатив, но эта попытка сразу же была пресечена смотрителем на входе и пришлось оставить его вместе с обувью... Фотографии интерьера сделаны Надей в женской половине мечети. Вообще заметил такую закономерность-в мужской части всех мавзолеев постоянно возникали проблемы с фотосъемкой в отличии от женской части где проблем не было вообще, так что учитывайте этот момент. Интерьер выполнен в лучших традициях мастеров Шираза и очень напоминает мавзолей Шах-е Черах. Купол и стены покрыты мозаикой переотражающей миллионы огоньков, по низу стен идет отбивка из зеленого оникса. Смотритель не разрешил мне сфотографировать главный зал и четко следил чтобы я не баловался =). Когда мы вышли на улицу и отошли метров 50, меня догнал работник мавзолея с забытым мной штативом в руках...











































После Заде Джафар путь наш лежит в общественные бани Йезда. Сегодня они уже не используются по прямому назначению, а служат в качестве музея и места отдыха. здесь можно перекусить, отдохнуть в удобных мягких креслах, попить чайка и расслабиться. Меня прежде всего интересовал очень красивый необычный интерьер. Основная часть бань состоит из двух просторных залов, в одном из которых стоят длинные общие столы и находится бассейн. расположиться можно не только на креслах и стульях, но и на дастархане. За чай и входной билет отдали по 2$ когда уходили. Место очень приятное и неплохо компенсирует огромный массив глинобитной архитектуры просмотренной за день.

















Стоит поближе познакомиться с еще одним видом зданий, популярных в Иране. Эти здания используются в иранских городах на протяжении многих столетий, а сегодня превратились в составную часть почти каждой квартиры и каждого дома в мире. Речь идет о бане. Хотя сегодня баня превратилась в составной элемент архитектуры дома или квартиры под названием «ванная», в недалеком прошлом бани были отдельным архитектурным элементом города и строились отдельно.

Сохранившиеся до наших дней бани не только несут на себе оттенок архитектурных стилей различных отрезков истории Ирана, но и содержат в себе ценную этнологическую информацию. бани были постоянным зданием для омывания и очищения тела и соблюдения личной гигиены, но, наряду с этим, бани служили центром для встреч и распространения новостей в Иране. Некоторые из важнейших исторических событий в Иране происходили в банях. Иранские поэты и писатели посвятили бане немало аллегорий и метафор, о бане написано немало занимательных рассказов.

Человек с первых же дней своего существования на Земле, наряду с поиском пропитания, жилья и одежды, занимался личной гигиеной, т.е. умывался и очищал свое тело, повсюду, где имелась вода, в реке, у родника, в уголке пещеры. Этнологические исследования в первобытных общинах говорят о том, что строительство и использование бань в Иране было распространено с древних времен, и иранцы всегда уделяли особое внимание общественным центрам гигиены.
Древнейшая баня в Иране обнаружена на руинах дворцового комплекса Персеполис (Тахти-Джамшид), где, помимо одной общей бани, в каждом из дворцов было по одной частной бане.
Почти все иранские народы на протяжении всех исторических периодов уделяли особое значение чистоплотности и личной гигиене. Чистоплотность имела двойное значение: во-первых, это было очищение тела, а во-вторых, очищение души. Древние храмы в Иране, как правило, строились рядом с текучими водотоками или родниками, и купание и очищение в какой-то степени считалось религиозным обрядом.
Мусульманский историк и путешественник Масуди, живший в 10 веке, в своей книге «Муравведж-аз-захаб» (Распространение религий) упоминает некоторые исторические находки, которые заслуживают немалого внимания. В своей книге он отмечает печати и перстни сасанидского царя Хосрова Парвиза, где повелитель изображен рядом с рекой или во время купания.
Появление Ислама изменило многие политические судьбы и художественные традиции во многих странах, и Иран исключением из этого правила не был. Чистота и чистоплотность имеет в исламском учении особую важность и такие обряды, как обязательный гусл (полное омовение тела), предмолитвенные омовения и ежедневные умывания имеют не только религиозный оттенок, но и большое гигиеническое значение. После прихода ислама в Иран в архитектуре городов и строении таких зданий, как караван-сараи и мечети, выделялись особые помещения для умывания, что, конечно же, приветствовалось простым народом.

Мусульманский историк 10 века Белазери в своей книге «Футух-аль-билад» (Завоевание стран) приводит слова владельца бани в г. Басра (современный Ирак), который оценивает ежедневный доход от своей бани в тысячу дирхемов.
Как явствует из исторических текстов, некоторые архитекторы и строители бань в исламских странах были родом из Ирана и проявляли в сооружении этих важных строений немало вкуса и изящества.
В первые постисламские столетия в разных городах Ирана начало распространяться строительство бань. Так, Азад-ад-даула Дейлами в 11 веке приказал построить пять тысяч бань в одном только Багдаде, на строительстве которых было задействовано около 30 тысяч рабочих.

Заведующие банями старались содержать эти помещения в чистоте, чтобы не повредить их репутацию, проявляя немало щепетильности в отношении чистоплотности своих клиентов. В путевых заметках Насира Хосрова в 12 веке читаем, что этот путешественник после длительного пути основательно запылился и пожелал искупаться в бане в одном из городов, однако в баню его не пустили, пока он не принес с собой чистую одежду, внешний вид которой удовлетворил владельца бани.
По этой же причине в некоторых городах бани сооружались у входных ворот или вдоль базаров и предназначались для путников и рабочих. В правлении Сельджуков, в эпоху расцвета исламской архитектуры, в строительстве общественных заведений вроде бань наблюдается существенное преобразование.

Эта тенденция в той или иной степени продолжалась вплоть до прихода к власти Сефевидов, когда в Иране начали строить красивые, отличающиеся эстетичной внешностью бани. В апогее архитектурного искусства эти бани отделывались различного рода кафельной плиткой и лепными украшениями из гипса.
В путевых заметках известного французского путешественника Шардена говорится, что г. Исфагане во время его проживания имел 163 мечети, 48 медресе, 1082 караван-сарая и 272 бани. Шарден побывал в Исфагане в 17 веке.

С приходом 20 века и коренным изменением образа жизни людей строительство традиционных бань в Иране пошло на убыль, вместо этого все чаще стали сооружаться частные бани или ванные комнаты в домах и квартирах. В настоящее время некоторые исторические бани в Иране превращены в музеи, где туристы и просто любители искусства могут познакомиться с изящным вкусом иранских инженеров и архитекторов, с жизнью простых иранцев в недалеком прошлом. От общественных бань в большинстве городов Ирана сейчас не осталось и следа.
Общественные бани в Иране были не просто местом для очищения тела, а своеобразным центром сходки местных жителей, где они встречались с родственниками и просто знакомыми, улаживали некоторые вопросы, покупали и продавали что-то. Бани также служили местом для традиционного лечения хронических заболеваний, обучения молодежи, обмена полезной информацией.

Этнологи считают, что важнейшими местами, где вести передавались из уста в уста в древнем Иране, были мельницы, базары и бани. Одной из таких вестей, которая навсегда вошла в историю, стала новость о небольшом даре, который султан Махмуд Газневид пожаловал великому иранскому поэту Фирдоуси за его эпическую поэму «Шахнама». В некоторых источниках говорится, что Фирдоуси обиделся на этот скупой подарок и раздал большую часть суммы рабочим бани, таким образом немало унизив султана Махмуда.
К бане также относится печальная история убийства великого иранского визиря Мирзы Таки-хана Амир-Кабира. Амир Кабир (годы жизни 1807-1851) был мудрым и весьма сообразительным политиком, прослужил более трех лет главным визирем при дворе Насереддин-шаха Каджара. Он был окружен при царском дворе корыстолюбивыми и порочными вельможами, которые не могли смириться с его реформаторскими идеями и настроили Насереддин-шаха против визиря. В результате шах издал указ об умерщвлении Амир-Кабира. В тот момент он пребывал в ссылке в саду Фин, в г. Кашане. Шахские палачи зарезали великого политика-реформатора в бане Фин.

И хотя Амир-Кабир провел чуть более трех лет в должности главного визиря, за это время он успел предпринять немало реформаторских начинаний, а его подлое убийство навсегда вписало его имя в историю Ирана. Каждый, кто посещает г. Кашан и прекрасный сад Фин, обязательно заглядывает в баню при этом саде. Историческая баня тесно переплетается в памяти о том прискорбном событии с именем великого государственного деятеля Амир-Кабира.

продолжение следует...

Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/7747.html
Большое иранское путешествие. часть 2. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/9208.html
Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан yura-koshel.livejournal.com/9571.html
Большое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги yura-koshel.livejournal.com/10334.html
Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html
Большое иранское путешествие. часть 6. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11166.html
Большое иранское путешествие. часть 7. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11411.html
Большое иранское путешествие. часть 8. Иранский традиционный дом yura-koshel.livejournal.com/11930.html
Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис yura-koshel.livejournal.com/12297.html
Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем yura-koshel.livejournal.com/12565.html
Большое иранское путешествие. часть 11. Пасаргады yura-koshel.livejournal.com/13055.html
Большое иранское путешествие. часть 12. Ночной Йезд yura-koshel.livejournal.com/13644.html
Большое иранское путешествие. часть 13.  Йезд yura-koshel.livejournal.com/14570.html
Большое иранское путешествие. часть 14. Музей воды Йезда yura-koshel.livejournal.com/14789.html
Большое иранское путешествие. часть 15. Двери Йезда yura-koshel.livejournal.com/15287.html
Большое иранское путешествие. часть 16. Пасмурный Йезд yura-koshel.livejournal.com/15814.html

дом Кхан-е Лари, Иран, общественные бани Йезда, Йезд, мавзолей Заде Джафар

Previous post Next post
Up