Если вам предстоит лететь в Архангельск, скорее всего, вы выберите именно Авиакомпанию «Нордавиа». Ведь они в Северо-Западном регионе на очень хорошем счету. Более того, их штаб как раз базируется в этом городе. Поэтому я и не стал оригинальничать, а взял и выбрал одну из самых пунктуальных авиакомпаний России с местной пропиской. А в качестве вознаграждения просто напросился к ним в гости.
Авиакомпания АО «Нордавиа - региональные авиалинии» («NORDAVIA - regional airlines») - это компания с большой историей. Да, на своём веку она не раз меняла название, но это не мешало им оставаться примером для многих. Официально днём её рождения считают 2 ноября 1929 года. Именно в этот день был подписан приказ Всесоюзного общества «Добролет» о создании в Архангельске Управления воздушной линии Архангельск-Усть-Сысольск (Сыктывкар). В итоге уже 4 февраля 1930 года четырехместный самолет с бортовым номером 119 под управлением летчика Константина Дедущенко поднялся с Кегостровского аэродрома и успешно совершил рейс по маршруту Архангельск - Усть-Сысольск - Архангельск. Первыми пассажирами были делегаты Коми области, возвращавшиеся с сессии крайисполкома. Дальше больше. В январе 1931 года создается архангельское Управление воздушных линий Северного края. Именно с этого момента начинается активное освоение воздушного пространства Поморья. На первых порах самолёты летали по принципу маршрутного такси, хотя билеты приходилось покупать заранее. Чаще всего перелеты проходили по маршруту Архангельск - Лукошинское - Усть-Цильма - Архангельск. Первый полноценный пассажирский рейс по маршруту Архангельск - Москва состоялся только в 1948 году. К середине 50-хх воздушная сеть покрыла большинство крупных городов европейского севера.
2.
В 1963 году был основан Архангельский объединенный авиационный отряд. В этом же году на воздушные линии до Москвы и Ленинграда вышли комфортабельные многоместные самолеты ИЛ-18. В марте 1974 года в Архангельске прописывается скоростной самолет ТУ-134, через год ТУ-154. Пассажиропоток из год в год показывал рекорд за рекордом. Из Архангельска можно было улететь чуть ли не в 60 крупнейших городов Союза. А потом настали 90-е. Каждый стал тянуть одеяло на себя, в результате в Архангельской области появилось нескольких самостоятельных авиакомпаний, в том числе ФГУП АВЛ - «Архангельские воздушные линии». В 2004 году эти ребята вошли в группу компаний «Аэрофлот» и имя им дали соответствующее - «Аэрофлот-Норд». Но мы же за настоящую конкуренцию, правда? В итоге у компании появились другие акционеры, и 27 ноября 2009 года она получила сегодняшнее название.
3.
Сегодня Авиакомпания АО «Нордавиа - региональные авиалинии» является одной из ведущих в Северо-Западном регионе, при этом она начала засматриваться и на другие регионы. По итогам прошлого года «Нордавиа» перевезла 1 087 538 человек. Что касается конкретно Архангельска, то их доля на данный момент составляет 35 %. Между прочим, «Нордавиа» - первая из российских авиакомпаний вступила в Европейскую ассоциацию региональных перевозчиков (ERA). А ещё с 2009 года у них есть сертификат безопасности IOSA. Очень важная бумажка, далеко не у всех она есть! С 2011 года авиакомпания Нордавиа - действительный член Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA).
4. Центр управления полетами АК «Нордавиа». В смене работает пять человек, круглосуточно два.
5. Тренировочный класс
6. Макет кабины
С Владимиром Симоновым много говорили о подготовке пилотов компании. У них в этом плане всё ок. Каждый пилот в среднем один месяц в год учится, там проходит переподготовку и т.д. А меня ещё интересовал вопрос, часто ли при посадке используется автопилот, можно ли, сидя в салоне, определить, кто сажает, человек или машина? Как оказалось, всё не так просто, можно заметить лишь, если за штурвалом стажёр. А так, например, лично он (да, он ещё и действующий пилот) надеется на автопилот не часто, ведь тренировка никому ещё не мешала. Лишь изредка, когда сильно уставший, под утро, туман… При взлёте автопилот точно не используется, а на каком этапе его подключать, это каждый выбирает сам. Иногда, например, для тренировки, рейс полностью проходит на руках. Всего в компании сейчас 90 пилотов, включая двух штурманов. Будут новые самолёты, численность увеличится. На каждый самолёт нужно примерно пять экипажей.
7. Знакомьтесь, лётный директор «Нордавиа» Владимир Симонов.
Что касается бортпроводников, то на данный момент их 154, это не считая тех, кто повышает сейчас демографию. Работают в основном девушки, мужчин где-то процентов десять. Я также поинтересовался, были ли какие-то интересные случаи (в хорошем плане) на борту ваших самолётов. Были ситуации (два-три раза) когда мужчина девушке делал предложение, и она соглашалась. В один из таких рейсов парень даже захватил на борт ящик шампанского и всех угостил. Конечно, это было согласовано заранее, но если сильно приспичило, можно и горы свернуть. Чем не повод дружить с пресс-службой. Было предложение и от заместителя директора московской обсерватории, что, мол, планируется через несколько месяцев солнечное затмение и оно будет только хорошо видно над Северным полюсом и типа, а не могли бы вы там пролететь в это время :). И Нордавиа - смогли! Зато половину билетов на рейс купили астрономы, журналисты и неравнодушные…
8. Виктория Ивахнова, начальник службы бортпроводников «Нордавиа».
9. Как менялась форма стюардесс. Сейчас красненькая.
Сейчас у компании десять самолётов (9 Boeing 737-500 и 1 Boeing 737-700), и, как я понял, скоро их ждёт пополнение.Также используются 4 самолёта типа Ан-24 по партнёрской программе с авиакомпанией «Псковавиа». В их планах за пять лет удвоить самолетный парк. При этом основной фокус по мере роста аппетита смещается от обычного регионального перевозчика в сторону полноценной магистральной авиакомпании. Добиться такого результата помогает и стратегическое партнёрство с авиакомпанией Red Wings. Они работают в рамках авиационного альянса, используя маршрутную сеть друг друга, единная сеть продажи билетов и т.д.
10.
Кроме этого, компания в последние годы усиленно работает над собой, объявила «войну» задержкам и оптимизировала свою маршрутную сеть. Результаты, не заставили себя долго ждать, теперь у них средний показатель регулярности выполнения полетов по данным Росавиации составляет 99,3%.
11.
С одной стороны может показаться, что Аэрофлот уже всех подвинул, а оказывается на рынке авиационных перевозок очень серьёзная конкуренция, более 100 авиакомпаний на сегодняшний день работает в России, при этом маржа у компаний очень незначительная. А теперь внимание, восемь месяцев в году практически все наши авиакомпании работают себе в убыток. Т.е. плюсовая денежка им капает лишь с мая по сентябрь, у кого-то этот срок ещё меньше. А зимой каждый рейс приносит по 200 000 - 400 000 (до 900 000) рублей убытков. Для примера, себестоимость рейса продолжительностью два часа составляет сегодня примерно 1 200 000 рублей. Да, друзья, на дешёвые билеты мы можем не рассчитывать. В качестве примера несколько цифр. В июне 2017 года тонна керосина стоила 33 тысячи рублей, а в этом году уже более 45 тысяч рублей. При этом продолжают расти быстрыми темпами и аэропортовые расходы, плюс валюта растёт, а это тоже отрицательно влияет на финансовые показатели авиакомпаний. Растёт и зарплата пилотов, так как их реально не хватает и компаниям приходится бороться за кадры. Вот на нас всё это и откликнется уже в ближайшее время. Т.е. в целом только за последние полгода, как признался Анатолий Семенюк, расходы компании выросли на 15 %, а их средний тариф вырос где-то на 6 %. И при этом они стараются и в таких условиях находить силы, сокращать издержки и работать для нас.
12. А ещё я познакомился с Анатолием Семенюком, генеральным директором «Нордавиа», можно сказать теперь про них я знаю всё. Со своей стороны им желаю, чтоб всё задуманое получилось и даже больше, ведь мы, как потребители, от этого только выиграем!
Большое спасибо
Союз «Архангельская ТПП» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Из серии Сделано в Архангельске:
Ещё из моих поездок по Архангельской области:
#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановАрхангельске #Нордавиарегиональныеавиалинии #Нордавиа #АэропортАрхангельск #АэропортТалаги #tpparh #ТППАО #Архангельск #Блогередетпозаводам #АрхангельскаяТПП #Архангельскаяобласть